Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции сдвижной двери кабины летчиков или грузовой кабины летательного аппарата.
Известны конструкции сдвижной двери транспортного средства (Патент Англии №1114981, НКИ B 7 J, 1968; Патент Англии №2126173, МКИ B 60 J/06, 1984 или Патент ЕПВ №102053, МКИ B 60 J 5/06, 1992) с механизмами подвески двери, обеспечивающими ее скольжение вдоль кузова и расположение двери в закрытом положении заподлицо с поверхностью кабины.
Наиболее близким по конструкции аналогом является Патент ЕПВ №102053, МКИ B 60 J 5/06, 1992, в котором конструкция крепления сдвижной двери автомобиля включает три рельсовые направляющие с дугообразными концами, обращенными в дверной проем. Верхняя и нижняя направляющие установлены вверху и внизу дверного проема, а средняя направляющая установлена между ними с внешней стороны кабины. Узлы подвески двери включают каретки, каждая из которых связана с соответствующим кронштейном, закрепленным на каркасе двери, и имеет ролики, взаимодействующие с рельсовой направляющей.
Средняя каретка является управляющей движением двери, прикреплена своим основанием шарнирно к соответствующему кронштейну каркаса двери и выполнена с одним вертикальным опорным роликом (с горизонтальной осью вращения) и двумя горизонтальными направляющими роликами (с вертикальной осью вращения), для которых у фигурных в сечении рельсовых направляющих выполнены соответствующие дорожки с опорными поверхностями.
Наличие двух направляющих роликов обеспечивает перемещение каретки по дугообразному участку средней направляющей с поворотом основания каретки вокруг шарнира при поперечном перемещении двери в направлении проема при ее закрытии совместно с работой верхнего и нижнего узлов подвески.
Недостатком такой конструкции является выполнение средней направляющей с дугообразным концом. Установка такой двери на летательном аппарате требует наличия дополнительных деталей в дверном проеме, что приводит к ослаблению и усложнению окантовки дверного проема, а также требует установки дополнительного уплотнения.
Заявляемым изобретением решается задача создания конструкции сдвижной двери кабины летательного аппарата, не требующей установки дополнительных элементов в дверной проем и дополнительных уплотнений.
Поставленная задача решена тем, что в сдвижной двери кабины летательного аппарата, содержащей каркас, три узла навески с каретками, взаимодействующими с тремя продольными направляющими, две из которых установлены вверху и внизу дверного проема и выполнены с дугообразными концами, обращенными в дверной проем, а средняя направляющая установлена между ними с внешней стороны кабины, средняя направляющая выполнена прямолинейной, а на средней каретке установлена шарнирно Г-образная качалка, одно плечо которой шарнирно соединено с кронштейном среднего узла навески, а на другом плече качалки установлен ролик с вертикальной осью вращения, для которого на средней направляющей выполнены продольная дорожка и ограничитель хода ролика с упором и поперечным пазом. Оси ролика и шарниров параллельны.
Положение ограничителя хода ролика с упором и поперечным пазом на средней направляющей выбрано из условия расположения каретки при закрытой двери впереди поперечного паза, а ролика - внутри поперечного паза.
Наличие Г-образной качалки и направляющего ролика обеспечивает поперечное движение двери в направлении проема при прохождении ролика по поперечному пазу и повороте качалки при закрытии двери и обратное движение при ее открывании.
Выполнение средней направляющей прямолинейной, без дугообразных концов упрощает конструкцию деталей окантовки сдвижной двери, упрощает конструкцию среднего узла навески, освобождает дверной проем от дополнительных деталей, предотвращает ослабление проема. При таком "чистом" дверном проеме уплотнение расположено в одной плоскости.
Кроме того, использование поворотной Г-образной качалки при прямолинейной форме средней направляющей позволяет утопить последнюю за обшивку кабины и исключить ее влияние на аэродинамику вертолета.
Выбор положения поперечного паза по длине средней продольной направляющей из условия расположения каретки при закрытой двери впереди поперечного паза, а направляющего ролика качалки внутри поперечного паза обеспечивает дополнительное поджатие и надежное удержание двери в закрытом положении. При этом отпадает необходимость установки специальной защелки.
На фиг.1 изображена сдвижная дверь летательного аппарата в закрытом положении; на фиг.2, 3, 4 - сечение А-А среднего узла навески в разных положениях двери; на фиг.5 - сечение Б-Б фиг.3.
Сдвижная дверь летательного аппарата содержит каркас 1, три узла навески 2 (фиг.1) и три продольные направляющие 3, 4 и 5. Продольные направляющие 3 и 5 установлены вверху и внизу дверного проема и выполнены с дугообразными концами, обращенными в дверной проем. Верхний и нижний узлы навески 2 включают кронштейны, прикрепленные соответственно к верхнему и нижнему участкам каркаса 1 двери, и каретки с роликами (не показаны), взаимодействующие со своими продольными направляющими 3 или 5. Средняя продольная направляющая 4 выполнена прямолинейной и установлена на уровне между продольными направляющими 3 и 5 с внешней стороны кабины (фиг.1, 2). Она примыкает своим концом к шпангоуту 6, ограничивающему дверной проем с правой стороны (фиг.2).
Средняя каретка 7 в предлагаемом примере выполнения представляет собой ползун с пазом (фиг.5), а средняя направляющая 4 имеет вид продольного U-образного рельса, наружная вертикальная полка 8 которого сверху выполнена с профилем сопряжения с пазом каретки 7.
В случае необходимости обеспечения более легкого хода каретки за счет замены трения скольжения на трение качения средняя каретка 7 может быть выполнена не в виде ползуна, а с одним или двумя вертикально расположенными роликами (с горизонтально расположенной осью вращения). Продольная направляющая 4 в этом случае должна иметь соответствующую дорожку с опорной поверхностью для роликов каретки.
Все элементы конструкции продольной направляющей 4, расположенной с внешней стороны кабины, полностью утоплены за поверхность ее обшивки 9 (фиг.1, 2).
К консольной части каретки 7, выступающей за поверхность обшивки 9 кабины, шарнирно с помощью оси 10 прикреплена Г-образная двуплечая качалка 11. Одно плечо Г-образной качалки 11 с помощью шарнира 12 соединено с кронштейном 13 среднего узла навески двери (фиг.4, 5), а на другом плече установлен ролик 14 с вертикальной осью вращения. Таким образом, оси шарнирного крепления Г-образной качалки 11 к кронштейну 13 и к каретке 7 и ось ролика 14 параллельны.
В средней направляющей 4, в нижней части U-образного рельса, для ролика 14 выполнена специальная продольная дорожка 15. А на внутренней стенке направляющей 4 вблизи шпангоута 6 закреплен ограничитель хода 16 с упором 17 и поперечным пазом 18 для ограничения и изменения направления хода ролика 14 перед шпангоутом 6.
Г-образная качалка 11 с роликом 14 является управляющей движением двери. Положение поперечного паза 18 и упора 17 на поперечной направляющей 4 относительно шпангоута 6, длина поперечного паза 18, а также длина плеч и угол между плечами Г-образной качалки 11 определяют координационное движение двери при ее продольном перемещении и поперечном движении в направлении проема. Для регулирования работы среднего узла навески 2 можно перемещать узел ограничителя хода 16 с упором 17 и поперечным пазом 18 по длине направляющей 4 относительно шпангоута 6. В частности, положение поперечного паза 18 может быть выбрано таким, что при закрытом положении двери каретка 7 оказывается впереди поперечного паза 18, т.е. ближе к шпангоуту 6. Ось шарнирного крепления Г-образной качалки 11 также расположена впереди оси вращения ролика 14, а сам ролик 14 при этом расположен в поперечном пазу 18. При этом ролик 14 прошел свое крайнее положение в поперечном пазу 18 (фиг.2). Это предотвращает самопроизвольное перемещение двери в обратном направлении и обеспечивает некоторую фиксацию двери в закрытом положении. При последующем открывании двери требуется осуществить поворот качалки с одновременным обратным прохождением ролика внутри поперечного паза 18.
Дверь работает следующим образом.
При закрытии дверь перемещается вдоль кабины летательного аппарата параллельно поверхности обшивки 9 фюзеляжа с постоянным зазором. Каретки трех узлов навески 2 перемещаются по трем продольным направляющим 3, 4 и 5. Средняя каретка 7 (ползун) вместе с Г-образной двуплечей качалкой 11 и направляющим роликом 14, расположенным при этом впереди каретки 7 (фиг.4), перемещается вдоль продольной направляющей 4 при фиксированном положении Г-образной качалки 11. На фигуре 5 пунктиром показано положение ролика 14 на продольной дорожке 15.
При касании роликом 14 упора 17 дверь начинает совершать поперечное движение в направлении обшивки 9 (фиг.3). При этом каретка 7 (ползун) продолжает движение по вертикальной полке 8 направляющей 4, ролик 14 перемещается вдоль поперечного паза 18, а Г-образная качалка 11 поворачивается, обеспечивая совместно с другими узлами навески движение каркаса 1 к проему до полного закрытия двери (фиг.2). В результате каретка 7 оказывается впереди поперечного паза 18, ролик 14 проходит свое крайнее положение в поперечном пазу 18, каркас 1 двери примыкает к уплотнению 19 по периметру проема, а дверь оказывается расположенной заподлицо с обшивкой 9 кабины. В этом положении вследствие расположения каретки 7 впереди направляющего ролика 14, обеспечивается дополнительное поджатие двери в закрытом положении.
При открытии двери работа происходит в обратной последовательности.
Отказ от выполнения средней направляющей с дугообразными концами, обращенными в дверной проем, упрощает установку сдвижной двери на летательном аппарате. При этом не требуется выполнения сложной конструкции дверного проема со срезанными краями, дополнительными крепежными элементами и дополнительным уплотнением. Уплотнение расположено в проеме в одной плоскости. При установке сдвижной двери шириной 1,5 метра в грузовой кабине летательного аппарата ослабление конструкции особенно не желательно.
Дополнительное поджатие двери в закрытом положении предотвращает самопроизвольный сдвиг двери в обратном направлении, что повышает безопасность летательного аппарата. Предлагаемая конструкция позволяет утопить продольную направляющую за обшивку кабины и исключить ее влияние на аэродинамику вертолета.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВЕРЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2005 |
|
RU2300483C1 |
ДВЕРЬ СДВИЖНАЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2022 |
|
RU2789263C1 |
СДВИЖНАЯ ДВЕРЬ КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2004 |
|
RU2268842C1 |
ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2017 |
|
RU2660570C1 |
ДВЕРЬ РАЗДВИЖНАЯ | 2011 |
|
RU2466880C2 |
ДВЕРЬ-ТРАП ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2022 |
|
RU2789486C1 |
Прислонно-сдвижная дверь с электровинтовым приводом | 2022 |
|
RU2780555C1 |
Устройство для аварийного сброса сдвижного блистера летательного аппарата | 1978 |
|
SU713107A1 |
Устройство для подвески горизонтально перемещающейся створки | 1986 |
|
SU1428835A1 |
РАМА ПРОЕМА, ВЫПОЛНЕННОГО В ФЮЗЕЛЯЖЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2532010C2 |
Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкции сдвижной двери кабины летчиков или грузовой кабины летательного аппарата. Сдвижная дверь кабины летательного аппарата содержит каркас, три узла навески с каретками, взаимодействующими с тремя продольными направляющими, две из которых установлены вверху и внизу дверного проема и выполнены с дугообразными концами, обращенными в дверной проем, а средняя направляющая установлена между ними с внешней стороны кабины и выполнена прямолинейной. На средней каретке установлена шарнирно Г-образная качалка, одно плечо которой шарнирно соединено с кронштейном среднего узла навески, а на другом плече установлен ролик с вертикальной осью вращения, для которого на средней направляющей выполнены продольная дорожка и ограничитель хода ролика с упором и поперечным пазом. Технический результат - упрощение конструкции деталей окантовки сдвижной двери, упрощение конструкции среднего узла навески, освобождение дверного проема от дополнительных деталей, предотвращение ослабления проема. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Способ производства пищевого пектина из свекловичного жома | 1955 |
|
SU102053A1 |
Авторы
Даты
2006-01-10—Публикация
2004-04-27—Подача