Изобретение относится к испытаниям транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента теплопередачи кузовов автомобилей, железнодорожных вагонов, фюзеляжей самолетов, грузовых помещений рефрижераторных судов, строительных конструкций и тд
Известен способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова при помощи источника тепла до установления стационарного режима и расчете коэффициента теплопередачи по известным формулам.
Недостатком этого способа является то, что он требует значительного времени и больших затрат энергии на поддержание стационарного режима теплопередачи и многократных измерений. По указанному способу измерения коэффициента теплопередачи иногда длятся несколько суток, так как для получения достоверного результата минимальная продолжительность расчетного периода со стабильным установившимся перепадом температур внутреннего и
СА) О
СП
VJ ю
ружного воздуха должна быть не менее 12 ч. При этом в случае колебаний температуры наружного воздуха или мощности нагревательного устройства разброс значений перепада температур внутреннего и наружного воздуха может быть достаточно значительным, что требует увеличения длительности способа определения коэффициента теплопередачи.
Наиболее близким по технической сущ- ности к изобретению является способ опре- деления среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузова при помощи источника тепла, мощность которого измеряют в процессе нагрева, до установления стационарного режима теплопередачи, отключении в этот момент источника тепла, регистрации перепада температур воздуха внутри и снаружи кузова в процессе его естественного охлаждения и в стадии регулярного режима по темпу охлаждения, определении установившегося значения перепада температур и расчете на основании его коэффициента теплопередачи,
Недостатком известного способа является то, что он требует достижения стацио- нарного режима теплопередачи, что приводит к необходимости достаточно больших затрат времени и энергии. Кроме того, весьма сложным является точное определение момента установления стационарного режима теплопередачи, что также затрудняет реализацию способа.
Цель изобретения - уменьшение продолжительности и трудоемкости.
Изобретение основано на том обстоятельстве, что процессы нагрева и охлажде- ния воздуха в кузове состоят каждый из двух стадий - нерегулярного и регулярного режима, отличающихся друг от друга характером изменения темпа нагрева (охлаждения). На регулярных участках изменение темпа пе- репада температур происходит в соответствии с известным дифференциальным уравнением теплового баланса вида
Р W
KH W
в
О)
где в - перепад температур воздуха внутри и снаружи кузова;
т - время;55
бв
-г- - темп изменения перепада темпеи т
ратур;
Р - мощность источника тепла; W - водяной эквивалент кузова;
К - коэффициент теплопередачи кузова;
Н - площадь теплопередающей поверхности кузова.
В связи с тем, что W и КН являются физическими константами кузова, уравнег и
ние (1) в координатах-т- - в представляет
собой уравнение прямой.
Вместе с тем установлено, что в начальный нерегулярный период нагрева или охлаждения вследствие наличия тепловой
бв инерции кузова характер изменения
dr
отклоняется от установленного уравнением (1).Это изменение происходит в соответствии с уравнением типа
(2)
10 15 0 5
0 5
0 5
0
5
где А и В - постоянные коэффициенты.
Переход от нерегулярного режима к регулярному происходит в точке касания прямой вида (1) и кривой вида (2). Решение уравнений кривых вида (2) для этапов нагрева и охлаждения совместно с уравнениями касательных к этим кривым, характеризующих стадию регулярного режима по темпу изменения перепада температуры, дает возможность после ряда преобразований получить выражение для определения коэффициента теплопередачи, в котором К является функцией параметров А и В нестационарных участков нагрева и охлаждения и при использовании которого не требуется достижения как регулярного, так и стационарного по темпу нагрева или охлаждения режимов теплопередачи. Система уравнений имеет решение в том случае, когда мощность источника тепла при охлаждении вагона не равна нулю.
На чертеже показаны в сопоставлении графики изменений во времени перепада температур воздуха внутри и снаружи кузова при реализации различных рассматриваемых способов: прототипа кривая 1 и предлагаемого - кривая 2.
Последовательность действий для реализации предлагаемого способа на примере рефрижераторного вагона следующая.
Воздух во внутреннем объеме кузова вагона с известной среднегеометрической теплопередающей поверхностью Н (Н 218 м) начинают нагревать при помощи источников тепла (электронагревателей) мощностью Р 6,73 кВт и через интервалы времени Дг 1 ч, выполняют п 12 замеров перепада температур. Этого количества замеров достаточно для определения коэффициента теплопередачи с заданной точностью. Аппроксимируют полученные значения t и в уравнением вида т Ан в в + Сн. Для этого вычислятюся величина среднегеометрической разности температур для процесса нагрева.
0гн 7 012н
где0он, 012н - разности температур, соот- ветствующие нулевому и последнему (12) замерам в процессе нагрева.
Среди текущих значений перепадов температуры в н путем сравнения отыскивается значение, равное (до третьей знача- щей цифры) соответственно значению 0гн . Соответствующая найденному значению величина ты обозначается как rSH . Если среди значений нет равных 0ГН , то rSH , отвечающее величине в Гн , определяется посредством выражения
, , 7(| 1)н - Г|Н (а л л
TSH - ин -г л/ | ,д- (угн - щн)
v(j -MJH - PIH ч
где 01Н,0(| + i)H - следующие друг за другом пары значений разности температур в про- цессе нагрева, между которыми находится соответственно величина 0ГН
,т( + 1)н - значение времени, соответствующего величинам 0|Hl0(i + 1)H .
Определяется значение коэффициента Сн по формуле
Сн
-(н)
Т12Н - 2 TSH
Коэффициенты аппроксимации Вн и Ан определяются из выражений
В результате получаем аппроксимирующее уравнение нестационарного участка нагрева вида
ГН 0,0726. 0Н М219 + (-0,1406).
10
15 0
5
n
5
0
После этого снижают мощность источника тепла до такой величины Р0 2,275 кВт, чтобы воздух в вагоне стал охлаждаться (температура воздуха в вагоне и перепад температур внутри и снаружи понижается), но нельзя допускать полного отключения источника тепла (Р0 г-0). Выполняют действия, аналогичные этапу нагрева, и получают уравнение вида
ТЬ АО Во Со
Для этого вычисляется величина среднегеометрической разности температур для процесса охлаждения
#го V00o 0120
где 000,0120 - разности температур, соответствующие нулевому и последнему (12) замерам в процессе охлаждения вагона.
Среди 0ю путем сравнения отыскивается значение, равное (до третьей значащей цифры) соответственно значению 0ГО . Соответствующая найденному значению 0ю ве- личинагю обозначается как rso .Если среди значений 0Ю нет равных 0ГО , то rso , отвечающая величине 0Го , определяется посредством выражения
(0г0-010) ,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2269768C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНЫХ ИЗОТЕРМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ | 2006 |
|
RU2319951C1 |
Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства | 1981 |
|
SU1030713A1 |
Способ определения коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства | 1991 |
|
SU1789360A1 |
СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ | 1972 |
|
SU360252A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВНУТРИ ЗАМКНУТОГО ОБЪЕКТА С ОГРАЖДАЮЩИМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ОТ ВРЕМЕНИ ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗАДАННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВНУТРИ ОБЪЕКТА | 2006 |
|
RU2373345C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРОПРОВОДНОСТИ ОПТИЧЕСКИ ПРОЗРАЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2019 |
|
RU2725695C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ В ОХЛАЖДАЕМЫХ ДЕТАЛЯХ С ТЕПЛОЗАЩИТНЫМИ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ | 2010 |
|
RU2424506C1 |
СПОСОБ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТЕПЛОПЕРЕДАЧЕ МНОГОСЛОЙНОЙ КОНСТРУКЦИИ В НЕСТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ | 2009 |
|
RU2420730C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ПОРОД, ТЕПЛОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ НАСОСНО-КОМПРЕССОРНЫЕ ТРУБЫ И ОБСАДНУЮ КОЛОННУ И ДЛИНЫ ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СКВАЖИНЫ | 2013 |
|
RU2549663C1 |
Изобретение относится к области испытаний транспортных средств и может быть использовано для определения коэффициента теплопередачи кузовов различных транспортных средств. Цель изобретения - уменьшение продолжительности и трудоемкости . Внутри кузова транспортного средства размещают источник тепла и нагревают воздух внутри кузова до заданной температуры, регистрируя температуры воздуха внутри и снаружи кузова, а также мощность источника тепла. До установления стационарного теплового режима мощность источника тепла уменьшают до фиксированной величины, не равной нулю, и в процессе охлаждения измеряют температуры внутри и снаружи кузова. Полученные значения температур воздуха используют для нахождения зависимости указанных значений от времени, которую аппроксимируют уравнениями степенной функции, с последующим вычислением искомой характеристики. 2 табл., 1 ил. СП с
| ig(Ti-CH)- 2 Ig (Т|-Сн) 45
I 0I 6.
11
2 tg 0, - 2 ig 0.
i 0i 6
A AH
Ig (TJ - CH) - BH2 Ig Й
i 0
n/2
где n 12 - число замеров при нагреве.
Результаты замеров температур и порядок выполнения аппроксимации зависимости 0ц(тн) представлены в табл. 1.
где 0io,0(i + 1)0 - следующие друг за другом пары значений разности температур в процессе охлаждения, между которыми находятся соответственно величина 0ГО ;
Гю,г(| + i)o - значения времени, соответствующее величинам 0j0 и 9( + ч)0 Определяются значения коэффициента С0 по формуле
55
С0
-frio)
Г120 - 2 Гзо
Коэффициенты аппроксимации В0 и А0 определяются из выражений
2 Ig (r Co) - 2 Ig (ti
B0
I -О
i 6
Ј igfl-Ј igfl
I 0
I 6
A0
2 ig fc - Co) - Bo 2 3o
i 0i o
П/2
где n 12 - число замеров при охлаждении.
Результаты замеров температур и порядок выполнения аппроксимации зависимости в0(т) представлены в табл. 2.
В результате получают аппроксимирующее уравнение нестационарного участка охлаждения вида
То 1,37985 х 1011 .90 7 1988 +(-1,5264)
После этого, используя полученные значения Рн, Ро, АН, АО. Вн, Во, рассчитывают средний коэффициент теплопередачи К:
К
D
LR-IVM MH
Рн(Вн -1)
гдео
DH
L
АН
м )
М Вн(1 - Вн)
R
S
1
т
ВоВн
1BO
ВоBH
-Bo BO - BH
H - среднегеометрическая теплопере- дающая поверхность кузова;
Р - мощность источника тепла; н, о - индексы, соответствующие этапам нагрева и охлаждения.
Предлагаемый способ предполагает со- 5 кратить продолжительность определения коэффициента теплопередачи вагона не менее, чем в 3-5 раз по сравнению с прототипом. При использовании высокочувствительной аппаратуры, источника тепла достаточно
0 большой мощности ЭВМ для обработки полученных данных, продолжительность способа можно сократить до нескольких минут. Соответственно, резко снижаются трудо- и энергазатраты на проведение эксперимен5 та, а также удельные затраты на деповский ремонт и простой вагонов.
Формула изобретения Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортно0 го средства, заключающийся в нагреве воздуха внутри кузову при помощи источника тепла, измерении мощности этого источника, охлаждении воздуха внутри кузова по достижении заданной температуры внутри
5 и снаружи кузова и последующем расчете искомой характеристики, отличающий- с я тем, что, с целью уменьшения продолжительности и трудоемкости, дополнительно в процессе нагрева измеряют температуры
0 внутри и снаружи кузова, при охлаждении воздуха, которое начинают до установления стационарного теплового режима, мощность источника тепла уменьшают до величины, не равной нулю, измеряют ее в
5 процессе охлаждения, аппроксимируют значения перепада температуры воздуха внутри и снаружи кузова и соответствующих моментов времени для нагрева и охлаждения уравнениями степенной функции, вида
0 t №i+ С, а искомую характеристику определяют по формуле
С к LR /W -NT-Hгде А, В, С - константы; 5D Рн(Вн - 1)/Вн;
Р - мощность источника тепла; L АН/Ао;
М Вн(1 -Во)/Во(1 -Вн); N Ро/Рн; 0 R-1/(Bo-BH):
S (1 - Во)/(Во - Вн); Т -Во/(Во-Вн);
Н - среднегеометрическая теплопере- дающая поверхность кузова; 5 н, о - индексы соответствующие этапам нагрева и охлаждения.
Таблица 1
Таблица 2
Методика определения среднего коэффициента теплопередачи ограждающих конструкций кузовов пассажирских вагонов в установках стоянки - ОСТ | |||
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта | 1922 |
|
SU24A1 |
Способ определения среднего коэффициента теплопередачи кузова транспортного средства | 1981 |
|
SU1030713A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-04-30—Публикация
1990-01-02—Подача