МОРСКОЕ ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО Российский патент 2006 года по МПК B63B11/04 B63B13/00 

Описание патента на изобретение RU2271299C1

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям морских плавучих средств, имеющих группы балластных цистерн и предназначенных для транспортировки грузов на палубе.

Специфической особенностью морских транспортных средств, предназначенных для транспортировки грузов на открытой палубе, является наличие развитой балластной системы с большим количеством балластных цистерн, занимающих до 95% объема прочного корпуса. Балластные цистерны, как правило, располагаются под всей площадью открытой палубы, предназначенной для размещения грузов, причем цистерны располагаются в несколько рядов по ширине судна.

Из «Правил классификации и постройки морских судов» т.2/РМРС-СПб., 2003. - с.106, 107 (п.10.1.1-10.1.8) известно, что на морском плавучем средстве или судне каждая цистерна для хранения жидкости должна быть оборудована воздушной трубой, а выходные концы воздушных труб, расположенные на открытых палубах надводного борта, должны быть оборудованы автоматическими устройствами для предотвращения попадания воды.

Известно также морское плавучее средство, включающее в себя прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами для откачки и закачки балласта в цистерны и воздушными трубами, соединяющими каждую балластную цистерну с атмосферой (см. книгу «Судовые трубопроводы» под редакцией X. Манна, Л.: Судостроение, 1976, с.154-156 - прототип).

Недостатком прототипа является загроможденность открытой палубы вследствие наличия значительного количества воздушных труб, выведенных на упомянутую палубу и снабженных автоматическими устройствами для предотвращения попадания воды. Это существенно затрудняет размещение груза на палубе и выполнение грузовых операций. Кроме того, существует вероятность повреждения воздушных труб при грузовых операциях.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение производительности и безопасности грузовых операций при устранении загроможденности открытой палубы.

Указанный технический результат достигается в морском плавучем средстве, включающем в себя прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами и воздушными трубами, тем, что по меньшей мере одна группа балластных цистерн снабжена общим воздушно-переливным коллектором, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн, причем коллектор выполнен с воздушно-переливными отростками, при этом в каждой цистерне размещен по меньшей мере один упомянутый воздушно-переливной отросток, открытый конец которого расположен под крышей упомянутой цистерны, а каждый концевой участок коллектора снабжен воздушной трубой для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом с обратным клапаном.

Указанный технический результат достигается также тем, что воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора соединена непосредственно с коллектором, а также тем, что воздушная труба концевого участка коллектора может быть смонтирована на крыше балластной цистерны.

Кроме того, указанный технический результат достигается также тем, что воздушно-переливные отростки упомянутых коллекторов, расположенных в зоне расчетного повреждения плавучего средства, снабжены автоматическими устройствами для предотвращения поступления воды из общего воздушно-переливного коллектора в цистерны.

На фиг.1 изображено продольное сечение заявляемого морского плавучего средства с группой балластных цистерн, снабженных общим воздушно-переливным коллектором;

на фиг.2 - заявляемое морское плавучее средство в плане с группами балластных цистерн;

на фиг.3 - продольное сечение концевого участка коллектора с отводным забортным трубопроводом и воздушной трубой, соединенной непосредственно с коллектором;

на фиг.4 - продольное сечение концевого участка коллектора с отводным забортным трубопроводом и воздушной трубой, смонтированной на крыше балластной цистерны;

на фиг.5 - сечение воздушно-переливного отростка цистерны с автоматическим устройством для предотвращения попадания воды в цистерну;

на фиг.6 - то же в аварийной ситуации.

Заявляемое морское плавучее средство включает в себя прочный корпус 1 с группами 2 балластных цистерн 3, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами 4, воздушными трубами 5 с воздушными головками 6 и насосным отделением 7.

Для повышения производительности и безопасности грузовых операций по меньшей мере одна из групп 2 балластных цистерн 3 снабжена общим воздушно-переливным коллектором 8, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн 3, причем коллектор 8 выполнен с воздушно-переливными отростками 9.

При этом в каждой цистерне 3 размещен по меньшей мере один отросток 9, открытый конец которого а расположен под крышей 10 цистерны 3, а каждый концевой участок b коллектора 8 снабжен воздушной трубой 5 с воздушной головкой 6 для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом 11 с обратным клапаном 12.

Воздушная труба 5 концевого участка коллектора 8 может быть смонтирована на крыше 10 балластной цистерны 3.

Учет возможности повреждения судна является обязательным требованием всех классификационных обществ. При этом в Правилах оговариваются расчетные величины возможных повреждений, а также обязательные меры безопасности.

В соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов» т.2/РМРС-СПб., 2003. - с.380 (п.3.2.1.2; 3.1.7) для морского плавучего средства или судна шириной В, «расчетная протяженность пробоины по ширине судна (В) составляет 1/5 ширины судна В». Кроме того, если в пределах предполагаемой зоны повреждения 13 «расположены трубопроводы, каналы и тоннели, их конструкция должна исключать распространение воды в отсеки, которые считаются незатопленными».

Для предотвращения возможности аварийного затопления цистерн 3 через коллектор 8 за счет поступления воды из коллектора 8 в цистерны 3 воздушно-переливные отростки 9 коллектора 8, расположенного в зоне 13 расчетного повреждения корпуса 1 упомянутого выше плавучего средства, снабжены автоматическими устройствами 14.

Автоматическое устройство 14, как правило, представляет собой обратный клапан с запорным органом 15 в виде золотника плавающего типа (см., например, клапан обратный (ТУ 3722-505-35491454-98). Запорный орган устройства 14 - плавающий золотник 15 легче воды и тяжелее воздуха.

При заполнении одной (или нескольких) цистерн 3 группы 2, оборудованных общим воздушно-переливным коллектором 8, происходит вытеснение воздуха из цистерны 3 через открытый конец а воздушно-переливного отростка 9, далее через коллектор 8 и воздушные трубы 5, которыми снабжены концевые участки b коллектора 8, воздух удаляется в атмосферу.

Когда уровень воды в цистерне 3 превышает уровень открытого конца а воздушно-переливного отростка 9, начинается перелив избыточного балласта (воды). В этом случае избыточный балласт через отросток 9 поступает в коллектор 8, расположенный выше ватерлинии, откуда через отводной забортный трубопровод 11 с обратным клапаном 12 сливается самотеком за борт.

Установленный на отводном забортном трубопроводе 11 обратный клапан 12 пропускает воду только в одном направлении, чем предотвращает возможность поступления воды из-за борта в коллектор 8 через отводной забортный трубопровод 11 под воздействием волнения.

При удалении балласта из цистерны 3 воздух поступает в последнюю в обратном порядке: из атмосферы через воздушную трубу 5, коллектор 8 и отросток 9.

Установка воздушной трубы 5 концевого участка коллектора 8 на крыше 10 цистерны 3 (см. фиг.4) или подключение трубы 5 непосредственно к коллектору 8 (см. фиг.3) на процесс вентиляции цистерн 3 какого-либо влияния не оказывает, однако при установке воздушной трубы 5 на крыше 10 цистерны 3 несколько уменьшается объем трубопроводных работ.

В случае повреждения коллектора 8 для предотвращения поступления воды из поврежденного коллектора 8 в цистерны 3 срабатывают автоматические устройства 14.

Воздух может свободно проходить через устройство 14 в обоих направлениях. При переполнении одной из цистерн 3 вода свободно переливается через отросток 9 и устройство 14 в коллектор 8, отжимая всплывающий навстречу запорный орган 15 устройства 14. При движении воды из коллектора 8 в отросток 9 запорный орган 15 всплывает и перекрывает проходное сечение устройства 14, тем самым предотвращая поступление воды в другие цистерны 3.

Заявляемое изобретение позволяет значительно повысить производительность и безопасность грузовых операций за счет устранения загроможденности открытой палубы. Это особенно актуально для морских транспортных средств для транспортирования грузов на открытой палубе.

Похожие патенты RU2271299C1

название год авторы номер документа
Система компенсации крена плавучего средства 1981
  • Яковенко Вадим Николаевич
  • Ковальчук Михаил Владимирович
  • Фадеев Валерий Георгиевич
  • Гончаренко Иван Дмитриевич
SU996264A1
Устройство для подъема затонувших объектов 1990
  • Кузьменко Владимир Владимирович
  • Смирнов Виктор Андреевич
  • Ефимов Андрей Владимирович
SU1804408A3
СПОСОБ УМЕРЕНИЯ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА ПОСРЕДСТВОМ ПАССИВНОГО УСПОКОИТЕЛЯ БОРТОВОЙ КАЧКИ И ПАССИВНЫЙ УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА 2013
  • Тенигин Сергей Юрьевич
  • Матвеенко Владимир Андреевич
  • Гриценко Владимир Александрович
  • Иванов Владимир Алексеевич
  • Бензорук Владимир Акимович
RU2529244C1
Система компенсации крена плавучего средства 1979
  • Гричко Станислав Борисович
  • Королев Станислав Федорович
  • Алисейчик Александр Александрович
  • Великосельский Николай Дмитриевич
SU889529A1
МОРСКОЕ СУДНО ДЛЯ УКЛАДКИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ, ГИБКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2012
  • Труб Михаил Семенович
  • Вальдман Николай Александрович
  • Тимофеев Олег Яковлевич
  • Карташев Анатолий Борисович
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Фомичев Эдуард Николаевич
  • Немзер Александр Ильич
  • Платонов Виктор Георгиевич
RU2509677C1
Система охлаждения оборудования плавсредства 1987
  • Цыпин Владимир Маркович
SU1527093A1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ АРКТИЧЕСКОЕ СУДНО КЛАССА INF-2 2016
  • Шлячков Владимир Иванович
  • Ивановский Сергей Львович
  • Кучин Николай Леонидович
  • Гостяева Екатерина Михайловна
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
  • Полунин Алексей Николаевич
RU2649561C2
БУКСИРУЕМАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДОСТАВКИ ОБЪЕКТОВ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ 2012
  • Малыгин Владимир Евгеньевич
  • Тимофеев Олег Яковлевич
  • Зимин Александр Дмитриевич
  • Вербицкий Сергей Владимирович
  • Лопашев Павел Андреевич
  • Кильдеев Равиль Исмаилович
RU2522684C2
ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ 2008
  • Монахов Валерий Павлович
RU2376192C1
Система компенсации крена плавучего средства 1980
  • Ковальчук Михаил Владимирович
  • Яковенко Вадим Николаевич
SU887354A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 271 299 C1

Реферат патента 2006 года МОРСКОЕ ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к судостроению и касается создания морских плавучих средств, имеющих группу балластных цистерн и предназначенных для транспортировки грузов на палубе. Морское плавучее средство имеет прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами цистерн и воздушными трубами. По меньшей мере одна группа балластных цистерн снабжена общим воздушно-переливным коллектором, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн. Коллектор выполнен с воздушно-переливными отростками. В каждой цистерне размещен по меньшей мере один упомянутый воздушно-переливной отросток, открытый конец которого расположен под крышей упомянутой цистерны. Каждый концевой участок коллектора снабжен воздушной трубой для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом с обратным клапаном. Воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора может быть соединена непосредственно с коллектором, а также может монтироваться на крыше балластной цистерны. Воздушно-переливные отростки коллекторов, расположенных в зоне расчетного повреждения плавучего средства, целесообразно снабжать автоматическими устройствами для предотвращения поступления воды из общего воздушно-переливного коллектора в цистерны. Технический результат состоит в повышении производительности и безопасности грузовых операций при устранении загроможденности открытой палубы. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 271 299 C1

1. Морское плавучее средство, включающее в себя прочный корпус с группами балластных цистерн, оборудованными балластной системой с приемно-наполнительными трубами цистерн и воздушными трубами, отличающееся тем, что по меньшей мере одна группа балластных цистерн снабжена общим воздушно-переливным коллектором, расположенным выше ватерлинии внутри упомянутых цистерн, причем коллектор выполнен с воздушно-переливными отростками, при этом в каждой цистерне размещен по меньшей мере один упомянутый воздушно-переливной отросток, открытый конец которого расположен под крышей упомянутой цистерны, а каждый концевой участок коллектора снабжен воздушной трубой для приема и выпуска воздуха и по меньшей мере одним отводным забортным трубопроводом с обратным клапаном.2. Морское плавучее средство по п.1, отличающееся тем, что воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора соединена непосредственно с коллектором.3. Морское плавучее средство по п.1, отличающееся тем, что воздушная труба упомянутого концевого участка коллектора смонтирована на крыше балластной цистерны.4. Морское плавучее средство по п.1, отличающееся тем, что воздушно-переливные отростки упомянутых коллекторов, расположенных в зоне расчетного повреждения плавучего средства, снабжены автоматическими устройствами для предотвращения поступления воды из общего воздушно-переливного коллектора в цистерны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2271299C1

Балластная система судна 1989
  • Железнов Сергей Вячеславович
  • Малиновский Владимир Алексеевич
  • Шутов Владимир Леонидович
SU1654111A1
DE 3204071 A1, 02.09.1982
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЗАМЕНЫ БАЛЛАСТНОЙ ВОДЫ НА СУДНЕ 1998
  • Нумата Хисаши
  • Тамашима Масахиро
RU2220872C2

RU 2 271 299 C1

Авторы

Руденко Владимир Васильевич

Бензорук Владимир Акимович

Шевченко Юрий Иванович

Стуканев Александр Игоревич

Даты

2006-03-10Публикация

2004-07-20Подача