Распорная подвижная опорная часть моста Советский патент 1987 года по МПК E01D19/04 

Описание патента на изобретение SU1281615A1

11

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в опорных частях мостов и других строительных конструкций, преимущественно подверженных воздействию динамических и сейсмических воздействий.

Цель изобретения - повьшение эксплуатационной надежности работы при динамических и сейсмических воздействиях и обеспечение стабильной величины распора.

На фиг.1 изображен пролетный балочный мост с распорной подвижной опорной частью, общий вид; на фиг,2 распорная опорная часть, продольный разрез; на фиг.З - разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 - разрез Б-Бнафиг.2 на фиг.З - разрез В-В на фиг.2; на фиг,6 - коробчатая верхняя опорная плита, вид по фасаду моста; на фиг„ вид Г на фиг.6; на фиг.8 - пустотелая нижняя опорная плита, вид по фасаду моста; на фиг«9 - вид Д на фиг.В.

Мост включает опоры или устои 1 и пролетное строение 2, опирающееся на опоры через неподвижную опорную часть 3 и распорную подвижную- опор- .ную часть 4.

Распорная подвижная опорная част включает укрепленную на концевом участке пролетного строения 2 верхнюю опорную плиту 5 и укрепленную на опоре нижнюю пустотелую опорную плиту 6 с имеющей уклон в сторону пролета верхней гранью, цилиндрический, каток 7, размещенный между верхней и нижней опорными плитами. Верхняя опорная плита 5 выполнена в виде открытого книзу короба, продольные стенки 8 которого выполнены посредине длины с соосными отверстиями 9 под каток 7, контактирующий с горизонтальным листом 10 короба 5, и расположёны с зазором относительно продольных ребер 11 нижней опорной плиты 6 с взаимным перекрытием их по крайней мере на части длины.

Нижняя опорная плита в виде треугольного по фасаду моста пустотелого короба снабжена ютиновидным упором 12, укрепленным на ее верхне наклонной грани 13, при этом основание клиновидного упора 12 обращено в сторону пролета и расположено с зазором относительно задней поперечной стенки 14 короба 5, превышающим величину горизонтального перемещени

0

5

61

5

0

5

0

5

0

5

5 -2

U катка 7. Передняя поперечная стенка короба 5 с горизонтальным листовым фиксатором 15 выполнена с прорезями 16 под продольные ребра 11 нижней опорной плиты. Поперечная стенка короба 5 с фиксатором 15 расположена по фасаду моста с зазором относительно переднего, ближайшего к концу пролетного строения, торца нижней опорной плиты, превьшакицим величину максимального горизонтального перемещения i катка.

Наклонная грань 13 нижней опорной плиты 6 выполнена из материала с переменными по длине твердостью и шероховатостью поверхности, соответственно уменьшающейся и возрастающей от исходного положения катка посредине нижней плиты к ее концам. Предпочтительный угол наклона верхней грани нижней плиты к горизонтальной плоскости составляет oi. 5гЗС .

Нижняя опорная плита 6 неподвижно закреплена на оголовке опоры 1 (или шкафной стенке устоя), например, посредством анкерных болтов 17.

Распорная подвижная опорная часть моста работает следующим образом.

При воздействии вертикальных на- грузрк на пролетное строение в распорной опорной части возникает действующая под углом наклонная опорная реакция, раскладьшающаяся на вертикальную и горизонтальную составляющие, при этом последняя численно равна величине распора. При небольших наклонах верхней rpaHji нижней опорной плиты вертикальная опорная реакция незначительно отличается от наклонной, возрастая с увеличением угла об, Наличие распора положительно влияет на изгибающие моменты в пролетном строении, а также на работу устоев, уравновешивая горизонтальное давление на них со стороны насыпи.

Передача распора в опорной части с опоры на пролетное строение передается через нижнюю опорную плиту с наклонной верхней гранью, цилиндрический шарнир и продольные стенки верхней коробчатой опорной плиты, обеспечивая при любых прогибах пролетного строения постоянство угла наклона результирующей опорной реакции и исключая возможность проскальзывания катка.

Выполнение угла uL наклона верхней грани нижней опорной плиты равным

3

5-30 обеспечивает возможность рационального регулирования напряженного состояния как в устоях, так и в пролетных строениях.

С целью уменьшения подъема концов пролетного строения при горизонтальных перемещениях пролетного строения от температурных изменений, усадки, ползучести, бетона коэффициент трения наклонной грани нижней опорной плиты имеет переменную величину,возрастающую от исходного положения катка посредине нижней плиты к ее концам.

Высокая надежность работы предла- гаейой распорной опорной части при действии динамических и сейсмических нагрузок обеспечивается наличием специальных ограничителей вертикальных и горизонтальных перемещений, а именно: продольных и поперечных сте- нок коробчатой верхней опорной плиты, клиновидного упора на наклонной грани нижней пустотелой плиты, горизонтального фиксатора с прорезями под продольные ребра нижней плиты.

Выполнение наклонной грани нижней пустотелой плиты с переменной твердостью и переменной шероховатостью поверхности, соответственно уменьшающейся и возрастающей от исходного положения катка посредине нижней пли ты к ее концам, способствует повьшхе- нию скорости гашения динамических и сейсмических колебаний моста, а ВЫ7 бором соответствующего сечения поперечных стенок коробчатой верхней плиты обеспечивается возможность разрыва одной из них при расчетных сейсмических толчках.

Особенностью работы опорной части

.является также то, что при относительно слабых протяженных по времени сейсмических толчках реализуется трение качения, поскольку каток может перекатываться по наклонной о порной плите. При сильных, но кратко- временных сейсмических толчках будет иметь место скольжение катка по наклонной опорной плите. При этом в обоих случаях обеспечивается переменный по длине опорной плащадки коэффициент трения, причем при скольжении он достигается за счет переменной шероховатости поверхности опорной плиты по длине, например полированный участок в средней части длины и неполированные участки на остальной части длины нижней опорной плиты. Переменный коэффициент

ч tO

,5

0 5

6154

трения качения достигается за выполнения при этом наклонной опорной грани из материалов с различной твердостью, например с применением наплавок из высококачественной стали в средней по длине части нижней опорной плиты. При этом, чем вьшге твердость контактирующих тел каток - нижняя опорная плита, тем коэффициент трения качения меньше.

Таким образом, за счет различной поверхностной обработки и применения различных по твердости материалов в наклонной грани нижней опорной плиты по ее длине обеспечивается одновременно переменный по ее длине коэффициент трения скольжения и качения, что позволяет осуществлять более эффективно гашение колебаний моста при динамических и сейсмических воздействиях.

Формула изобретения

Распорная подвижная опорная часть моста, включающая укрепленную на концевом участке пролетного строения верхнюю опорную плиту, закрепленную на опоре нижнюю опорную плиту с наклонной в сторону пролета верхней гранью и цилиндрический каток, раз- ме ценный между опорными плитами и контактирующий с ними, отличающая с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности работы при динамических и сейсмических воздействиях и обеспечения стабильной величины распора, нижняя опорная плита выполнена в виде треугольного по -фасаду моста пустотелого короба с внутренними продоль- ными ребрами, наклонная грань которого снабжена клиновидным упором, обращенным основанием в .сторону пролета и имеет уменьшающуюся твердость и возрастающую шероховатость по

f

длине от середины плиты к ее концам, а верхняя опорная плита выполнена в поперечном сечении моста в виде открытого книзу короба, в средней части продольных стенок которого выполнены соосные отверстия под каток, причем грань короба со стороны торца пролетного строения снабжена горизонтальным листовым фиксатором, заведенным под наклонную грань нижней опорной плиты и имеющим прорези под ее продольные ребра, причем верхняя опорная плита установлена относиверхней опорной плиты с фиксатором и гранью нижней опорной плитыj а зазор между основанием клиновидного

/

иг.З

ной алиты гфевьшает величину максимального горизонтального перемещения катка.

Z

f

Фиг. 5

виьг

8 § fO 15 У У

/

Г Фиг.6

fz

/J

uzJ

Составитель Е„Колташова Редактор В.Петраш Техред В.Кадар Корректор Т,Колб

Заказ 7223/22 Тираж 488Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-ЗЗ, Раушская наб., д, 4/5

.Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул,Проектная, 4

Похожие патенты SU1281615A1

название год авторы номер документа
Подвижная опорная часть 1981
  • Логинов Александр Иванович
SU949040A1
Металлическая подвижная опорная часть 1980
  • Кулиш Владимир Иванович
SU885412A1
Сейсмостойкий мост 1982
  • Гинзбург Иседор Исаакович
SU1038401A1
Сейсмостойкий мост 1981
  • Кулиш Владимир Иванович
SU1015023A1
НЕПОДВИЖНАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА 1987
  • Шаферман И.М.
  • Душницкий В.М.
  • Звягинцев А.Н.
  • Дворецкий В.И.
  • Лобанов Л.М.
  • Гладкий П.В.
  • Фукс Г.Б.
SU1513963A1
Подвижная опорная часть моста 1982
  • Закора Александр Леонтьевич
  • Казакевич Михаил Исаакович
SU1067123A1
Сейсмостойкий мост 1978
  • Словинский Юрий Владимирович
SU727733A1
Устой моста 1979
  • Филатов Сергей Иванович
SU773183A1
Подвижная опорная часть 1981
  • Кулиш Владимир Иванович
SU985189A1
Мост 1983
  • Хучбаров Загид Гаджиевич
SU1090786A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 281 615 A1

Реферат патента 1987 года Распорная подвижная опорная часть моста

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано в опорных частях мостов и других строительных конструкций, преимущественно подверженных воздействию динамических и сейсмических воздействий. Цель изобретения - по- вьшение эксплуатационной надежности работы при динамических и сейсмических воздействиях и обеспечение стабш1ьн,ой величины распора. Р аспор- ная подвижная опорная часть моста выполнена с нижней треугольной по фасаду моста пустотелой опорной плитой 6, снабженной клиновидным упором 12, Верхняя опорная плита 5 выполнена в виде открытого книзу короба и объ- емлет нижнюю опорную плиту 6. Каток 7, размещенный между верхней 5 и нижней 6 опорными плитами, контактирует с горизонтальным листом 10 короба 5. 9 ил. с (Л

Формула изобретения SU 1 281 615 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1281615A1

Искусственные сооружения на автомобильных дорогах
Экспресс- информация.- М., ВИНИТИ, 1967, № 37, с.30-35 .

SU 1 281 615 A1

Авторы

Данков Валерий Сергеевич

Картопольцев Владимир Михайлович

Акимов Борис Григорьевич

Соколова Татьяна Николаевна

Сухарев Владимир Егорович

Четверикова Светлана Геннадьевна

Даты

1987-01-07Публикация

1985-07-18Подача