СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВС Российский патент 2005 года по МПК F02B37/12 

Описание патента на изобретение RU2265736C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания.

Известен способ регулирования турбонаддува ДВС, в котором в турбине, состоящей из сужающихся каналов направляющего аппарата и рабочего колеса, проходные сечения которых настроены на режим номинальной мощности ДВС, и при работе на режиме максимального крутящего момента производят сужение канала на выходе из направляющего аппарата для увеличения активной составляющей вырабатываемой турбиной мощности и соответственно производительности компрессора и расхода воздуха на данном режиме [1; 2].

Недостатком такого способа регулирования является то, что при работе ДВС на режиме максимального крутящего момента выпускные газы подвергаются резкому сжатию на выходе из направляющего аппарата и внезапному расширению на входе в рабочее колесо турбины, при этом теряется часть располагаемой энергии выпускных газов и снижается к. п.д. турбины, что приводит к уменьшению мощности турбины и соответственно производительности компрессора и расхода воздуха на данном режиме. Таким образом снижается эффективность способа регулирования турбонадува ДВС.

Целью данного изобретения является повышение эффективности регулирования турбонаддува ДВС.

Цель изобретения достигается тем, что в способе регулирования турбонаддува ДВС, обеспечивающем требуемый расход воздуха для ДВС, турбина состоит из суживающих каналов направляющего аппарата и рабочего колеса, согласно изобретению, при работе ДВС на режиме максимального крутящего момента проходное сечение канала в осевой части рабочего колеса и в пространстве за рабочим колесом минимально. При работе ДВС на режиме номинальной мощности производят расширение канала в осевой части рабочего колеса и в пространстве за рабочим колесом. Цилиндрическая поверхность канала радиально-осевой турбины, расположенная в осевой части рабочего колеса и за рабочим колесом, может быть образована размещенными в корпусе турбины, по меньшей мере, тремя дугообразными пластинами. Каждая из пластин с тыльной стороны установлена через рычаг на выполненной в корпусе турбины оси с возможностью поворота в радиальном направлении и шарнирно соединена через шток с рычагом соседней пластины таким образом, что при повороте рычага одной пластины на определенный угол происходит поворот рычагов остальных пластин на такой же угол.

Чертежи, поясняющие изобретение:

фиг.1 - регулируемая турбина,

фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

На фиг.1 цилиндрическая поверхность канала радиально-осевой турбины 1 расположена в осевой части 2 рабочего колеса 3 и в пространстве 4 за рабочим колесом 3. Данная поверхность (см. фиг.2) образована размещенными в корпусе турбины 1 четырьмя дугообразными пластинами 5, 6, 7, 8, которые с тыльной стороны установлены через рычаги 9, 10, 11, 12 на выполненных в корпусе турбины 1 осях 13, 14, 15, 16 с возможностью поворота в радиальном направлении и шарнирно соединены через штоки 17, 18, 19, 20 с рычагами 10, 11, 12, 9 соседних пластин 6, 7, 8, 5 таким образом, что при повороте рычага одной пластины, например рычага 9 пластины 5 на угол α, происходит поворот рычагов 10, 11, 12 остальных пластин 6, 7, 8 на такой же угол α. Поворот осуществляется регулирующим механизмом 21 через выведенную наружу корпуса турбины 1 ось 13.

Способ регулирования турбонаддува ДВС работает следующим образом. При работе ДВС на режиме максимального крутящего момента дугообразные пластины 5, 6, 7, 8 находятся в положении, при котором проходное сечение канала в осевой части 2 рабочего колеса 3 и в пространстве 4 за рабочим колесом 3 минимальное (на фиг.2 показано пунктиром). Ввиду того, что остальные проходные сечения каналов турбины 1 настроены на данный режим, турбонаддув обеспечивает ДВС требуемым расходом воздуха. При работе ДВС на режиме номинальной мощности регулирующим механизмом 21 поворачивают рычаги 9, 10, 11, 12 дугообразных пластин 5, 6, 7, 8 в сторону увеличения проходного сечения канала в осевой части 2 рабочего колеса 3 и в пространстве 4 за рабочим колесом 3, что приводит к уменьшению реактивной составляющей вырабатываемой турбиной 1 мощности и соответственно производительности компрессора и расхода воздуха на данном режиме. При этом снижается КПД турбины 1 из-за утечек выпускных газов через зазоры, образовавшиеся между дугообразными пластинами 5, 6, 7, 8 и рабочим колесом 3, что приводит к дополнительному уменьшению мощности турбины 1 и соответственно производительности компрессора и расхода воздуха на данном режиме. Таким образом повышается эффективность способа регулирования турбонаддува ДВС.

Источники информации

1. Портнов Д.А. Быстроходные турбонаддувные двигатели с воспламенением от сжатия. // Теория, рабочий процесс и характеристики. Москва, Машгиз, 1963 г, стр.323.

2. Патент РФ №2131981, опубл. 20.06.1999.

Похожие патенты RU2265736C1

название год авторы номер документа
ТУРБОНАДДУВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Магзумьянов Р.Ф.
RU2213234C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВС 2009
  • Магзумьянов Артур Радикович
RU2447305C2
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВС 2003
  • Магзумьянов Р.Ф.
RU2253026C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЙ ТУРБИНЫ С БЕЗЛОПАТОЧНЫМ НАПРАВЛЯЮЩИМ АППАРАТОМ 2004
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Карнаухов Юрий Йосифович
  • Марченко Андрей Петрович
  • Самойленко Дмитрий Евгеньевич
RU2298652C2
КОРПУС РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ТУРБИНЫ ТУРБОКОМПРЕССОРА 2003
  • Королев Г.А.
  • Попов Б.П.
  • Сухоруков Н.В.
  • Грицюк В.Г.
RU2253738C2
Способ автоматического управления топливоподачей дизеля с турбонаддувом и устройство его осуществления 2016
  • Леонов Игорь Владимирович
RU2639401C1
Дизель с импульсным турбонаддувом 1985
  • Симсон Альфред Эдуардович
  • Петросянц Вартан Андроникович
  • Линник Андрей Валентинович
  • Кадневский Владимир Екусилевич
SU1268765A1
СПОСОБ И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ И ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1997
  • Азбель А.Б.
  • Зубрилин Н.Ю.
  • Коробаев Н.А.
  • Нужных В.Н.
  • Цукеров А.М.
  • Михальский Л.Л.
RU2133353C1
ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ 1990
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
RU2011850C1
Двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом 1983
  • Барский Игорь Александрович
  • Орлова Галина Васильевна
SU1134753A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 265 736 C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВС

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с турбонаддувом. Изобретение позволяет повысить эффективность регулирования турбонаддува ДВС. В способе регулирования турбонаддува ДВС турбина состоит из суживающих каналов направляющего аппарата и рабочего колеса. При работе ДВС на режиме максимального крутящего момента проходное сечение канала в осевой части рабочего колеса и в пространстве за рабочим колесом минимально. При работе ДВС на режиме номинальной мощности производят расширение канала в осевой части рабочего колеса и в пространстве за рабочим колесом. Цилиндрическая поверхность канала радиально-осевой турбины, расположенная в осевой части рабочего колеса и за рабочим колесом, образована размещенными в корпусе турбины, по меньшей мере, тремя дугообразными пластинами. Каждая из пластин с тыльной стороны установлена через рычаг на выполненной в корпусе турбины оси с возможностью поворота в радиальном направлении. Каждая из пластин шарнирно соединена через шток с рычагом соседней пластины таким образом, что при повороте рычага одной пластины на определенный угол происходит поворот рычагов остальных пластин на такой же угол. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 265 736 C1

1. Способ регулирования турбонаддува ДВС, обеспечивающий требуемый расход воздуха для ДВС, в котором турбина состоит из суживающих каналов направляющего аппарата и рабочего колеса, отличающийся тем, что при работе ДВС на режиме максимального крутящего момента проходное сечение канала в осевой части рабочего колеса и в пространстве за рабочим колесом минимально, а при работе ДВС на режиме номинальной мощности производят расширение канала в осевой части рабочего колеса и в пространстве за рабочим колесом.2. Способ регулирования турбонаддува ДВС по п.1, отличающийся тем, что цилиндрическая поверхность канала радиально-осевой турбины, расположенная в осевой части рабочего колеса и за рабочим колесом, образована размещенными в корпусе турбины, по меньшей мере, тремя дугообразными пластинами, каждая из которых с тыльной стороны установлена через рычаг на выполненной в корпусе турбины оси с возможностью поворота в радиальном направлении и шарнирно соединена через шток с рычагом соседней пластины таким образом, что при повороте рычага одной пластины на определенный угол происходит поворот рычагов остальных пластин на такой же угол.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2265736C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Магзумьянов Р.Ф.
RU2131981C1
1979
  • Анимова Валентина Григорьевна
  • Золотов Юрий Николаевич
  • Лубченко Михаил Ильич
  • Ровенский Изидор Леонтьевич
  • Савченко Маркс Викторович
  • Степаненко Юрий Иванович
  • Тараненко Лидия Николаевна
  • Томилко Геннадий Иванович
SU826057A1
SU 2055995 C1, 10.03.1996
DE 3507095 А1, 12.09.1985
ОДНОГИРОСКОПНЫЙ КОРРЕКТИРУЕМЫЙ ГИРОКОМПАС (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Бержицкий В.Н.
  • Жбанов Ю.К.
  • Смоллер Ю.Л.
  • Юрист С.Ш.
RU2169349C1
US 4467607 A, 28.08.1984.

RU 2 265 736 C1

Авторы

Магзумьянов Р.Ф.

Даты

2005-12-10Публикация

2004-03-22Подача