ТОРЦОВАЯ ЗУБЧАТО-РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА Российский патент 2005 года по МПК F16H25/06 

Описание патента на изобретение RU2265765C2

Предлагаемое изобретение касается конструкции механических передач и направлено на повышение их нагрузочной способности и увеличение передаточного отношения в одной ступени.

В настоящее время наибольшее распространение получили зубчатые передачи с эвольвентным профилем зубьев.

Одним из существенных недостатков подобных передач является малое передаточное отношение в одной ступени

где zк - число зубьев колеса;

zш - число зубьев шестерни.

Увеличение значения i возможно за счет уменьшения числа зубьев шестерни zш. Однако у эвольвентных передач это практически невозможно, т.к. при zш<16 начинается подрез ножки зуба.

На практике для одноступенчатой зубчатой передачи используется ограничение i≤6, т.к. при i>6 возрастают габариты передачи, что приводит к применению многоступенчатых вариантов и, как следствие, к увеличению металлоемкости приводов.

Известна планетарная передача [1], состоящая из корпуса, ведущего диска с торцовым кулачком, ведомого диска, имеющего торцовые зубья, неподвижно связанный с корпусом сепаратор и размещенные в прорезях сепаратора ролики. При вращении ведущего диска его торцовый кулачок воздействует на ролики и перемещает их поочередно во впадины ведомого диска, заставляя его вращаться.

Данная передача может реализовать значительные передаточные отношения, но имеет существенный недостаток. Ролик одновременно контактирует с рабочими поверхностями ведущего и ведомого дисков (колес), вращающихся с разными угловыми скоростями, т.е. во время работы передачи ролики не перекатываются, а скользят по поверхности одного из колес. Время скольжения пропорционально передаточному отношению.

Предлагаемая конструкция торцовой зубчато-роликовой передачи исключает подобный недостаток за счет применения пары роликов, помещенных на одной оси.

На фиг.1 представлена конструктивная схема торцовой зубчато-роликовой передачи. На валу 1 расположено ведущее колесо 2, имеющее два зуба с винтовым профилем. На ведомом валу 3 находится ведомое колесо 4, имеющее четырнадцать зубьев винтового профиля. При вращении колеса 2 под действием винтовой поверхности зуба внутренние ролики 5, свободно сидящие на осях 6, двигаются в осевом направлении передачи. Через оси 6 это движение передается на ролики 7, которые, контактируя с винтовой поверхностью зубьев колеса 4, заставляет его вращаться. Возвратно-поступательное движение роликов вдоль оси передачи обеспечивается расположением осей роликов в продольных пазах промежуточного неподвижного кольца 8. Таким образом, вращательное движение шестерни с винтовым профилем зубьев преобразуется в поступательное движение роликов, которое, в свою очередь, преобразуется во вращательное движение ведомого колеса.

Схема работы передачи представлена на фиг.2. Развертки ведущего 2 и ведомого 4 колес условно приведены к одному диаметру, хотя на схеме (фиг.1) диаметр шестерни 2 меньше диаметра колеса 4.

При числе зубьев шестерни, равном двум, необходимо иметь четыре ролика (ролики 5 и 7 на схеме проецируются в один).

При перемещении развертки 2 вправо, что соответствует вращению шестерни по часовой стрелке, и при неподвижной развертке 4 ролики будут перемещаться в том же направлении, но с траекторией движения, соответствующей профилю зубьев колеса 4.

В случае ограничения движения ролика вдоль разверток и возможности его движения в перпендикулярном направлении (вдоль оси передачи) развертка 4 будет двигаться в обратном направлении.

На фиг.3 показана схема взаимодействия звеньев передачи.

При движении развертки шестерни вправо (по стрелке) рабочая поверхность зуба шестерни АшВш заставит двигаться ролик 5 в перпендикулярном направлении. Ролик 7, расположенный на одной оси с роликом 5, действуя на рабочую поверхность зуба колеса АкВк, выполняет рабочий ход и перемещает развертку колеса влево.

Одновременно вторая пара роликов 5, 7 под действием нерабочей поверхности зуба колеса aкbк совершает холостой ход, возвращаясь в исходное положение. Во время движения по горизонтальному участку К вершина зуба ак пройдет над роликом 7 и он коснется рабочей поверхности зуба колеса. Последующее движение развертки шестерни заставит эту пару роликов совершить рабочий ход.

Зубья колеса и шестерни должны быть несимметричными (как показано на схеме фиг.3) и изготовлены с учетом перекрытия для обеспечения непрерывности работы передачи. Следовательно, передача не может быть реверсивной.

Число зубьев шестерни может быть равным 1, 2, 3. При одном зубе необходимы два поочередно нагружаемых ролика, однако тогда нагрузка на колеса будет несимметрична. При трех зубьях и шести роликах увеличиваются габариты передачи. Оптимальным будет число зубьев, равное двум при четырех роликах (фиг.2).

На фиг.4 показано соотношение сил, действующих на звенья передачи. При вращении шестерни движущим моментом Тш на ролик в точке контакта будет действовать окружная сила

где dш - средний диаметр зубьев шестерни.

Осевая сила, движущая ролик

где αш - угол наклона винтовой линии зуба шестерни.

Окружное усилие, действующее на зуб колеса, определится

где αк - угол наклона винтовой линии зуба колеса.

В рассмотренном соотношении профилей шестерни и колеса их направления движения обратны. Возможно реализовать движение в одном направлении (фиг.5).

В конструкции на фиг.1 в местах контакта зубьев и роликов, а также осей роликов и направляющих пазов неподвижного кольца реализуется трение качения. Однако в местах контакта роликов и неподвижного кольца действует трение скольжения при их вращательном и возвратно-поступательном движении. Поэтому контакт следует выполнить плоским с помощью лысок на кольце (фиг.6, где 5 - ролик шестерни; 7 - ролик колеса; 6 - ось роликов; 2 - неподвижное кольцо).

Конструкция узла, обеспечивающего возвратно-поступательное движение, может быть различной.

Для силовых передач более применима схема, представленная на фиг.7, где 5 - ролик шестерни; 7 - ролик колеса; 6 - ось роликов, закрепленная на втулке 9, скользящей по цилиндрической направляющей 10; 11 - направляющая шпонка.

Для конструкции передачи с подобным роликовым узлом необходимо реализовать схему совпадающего направления движения шестерни и колеса (фиг.5).

Принцип работы передачи исследовался с помощью геометрических построений, разверток зубчатых колес, а также на макете (фиг.8), изготовленном в соответствии с конструктивной схемой (фиг.1). Передаточное отношение определяется по аналогии с торцовой передачей:

Анализ результатов исследований показал, что данная конструкция может реализовывать передаточные отношения i=5; 7; 9; 11; 13; 15...

Соответственно число зубьев ведомого колеса должно быть равным 10; 14; 18; 22; 26; 30...

Источники информации

1. SU 1587271 А1. Планетарная передача. 23.08.1990

2. SU 1364792 A1. Планетарная зубчато-винтовая передача. 07.01.1988.

Похожие патенты RU2265765C2

название год авторы номер документа
ЗУБЧАТАЯ РОЛИКОВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА 2003
  • Тупицын Альберт Алексеевич
  • Тупицын Алексей Альбертович
RU2271486C2
ЗУБЧАТАЯ ШАРНИРНО-РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА 1999
  • Тупицын А.А.
  • Тупицын А.А.
RU2177090C2
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ЗАЦЕПЛЕНИЕМ ЧЕРЕЗ "ТРЕТЬЕ ТЕЛО" 2003
  • Тупицын Альберт Алексеевич
  • Тупицын Алексей Альбертович
RU2283447C2
ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С НЕВРАЩАЮЩЕЙСЯ ВТУЛОЧНО-РОЛИКОВОЙ ЦЕПЬЮ 2001
  • Тупицын А.А.
  • Тупицын А.А.
RU2203443C2
ТОРЦЕВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2007
  • Тупицын Алексей Альбертович
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Милованов Алексей Игоревич
  • Тупицын Альберт Алексеевич
  • Ревенский Алексей Алексеевич
RU2354870C1
ТОРЦОВЫЙ ЗУБЧАТО-ШАРИКОВЫЙ ВАРИАТОР 2005
  • Тупицын Альберт Алексеевич
  • Тупицын Алексей Альбертович
RU2315215C2
Планетарная прецессионая передача 1988
  • Стрельников Виктор Никитович
SU1753101A1
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ 2013
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Сковородин Александр Владимирович
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Захаркин Николай Владимирович
RU2539438C1
УСТАНОВКА НАСОСНАЯ ПОРШНЕВАЯ 2008
  • Аноховский Вениамин Николаевич
RU2387876C2
Планетарный редуктор 1990
  • Богатырев Павел Иванович
  • Наговицын Алексей Васильевич
SU1740827A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 265 765 C2

Реферат патента 2005 года ТОРЦОВАЯ ЗУБЧАТО-РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции механических передач. Передачу движения в торцовой зубчатой передаче от зуба ведущего колеса 2 на зуб ведомого колеса 4 осуществляют через пару роликов 5 и 7. Ролики 5, 7 размещены в неподвижном кольце 8 и помещены на оси так, что внутренний ролик 5 контактирует с зубом ведущего колеса 2, а наружный 7 - с зубом ведомого 4. Технический результат - расширение возможностей использования, упрощение конструкции. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 265 765 C2

Торцовая зубчатая передача, содержащая два соосных зубчатых колеса, контактирующие с зубьями колес ролики, размещенные в неподвижном кольце с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль оси передачи, отличающаяся тем, что передача движения от зуба ведущего колеса на зуб ведомого колеса осуществляется через пару роликов, помещенных на оси так, что внутренний ролик контактирует с зубом ведущего колеса, а наружный - с зубом ведомого.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2265765C2

Планетарная передача 1988
  • Пашкевич Михаил Федорович
  • Янукович Станислав Францевич
  • Дерученко Александр Иванович
  • Денисов Евгений Герасимович
  • Самуйлов Олег Павлович
SU1587271A1
Планетарная зубчато-винтовая сферическая передача 1986
  • Сапунов Павел Иннокентьевич
SU1364792A1
Передача с торцевыми зубьями и пересекающимися осями вращения колес 1976
  • Нечаев Александр Иванович
SU892062A1
Планетарная передача 1987
  • Довженко Виктор Иосифович
  • Ананьевский Всеволод Анатольевич
  • Кармугин Борис Владимирович
  • Згонник Марина Валентиновна
SU1728560A1
Планетарная передача 1986
  • Ваганов Виктор Александрович
  • Мороз Александр Иванович
  • Хлебников Константин Николаевич
SU1402739A1

RU 2 265 765 C2

Авторы

Тупицын А.А.

Тупицын А.А.

Даты

2005-12-10Публикация

2003-01-13Подача