Изобретение относится к испытаниям транспортных средств и может быть использовано для определения среднего коэффициента теплопередачи кузовов железнодорожных вагонов, автомобилей, фюзеляжей самолетов, грузовых помещений рефрижераторных судов, строительных конструкций и т.д.
Наиболее распространенным является способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова до установления стационарного температурного режима при помощи источника тепла известной постоянной мощности и последующем расчете коэффициента теплопередачи как отношения мощности источника тепла к площади теплопередающей поверхности кузова и установившейся в стационарном режиме разности температур воздуха внутри и снаружи кузова (см. "Методы и порядок проведения измерений и контроля изотермических свойств и эффективности оборудования для охлаждения и обогрева специальных транспортных средств". Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г. Женева).
Недостатком этого способа является необходимость затрат значительного времени труда и энергии на нагрев кузова последовательно в нерегулярном и регулярном режиме для достижения и поддержания стационарного температурного режима. По указанному способу испытания могут продолжаться сутками, так как любой сбой температур ведет к увеличению длительности эксперимента.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства без достижения в нем установившегося режима температур воздуха, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова в нерегулярном режиме источником тепла известной постоянной мощности и одновременном измерении температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации в процессе нагревания хода изменения во времени разностей наружной и внутренней температур воздуха уравнением степенной функции, снижении мощности источника до известной величины, измерении температур воздуха снаружи и внутри кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации в процессе остывания хода изменения во времени разностей наружной и внутренней температур воздуха уравнением степенной функции и последующем расчете среднего коэффициента теплопередачи по найденным константам уравнений, аппроксимирующих процессы нагрева и остывания воздуха в кузове транспортного средства (А.с. №1730572, G 01 N 25/18, публ. 30.04.92, Бюл. №16).
Недостатком известного способа является необходимость последовательной реализации примерно равных по длительности процессов нагрева и остывания воздуха в кузове вагона.
Техническая задача - снижение длительности и трудоемкости испытаний за счет упразднения процесса остывания воздуха в кузове вагона.
Техническая задача достигается тем, что в известном способе определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, в котором осуществляют нагрев воздуха внутри кузова посредством источника тепла, замер мощности источника тепла, замер температур воздуха внутри и снаружи кузова и последующий расчет коэффициента теплопередачи, процесс замеров температур начинают в момент включения источника тепла, продолжая нагрев выполняют одновременные замеры температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации с заданной точностью изменения мгновенных значений перепада температур, заканчивают замеры задолго до установления стационарного теплового режима воздуха внутри кузова, дважды аппроксимируют их полную и усеченную выборку уравнениями степенных функций типа
τ=АθВ+С,
где τ - период времени;
θ - перепад значений температур;
А, В, С - константы аппроксимирующих уравнений,
используя константы полученных уравнений, вычисляют коэффициент теплопередачи по формуле
где Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность;
Р - мощность источника тепла;
An, Вn, Aу, Bу - константы аппроксимирующих уравнений;
n, у - индексы, соответствующие полному и усеченному рядам аппроксимируемых значений времени и перепадов температур.
Пояснение к предлагаемому способу.
По известному способу определение искомого коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства достигается за счет того, что процессы нагрева и остывания воздуха в кузове состоят каждый из двух стадий - нерегулярного и регулярного режима, отличающихся друг от друга характером изменения темпа перепада температур при нагреве или остывании. На регулярных участках изменение темпа перепада температур происходит в соответствии с известным дифференциальным уравнением теплового баланса вида
где θ - перепад значений температур воздуха внутри и снаружи кузова;
τ - период времени;
dθ/dτ - темп изменения перепада температур;
Р - мощность источника тепла;
W - водяной эквивалент кузова;
К - коэффициент теплопередачи кузова;
Н - площадь теплопередающей поверхности кузова.
В связи с тем, что W, К и Н являются физическими константами, уравнение (1) в координатах (dθ/dτ; θ) представляет собой уравнение прямой.
Вместе с тем, в известном способе установлено, что в начальный период нагрева и остывания вследствие наличия тепловой инерции кузова характер изменения dθ/dτ отклоняется от регулярного, предписанного уравнением (1), и подчиняется зависимости вида
где А и В - постоянные коэффициенты.
Переход от нерегулярного режима к регулярному при нагреве и остывании происходит в точках касания кривых (2) и прямых вида (1). Совместное решение уравнений нерегулярных участков нагрева и остывания вида (2) и касательных вида (1) к этим кривым, соответствующих стадиям регулярных режимов нагрева и остывания после ряда преобразований по известному способу, позволяет получить зависимость искомого среднего коэффициент теплопередачи К от параметров А и В уравнений нестационарных участков нагрева и остывания.
Упразднение процесса остывания по предлагаемому способу достигается за счет того, что найдена возможность один и тот же процесс нагрева воздуха в кузове транспортного средства, соответствующий нагреву по известном способу, дважды аппроксимировать двумя разными уравнениями типа dθ/dτ=АθB, которые с точки зрения конечного результата адекватно заменяют участки нерегулярного нагрева и охлаждения. Совместное решение уравнений предлагаемых двух аппроксимаций нерегулярного участка нагрева и касательной вида (1) к этим кривым, соответствующей стадии регулярного режима нагрева, после некоторых преобразований позволяет получить зависимость искомого коэффициента теплопередачи К от параметров А и В уравнений, аппроксимирующих нерегулярный участок нагрева воздуха в кузове транспортного средства.
Последовательность действий для реализации предлагаемого способа на примере рефрижераторного вагона следующая.
Воздух во внутреннем объеме кузова вагона с известной среднегеометрической теплопередающей поверхностью Н (Н=200 м2) начинают нагревать при помощи источников тепла (электронагревателей) мощностью Р=6,73 кВт и через интервалы времени Δτ=1 ч выполняют n=12 замеров внутренней и наружной температур воздуха.
Этого количества замеров в данном случае достаточно для определения коэффициента теплопередачи с заданной точностью. Перепад температур θ вычисляется как разность одновременно замеренных температур воздуха внутри и снаружи кузова. Первый раз аппроксимируют уравнением вида τ=АθB+С полный ряд всех 12 значений τ от τ=0 до τ=11 ч и соответствующих значений θ, а второй раз усеченный ряд из 10 этих же замеров τ от τ=0 до τ=9 ч, при условии, что нулевому интервалу времени τ=0 усеченного ряда ставится в соответствие второе значение перепада температур θ из полного ряда и так последовательно до последнего значения усеченного ряда τ=9 ч, которому в этом случае будет соответствовать предпоследнее, десятое в полном ряду значение θ.
Параметрам полного ряда присваивают индекс "n", а параметрам усеченного ряда - индекс "у" и выполняют обе аппроксимации (см. табл.1).
Для этого вычисляют среднегеометрические разности температур для полного и усеченного рядов θrn=√θ1nθ12n; θrу=√θ1уθ10у, где θrn, θrу, θ1n, θ1у, θ12n, θ10у - соответственно значения среднегеометрических, первых и последних перепадов температур для полного и усеченного рядов перепадов температур.
τrn и τrу, соответствующие θrn и θrу определяются посредством интерполяции из выражений
где θin и θ(in+1), θiу и θ(iу+1) - следующие друг за другом пары значений перепадов температур, между которыми находятся соответственно величины θrn и θrу.
τin, τ(in+1), τiу, τ(iу+1) - значения интервалов времени, соответствующие величинам θin, θ(in+1), θiу, θ(iу+1) соответственно для полного и усеченного рядов.
Определяются значения коэффициентов Сn и Су по формулам
Величины среднегеометрических перепадов температур θr, соответствующих им моментов времени τr и коэффициентов С, вычисленных по приведенным выше формулам, соответственно для полного и усеченного рядов измерений составили θrn=7,1368; θrу=14,5256; τrn=1,1111; τrу=2,0391; Сn=-0,145; Су=-0,8447.
Коэффициенты уравнения аппроксимации Bn, An и Bу, Aу определяются из выражений
где Nn и Nу - соответственно число замеров для полного и усеченного рядов.
Искомый средний коэффициент теплопередачи кузова вагона К определятся из выражения
Таким образом, снижение времени, необходимого для определения среднего коэффициент теплопередачи, примерно в два раза за счет упразднения процесса остывания кузова с одной стороны приводит к соответствующему снижению эксплуатационных затрат, таких, как расходы на энергоносители, аренду помещений, техническое обслуживание и т.д., а с другой стороны соответственно увеличивает доходы за счет возрастания производительности тех специализированных помещений, в которых выполняются работы по определению искомого коэффициента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНЫХ ИЗОТЕРМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ | 2006 |
|
RU2319951C1 |
Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства | 1990 |
|
SU1730572A1 |
Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства | 1981 |
|
SU1030713A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБОГРЕВА СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА | 2012 |
|
RU2499861C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВНУТРИ ЗАМКНУТОГО ОБЪЕКТА С ОГРАЖДАЮЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ОТ ВРЕМЕНИ ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗАДАННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВНУТРИ ОБЪЕКТА | 2006 |
|
RU2373345C2 |
Способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства | 1991 |
|
SU1789360A1 |
СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ | 1972 |
|
SU360252A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ТЕРМИЧЕСКОГО ИЛИ КАЛОРИМЕТРИЧЕСКОГО РАСХОДОМЕРА | 2005 |
|
RU2362125C2 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2005 |
|
RU2287152C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ПОРОД, ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ НАСОСНО-КОМПРЕССОРНЫЕ ТРУБЫ И ОБСАДНУЮ КОЛОННУ И ДЛИНЫ ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СКВАЖИНЫ | 2013 |
|
RU2549663C1 |
Изобретение относится к испытаниям транспортных средств и может быть использовано для определения среднего коэффициента теплопередачи кузовов транспортных средств. Способ состоит в нагреве воздуха внутри кузова источником тепла, в момент включения которого начинают замер температур воздуха внутри и снаружи кузова и, продолжая нагрев, выполняют одновременные замеры температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации с заданной точностью изменения мгновенных значений перепада температур. Заканчивают замеры задолго до установления стационарного теплового режима внутри кузова, дважды аппроксимируют их полную и усеченную выборку уравнениями степенных функций типа τ=АθВ+С, где τ - период времени; θ - перепад значений температур; А, В, С - константы аппроксимирующих уравнений, используя константы полученных уравнений, вычисляют коэффициент теплопередачи по формуле
где Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность; Р - мощность источника тепла; An, Вn, Aу, Bу - константы аппроксимирующих уравнений; n, у - индексы, соответствующие полному и усеченному рядам аппроксимируемых значений времени и перепадов температур. Технический результат заключается в снижении длительности и трудоемкости испытаний за счет упразднения процесса остывания воздуха в кузове. 1 табл.
Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, в котором осуществляют нагрев воздуха внутри кузова посредством источника тепла, замер мощности источника тепла, замер температур воздуха внутри и снаружи кузова и последующий расчет коэффициента теплопередачи, отличающийся тем, что в нем процесс замеров температур начинают в момент включения источника тепла, продолжая нагрев, выполняют одновременные замеры температур воздуха внутри и снаружи кузова в течение минимального времени, необходимого для аппроксимации с заданной точностью изменения мгновенных значений перепада температур, заканчивают замеры задолго до установления стационарного теплового режима внутри кузова, дважды аппроксимируют их полную и усеченную выборку уравнениями степенных функций типа
τ=АθВ+С,
где τ - период времени;
θ - перепад значений температур;
А, В, С - константы аппроксимирующих уравнений,
используя константы полученных уравнений, вычисляют коэффициент теплопередачи по формуле
где Н - среднегеометрическая теплопередающая поверхность;
Р - мощность источника тепла;
An, Вn, Aу, Bу - константы аппроксимирующих уравнений;
n, у - индексы, соответствующие полному и усеченному рядам аппроксимируемых значений времени и перепадов температур.
Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства | 1990 |
|
SU1730572A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АНАЛИЗА ГАЗОВОЙ СМЕСИ | 2004 |
|
RU2272334C1 |
Бумага для переводной термопечати на ткань | 1982 |
|
SU1086048A1 |
СПОСОБ СЪЕМА ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА | 1996 |
|
RU2122347C1 |
JP 10048166 А, 20.02.1998. |
Авторы
Даты
2006-02-10—Публикация
2004-10-12—Подача