Способ определения шероховатости дорожного покрытия Советский патент 1982 года по МПК E01C23/01 

Описание патента на изобретение SU907138A1

1

Изобретение относится к исследованию физико-механических свойств дорожно-строительных материалов, а именно к способу определения параметров шероховатости покрытий автомобильных дорог.

Известен способ определения шероховатости дорожного покрытия с помощью игольчатого прибора ПКШ-5, в корпусе которого расположены в одной плоскости 150 тонких игл и тормозной механизм, связанный с планкой, прохоаяшей вдоль ручки прибора. При определении шерохо-ватости прибор ставят на покрытие, придерживая его рукой в вертикальном положении, и нажимают на планку. При этом иглы освобождаются и под действием собственного веса устанавливаются по поверхности покрытия в соответствии с выступами и впадинами шероховатости. Отпустив планку, затормаживают иглы в положении, соответствующем профилю шероховатости, и поднимают прибор с покрытия. Затем прикладывают к полу-

|Ченному профилю прозрачную линейку шаблон, с помощью которой определяют параметры шероховатости. Положение игл может быть также зафиксировано и на бумаге с помощью отпечатка измеренного профиля шероховатости 1},

Недостатком известного способа является невысокая точность определения параметров шероховатости (до 0,5 мм). Кроме того, для получения достоверного

10 результата требуется произвести несколько измерений и подсчитать среднее значение измеренного параметра, определение которого при помощи прозрачного шаблона является трудоемким процессом

IS и недостаточно объективным. С помошью прибора ПКШ-5 невозможно измерить особо мелкошероховатые покрытия..

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является спо20соб определения шероховатости дорожного покрытия, включающий заполнение впадин шероховатости мелкозернистым материалом, измерение его объема и 300 площади покрытия, на которой распределен мелкозернистый материал 23 . Однако этот способ не учитывает объем выступов шероховатости, что не позволяет точно оценить шероховатость покрытия. Цепь изобретения - повышение точности определения. Цель достигается тем, что согласно способу определения шероховатости до- рожного покрытия, включающему заполнение впадин шероховатости мелкозер|нистым материалом, измерение его объема и площади покрытия, на которой распределен мел1 :озернистый материал, снимают слепок площади покрытия, заполняют впадины шероховатости слепка мелкозернистым материалом, измеряют его объем и определяют глубину шерохо ватости по формуле. N-rt- Vs Vl,. ЦS где П глубина шероховатости покры тия ; объем впадин шероховатости поверхности покрытия; объем впадин шероховатости слепка поверхности покрытия 5 - площадь покрытия,, на которой распределен мелкозернистый материал. Способ осуществляют следующим образом. Используют покрытие дороги или образцы двух размеров: балочки площадью 64 см и цилиндрические площадью 78 с ,„„„„„,„,-„„ „„,„„„тг -7Q представляющие собой защитные слои покрытия на металлических подлотках. Применяют природный песок размером от 0,071 до 0,28мм, мерную емкость 1О - 2О см- для измерения объема песка, штамп для распределения песка по поверхности, мерную линейку. Песок объемом 10см (h) -насыпаю из мерной емкости в виде конуса на предварительно очищенное и осушенное покрытие с помощью штампа диаметром 50 мм распределяют его во впадины шероховатости на поверхности покрытия ;так, чтобы поверхность получаемого песчаного пятна приближалась по форме к кругу. Замеряют площадь покрытия, на которой распределен меш озернистый материал, удаляют из впадин шероховатости с помощью щетки (или сжатым воздухом и г.д.) песок и смазывают ее тонким слоем технического глицерина. Металлическим шпателем распределяют внутри измеренной площади поверхности покрытия жидкое водное тесто из гипса или быстротвердеющего цемента и т.д. (с консистенцией по растеканию, равной 14 - 16 см, при её определении на вискозиметре Сутторда) во впадины шероховатости на поверхности покрытия так, чтобы высота слоя из теста над поверхностью составляла 1-1,5 см. Через 5-7 мин отделяют слепок от образца и оставляют его на 10-15 мин до затвердевания. Затем замеряют объем впадин слепка путем замера объема песка (Vg) заполнявшего вровень с вершинами вые ту- пь1 слепка (этот объем численно равен объему выступов шероховатости поверх- ности). Определение глубины шероховатости на образцах вьшолняют аналогично с той разницей, что площадь замера для образцов известна и задана, в связи с чем объем впадин шероховатости определяют как объем песка, пошедший на заполнение площади образца. Для этого образен размещают на листе бумаги и на его поверхность насыпают слой песка известного объема, затем, перемешая штамп по образцу, распределяют песок во впадины шероховатости на его поверхности. Образец осторожно снимают с листа бу- маги, а оставшийся на ней песок пере- сьшают в мерную емкость и определяют его объем. Объем впадин шероховатости определяют как разницу между начальным объемом песка и объемом песка, оставшимся на листе бумаги. Измерение повторяют три раза и находят среднее арифметическое значение объема. Удаляют песок с поверхности образца, снимают слепок и определяют объем впадин шероховатости в слепке аналогично изложенному при определении глубины шерохова- тости на дороге. Рассчитывают глубины шероховатости по указанной формуле. Экспериментальные и расчетные данные по определению шероховатости поверхности дорожных покрытий приведены в таблице.

5

б

Процолжение таблицы

Похожие патенты SU907138A1

название год авторы номер документа
Способ для определения шероховатости дорожного покрытия и устройство для его осуществления 1982
  • Карих Юрий Степанович
  • Карих Андрей Юрьевич
  • Панина Людмила Георгиевна
  • Акиншин Сергей Михайлович
SU1046387A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2004
  • Девятов Михаил Михайлович
  • Панов Дмитрий Борисович
RU2275450C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2007
  • Банатов Анатолий Васильевич
RU2370589C2
Способ определения шероховатости дорожных покрытий и устройство для его осуществления 1984
  • Алексеев Вячеслав Викторович
SU1203179A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕРОХОВАТОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ ЦЕМЕНТОБЕТОНА 2011
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
  • Тимочкина Лариса Юрьевна
RU2473731C1
СПОСОБ КОНТАКТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ОДНОПРОФИЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ 1991
  • Цветиков В.Я.[Az]
  • Давыдов Ш.М.[Az]
  • Агаев Т.А.[Az]
RU2029225C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПЕРАЦИОННОЙ РАНЫ НА ТРУПЕ 1999
  • Волков А.В.
  • Головнев В.А.
  • Новиков Н.Д.
RU2168939C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ШЕРОХОВАТОСТИ НА СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ 2004
  • Шевченко А.И.
RU2237774C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ РЕЖУЩЕГО МИКРОРЕЛЬЕФА ЭЛАСТИЧНОГО АБРАЗИВНОГО ИНСТРУМЕНТА 2014
  • Димов Юрий Владимирович
  • Подашев Дмитрий Борисович
RU2561342C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ АТРОФИИ АЛЬВЕОЛЯРНОГО ОТРОСТКА ПОД БАЗИСОМ СЪЕМНОГО ПРОТЕЗА 2000
  • Садыков М.И.
  • Меленберг Т.В.
RU2189199C2

Реферат патента 1982 года Способ определения шероховатости дорожного покрытия

Формула изобретения SU 907 138 A1

Как показали результаты испытаний (№7 - 15), для получения точности замера глубины шероховатости в пределах дЬ 5% достаточно сделать один слепок с поверхности покрытия. Это подтвернодается следующим. По значениям испытаний № 7 15 глубина шероховатости (i} ) образца, измеренная на трех слепках, составляет {6,2мм + 6,3мм + 6,5мм) : 3 6,3 ±0,1 мм, тогда точность ее определения составит (0,1мм : 6,3мм) X 100% - 1,58%. По значениям испытаний № 13 - 15 глубина шероховатости (tl,) образца, измеренная по одному из этих слепков, составит (6:6 мм 6,3мм) : 6,3 100% 3,17,%. Точность определения глубины шероховатости на дороге составляет до 5%. Для испытаний № 1 - 3 и № 4 - 6 соответственно: ( О,1мм : 3. 3,2%, 0,1мм : 2,9мм- г100% 3,4%. Точность определения глубины шероховатости на всех образцах составляет до Для испытаний № 20-2.1, № 22 -24 № 25 - 27,№ 28 - 30 соответственно 0,03мм : 5,6мм ,5%, 0,ОЗ мм : 3,1 мм 100% 1,О%, 0,ОЗмм : 2, 100% 1,3%, 0,03 мм : 1,2 мм 1ОО% 2,5%. Для образцов с мелкошероховатой поверхностью испытания (№ 22 - 24) точность опеределения tl составляет О,ОЗ . или 1,3%. Для образцов с особо мелкошероховатой поверхностью глубина шероховатости указана в таблице на образцах № 28 - 30, при этом точность определения составила 2,5%. Таким образом, результаты определения глубины шероховатости поверхности доро:жного покрытия предлагаемым способом обеспечивают возможность замера шероховатости с точностью до 0,1 мм. Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения обусловлена возможностью точно и объективно оценивать шероховатость дорожного покрытия как на покрытиях автомобилышхх дорог, гак и на образцах в лабораторных условиях. Это позволяет подбирать в лаборатории составы смесей, а на дороге устраивать покрытия, контролируя одну из основныхХарактеристик текстуры поверхности дорог - глуби1гу шероховатости. Формула ИЗ-обретения Способ определения шероховатости дорожного покрытия, включающий заполне ше впадин шероховатости мелкозернистым материалом, измерение его объема 9 9071 и площади покрытия, на которой распределен мелкозернистый материал, о т личагошийся тем, что, с це;лью повьпиения точности определения, снимают слепок площади покрытия, за-5 полняют впадины шероховатости слепка мелкозернистым материалом, измеряют его объем и определяют глубину щероховатости до формуле Nyi- -VsО И 8 где il.. - глубина шероховатости покрытия;Mj - объем впадин шероховатости поверхности покрытия; 810 Vn - объем впадин шероховатости слепка поверхности покрытия; g - площадь покрытия, по которой распределен мелкозернистый материал, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Елисеев Б. М. и др. Методы и приборы для оперативного контроля шероховатости дорожных покрытий. - Автомобильные дороги. № 12, 1976. 2. Технические указания по применению битумных шламов для устройства защитных слоев на автомобильных доро ах. М., Транспорт, 1977, с. 54.

SU 907 138 A1

Авторы

Панина Людмила Георгиевна

Акиншин Сергей Михайлович

Даты

1982-02-23Публикация

1980-06-24Подача