Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера Российский патент 2024 года по МПК A61B5/00 

Описание патента на изобретение RU2817210C1

Изобретение может быть использовано для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих обучение, в частности, в кочевой форме, на психолого-медико-педагогических консилиумах при обследовании детей от одного года до семи лет включительно.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дети коренных малочисленных народов Севера, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни, смогут получать дошкольное и начальное общее образование в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Следовательно, становится актуальным проведение диагностики психического развития детей дошкольного возраста с целью реализации эффективных моделей дошкольного кочевого образования.

Из уровня техники известен способ диагностики умственного развития детей дошкольного возраста с целью своевременного выявления отклонений от возрастной нормы (детей больных органическим синдромом Брайна) посредством диагностико-терапевтического набора (США, N 4972851, А61В 19/00, 1990).

В контейнере размещены диагностические и дидактические игрушки и пособия, выполненные из неметаллических материалов и окрашенные в различные цвета, например, игрушка-зверь из мягкой пластмассы, зеркало, отрезок резинки, пластинки с нанесенными на их поверхности полосами различных направлений.

Недостатком данного способа диагностики является то, что пособия и игрушки, входящие в набор, посредством которого реализуется набор, не позволяют полностью выявить индивидуальный уровень психического развития ребенка дошкольного возраста и он не может быть использован для коренных малочисленных народов Севера в виду специфики социокультурной среды, в которой происходит развитие и воспитание, особого уклада жизни ребенка, его восприятия мира и взаимоотношений с ним.

Известен способ диагностики психической активности младенцев посредством набора дидактических пособий (RU 2587969 С1), который состоит из сумки с размещенными в нем изделиями диагностического и дидактического назначения: надувные матрас и резиновый валик, 2 крупные яркие игрушки с громким звонким и низким глухим звуками, светящаяся игрушка, фонарик, 2 вида погремушек, колокольчик, бубен с лентами, 3 вида щеток, тесьма velcro, изображение лица человека, карточки с изображением полос и кругов, дудка, игрушка-подвеска, кукла-неваляшка, игрушка-пищалка, игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, мяч (RU 2587969 С1).

Способ позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направление психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу детей первых месяцев жизни.

Недостатком данного способа является то, что пособия и игрушки не могут быть использованы для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера с года до семи лет, т.к. они созданы для детей первых месяцев жизни.

Известен способ оценки уровня сформированности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекта дидактических пособий, включающего изготовленные из картона схематичные фигуры людей, карточки со схематичным изображением подарка и ящика, при этом все части комплекта имеют магнитные элементы (RU 2772546 С1).

Используемый в способе комплект не может быть использован для оценки психического развития детей коренных малочисленных народов Севера, т.к. имеет узкую социально-психологическую направленность.

Известен способ диагностики умственного развития детей раннего возраста, который является наиболее близким к заявленному и который предусматривает проведение обследования посредством набора предметов, содержащего группу пособий и игрушек диагностического и дидактического назначения, включающий желоб и шарик для него, три различные по размерам и одноцветные коробочки с крышками, в которых размещены соответствующие им по размерам шарики, разборные пирамидка и матрешка, кубики и игрушка-тележка с тесьмой, группой иллюстративных пособий, включающей две пластинки с одинаковыми предметными картинками, одна из которых разрезана на несколько частей, несколько пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре, группой обучающих пособий, состоящей из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша, при этом кубики, шарики и палочки могут быть выполнены из пластмассы, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка и прямоугольные коробочки - из дерева (RU 2121316 С1).

Способ позволяет упростить раннюю диагностику умственного развития ребенка, но не предполагает включение в обследование изучение таких сфер психического развития ребенка, как речевую, двигательную, социально-коммуникативную, что снижает его эффективность. Этот способ также будет обладать низкой эффективностью для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера с года до семи лет, т.к. не учитывает особенности социокультурной среды, в которой происходит развитие и воспитание, особого уклада жизни ребенка, его восприятия мира и взаимоотношений с ним.

Техническим результатом предложенного изобретения является устранение указанных недостатков и создание такого набора для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера, который позволит повысить точность и эффективность диагностики за счет более полного по сравнению с наиболее близким аналогом обследования путем оценки и анализа степени сформированности четырех взаимосвязанных психологических сфер: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом особенности жизненного уклада, развития, воспитания и восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера.

Способ позволяет более точно оценить уровень психического развития ребенка в дошкольном возрасте и своевременно выявить детей с риском нарушения психического развития и/или с отклонением от возрастного норматива и начать работу по оптимизации условий развития, воспитания и обучения для реализации его потенциальных психических возможностей.

Результатом предложенного способа диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера является оценка состояния психического развития и определение направлений и содержания воспитания и обучения, необходимости организации коррекционно-педагогической помощи.

Указанный технический результат достигается в способе диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера, предусматривающем подготовку заданий различной степени сложности с использованием набора предметов для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера для оценки различных психологических сфер ребенка: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом возраста, проведение процедуры обследования, в процессе которой ребенок использует различные группы предметов из набора - группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности, содержащих национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера, оценку результатов проведенной процедуры обследования.

Кроме того, национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера включают юлу пэсько, игрушечные нарты, палочки для игры в «Тыранийко».

Кроме того, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных малочисленных народов Севера, включают фигурки северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы, большой и маленькой рыбы.

Кроме того, группа диагностических игрушек и пособий включает в себя куклу, игрушечную посуду, ведерко, лукошко, игрушечные нарты с веревочкой, лоскуты меховой и неосыпающейся тканей, игрушку-дергунчик «Сова».

Кроме того, группа обучающих пособий включает фигурки большой и маленькой рыбы, северного оленя, олененка северного оленя, собаки лайки, щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы, кубики и шарики, мяч, юлу пэсько, фигурки грибов, льдинок, травы, косточки.

Кроме того, группа обучающих пособий включает фигурки рыбы, северного оленя и собаки лайки, выполненные состоящими из нескольких частей.

Кроме того, группа иллюстрированных пособий включает карточки с предметными изображениями, связанными с бытом коренных малочисленных народов Севера, карточки с сюжетными изображениями, связанными с жизнью коренных малочисленных народов Севера, карточки с изображениями пейзажей, характерными для северного региона.

Кроме того, группа пособий для продуктивной деятельности включает куски пластилина, палочки, бечевки, цветные карандаши, толстый трехгранный черный восковой карандаш, игрушечную крышу чума.

Предметные изображения на карточках, связанные с бытом коренных малочисленных народов Севера, представляют собой, например, орудия труда, посуду, одежду, еду. Сюжетные изображения, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера, представляют собой, например, моделирующие ситуации с эмоциональным и социальным контекстом. Изображениями пейзажей, характерных для северного региона и связанны, например, с временами года - пейзажи зимы, весны, лета и осени.

Для оценки психического развития проводят анализ данных о состоянии четырех взаимосвязанных между собой психологических сфер: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной, что позволит определить направления и содержание воспитания и обучения, своевременно выявить детей с риском нарушения психического развития и определить педагогические меры по оптимизации системы воспитания и обучения в семье, необходимость оказания коррекционно-педагогической помощи.

Кроме того, способ диагностики может быть использован в высших учебных заведениях при подготовке практических психологов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, деятельность которых в будущем предполагает работу с детьми коренных малочисленных народов Севера.

В набор входит также руководство пользователя, в котором дано подробное описание процедуры психолого-педагогического обследования ребенка и критерии оценки его действий при выполнении заданий с предметами, а также предложены качественные критерии и способ количественной оценки полученных данных.

Изобретение иллюстрируется следующими изображениями, на которых представлены некоторые предметы, входящие в набор, где: на фиг. 1 представлен контейнер для игрушек в виде сумки на молнии с ручками; на фиг. 2 - мяч резиновый; на фиг. 3 - кукла; на фиг. 4 - пластиковая игрушечная посуда; фиг. 5 - деревянный кубик; фиг. 6 - деревянный шарик; на фиг. 7 - фигурки северного оленя и олененка северного оленя из дерева; на фиг. 8 - фигурка рыбы большой и маленькой из дерева; на фиг. 9 - фигурки собаки лайки и щенка лайки из дерева; на фиг. 10 - фигурки полярной совы и совенка полярной совы из дерева; на фиг. 11 - фигурка гриба из дерева; на фиг. 12 - деревянные игрушечные нарты с веревочкой из джута; на фиг. 13 - фигурка косточки из дерева; на фиг. 14 - деревянная палочка для игры «Тыранийко»; на фиг. 15 - деревянная юла пэсько; на фиг. 16 - лукошко пластмассовое; на фиг. 17 - фигурка рыбы деревянная из 3 частей; на фиг. 18 - фигурка северного оленя деревянная из 4 частей; на фиг. 19 - фигурка собаки лайки деревянная из 5 частей; на фиг. 20 - игрушка-дергунчик из дерева «Сова»; на фиг. 21 - фигурка льдинка; на фиг. 22 - фигурка кустика травы из дерева; на фиг. 23 - игрушечная крыша чума из брезента; на фиг. 24 - лоскут искусственного меха; на фиг. 25 - лоскут текстильного материала; на фиг. 26 - ведерко пластмассовое; на фиг. 27 - карточки с предметными изображениями; на фиг. 28 - карточки с сюжетными изображениями; на фиг. 29 - карточки с изображениями пейзажей.

В набор, размещенный в сумке, могут входить: 1 мяч резиновый; 1 кукла; игрушечная посуда (3 тарелки, 3 ложки, 1 кастрюля, 1 половник, 1 нож); 4 деревянных кубика; 4 деревянных шарика; 4 фигурки северного оленя и 4 фигурки олененка северного оленя из дерева; фигурки рыбы -1 большой и 1 маленькой из дерева; 1 фигурка собаки лайки и 1 фигурка щенка лайки из дерева; 1 фигурка полярной совы и 1 фигурка совенка полярной совы; 10 фигурок гриба из дерева; 1 деревянные игрушечные нарты с веревочкой из джута; 1 фигурка косточки из дерева; 20 деревянных палочек для игры «Тыранийко»; 1 деревянная юла пэсько; 1 лукошко пластмассовое; 1 фигурка рыбы деревянная из 3 частей; 1 фигурка оленя деревянная из 4 частей; 1 фигурка собаки лайки деревянная из 5-ти частей; 1 игрушка-дергунчик из дерева «Сова»; 4 фигурки льдинки; 4 фигурки кустика травы; 1 игрушечная крыша чума из брезента; 1 лоскут искусственного меха; 1 лоскут текстильного материала; 1 ведерко пластмассовое; бечевка, 6 кусков пластилина различных цветов в упаковке со стеком; 6 карандашей различных цветов; 1 толстый трехгранный карандаш черного цвета; карточки с предметными изображениями: 4изображения орудий труда, 4 изображения посуды, 4 изображения одежды, 4 изображения еды; карточки с сюжетными изображениями: 4 изображения ситуаций с эмоциональным контекстом, 4 изображения ситуаций с социальным контекстом; карточки с изображениями пейзажей: 1 изображение зимы, 1 изображение весны, 1 изображение лета, 1 изображение осени. К набору приложено руководство для пользователя.

Способ осуществляется следующим образом. Диагностическое обследование проводится в чуме. Игровые диагностические пособия для детей раннего и дошкольного возраста располагают на мягком теплом покрытии пола, а для старшего дошкольного - на детском столе. При благоприятных для обследования погодных условиях: без осадков, светлое время суток, температура воздух выше 5 градусов Цельсия, задания для оценки двигательного развития предлагаются вне чума.

На первом этапе специалист осуществляет подготовку заданий различной степени сложности с использованием набора предметов для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера для оценки различных психологических сфер ребенка: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом возраста, подготавливает группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности, соответствующих фактическому/паспортному возрасту для оценки различных психологических сфер ребенка: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной.

Набор предметов, посредством которого осуществляется диагностика психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера включает в себя национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера - юлу пэсько, игрушечные нарты, палочки для игры в «Тыранийко», фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера - фигурки северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, полярной совы, совенка полярной совы, большой и маленькой рыбы и этим перечнем не ограничивается.

Группа диагностических игрушек и пособий включает в себя куклу, игрушечную посуду, ведерко, лукошко, игрушечные нарты с веревочкой, лоскуты меховой и неосыпающейся тканей, игрушку-дергунчик «Сова».

Группа обучающих пособий включает фигурки большой и маленькой рыбы, северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, кубики и шарики, мяч, юлу пэсько, фигурки полярной совы и совенка полярной совы, фигурки грибов, льдинок, травы, косточки.

Группа обучающих пособий включает фигурки рыбы, северного оленя и собаки лайки, выполненные состоящими из нескольких частей.

Группа иллюстрированных пособий включает карточки с предметными изображениями, связанные с бытом коренных малочисленных народов Севера (орудия труда, посуда, одежда, еда); карточки с сюжетными изображениями, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера (моделирующие ситуации с эмоциональным и социальным контекстом); карточки с изображениями пейзажей, характерных для северного региона (времена года - зима, весна, лето, осень).

Группа пособий для продуктивной деятельности включает куски пластилина, палочки, бечевки, цветные карандаши, толстый трехгранный черный восковой карандаш, игрушечную крышу чума.

Каждая из перечисленных групп не ограничивается указанным перечнем предметов.

На втором этапе организуется беседа с родителями (законными представителями) ребенка, в ходе которой собирают следующую информацию: возраст, особенности характера и поведения, результаты деятельности ребенка - поделки и рисунки, данные обследований врачей-специалистов и другие медицинские сведения обследуемого, проблемы поведения.

На третьем этапе специалист создает три игровые диагностические ситуации для каждой сферы: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной, способ сложности решения которых, соответствует показателям фактического/паспортного возраста ребенка (Таблица 1). В процессе выполнения заданий специалист оказывает внешнюю помощь ребенку с помощью специальных педагогических методов и приемов в соответствии с рекомендациями методики.

За каждое выполненное задание диагностики начисляется 1 балл. В случае невыполнение задания после оказания дополнительной педагогической помощи выставляется 0. Итоговая оценка определяется из расчета суммы правильно выполненных заданий.

Выполнение трех заданий психологической сферы в сумме 3 баллов свидетельствует о ее достаточной зрелости и данный результат развития сферы характеризуется как нормативный.

Выполнение 1-2 заданий психологической сферы в сумме 1-2 баллов свидетельствует о ее недостаточной зрелости и данный результат характеризуется как задержанное развитие.

Невозможность выполнения ни одного задания психологической сферы в виде 0 баллов свидетельствует о ее незрелости и данный результат характеризуется как отклоняющийся от норматива.

Сумма баллов по четырем психологическим сферам является показателем психического развития.

Способ решения практической задачи и деятельность ребенка при выполнении заданий свидетельствуют о состоянии психического развития и отражаются в виде суммы баллов, набранных при выполнении заданий каждой из 4 сфер.

Балльная оценка 9-12 свидетельствует о нормативном психическом развитии.

Балльная оценка 4-8 баллов свидетельствует о задержке психического развития.

Балльная оценка 0-4 свидетельствует об отклонении психического развития от возрастного норматива.

Интерпретация качественной характеристики результата выполнения заданий по сферам психического развития в количественную в виде балльной оценки и суммирование баллов по каждой сфере в общую балльную оценку психического развития позволяет распределить детей в группы развития и определить более и менее зрелые психологические сферы, благодаря чему разработать общее содержание психолого-педагогической помощи и направления индивидуальной педагогической работы по активизации или коррекции развития менее зрелой психологической сферы.

Балльная оценка 9-12 свидетельствует о нормативном психическом развитии и целесообразности реализации обучения по Федеральной Образовательной Программе Дошкольного Образования (ФОГТ ДО) по образовательному разделу, который соответствует фактическому/паспортному возрасту ребенка.

Балльная оценка 4-8 баллов свидетельствует о задержке психического развития и целесообразности реализации обучения по Федеральной Адаптированной Образовательной Программе Дошкольного Образования (ФАОП ДО) по образовательному разделу, который соответствует фактическому/паспортному возрасту ребенка с реализацией коррекционных курсов для активизации или коррекции развития менее зрелой психологической сферы.

Балльная оценка 0-4 свидетельствует об отклонении психического развития от возрастного норматива и необходимости организации комплексного медико-психолого-педагогического обследования с целью выявления причины отставания психического развития от возрастного норматива и определения мер по устранению проблемы.

Результативность заявленного изобретения подтверждается примерами его реализации и достижением указанного технического результата.

Обследуемому ребенку предлагается выполнить ряд заданий различной сложности в зависимости от возраста с использованием дидактических пособий или их группы в определенном сочетании.

Результаты диагностики отдельных сфер психического развития ребенка (по отдельным группам заданий для оценки двигательного, социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития) становятся основой для составления рекомендаций к содержанию педагогической работы по основным образовательным областям программы дошкольного образования или основанием для проведения комплексного медико-психолого-педагогического обследования.

Пример 1. Игорь Л. 2021 года рождения, возраст на момент обследования 2 года 2 месяца (паспортный возраст - 2 года), место проживания - Ямало-ненецкий автономный округ (ЯНАО), Ямальский район, село Яр-Сале. Для проведения диагностики используется набор предметов (инструментарий) и задания для ребенка третьего года жизни. Оценка двигательного, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития проводится с помощью создания условий для реализации предметной деятельности, характерной для третьего года жизни с использованием заданий 1-4 (Таблица 2). Оценка двигательного развития осуществляется, в частности, посредством задания «Покатай игрушку» (Задание №1). Оценка социально-коммуникативного развития проводится, в частности, с помощью задания «Ем сам» (Задание №2). Познавательное развитие, в частности, оценивается с помощью задания «Нарисуй» (Задание №3). Оценка речевого развития, в частности, проводится с помощью задания «Сделай так» (Задание №4).

Результаты диагностики отдельных сфер психического развития ребенка: оценка двигательного развития - 3 балла, социально-коммуникативного - 2 балла, познавательного 3 балла, речевого развития - 1 балл. Результаты диагностики двигательного и познавательного развития свидетельствуют о достаточной зрелости указанных психологических сфер. Результаты диагностики социально-коммуникативного и речевого развития свидетельствуют о недостаточной зрелости указанных сфер и необходимости разработки соответствующего содержания психолого-педагогической помощи и направлений индивидуальной педагогической работы по их активизации. Суммарная оценка по 4 сферам психического развития составляет 9 баллов, что свидетельствует о нормативном психическом развитии и целесообразности реализации обучения по ФОП ДО по образовательному разделу, который соответствует фактическому/паспортному возрасту ребенка.

Пример 2. Вера Т., 2018 года рождения, возраст на момент обследования 5 лет 6 месяцев, место проживания - ЯНАО, Тазовский район, село Гыда. Оценка двигательного, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития проводится с помощью создания условий для реализации игровой деятельности, характерной для ребенка шестого года жизни (паспортный возраст 5 лет), с использованием заданий 5-8 (таблица 2). Оценка двигательного развития осуществляется, в частности, с помощью задания «Закрась» (Задание №5). Оценка социально-коммуникативного развития проводится, в частности, с помощью задания «Грустный, веселый» (Задание №6). Познавательное развитие оценивается, в частности, с помощью задания «Построй чум» (Задание №7). Оценка речевого развития проводится, в частности, с помощью задания «Для чего это нужно?» (Задание №8).

Результаты диагностики отдельных сфер психического развития ребенка: оценка двигательного развития - 1 балл, социально-коммуникативного - 1 балл, познавательного 1 балл, речевого развития - 0 баллов. Результаты диагностики двигательного, социально-коммуникативного и познавательного развития свидетельствуют о недостаточной зрелости и задержке развития указанных сфер, результат оценки речевого развития свидетельствует о незрелости и отклонении речевого развития от возрастного норматива. Суммарная оценка по 4 сферам психического развития составляет 3 балла, что свидетельствует об отклонении психического развития от возрастного норматива и необходимости организации комплексного медико-психолого-педагогического обследования с целью выявления причины отставания психического развития от возрастного норматива и определения мер по устранению проблемы.

Изобретение позволит в ходе проведения психолого-педагогического обследования организовать ситуацию обследования в соответствующей возрасту деятельности и форме межличностного общения, что позволяет собрать сведения о состоянии познавательной, социально-коммуникативной, речевой деятельности и движений (двигательной сферы) с последующим соотнесением результатов с психологическими достижениями возрастного норматива в основных психологических сферах и установить соответствие или несоответствии психического развития ребенка возрастному нормативу.

Изобретение позволит повысить точность и эффективность диагностики за счет более полного по сравнению с наиболее близким аналогом обследования путем оценки и анализа степени сформированности четырех взаимосвязанных психологических сфер: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом особенности жизненного уклада, развития, воспитания и восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера.

Изобретение позволит своевременно выявлять детей с риском нарушения психического развития и/или его отклонениями от возрастного норматива.

Похожие патенты RU2817210C1

название год авторы номер документа
Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера 2023
  • Медведева Евгения Алексеевна
  • Голубчикова Анастасия Валентиновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Соловьева Татьяна Александровна
  • Беликова Анастасия Игоревна
RU2817165C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Рычкова Лидия Сергеевна
  • Лаврова Галина Николаевна
RU2267980C2
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни 2016
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Закрепина Алла Васильевна
RU2640097C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ, КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖАННОГО РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 2019
  • Медведева Юлия Михайловна
RU2744332C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Малофеев Николай Николаевич
  • Коровницына Инна Александровна
RU2594559C1
НАБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1996
  • Стребелева Елена Антоновна
RU2121316C1
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой 2017
  • Закрепина Алла Васильевна
  • Браткова Маргарита Владимировна
  • Мамонтова Наталья Анатольевна
RU2681712C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1992
  • Серганова Таисия Ивановна
  • Карлова Людмила Михайловна
RU2039521C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 817 210 C1

Реферат патента 2024 года Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих обучение, в частности, в кочевой форме, на психолого-медико-педагогических консилиумах при обследовании детей от одного года до семи лет включительно. Способ предусматривает подготовку заданий различной степени сложности с использованием набора для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в ходе специальным образом организованной процедуры обследования, в процессе которой ребенок, совершая практические действия с группой предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группой обучающих пособий, группой иллюстрированных пособий, группой пособий для продуктивной деятельности, содержащих национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера, выполняет задания, позволяющие оценить состояние различных психологических сфер ребенка - познавательной, социально-коммуникативной, речевой, двигательной - и соотнести полученный результат с утвержденными научным сообществом показателями возраста. Технический результат изобретения - возможность более точной оценки уровня психического развития ребенка в дошкольном возрасте и своевременное выявление детей с риском нарушения психического развития и/или с отклонением от возрастного норматива, возможность оптимизации условий развития, воспитания и обучения ребенка для реализации его потенциальных психических возможностей. 7 з.п. ф-лы, 29 ил., 2 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 817 210 C1

1. Способ диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера, предусматривающий подготовку заданий различной степени сложности с использованием набора предметов для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера для оценки различных психологических сфер ребенка: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом возраста, проведение процедуры обследования, в процессе которой ребенок использует различные группы предметов из набора - группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности, содержащих национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера, оценку результатов проведенной процедуры обследования.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера включают юлу пэсько, игрушечные нарты, палочки для игры в «Тыранийко».

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных малочисленных народов Севера, включают фигурки северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что группа диагностических игрушек и пособий включает в себя куклу, игрушечную посуду, ведерко, лукошко, нарты с веревочкой, лоскуты меховой и неосыпающейся тканей, игрушку-дергунчик «Сова».

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что группа обучающих пособий включает фигурки рыбы большой и маленькой, северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы, кубики и шарики, мяч, юлу пэсько, фигурки грибов, льдинок, травы, косточки.

6. Способ по любому из п. 1 или 5, отличающийся тем, что группа обучающих пособий включает фигурки рыбы, северного оленя и собаки, выполненные состоящими из нескольких частей.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что группа иллюстрированных пособий включает карточки с предметными изображениями, связанными с бытом коренных малочисленных народов Севера, карточки с сюжетными изображениями, связанными с жизнью коренных малочисленных народов Севера, карточки с изображениями пейзажей, характерных для северного региона.

8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что группа пособий для продуктивной деятельности включает куски пластилина, палочки, бечевки, цветные карандаши, толстый трехгранный черный восковой карандаш, игрушечную крышу чума.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2817210C1

НАБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1996
  • Стребелева Елена Антоновна
RU2121316C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ-ШОРЦЕВ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЮГА КУЗБАССА 2011
  • Варинов Владислав Владимирович
  • Токмашева Марина Анатольевна
  • Макарова Лариса Николаевна
RU2475189C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1999
  • Халецкая О.В.
  • Трошин О.В.
  • Халецкий И.Г.
RU2171625C2
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Рычкова Лидия Сергеевна
  • Лаврова Галина Николаевна
RU2267980C2
US 8861091 B2, 14.10.2014
СТЕБЕЛЕВА Е.А
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ, МОСКВА, 1998.

RU 2 817 210 C1

Авторы

Лазуренко Светлана Борисовна

Медведева Евгения Алексеевна

Голубчикова Анастасия Валентиновна

Соловьева Татьяна Александровна

Даты

2024-04-11Публикация

2023-12-01Подача