УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДВУХСКОРОСТНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2006 года по МПК H02P1/04 

Описание патента на изобретение RU2276832C1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам регулирования скорости вращения двухскоростного трехфазного электродвигателя.

Известно устройство управления и защиты двухскоростным трехфазным электродвигателем, которое содержит два коммутационных аппарата (пускателя), каждый из которых соединен тремя силовыми токоведущими жилами с одной из обмоток электродвигателя. К выходным зажимам указанных коммутационных аппаратов подключены два независимых устройства предварительного контроля изоляции отходящих силовых жил и соответствующей обмотки электродвигателя [1].

Недостатками такого устройства являются низкий уровень безопасности его эксплуатации и сложность. Объясняется это тем, что при переключении с одной обмотки электродвигателя на другую (не подключенную к источнику питания) в обмотке может наводиться за счет трансформаторной связи значительное напряжение. Это напряжение передается на отключенные кабели, коммутационный аппарат и блок предварительного контроля изоляции, чем создается повышенная опасность поражения людей электрическим током, а в угольных шахтах возникает опасность взрыва окружающей среды.

Кроме того, требуется применение двух самостоятельных кабелей для электрической связи каждого аппарата с соответствующей обмоткой электродвигателя.

Известно также устройство управления и защиты двухскоростного электродвигателя, совпадающее с предлагаемым изобретением по большинству основных признаков, содержащее два коммутационных аппарата, первый из которых подключен к источнику питания, блок управления и блок предварительного контроля изоляции [2].

Недостатками прототипа являются сложность, недостаточная надежность и недостаточная безопасность его эксплуатации.

Это объясняется тем, что за время отключения одного коммутационного аппарата и включения второго для перехода от низкой скорости электродвигателя к высокой рабочий механизм теряет скорость и включение высокой скорости вызывает значительный ток в обмотке электродвигателя, ударные нагрузки на двигатель и механизм, который приводится в движение.

Попытка уменьшить время переключения может привести к одновременному включению обеих обмоток электродвигателя.

Кроме того, необходимо иметь шесть силовых жил и два устройства предварительного контроля изоляции, которые могут выйти из строя при подаче на них напряжения сети.

Усложняется также и конструкция электродвигателя, так как необходимо иметь шесть силовых и два контрольных зажима в его коробке выводов.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности, безопасности и упрощение конструкции устройства за счет сокращения числа силовых токоведущих жил кабеля с шести до трех с использованием только одного блока предварительного контроля изоляции.

Для решения указанной задачи в известном устройстве управления и защиты двухскоростного электродвигателя, содержащем два коммутационных аппарата, первый из которых подключен к источнику питания, блок управления и блок предварительного контроля изоляции, предлагается зажим одной фазы первого коммутационного аппарата непосредственно подключить к зажиму соединенных между собой одноименных фаз двух обмоток электродвигателя. Зажимы двух других фаз указанного аппарата подключить к зажимам переключающих контактов второго двухфазного аппарата.

Зажимы размыкающих контактов второго коммутационного аппарата соединить с зажимами других фаз обмотки низкой скорости электродвигателя, а зажимы замыкающих контактов этого аппарата соединить с соответствующими зажимами фаз обмотки высокой скорости электродвигателя. Блок предварительного контроля изоляции через размыкающий контакт подключить к зажиму фазы первого коммутационного аппарата, непосредственно подключенного к одноименным фазам обмоток электродвигателя.

Предложенные признаки изобретения, отличные от прототипа, необходимы и достаточны во всех случаях, на которые распространяется правовая охрана изобретения.

Подключение зажима одной фазы первого коммутационного аппарата непосредственно к зажиму соединенных между собой одноименных фаз двух обмоток электродвигателя, а зажимов двух других фаз указанного аппарата к зажимам переключающих контактов второго двухфазного аппарата, размыкающие контакты которого соединены с зажимами других фаз обмотки низкой скорости электродвигателя, а зажимы замыкающих контактов - с соответствующими зажимами фаз обмотки высокой скорости электродвигателя, дает новый технический результат - сокращение числа силовых токоведущих жил кабеля с шести до трех с использованием только одного блока предварительного контроля изоляции, а также исключение возможности одновременного включения двух обмоток электродвигателя при минимальном времени переключения.

Изобретение поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 приведена принципиальная схема устройства;

- на фиг.2 - схема подключения обмотки электромагнита второго коммутационного аппарата.

Устройство содержит коммутационный аппарат 1, зажим 2 одной фазы которого непосредственно подключен к зажиму 3, соединенных между собой силовой жилой 4 одноименных фаз 5 и 6 обмоток соответственно низкой 7 и высокой 8 скорости электродвигателя 9.

Зажимы 10 и 11 коммутационного аппарата 1 силовыми жилами соединены с зажимами 12 и 13 переключающих контактов двухфазного коммутационного аппарата 14.

Зажимы 15 и 16 размыкающих контактов соединены с зажимами 17 и 18 фаз обмотки низкой скорости 7, а зажимы 19 и 20 замыкающих контактов соединены с зажимами 21 и 22 фаз обмотки высокой скорости 8.

Блок предварительного контроля изоляции 23 соединен размыкающим контактом 24 с коммутационным аппаратом 1 через зажим 2.

При этом коммутационный аппарат 14 установлен на (в) электродвигателе. Обмотка 25 электромагнита коммутационного аппарата 14 включена в сеть питания через замыкающий контакт 26 блока управления (на чертеже не показан) и замыкающий контакт 27 коммутационного аппарата 1.

Обмотка электромагнита 28 коммутационного аппарата 1 включена в сеть питания через замыкающий контакт 29 блока управления.

Устройство работает следующим образом.

По команде на включение электродвигателя и при нормальном состоянии изоляции сети замыкается контакт 29 и посредством электромагнита 28 включается коммутационный аппарат 1. Это обеспечивает непосредственную подачу напряжения от клеммы 2 на клемму 3 фазы 5 обмотки 7 низкой скорости электродвигателя 9. Одновременно подается напряжение и на одноименную фазу 6 обмотки 8 высокой скорости, которая дает возможность блоком предварительного контроля изоляции 23 проконтролировать состояние изоляции обоих обмоток электродвигателя. При этом в обмотке 7 протекает ток, а в обмотке 8 ток отсутствует.

При необходимости включения высокой скорости коммутационный аппарат 1 не отключается. Подается команда на включение контакта 26, что приводит к переключению контактов коммутационного аппарата 14. При этом обмотка 7 отключается, а обмотка 8 высокой скорости практически без выдержки времени включается.

Как видно из схемы, в случае размещения аппарата 14 в электродвигателе необходимо всего 3 жилы для управления двухскоростным электродвигателем. Наличие контакта 27 коммутационного аппарата 1 в цепи питания обмотки электромагнита 25 коммутационного аппарата 14 не позволяет включить обмотку 8 высокой скорости электродвигателя 9 без его разгона на низкой скорости.

Источники информации

1. Устройство управления комплектное взрывозащищенное типа КУУВ-250 Д2. Руководство по эксплуатации ПИЖЦ.656357.009.РЭ.

2. Руководство по эксплуатации ПИЖЦ.645643.003.РЭ.

Похожие патенты RU2276832C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДВУХСКОРОСТНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Вареник Евгений Александрович
  • Дзюбан Виталий Серафимович
RU2280314C2
АСИНХРОННЫЙ ДВУХСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Филатов Юрий Васильевич
  • Кужель Сергей Викторович
  • Басов Николай Моисеевич
  • Дзюбан Виталий Серафимович
RU2450409C1
Многофидерная электротехническая установка переменного тока 1989
  • Сторожев Валерий Иванович
  • Сторожев Иван Федорович
SU1753543A1
ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АППАРАТ 1991
  • Галкин В.Д.
  • Дзюбан В.С.
  • Тимченко Г.В.
RU2028019C1
Электрическая установка для подземной контактной электровозной откатки 1989
  • Сторожев Валерий Иванович
  • Сторожев Иван Федорович
SU1717849A1
Устройство для управления многодвигательным электроприводом 1991
  • Ахмеров Рустем Анварович
  • Белозеров Андрей Львович
  • Гайнцев Юрий Александрович
SU1791946A1
Устройство для формирования сигналов анормальных состояний лифта и питания его электропривода 1983
  • Лежин Юрий Иванович
  • Марченко Валерий Павлович
SU1320159A1
ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТАЛЬ 1991
  • Галкин В.Д.
  • Манилов К.М.
  • Кормилец В.П.
RU2020125C1
Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя 1983
  • Ивенский Юзеф Наумович
  • Каплан Наум Абрамович
  • Крупчук Александр Антонович
SU1156228A1
Устройство защиты от действия обратного энергетического потока асинхронного двигателя на точку повреждения в кабеле электропитания 2023
  • Маренич Константин Николаевич
  • Денисова Анастасия Игоревна
  • Дубинка Екатерина Сергеевна
RU2805480C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 276 832 C1

Реферат патента 2006 года УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДВУХСКОРОСТНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для регулирования скорости вращения двухскоростного трехфазного электродвигателя. Сущность изобретения состоит в следующем. Зажим одной фазы первого коммутационного аппарата непосредственно подключен к зажиму соединенных между собой одноименных фаз двух обмоток электродвигателя. Зажимы двух других фаз указанного аппарата подключены к зажимам переключающих контактов второго двухфазного аппарата. Зажимы размыкающих контактов второго коммутационного аппарата соединены с зажимами других фаз обмотки низкой скорости электродвигателя. Блок предварительного контроля изоляции через размыкающий контакт первого коммутационного аппарата подключен к зажиму фазы указанного аппарата, непосредственно подключенного к одноименным фазам обмоток электродвигателя. Технический результат изобретения состоит в повышении надежности и безопасности данного устройства, а также в упрощении конструкции устройства за счет сокращения числа силовых токоведущих жил кабеля с шести до трех с использованием только одного блока предварительного контроля изоляции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 276 832 C1

1. Устройство управления и защиты двухскоростного электродвигателя, содержащее два коммутационных аппарата, первый из которых подключен к источнику питания, блок управления и блок предварительного контроля изоляции, отличающееся тем, что зажим одной фазы первого коммутационного аппарата непосредственно подключен к зажиму соединенных между собой одноименных фаз двух обмоток электродвигателя, а зажимы двух других фаз указанного аппарата подключены к зажимам переключающих контактов второго двухфазного аппарата, при этом зажимы размыкающих контактов второго коммутационного аппарата соединены с зажимами других фаз обмотки низкой скорости электродвигателя, а зажимы замыкающих контактов этого аппарата соединены с соответствующими зажимами фаз обмотки высокой скорости электродвигателя, а блок предварительного контроля изоляции через размыкающий контакт первого коммутационного аппарата подключен к зажиму фазы указанного аппарата, непосредственно подключенного к одноименным фазам обмоток электродвигателя.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что второй коммутационный аппарат размещен непосредственно на(в) электродвигателе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2276832C1

Устройство для управления двухскоростным асинхронным электродвигателем 1989
  • Ильин Валерий Ильич
  • Чумичев Валериан Николаевич
SU1654962A1
АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ РОТОРНОГО СТОЛА БУРОВОГО СТАНКА 0
SU196685A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ДВУХОБМОТОЧНЫМ СЕРИЕСНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ 0
SU301804A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ДВУХОБМОТОЧНЫМ СЕРИЕСНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ 0
  • Е. И. Кубарев, Б. В. Никанчиков А. А. Панин
SU289487A1
Устройство для управления асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором и двумя независимыми статорными обмотками с различным числом полюсов 1981
  • Гершаник Юрий Моисеевич
  • Симонов Владимир Алексеевич
  • Чуватов Анатолий Борисович
  • Шубаева Лидия Надовна
  • Чупрасов Владимир Васильевич
  • Шинянский Александр Викторович
SU1030941A1
US 4418309 А, 29.11.1983
US 4292577 А, 29.09.1981.

RU 2 276 832 C1

Авторы

Вареник Евгений Александрович

Дзюбан Виталий Серафимович

Даты

2006-05-20Публикация

2004-10-11Подача