Изобретение относится к области строительства морских нефтепромысловых гидротехнических сооружений, в частности к морскому монтажу морских стационарных платформ.
Известны способы сборки и морского монтажа морских стационарных платформ с установкой и свайным закреплением опорной части и установкой модулей верхнего строения с помощью кранового судна /1/.
Недостатком таких известных способов является значительная продолжительность монтажно-сборочных операций в море с большими затратами на оплату плавучих технических средств, участвующих в морских операциях.
Известны также способы сборки и морского монтажа морских стационарных платформ с применением новых крановых судов большой грузоподъемности и новых технических средств для строительства, существенно сокращающих сроки строительства и, как следствие, уменьшающих капитальные затраты /2/.
Недостатком такого способа является относительно большее число монтажно-сборочных операций, где используется энергоемкое оборудование с низким процентом его использования по мощности.
Известно также способ монтажа комплектно-блочным методом с укрупнительной сборкой морской стационарной платформы, при котором образуют сборочные единицы на монтажно-сборочной площадке - опорный блок, несущую палубу и блок-модули верхнего строения, стыкуют плавучее транспортное средство с монтажно-сборочной площадкой, устанавливают сборочные единицы на стапельные тележки, перемещают сборочные единицы с монтажно-сборочной площадки на транспортное плавучее средство с помощью упомянутых стапельных тележек, транспортируют к месту установки и осуществляют их последовательный монтаж с помощью краново-монтажных судов /3 - прототип/.
Известное техническое решение обеспечивает монтаж и надежную транспортировку монтажных блоков с монтажно-сборочной площадки на транспортное судно. Однако не решает в полной мере задачу морского монтажа сборочных единиц.
Целью изобретения является повышение эффективности использования мощностей строительной техники и плавучих технических средств, сокращение сроков строительства, снижение объемов морских операций и трудоемкости, уменьшение затрат на строительство морских стационарных платформ.
Указанная цель достигается тем, что реализуется способ сборки и морского монтажа комплектно-блочным методом с укрупнительной сборкой морской стационарной платформы, при котором образуют сборочные единицы на монтажно-сборочной площадке - опорный блок, несущую палубу и блок-модули верхнего строения, стыкуют плавучее транспортное средство с монтажно-сборочной площадкой, устанавливают последовательно сборочные единицы на стапельные тележки, перемещают сборочные единицы с монтажно-сборочной площадки на транспортное плавучее средство с помощью упомянутых стапельных тележек, транспортируют к месту установки и осуществляют их последовательный монтаж с помощью краново-монтажных судов, причем последовательный монтаж сборочных единиц на месте их установки на море осуществляют в следующем порядке: устанавливают на предварительно подготовленный грунт опорный блок, осуществляют установку свай в соответствующие направляющие опорного блока, их забивку и цементирование с образованием свайного фундамента, на предварительно выполненные на опорном блоке подкосы и разновысокие установочные направляющие штыри устанавливают несущую палубу, в которой выполняют соответствующие посадочные места под штыри и подкосы, причем стыковку осуществляют последовательным сопряжением упомянутых штырей и соответствующих посадочных мест.
Подкосы соединения опорного блока и верхнего строения выполняют как единое целое с опорным блоком как сборочной единицы, а по длине их выполняют с припуском, который определяют из условия допускаемого отклонения вертикальной оси опорного блока при его установке на грунт и максимально допускаемого отклонения плоскостей опорных поверхностей верхнего строения от горизонтали.
Кроме того, перевод из горизонтального в вертикальное положение свай и установку свай в направляющие опорного блока осуществляют с помощью двух грузоподъемных кранов, причем застропку сваи осуществляют в местах, обеспечивающих их минимальный прогиб.
Для увеличения сцепления с цементным раствором сваи и направляющие для свай в месте их цементирования снабжают кольцевыми выступами.
Свайный фундамент снабжают пакерными устройствами, а полость, ограниченную сваями, направляющими и пакерными устройствами снабжают входными и выходными трубопроводами, через которые осуществляют заполнение и контроль заполнения упомянутой полости цементным раствором до требуемой концентрации.
Соответствующие разновысокие установочные направляющие штыри выполняют на верхней поверхности несущей палубы, на которые устанавливают модули верхнего строения, причем вес и габариты модулей выбирают из условия соответствия максимальным техническим характеристикам грузоподъемных устройств краново-монтажного судна.
Несущую палубу и блок-модули верхнего строения выполняют как одну сборочную единицу с учетом технических характеристик грузоподъемных устройств краново-монтажного судна.
Предложенный способ поясняется чертежами в применении к строительству двухблочной морской стационарной платформы, представленными на фиг.1-17.
На фиг.1 показан общий вид морской стационарной платформы с разбивкой на сборочные единицы; на фиг.2 - вариант выполнения сваи с наружными кольцевыми выступами; на фиг.3 - вариант выполнения юбочных направляющих с внутренними кольцевыми выступами и пакерным устройством; на фиг.4 - система трубной разводки-подачи и трубного контроля цементного раствора.
На фиг.5-7 показаны схемы перемещения сборочных единиц с монтажно-сборочной площадки на транспортную баржу опорного блока (фиг.5), несущей платформы (фиг.6) и жилого молуля (фиг.7); на фиг.8 показана схема разгрузки с транспортной баржи опорного блока морской стационарной платформы; на фиг.9 - установка на морское дно опорного блока морской стационарной платформы; на фиг 10 показана схема перевода свай из горизонтального в вертикальное положение при их установке в фундамент опорного блока; на фиг.11 - схема установки свай в юбочные направляющие опорного блока; на фиг.12 - схема забивки свай молотом в грунт; на фиг.13 - схема подачи цементного раствора в фундамент опорного блока с судна обслуживания; на фиг.14 - установка несущей палубы и переходного моста; на фиг.15 - установка жилого модуля; на фиг.16 - установка технологических модулей, на фиг.17 - установка нижней и верхней частей буровой вышки.
Морская стационарная платформа (фиг.1) подразделяется по предлагаемому способу на сборочные единицы: опорный блок 1 морской технологической платформы, опорный блок жилого модуля 2, причем каждый опорный блок снабжен свайным фундаментом 3 несущей палубой 4. Опорные блоки 1 и 2 связаны между собой переходным мостом 5. На несущей палубе 4 опорного блока 2 расположен жилой модуль 6. На несущей палубе 4 опорного блока 1 расположены энергетический модуль 7, технологические модули 8, блок основания с порталом и нижней частью буровой вышки 9, верхняя часть буровой вышки 10. Свайный фундамент 3 содержит юбочные направляющие 11 и сваи 12.
На опорном блоке 1 выполнены подкосы 13 и разновысокие установочные штыри 14.
Сваи 12 снабжены наружными кольцевыми выступами 15 (фиг.2), а юбочные направляющие 11 снабжены внутренними кольцевыми выступами 16 и пакерным устройством 17 (фиг.3).
Комплекс снабжен системой трубной разводки (фиг.4). Для заполнения и контроля заполнения цементным раствором полости, ограниченной сваями 12, юбочными направляющими 11 и пакерными устройствами 17, система включает соответствующие трубопроводы, причем каждая полость снабжена входным 18 и выходным 19 трубопроводами. По первому из них - трубопроводу 18 подается цементный раствор, а по второму трубопроводу 19 осуществляется контроль заполнения полости цементным раствором до требуемой его концентрации.
Технологический комплекс (фиг.5-7) включает сборочно-монтажную площадку 20, стапельные самоприводные тележки 21, транспортную баржу 22, краново-монтажное судно 23 с грузоподъемными кранами 24 и 25 (фиг 8-17), последний при забивке свай 12 снабжается свайным молотом 26 (фиг.12), смесителем 27 и трубопроводами 28 подачи цементного раствора, а также судно обслуживания 29, которое снабжено емкостью для цементного раствора 30 (фиг.13).
Предложенный способ реализуется следующим образом. На монтажно-сборочной площадке 20 образуют сборочные единицы - опорные блоки 1 и 2, несущие палубы 4 и блок-модули верхнего строения - жилой модуль 6, энергетический модуль 7, технологические модули 8, блок основания с порталом и нижней частью буровой вышки 9, верхнюю часть буровой вышки 10.
Стыкуют транспортную с монтажно-сборочной площадкой 20 (фиг.5-7), устанавливают последовательно сборочные единицы на стапельные самоприводные тележки 21, перемещают сборочные единицы с монтажно-сборочной площадки 20 на транспортную баржу 22 с помощью стапельных самоприводных тележек 21, транспортируют к месту установки и осуществляют их последовательный монтаж с помощью краново-монтажного судна 23.
При этом последовательный монтаж сборочных единиц на месте их установки на море осуществляют в следующем порядке: устанавливают на предварительно подготовленный грунт опорные блоки 1 и 2 (фиг.8-9), осуществляют установку свай 12 в юбочные направляющие 11 соответствующего опорного блока (фиг.11), их забивку с помощью свайного молота 26 (фиг.12) и цементирование с образованием свайного фундамента 3 (фиг.13).
На предварительно выполненные на опорном блоке 1 подкосы 13 и разновысокие установочные направляющие штыри 14 устанавливают несущую палубу 4, в которой выполняют соответствующие посадочные места (не показано) под направляющие штыри 14 и подкосы 13, причем стыковку осуществляют последовательным сопряжением упомянутых штырей 14 и соответствующих им посадочных мест.
При этом подкосы 13 соединения опорного блока и верхнего строения выполняют как единое целое с опорным блоком 1 как сборочной единицы, а по длине их выполняют с припуском, который определяют из условия допускаемого отклонения вертикальной оси опорного блока 1 при его установке на грунт и максимально допускаемого отклонения плоскостей опорных поверхностей верхнего строения от горизонтали.
Перевод из горизонтального в вертикальное положение свай 12 осуществляют с помощью двух грузоподъемных кранов 24 и 25 на краново-монтажном судне 23, причем застропку сваи 12 осуществляют в местах, обеспечивающих их минимальный прогиб (фиг.10). Установку свай 12 в направляющие 11 опорного блока 1 или 2 осуществляют с помощью крана 25 (фиг.11), а забивку свай 12 до заданной отметки осуществляют с помощью свайного молота 26 (фиг.12).
Для увеличения сцепления с цементным раствором сваи 12 и юбочные направляющие 11 в месте их цементирования снабжают кольцевыми выступами 15 и 16 соответственно.
Юбочные направляющие 11 свайного фундамента снабжают пакерными устройствами 17, а полость, ограниченную сваями 12, направляющими 11 и пакерными устройствами 17, снабжают входными 18 и выходными 19 трубопроводами, через которые осуществляют заполнение и контроль заполнения упомянутой полости цементным раствором до требуемой концентрации.
Закрепление свай 12 в фундаменте 3 опорных блоков 1 и 2 (фиг.13) производится с помощью цементного раствора, который подается с судна обслуживания 29 в цементный смеситель 27 и далее по трубопроводам 28 направляется в систему трубной разводки (фиг.4) каждой сваи 11.
Дополнительно, соответствующие разновысокие установочные направляющие штыри выполняют на верхней поверхности несущей палубы 4 (не показано), на которые устанавливают модули верхнего строения, причем вес и габариты модулей выбирают из условия соответствия максимальным техническим характеристикам грузоподъемных устройств - кранов 24 и 25 краново-монтажного судна 23.
В одном из вариантов реализации способа несущую палубу 1 и 2 выполняют как одну сборочную единицу с блок-модулями верхнего строения с учетом технических характеристик грузоподъемных устройств краново-монтажного судна 23.
Предложенный способ позволяет повысить производительность и экономичность монтажа морских стационарных платформ.
Литература
1. Бен Г.Гервик, младший Профессор строительства Университета Калифорнии, Беркли и Консультант по морским операциям. "Строительство морских сооружений", Нью-Йорк, 1986).
2. Вяхирев Р.И., Никитин Б.А., Мирзоев Д.А. "Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений". - М.: Изд-во Акад. Горных наук, 1999.
3. Авторское свидетельство СССР №1184896, Кл Е 02 В 17/00, 1983 г. - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Морская ледостойкая платформа | 2016 |
|
RU2634143C1 |
Морская ледостойкая платформа | 2016 |
|
RU2640345C1 |
ПЛАВУЧАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН С ОПОРНЫХ БЛОКОВ | 2008 |
|
RU2392380C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ МОРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ | 2004 |
|
RU2346110C2 |
БАЗОВОЕ ОСНОВАНИЕ, ОПИРАЮЩЕЕСЯ НА МОРСКОЕ ДНО, И СПОСОБ ЕГО УСТАНОВКИ | 2017 |
|
RU2719645C1 |
Способ постройки и транспортировки верхнего строения морской стационарной платформы | 1990 |
|
SU1781384A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРНОГО БЛОКА МОРСКОЙ СТАЦИОНАРНОЙ ПЛАТФОРМЫ | 2004 |
|
RU2259445C1 |
Способ изготовления интегрированного производственного комплекса на основании гравитационного типа (ОГТ) | 2021 |
|
RU2757517C1 |
Устройство для строительства верхнего строения морской стационарной платформы | 1989 |
|
SU1687744A1 |
Судостроительный комплекс | 1982 |
|
SU1041393A1 |
Изобретение относится к области строительства морских нефтепромысловых гидротехнических сооружений, в частности к морскому монтажу морских стационарных платформ. Для сборки и морского монтажа комплектно-блочным методом с укрупнительной сборкой морской стационарной платформы образуют сборочные единицы на монтажно-сборочной площадке - опорный блок, несущую палубу и блок-модули верхнего строения, стыкуют плавучее транспортное средство с монтажно-сборочной площадкой, устанавливают последовательно сборочные единицы на стапельные тележки, перемещают сборочные единицы с монтажно-сборочной площадки на плавучее транспортное средство с помощью упомянутых стапельных тележек, транспортируют к месту установки и осуществляют их последовательный монтаж с помощью краново-монтажных судов. Последовательный монтаж сборочных единиц на месте их установки на море осуществляют в следующем порядке: устанавливают на предварительно подготовленный грунт опорный блок, осуществляют установку свай в соответствующие юбочные направляющие опорного блока, их забивку и цементирование с образованием свайного фундамента, на предварительно выполненные на опорном блоке подкосы и разновысокие установочные направляющие штыри устанавливают несущую палубу, в которой выполняют соответствующие посадочные места под штыри и подкосы, причем стыковку осуществляют последовательным сопряжением упомянутых штырей и соответствующих посадочных мест. Изобретение обеспечивает повышение эффективности использования мощностей строительной техники и плавучих технических средств, сокращение сроков строительства, снижение объемов морских операций и их трудоемкости, уменьшение затрат на строительство морских стационарных платформ. 6 з.п. ф-лы, 17 ил.
SU 1184896 А, 15.10.1985.SU 1574722 А1, 30.06.1990.SU 1245649 А1, 23.07.1986.RU 2191864 С2, 27.10.2002.SU 953082 А, 23.08.1982.SU 1102844 А, 15.07.1984. |
Авторы
Даты
2006-04-10—Публикация
2004-12-06—Подача