Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера Российский патент 2024 года по МПК A61B5/00 

Описание патента на изобретение RU2817165C1

Изобретение может быть использовано для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих обучение, в частности, в кочевой форме, на психолого-медико-педагогических консилиумах при обследовании детей от одного года до семи лет включительно.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дети коренных малочисленных народов Севера, ведущие кочевой и (или) полукочевой образ жизни, смогут получать дошкольное и начальное общее образование в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Таким образом, становится актуальным проведение диагностики психического развития детей дошкольного возраста с целью реализации эффективных моделей дошкольного кочевого образования.

Из уровня техники известен диагностико-терапевтический набор в контейнере для диагностики умственного развития детей дошкольного возраста с целью своевременного выявления отклонений от возрастной нормы (детей больных органическим синдромом Брайна) посредством диагностико-терапевтического набора (США, N 4972851, А61В 19/00, 1990).

В контейнере размещены диагностические и дидактические игрушки и пособия, выполненные из неметаллических материалов и окрашенные в различные цвета, например, игрушка-зверь из мягкой пластмассы, зеркало, отрезок резинки, пластинки с нанесенными на их поверхности полосами различных направлений.

Недостатком данного набора для диагностики является то, что пособия и игрушки, входящие в набор, не позволяют полностью выявить индивидуальный уровень психического развития ребенка дошкольного возраста и он не может быть использован для коренных малочисленных народов Севера в виду специфики социокультурной среды, в которой происходит развитие и воспитание, особого уклада жизни ребенка, его восприятия мира и взаимоотношений с ним.

Известен набор дидактических пособий для диагностики психической активности младенцев (RU 2587969 С1), который состоит из сумки с размещенными в нем изделиями диагностического и дидактического назначения: надувные матрас и резиновый валик, 2 крупные яркие игрушки с громким звонким и низким глухим звуками, светящаяся игрушка, фонарик, 2 вида погремушек, колокольчик, бубен с лентами, 3 вида щеток, тесьма velcro, изображение лица человека, карточки с изображением полос и кругов, дудка, игрушка-подвеска, кукла-неваляшка, игрушка-пищалка, игрушка с возможностью растягиваний и вибраций, мяч (RU 2587969 С1).

Набор позволяет установить функциональные возможности рецепторов основных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного и тактильного, определить направление психолого-педагогической помощи и виды стимулирующего коррекционно-педагогического воздействия на незрелую психическую сферу детей первых месяцев жизни.

Недостатком данного набора является то, что пособия и игрушки не могут быть использованы для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера с года до семи лет, т.к. они созданы для детей первых месяцев жизни.

Известен комплект дидактических пособий для оценки уровня сформированности образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста, включающего изготовленные из картона схематичные фигуры людей, карточки со схематичным изображением подарка и ящика, при этом все части комплекта имеют магнитные элементы (RU 2772546 С1).

Комплект не может быть использован для оценки психического развития детей коренных малочисленных народов Севера, т.к. имеет узкую социально-психологическую направленность.

Известен набор для диагностики умственного развития детей раннего возраста, который является наиболее близким к заявленному и который содержит группу пособий и игрушек диагностического и дидактического назначения, включающий желоб и шарик для него, три различные по размерам и одноцветные коробочки с крышками, в которых размещены соответствующие им по размерам шарики, разборные пирамидку и матрешку, кубики и игрушка-тележка с тесьмой, группой иллюстративных пособий, включающую две пластинки с одинаковыми предметными картинками, одна из которых разрезана на несколько частей, несколько пар пластинок с одинаковыми предметными картинками на каждой паре, группой обучающих пособий, состоящей из четырех или шести плоских палочек одного цвета и карандаша, при этом кубики, шарики и палочки могут быть выполнены из пластмассы, а контейнер, разборные пирамидка и матрешка, игрушка-тележка и прямоугольные коробочки - из дерева (RU 2121316 С1).

Набор позволяет упростить раннюю диагностику умственного развития ребенка, но не предполагает изучение речевой, двигательной, социально-коммуникативной сфер психического развития ребенка и определение ведущего вида деятельности в этих сферах, что снижает его эффективность. Этот набор также будет обладать низкой эффективностью для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера с года до семи лет, т.к. не учитывает особенности социокультурной среды, в которой происходит развитие и воспитание, особого уклада жизни ребенка, его восприятия мира и взаимоотношений с ним.

Техническим результатом предложенного изобретения является устранение указанных недостатков и создание такого набора для обследования психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера, который позволит повысить точность и эффективность диагностики за счет более полного по сравнению с наиболее близким аналогом обследования путем оценки и анализа степени сформированности четырех взаимосвязанных психологических сфер: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом особенности жизненного уклада, развития, воспитания и восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера.

Набор позволяет более точно оценить уровень психического развития в каждой из четырех психологических сфер, оценить деятельность ребенка на соответствие возрастному нормативу, своевременно выявить детей с риском нарушения психического развития и/или с отклонением от возрастного норматива, определить форму организации обучения и меры по оптимизации условий развития, воспитания и обучения для реализации его потенциальных психических возможностей.

Указанный технический результат достигается за счет набора для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера, выполненного с возможностью при его использовании осуществить оценку различных психологических сфер ребенка: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом возраста и содержащего группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности, и включающего национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера.

Кроме того, национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера включают юлу пэсько, игрушечные нарты, палочки для игры в «Тыранийко».

Кроме того, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных малочисленных народов Севера, включают фигурки северного оленя и олененка северного оленя, собаки-лайки и щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы.

Кроме того, группа диагностических игрушек и пособий включает в себя куклу, игрушечную посуду, ведерко, лукошко, нарты с веревочкой, лоскуты меховой и неосыпающейся тканей, игрушку-дергунчик «Сова».

Кроме того, группа обучающих пособий включает фигурки рыбы большой и маленькой, северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы, кубики и шарики, мяч, юлу пэсько, фигурки грибов, льдинок, травы, косточки.

Кроме того, группа обучающих пособий включает фигурки рыбы, северного оленя и собаки, выполненные состоящими из нескольких частей.

Кроме того, группа иллюстрированных пособий включает карточки с предметными изображениями, связанными с бытом коренных малочисленных народов Севера, карточки с сюжетными изображениями, связанными с жизнью коренных малочисленных народов Севера, карточки с изображениями пейзажей, характерных для северного региона.

Кроме того, группа пособий для продуктивной деятельности включает куски пластилина, палочки, бечевки, цветные карандаши, толстый трехгранный черный восковой карандаш, игрушечную крышу чума.

Для оценки психического развития проводят анализ данных о деятельности ребенка в четырех взаимосвязанных между собой психологических сферах: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной, что позволит определить направления и содержание воспитания и обучения, своевременно выявить детей с риском нарушения психического развития и определить педагогические меры по оптимизации системы воспитания и обучения в семье, необходимость оказания коррекционно-педагогической помощи.

Кроме того, набор для диагностики может быть использован в высших учебных заведениях при подготовке практических психологов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, деятельность которых в будущем предполагает работу с детьми коренных малочисленных народов Севера.

В набор входит также руководство пользователя, в котором дано подробное описание процедуры психолого-педагогического обследования ребенка и критерии оценки его действий при выполнении заданий с предметами, а также предложены качественные критерии и способ количественной оценки полученных данных.

Изобретение иллюстрируется следующими изображениями, на которых представлены некоторые предметы, входящие в набор, где: на фиг. 1 представлен контейнер для игрушек в виде сумки на молнии с ручками; на фиг. 2 - мяч резиновый; на фиг. 3 - кукла; на фиг. 4 - пластиковая игрушечная посуда; фиг. 5 - деревянный кубик; фиг. 6 - деревянный шарик; на фиг. 7 - фигурки северного оленя и олененка северного оленя из дерева; на фиг. 8 - фигурка рыбы большой и маленькой из дерева; на фиг. 9 - фигурки собаки лайки и щенка лайки из дерева; на фиг. 10 - фигурки полярной совы и совенка полярной совы из дерева; на фиг. 11 - фигурка гриба из дерева; на фиг. 12 - деревянные игрушечные нарты с веревочкой из джута; на фиг. 13 - фигурка косточки из дерева; на фиг. 14 - деревянная палочка для игры «Тыранийко»; на фиг. 15 - деревянная юла пэсько; на фиг. 16 - лукошко пластмассовое; на фиг. 17 - фигурка рыбы деревянная из 3-х частей; на фиг. 18 - фигурка северного оленя деревянная из 4-х частей; на фиг. 19 - фигурка собаки лайки деревянная из 5-ти частей; на фиг. 20 - игрушка-дергунчик из дерева «Сова»; на фиг. 21 - фигурка льдинка; на фиг. 22 - фигурка кустика травы из дерева; на фиг. 23-игрушечная крыша чума из брезента; на фиг. 24 - лоскут искусственного меха; на фиг. 25 - лоскут текстильного материала; на фиг. 26 - ведерко пластмассовое; на фиг. 27 - карточки с предметными изображениями; на фиг. 28 - карточки с сюжетными изображениями; на фиг. 29 - карточки с изображениями пейзажей.

В набор, размещенный в сумке, могут входить: 1 мяч резиновый; 1 кукла; игрушечная посуда (3 тарелки, 3 ложки, 1 кастрюля, 1 половник, 1 нож); 4 деревянных кубика; 4 деревянных шарика; 4 фигурки северного оленя и 4 фигурки олененка северного оленя из дерева; фигурки рыбы - 1 большой и 1 маленькой из дерева; 1 фигурка собаки лайки и 1 фигурка щенка лайки из дерева; 1 фигурка полярной совы и 1 фигурка совенка полярной совы; 10 фигурок гриба из дерева; 1 деревянные игрушечные нарты с веревочкой из джута; 1 фигурка косточки из дерева; 20 деревянных палочек для игры «Тыранийко»; 1 деревянная юла пэсько; 1 лукошко пластмассовое; 1 фигурка рыбы деревянная из 3-х частей; 1 фигурка оленя деревянная из 4-х частей; 1 фигурка собаки лайки деревянная из 5-ти частей; 1 игрушка-дергунчик из дерева «Сова»; 4 фигурки льдинки; 4 фигурки кустика травы; 1 игрушечная крыша чума из брезента; 1 лоскут искусственного меха; 1 лоскут текстильного материала; 1 ведерко пластмассовое; бечевка, 6 кусков пластилина различных цветов в упаковке со стеком; 6 карандашей различных цветов; 1 толстый трехгранный карандаш черного цвета; карточки с предметными изображениями: 4 изображения орудий труда, 4 изображения посуды, 4 изображения одежды, 4 изображения еды; карточки с сюжетными изображениями: 4 изображения ситуаций с эмоциональным контекстом, 4 изображения ситуаций с социальным контекстом; карточки с изображениями пейзажей: 1 изображение зимы, 1 изображение весны, 1 изображение лета, 1 изображение осени. К набору приложено руководство для пользователя.

Использование набора осуществляется следующим образом.

Диагностическое обследование проводится в чуме. Игровые диагностические пособия для детей раннего и дошкольного возраста располагают на мягком теплом покрытии пола, а для старшего дошкольного - на детском столе. При благоприятных для обследования погодных условиях: без осадков, светлое время суток, температура воздух выше 5 градусов Цельсия, задания для оценки двигательного развития предлагаются вне чума.

На первом этапе специалист подготавливает группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности, соответствующего фактическому/паспортному возрасту для оценки различных психологических сфер ребенка: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной.

Набор предметов, посредством которого осуществляется диагностика психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера включает в себя национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера - юлу пэсько, игрушечные нарты, палочки для игры в «Тыранийко», фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера - фигурки северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, полярной совы, совенка полярной совы, большой и маленькой рыбы и этим перечнем не ограничивается.

Группа диагностических игрушек и пособий включает в себя куклу, игрушечную посуду, ведерко, лукошко, игрушечные нарты с веревочкой, лоскуты меховой и неосыпающейся тканей, игрушку-дергунчик «Сова».

Группа обучающих пособий включает фигурки большой и маленькой рыбы, северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, кубики и шарики, мяч, юлу пэсько, фигурки полярной совы и совенка полярной совы, фигурки грибов, льдинок, травы, косточки.

Группа обучающих пособий включает фигурки рыбы, северного оленя и собаки лайки, выполненные состоящими из нескольких частей.

Группа иллюстрированных пособий включает карточки с предметными изображениями, связанные с бытом коренных малочисленных народов Севера (орудия труда, посуда, одежда, еда); карточки с сюжетными изображениями, связанные с жизнью коренных малочисленных народов Севера (моделирующие ситуации с эмоциональным и социальным контекстом); карточки с изображениями пейзажей, характерных для северного региона (времена года - зима, весна, лето, осень).

Группа пособий для продуктивной деятельности включает куски пластилина, палочки, бечевки, цветные карандаши, толстый трехгранный черный восковой карандаш, игрушечную крышу чума.

На втором этапе организуется беседа с родителями (законными представителями) ребенка, в ходе которой собирают следующую информацию: возраст, особенности характера и поведения, результаты деятельности ребенка - поделки и рисунки, данные обследований врачей-специалистов и другие медицинские сведения обследуемого, проблемы поведения.

На третьем этапе специалист создает три игровые диагностические ситуации для каждой сферы: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной, способ сложности решения которых, соответствует показателям фактического/паспортного возраста ребенка (Таблица 1). В процессе выполнения заданий специалист оказывает внешнюю помощь ребенку с помощью специальных педагогических методов и приемов в соответствии с рекомендациями методики.

За каждое выполненное задание диагностики начисляется 1 балл. В случае невыполнение задания после оказания дополнительной педагогической помощи выставляется 0. Итоговая оценка определяется из расчета суммы правильно выполненных заданий.

Выполнение трех заданий психологической сферы в сумме 3 баллов свидетельствует о ее достаточной зрелости и данный результат развития сферы характеризуется как нормативный.

Выполнение 1-2 заданий психологической сферы в сумме 1-2 баллов свидетельствует о ее недостаточной зрелости и данный результат характеризуется как задержанное развитие.

Невозможность выполнения ни одного задания психологической сферы в виде 0 баллов свидетельствует о ее незрелости и данный результат характеризуется как отклоняющийся от норматива.

Сумма баллов по четырем психологическим сферам является показателем психического развития.

Способ решения практической задачи и деятельность ребенка при выполнении заданий свидетельствуют о состоянии психического развития и отражаются в виде суммы баллов, набранных при выполнении заданий каждой из 4 сфер.

Балльная оценка 9-12 свидетельствует о нормативном психическом развитии.

Балльная оценка 4-8 баллов свидетельствует о задержке психического развития.

Балльная оценка 0-4 свидетельствует об отклонении психического развития от возрастного норматива.

Интерпретация качественной характеристики результата выполнения заданий по сферам психического развития в количественную в виде балльной оценки и суммирование баллов по каждой сфере в общую балльную оценку психического развития позволяет распределить детей в группы развития и определить более и менее зрелые психологические сферы, благодаря чему разработать общее содержание психолого-педагогической помощи и направления индивидуальной педагогической работы по активизации или коррекции развития менее зрелой психологической сферы.

Балльная оценка 9-12 свидетельствует о нормативном психическом развитии и целесообразности реализации обучения по Федеральной Образовательной Программе Дошкольного Образования (ФОП ДО) по образовательному разделу, который соответствует фактическому/паспортному возрасту ребенка.

Балльная оценка 4-8 баллов свидетельствует о задержке психического развития и целесообразности реализации обучения по Федеральной Адаптированной Образовательной Программе Дошкольного Образования (ФАОП ДО) по образовательному разделу, который соответствует фактическому/паспортному возрасту ребенка с реализацией коррекционных курсов для активизации или коррекции развития менее зрелой психологической сферы.

Балльная оценка 0-4 свидетельствует об отклонении психического развития от возрастного норматива и необходимости организации комплексного медико-психолого-педагогического обследования с целью выявления причины отставания психического развития от возрастного норматива и определения мер по устранению проблемы.

Результативность заявленного изобретения подтверждается примерами его реализации и достижением указанного технического результата.

Обследуемому ребенку предлагается выполнить ряд заданий различной сложности в зависимости от возраста с использованием дидактических пособий или их группы в определенном сочетании.

Результаты диагностики отдельных сфер психического развития ребенка (по отдельным группам заданий для оценки двигательного, социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития) становятся основой для составления рекомендаций к содержанию педагогической работы по основным образовательным областям программы дошкольного образования или основанием для проведения комплексного медико-психолого-педагогического обследования.

Пример 1. Игорь Л. 2021 года рождения, возраст на момент обследования 2 года 2 месяца (паспортный возраст - 2 года), место проживания - Ямало-ненецкий автономный округ (ЯНАО), Ямальский район, село Яр-Сале. Для проведения диагностики используется набор предметов (инструментарий) и задания для ребенка третьего года жизни. Оценка двигательного, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития проводится с помощью создания условий для реализации предметной деятельности, характерной для третьего года жизни с использованием заданий 1-4 (Таблица 2). Оценка двигательного развития осуществляется, в частности, посредством задания «Покатай игрушку» (Задание №1). Оценка социально-коммуникативного развития проводится, в частности, с помощью задания «Ем сам» (Задание №2). Познавательное развитие, в частности, оценивается с помощью задания «Нарисуй» (Задание №3). Оценка речевого развития, в частности, проводится с помощью задания «Сделай так» (Задание №4).

Результаты диагностики отдельных сфер психического развития ребенка: оценка двигательного развития - 3 балла, социально-коммуникативного - 2 балла, познавательного 3 балла, речевого развития - 1 балл. Результаты диагностики двигательного и познавательного развития свидетельствуют о достаточной зрелости указанных психологических сфер. Результаты диагностики социально-коммуникативного и речевого развития свидетельствуют о недостаточной зрелости указанных сфер и необходимости разработки соответствующего содержания психолого-педагогической помощи и направлений индивидуальной педагогической работы по их активизации. Суммарная оценка по 4 сферам психического развития составляет 9 баллов, что свидетельствует о нормативном психическом развитии и целесообразности реализации обучения по ФОП ДО по образовательному разделу, который соответствует фактическому/паспортному возрасту ребенка.

Пример 2. Вера Т., 2018 года рождения, возраст на момент обследования 5 лет 6 месяцев, место проживания - ЯНАО, Тазовский район, село Гыда. Оценка двигательного, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития проводится с помощью создания условий для реализации игровой деятельности, характерной для ребенка шестого года жизни (паспортный возраст 5 лет), с использованием заданий 5-8 (таблица 2). Оценка двигательного развития осуществляется, в частности, с помощью задания «Закрась» (Задание №5). Оценка социально-коммуникативного развития проводится, в частности, с помощью задания «Грустный, веселый» (Задание №6). Познавательное развитие оценивается, в частности, с помощью задания «Построй чум» (Задание №7). Оценка речевого развития проводится, в частности, с помощью задания «Для чего это нужно?» (Задание №8).

Результаты диагностики отдельных сфер психического развития ребенка: оценка двигательного развития - 1 балл, социально-коммуникативного - 1 балл, познавательного 1 балл, речевого развития - 0 баллов. Результаты диагностики двигательного, социально-коммуникативного и познавательного развития свидетельствуют о недостаточной зрелости и задержке развития указанных сфер, результат оценки речевого развития свидетельствует о незрелости и отклонении речевого развития от возрастного норматива. Суммарная оценка по 4 сферам психического развития составляет 3 балла, что свидетельствует об отклонении психического развития от возрастного норматива и необходимости организации комплексного медико-психолого-педагогического обследования с целью выявления причины отставания психического развития от возрастного норматива и определения мер по устранению проблемы.

Набор позволит в ходе проведения психолого-педагогического обследования организовать ситуацию обследования в соответствующей возрасту деятельности и форме межличностного общения, что позволяет собрать сведения о состоянии познавательной, социально-коммуникативной, речевой деятельности и движений с последующим соотнесением результатов с психологическими достижениями возрастного норматива в основных психологических сферах и установить соответствие или несоответствии психического развития ребенка возрастному нормативу.

Набор позволит более точно оценить уровень психического развития ребенка в дошкольном возрасте и принять корректирующие действия, что резко повышает эффективность диагностики.

Изобретение позволит повысить точность и эффективность диагностики за счет более полного по сравнению с наиболее близким аналогом обследования путем оценки и анализа степени сформированности четырех взаимосвязанных психологических сфер: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом особенности жизненного уклада, развития, воспитания и восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера.

Изобретение позволит своевременно выявлять детей с риском нарушения психического развития и/или его отклонения от возрастного норматива

Похожие патенты RU2817165C1

название год авторы номер документа
Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера 2023
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Медведева Евгения Алексеевна
  • Голубчикова Анастасия Валентиновна
  • Соловьева Татьяна Александровна
RU2817210C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Рычкова Лидия Сергеевна
  • Лаврова Галина Николаевна
RU2267980C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Малофеев Николай Николаевич
  • Коровницына Инна Александровна
RU2594559C1
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни 2016
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Закрепина Алла Васильевна
RU2640097C1
КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ, КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖАННОГО РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО, ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 2019
  • Медведева Юлия Михайловна
RU2744332C1
НАБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1996
  • Стребелева Елена Антоновна
RU2121316C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2020
  • Ефремова Татьяна Евгеньевна
  • Сафонова Ирина Александровна
  • Лобанова Алена Михайловна
  • Колтунова Ирина Юрьевна
  • Белашев Сергей Витальевич
  • Рыжкина Екатерина Игоревна
RU2746661C1
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой 2017
  • Закрепина Алла Васильевна
  • Браткова Маргарита Владимировна
  • Мамонтова Наталья Анатольевна
RU2681712C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 817 165 C1

Реферат патента 2024 года Набор для диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих обучение, в частности, в кочевой форме, на психолого-медико-педагогических консилиумах при обследовании детей от одного года до семи лет включительно. Набор выполнен с возможностью при его использовании осуществить оценку деятельности ребенка в различных психологических сферах: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом возраста. Набор содержит группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности и содержит национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера. Технический результат изобретения – возможность более точной оценки уровня психического развития ребенка в дошкольном возрасте и своевременное выявление детей с риском нарушения психического развития и/или с отклонениями от возрастного норматива, возможность оптимизации условий развития, воспитания и обучения ребенка для реализации его потенциальных психических возможностей. 7 з.п. ф-лы, 29 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 817 165 C1

1. Набор для диагностики психического развития детей коренных малочисленных народов Севера, выполненный с возможностью при его использовании осуществить оценку различных психологических сфер ребенка: познавательной, социально-коммуникативной, речевой и двигательной с учетом возраста и содержащий группу предметов в виде диагностических игрушек и пособий, группу обучающих пособий, группу иллюстрированных пособий, группу пособий для продуктивной деятельности, и содержащий национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера, фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных народов Севера.

2. Набор по п. 1, отличающийся тем, что национальные игрушки коренных малочисленных народов Севера включают юлу пэсько, игрушечные нарты, палочки для игры в «Тыранийко».

3. Набор по п. 1, отличающийся тем, что фигурки животных, обитающих в зоне проживания коренных малочисленных народов Севера, включают фигурки северного оленя и олененка северного оленя, собаки-лайки и щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы.

4. Набор по п. 1, отличающийся тем, что группа диагностических игрушек и пособий включает в себя куклу, игрушечную посуду, ведерко, лукошко, нарты с веревочкой, лоскуты меховой и неосыпающейся тканей, игрушку-дергунчик «Сова».

5. Набор по п. 1, отличающийся тем, что группа обучающих пособий включает фигурки рыбы большой и маленькой, северного оленя и олененка северного оленя, собаки лайки и щенка лайки, полярной совы и совенка полярной совы, кубики и шарики, мяч, юлу пэсько, фигурки грибов, льдинок, травы, косточки.

6. Набор по любому из пп. 1 или 5, отличающийся тем, что группа обучающих пособий включает фигурки рыбы, северного оленя и собаки, выполненные состоящими из нескольких частей.

7. Набор по п. 1, отличающийся тем, что группа иллюстрированных пособий включает карточки с предметными изображениями, связанными с бытом коренных малочисленных народов Севера, карточки с сюжетными изображениями, связанными с жизнью коренных малочисленных народов Севера, карточки с изображениями пейзажей, характерных для северного региона.

8. Набор по п. 1, отличающийся тем, что группа пособий для продуктивной деятельности включает куски пластилина, палочки, бечевки, цветные карандаши, толстый трехгранный черный восковой карандаш, игрушечную крышу чума.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2817165C1

НАБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1996
  • Стребелева Елена Антоновна
RU2121316C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ-ШОРЦЕВ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЮГА КУЗБАССА 2011
  • Варинов Владислав Владимирович
  • Токмашева Марина Анатольевна
  • Макарова Лариса Николаевна
RU2475189C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1999
  • Халецкая О.В.
  • Трошин О.В.
  • Халецкий И.Г.
RU2171625C2
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Рычкова Лидия Сергеевна
  • Лаврова Галина Николаевна
RU2267980C2
US 8861091 B2, 14.10.2014
СТЕБЕЛЕВА Е.А
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ, М., 1998.

RU 2 817 165 C1

Авторы

Медведева Евгения Алексеевна

Голубчикова Анастасия Валентиновна

Лазуренко Светлана Борисовна

Соловьева Татьяна Александровна

Беликова Анастасия Игоревна

Даты

2024-04-11Публикация

2023-12-01Подача