Изобретение относится к мостостроению, а именно к конструкциям подвижных опорных частей пролетных строений, и может быть использовано при сооружении автодорожных и железнодорожных мостов и путепроводов.
Известны конструкции однокатковых опорных частей мостов, включающие верхние и нижние опорные элементы и заключенный между ними каток. Катки могут изготовляться из высокопрочной легированной термообработанной стали, а рабочие поверхности опорных плит могут иметь твердосплавную наплавку (X.Эггерт, Ю.Гроте, В.Каушке. Опорные части в строительстве. М.: Транспорт, 1978, с.94, рис.4.1).
Известны также многокатковые опорные части, включающие два или более катков между опорными плитами (Е.Е.Гибшман. Проектирование металлических мостов. М.: Транспорт, 1969, с.260, рис.174 б).
Наиболее близким аналогом (прототипом) является ...катковая опорная часть, включающая верхнюю и нижнюю опорные плиты, размещенный между ними металлический каток и продольные направляющие (SU, авторское свидетельство №751889, Е 01 D 19/04, 30.07.80, бюл. №28).
К недостаткам известных конструкций катковой опорной части следует отнести недостаточную надежность, возможность перекоса, заклинивания и выкатывания катка из опорной части, эксцентричную передачу усилий с пролетного строения на опору, ограниченную величину перемещения, неравномерное распределение нагрузки между катками.
Задачей изобретения является создание нового типа металлических подвижных опорных частей для сколь угодно больших перемещений с центрированной передачей нагрузок от пролетных строений на опоры, а также повышение надежности и долговечности опорных частей.
Поставленная задача решается тем, что в катковой опорной части моста, включающей верхний и нижний балансиры, шарнир, катки и опорный лист с противоугонной шпонкой, в нижнем балансире выполнены цилиндрические выточки, в которых размещаются опорные катки, причем катки выполнены без осей, двухступенчатыми с поверхностями разного диаметра, при этом поверхность меньшего диаметра входит в цапфу нижнего балансира, вращаясь в ней с трением скольжения, а поверхность большего диаметра катится по опорному листу за счет трения качения, причем соотношение диаметров катка принято в диапазоне от 1:1,1 до 1:1,2. Катки могут быть выполнены из высокопрочной легированной стали. Поверхности катков и цапф нижнего балансира, куда входят катки, могут быть выполнены шлифованными и иметь систему смазки.
Техническим результатом изобретения является создание надежных и долговечных опорных частей, обеспечивающих большие перемещения и большие опорные реакции с центрированной передачей нагрузок от пролетных строений на опоры мостов.
Изобретение поясняется чертежом, на котором показана конструкция двухкатковой опорной части. Опорная часть включает верхний балансир 1, шарнир 2, нижний балансир 3, катки 4 и опорный лист 5. В нижнем балансире выполнены цилиндрические выточки (цапфы), в которых размещаются опорные катки. Катки выполнены без осей двухступенчатыми с поверхностями разного диаметра. Поверхность меньшего диаметра входит в выточку (цапфу) нижнего балансира, вращаясь в ней, а поверхность большего диаметра катится по опорному листу. Соотношение диаметров катка принято в диапазоне от 1:1,1 до 1:1,2. На опорной плите установлена противоугонная шпонка 6. Для смазки подшипника скольжения в нижнем балансире вмонтирована масленка 7.
Катки в цапфах работают по принципу подшипников скольжения, то есть линейно перемещаются синхронно с пролетным строением, и вместе с тем катятся по опорному листу на любую заданную длину перемещения. Число катков может быть равным два, три и более, а диаметр катков - любым. Изменяя число и диаметры катков, можно получить опорные части практически на любое давление от пролетного строения.
Изобретение представляет принципиально новую конструкцию опорных частей, где катки в контакте с нижним балансиром работают как подшипники скольжения, а в контакте с опорной плитой имеют свободное качение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТКОВАЯ ПОПЕРЕЧНО-ПОДВИЖНАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 1994 |
|
RU2069251C1 |
ПРОДОЛЬНО-НЕПОДВИЖНАЯ ПОПЕРЕЧНО-ПОДВИЖНАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 1994 |
|
RU2069250C1 |
СЕЙСМОСТОЙКИЙ МОСТ | 2013 |
|
RU2537716C1 |
ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 2011 |
|
RU2484197C1 |
КАТКОВАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ | 1986 |
|
SU1385667A1 |
Катковая опорная часть | 2023 |
|
RU2809400C1 |
СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2246573C1 |
Распорная подвижная опорная часть моста | 1985 |
|
SU1281615A1 |
ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 2006 |
|
RU2338828C2 |
МНОГОКАТКОВАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ | 1996 |
|
RU2098545C1 |
Изобретение относится к мостостроению, а именно к конструкциям подвижных опорных частей пролетных строений, и может быть использовано при сооружении автодорожных и железнодорожных мостов и путепроводов. Катковая опорная часть моста включает верхний и нижний балансиры, шарнир, катки и опорный лист с противоугонной шпонкой. Новым является то, что в нижнем балансире выполнены цилиндрические цапфы, в которых размещены опорные катки, причем катки выполнены двухступенчатыми с поверхностями разного диаметра, при этом поверхность меньшего диаметра входит в цапфу нижнего балансира с возможностью вращения в ней с трением скольжения, а поверхность большего диаметра - с возможностью перемещения по опорному листу за счет сил трения качения, причем соотношение диаметров катка принято в диапазоне от 1:1,1 до 1:1,2. Техническим результатом изобретения является создание надежных и долговечных опорных частей, обеспечивающих большие перемещения и большие опорные реакции с центрированной передачей нагрузок от пролетных строений на опоры мостов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Катковая опорная часть | 1978 |
|
SU751889A1 |
Опорные части в строительстве | |||
- М.: Транспорт, 1978, с.124. |
Авторы
Даты
2006-05-10—Публикация
2004-11-15—Подача