Изобретение относится к строительной конструкции и может быть использовано в мостостроении при изготовлении опорных частей мостов и других линейно протяженных конструкций.
Цель изобретения повышение надежности работы и снижение металлоемкости.
На фиг. 1 показан фасад (поперек оси моста) катковой опорной части с противоугонным устройством в виде простых косозубых реечных передач; на фиг. 2 то же, с шевронными косозубыми передачами; на фиг. 3 схема прикрепления реек кулачками; на фиг. 4 то же, клиньями; на фиг. 5 вариант схемы разборки противоугонного устройства.
Катковая опорная часть включает верхнюю 1 и нижнюю 2 опорные плиты и размещенный между ними каток 3, на концевых участках 4 которого установлены косозубые шестерни 5 или 6, взаимодействующие с соответствующими рейками 7 или 8 противоугонного устройства. Диаметр делительной окружности реечных передач 5, 7 и 6, 8 равен диаметру d рабочей поверхности качения катка. Реечные передачи выполнены либо простыми косозубыми (5 и 7) с противоположным направлением (ходом) косых зубьев на разных концевых участках 4, либо шевронными косозубыми (6 и 8) с зубчатыми венцами, образованными сразу из двух систем косых зубьев противоположного направления (хода). Рейки 7 и 8 могут быть прикреплены к опорным плитам 1 и 2 с помощью болтов 9, установленных в резьбовых отверстиях 10.
Косые зубья реечных передач 5, 7 и 6, 8, обеспечивая их более плавную, чем в прямозубых передачах работу, препятствуя проскальзыванию катка 3 вдоль оси моста, полностью воспринимают действующую силу вдоль оси катка и действующий в плане крутящий момент.
При сравнительно небольших воздействиях силы и момента (в нешироких местах) или при жестком закреплении на концевых участках 4 катка 3 шестерен реечных передач их достаточно выполнить простыми косозубыми. При значительных величинах силы и момента целесообразнее шевронные косозубые передачи.
Для возможной замены шевронных передач в процессе эксплуатации опорной части без снятия нагрузки с катка 3 на его концевых участках 4 шестерни 6 установлены со скользящей посадкой, а рейки 8 прикреплены к опорным плитам 1 и 2 с возможностью свободного перемещения параллельно их плоскости после вывинчивания болтов 9 из отверстий 10.
Рейки 8 могут быть также прикреплены к плитам 1 и 2 с помощью кулачков 11 или клиньев 12.
Катковая опорная часть работает следующим образом. При линейных перемещениях пролетного строения одновременно движется опорная плита 1, вращая каток 3 между нею и опорной плитой 2 и шестерни 5 или 6 соответственно по рейкам 7 и 8. Возможным смещениям катка вдоль его оси к повороту в плане препятствуют своими косыми зубьями реечные передачи 5, 7 или 6, 8.
При замене в процессе эксплуатации шевронных косозубых передач, прикрепленных разборными, например болтовыми, соединениями, рейки 8 освобождают от болтов 9 и снимают шестерню 6 совместно с рейками 8. Например, для этого рейки вытягивают в противоположные стороны, вращая саму шестерню 6, которую после этого свободно снимают с концевого участка 4 катка 3. Новую реечную передачу устанавливают в обратном порядке.
Предлагаемая катковая опорная часть может быть применена при значительных опорных реакциях, так как ее конструкция не имеет концентраторов напряжений на рабочих поверхностях качения, что позволяет широко использовать в ней высокопрочные стали и наплавки и обеспечить за счет этого существенное снижение металлоемкости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТКОВАЯ ПОПЕРЕЧНО-ПОДВИЖНАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 1994 |
|
RU2069251C1 |
ПРОДОЛЬНО-НЕПОДВИЖНАЯ ПОПЕРЕЧНО-ПОДВИЖНАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 1994 |
|
RU2069250C1 |
КАТКОВАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 2004 |
|
RU2276217C1 |
Катковая опорная часть моста | 1981 |
|
SU1006566A1 |
НЕПОДВИЖНАЯ ОПОРНАЯ ЧАСТЬ МОСТА | 1987 |
|
SU1513963A1 |
Катковая опорная часть | 2023 |
|
RU2809400C1 |
Линейный реечный привод штангового глубинного насоса для добычи нефти (варианты) | 2019 |
|
RU2720609C1 |
РЕЕЧНОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЛИНЕЙНОГО ПРИВОДА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2362925C1 |
Катковая опорная часть | 1978 |
|
SU779496A1 |
Печь с выдвижным подом | 1978 |
|
SU765378A1 |
Изобретение относится к строительству, в частности к подвижным опорным частям линейно протяженных конструкций, например мостов. Целью изобретения является повышение надежности работы и снижение металлоемкости. Катковая опорная часть включает верхнюю 1 и нижнюю 2 опорные плиты и размещенный между ними каток 3, на концевых участках 4 которого установлены косозубые шестерни 5, взаимодействующие с соответствующими рейками 7 противоугонного устройства. Диаметр делительной окружности реечных передач 5, 7 равен диаметру рабочей поверхности качения катка 3. Реечные передачи выполнены либо простыми косозубыми (5, 7) с противоположным направлением косых зубьев на разных концевых участках 4, либо шевронными косозубыми. Рейки 7 могут быть прикреплены к опорным плитам 1 и 2 болтами 9, установленными в резьбовых отверстиях 10. Для возможной замены шевронных косозубых передач в процессе эксплуатации без снятия нагрузки с катка 3 шестерни установлены со скользящей посадкой, а рейки закреплены к опорным плитам 1 и 2 с возможностью свободного перемещения параллельно их плоскости после вывинчивания болтов 9 из отверстий 10. Рейки могут быть прикреплены к плитам 1 и 2 кулачками или клиньями. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Катковая опорная часть моста | 1981 |
|
SU1006566A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-04-30—Публикация
1986-07-25—Подача