Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, а именно к кондиционерам, обеспечивающим требуемый микроклимат в салоне транспортного средства и получение воды из атмосферного воздуха в регионах с жарким климатом и дефицитом воды.
Известна установка для кондиционирования воздуха в транспортном средстве и способ ее работы [1]. Установка для кондиционирования воздуха в транспортном средстве содержит узел подачи наружного воздуха, испаритель-теплообменник, сепаратор влаги, где отделяются укрупненные капли воды и по трубопроводу сливаются во влагосборник. Установка снабжена системой управления.
Способ работы установки заключается в подаче в теплообменник воздуха, охлаждении его до точки росы с образованием паро-воздушной смеси, разделении ее на охлажденный воздух, направляемый в кабину транспортного средства, и дистиллят, сливаемый в специальную емкость. Система управления регулирует подачу воздуха в зависимости от температуры в кабине транспортного средства.
Недостатком данного изобретения является малое количество получаемого дистиллята, недостаточное для его практического применения.
Наиболее близким техническим решением к заявленному по совокупности существенных признаков является способ кондиционирования воздуха для транспортного средства и устройство для его осуществления [2]. Способ кондиционирования воздуха заключается в охлаждении воздуха в двух режимах: собственно кондиционирования и кондиционирования с повышенной высадкой дистиллята в условиях повышенной влажности наружного воздуха, охлаждении его до температуры ниже точки росы. Переход с первого режима на второй производится увеличением расхода подаваемого воздуха не менее чем в два раза, отделение дистиллята осуществляют изменением направления потока охлажденного воздуха, сопровождающимся уменьшением его скорости, кроме того, накопленный дистиллят очищают и обогащают до получения воды требуемого качества.
Устройство кондиционирования воздуха снабжено датчиками температуры и влажности наружного воздуха, системой управления, испарителем-теплообменником и сепаратором, размещенным в корпусе. Сепаратор дистиллята выполнен в виде пластины, один конец которой закреплен на верхней части корпуса вблизи испарителя-теплообменника и установлен под углом к направлению воздушного выброса испарителя-теплообменника с возможностью изменения этого угла. Поддон для сбора дистиллята расположен в нижней части корпуса и соединен с влагосборником дистиллята, выполненным в виде накопительной емкости с датчиком уровня дистиллята, подключенным к системе управления. Кроме того, устройство может содержать средства фильтрации и насыщения дистиллята, состоящие не менее чем из трех секций, которые представляют собой картриджи с различными засыпками,
Недостатком данного изобретения является то, что устройство не гарантирует полноту конденсации насыщенного пара в межреберном пространстве испарителя-теплообменника.
Целью предлагаемого изобретения является получение кондиционированного воздуха, обеспечивающего требуемый международными стандартами микроклимат в салоне транспортного средства с одновременным эффективным извлечением воды из атмосферного воздуха и преобразованием ее в воду питьевого качества в количествах, достаточных для практического применения в регионах с жарким климатом при оптимальных габаритах кондиционера.
Указанная цель достигается тем, что в способе кондиционирования воздуха с извлечением воды из атмосферы для транспортного средства, заключающемся в подаче воздуха, охлаждении его до температуры ниже точки росы с конденсацией, выделением, накоплением, очищением и обогащением конденсата, кондиционирование воздуха салона транспортного средства до нормируемых параметров производят с одновременной высадкой конденсата, при этом отделение конденсата из поступающего потока атмосферного воздуха осуществляют путем увеличения сечения входного канала теплообменника-испарителя Ω2 относительно поперечного сечения входного канала испарительного блока Ω1 с учетом значения величины 1/cosα, где α - угол наклона входной поверхности теплообменника-испарителя к плоскости поперечного сечения входного канала испарительного блока, причем 0°<α<90°, и торможения потока при прохождении через теплообменник-испаритель.
Кроме того, конденсат может быть очищен и минерализован под давлением до 1 бара.
Известно [3], что условием эффективной конденсации насыщенного и даже перенасыщенного пара является присутствие центров конденсации (газовых ионов, пылинок). Если центры конденсации отсутствуют, то конденсация пара начинается в местах уплотнений вещества, имеющих характер флуктуаций, т.е. скопление значительного числа молекул. Малая вероятность подобных флуктуаций обуславливает задержку конденсации и, как следствие, снижает полноту (эффективность) перехода пара в жидкую фазу. Количественной мерой вероятности малых флуктуации Δρ величины плотности ρ в макроскопической системе является работа ΔА, которую необходимо совершить над системой для изменения плотности ρ на величину Δρ. Величину ΔА можно представить как изменение потенциальной энергии системы при ее перемещении в некотором силовом поле. Мерой флуктуации плотности является средний квадрат разности , где ρ - истинное значение величины плотности, - среднее ее значение, - называемой квадратичной флуктуацией плотности.
Плотность ρ=1/Vo=m/V, где
m - масса заключенная в объеме V, в котором происходит флуктуация,
Vo - удельный объем.
Квадратичная флуктуация плотности:
где β=1/Vo·(dVo/dP) - изотермическая сжимаемость вещества,
Т - температура системы, k - постоянная Больцмана, Р - давление.
В соответствии с уравнением, определяющим скорость ω течения газа (влажного воздуха) в сечении Ω, отстающем от входа на расстоянии х [4]:
1/ω(ω2-с2)·dω/dx=с2/ Ω·d Ω/dx,
где с - местная скорость звука в расширяющемся канале.
Когда d Ω/dx>0 (при ω<с) величина dω/dx<0, т.е. течение газа (влажного воздуха) является замедленным и, следовательно, в расширяющейся части канала газ (влажный воздух) сжимается, давление его возрастает, а скорость убывает, т.е. кинетическая энергия газа влажного воздуха преобразуется в потенциальную энергию давления. Последнее обстоятельство создает условия для образования флуктуации плотности газа (влажного воздуха) [4, 5].
Предложенный способ кондиционирования воздуха с извлечением воды из атмосферы для транспортного средства реализуется устройством, содержащим испарительный блок, состоящий из вентилятора, теплообменника-испарителя и поддона, влагосборник, блок фильтрации и насыщения конденсата, при этом теплообменник-испаритель расположенный перед вентилятором, установлен под углом 0°<α<90° к направлению входного канала испарительного блока кондиционера, а на выходе теплообменника-испарителя вплотную закреплена мелкоячеистая сетка. Кроме того, в качестве блока фильтрации и насыщения может быть использован минерализатор.
Расположение теплообменника-испарителя под углом α к входному сечению канала испарительного блока позволяет использовать теплообменник-испаритель с большим входным сечением и установка мелкоячеистой сетки на его выходе ведет к более эффективному выделению конденсата при сохранении заданных габаритов кондиционера. Если формы сечений входного канала испарительного блока Ω1 и входного канала теплообменника-испарителя Ω2 одинаковы, то Ω2= Ω1/cosα.
Изобретение поясняется чертежом, где схематично изображено устройство, реализующее способ кондиционирования воздуха с извлечением воды из атмосферы для транспортного средства.
Устройство содержит компрессор 1 для сжатия газообразного хладагента, конденсатор 2, ресивер 3, испарительный блок 4, включающий теплообменник-испаритель 5 с термостатом 6, терморегулируемым вентилем 7 и мелкоячеистой сеткой 8, вентилятор 9. Нижняя часть испарительного блока снабжена поддоном 10 для сбора конденсата. Поддон соединен с накопительной емкостью 11 и далее через помпу 12 с блоком фильтрации и насыщения 13. Устройство снабжено вентилем 14 для слива воды питьевого качества.
Устройство работает следующим образом. При включении кондиционера наружный атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором 9, поступает в теплообменник-испаритель 5, где охлаждается до температуры ниже точки росы и тормозится с эффективной высадкой конденсата. Отбор конденсата унесенного потоком охлажденного воздуха производится мелкоячеистой сеткой 8. Охлажденный воздух идет на выход испарительного блока 4 и поступает в салон транспортного средства. Конденсат попадает в поддон 10 и далее через накопительную емкость 11, помпу 12 под давлением направляется в блок фильтрации и насыщения 13, в качестве которого может быть использован стандартный минерализатор. Слив воды питьевого качества осуществляют вентилем 14.
Опытный образец устройства предлагаемого кондиционера изготовлен и прошел испытания, показав высокую эффективность получения воды питьевого качества и обеспечив требуемый международными стандартами микроклимат в салоне транспортного средства.
Источники информации
1. Ю.Н.Колин, В.И.Прохоров и др. Установка для кондиционирования воздуха. А.с. СССР №914330, опубл. 23.03.82, Бюлл. №11.
2. П.Б.Баум, А.В.Крюковский и др. Способ кондиционирования воздуха для транспортного средства и устройство для его осуществления. Патент РФ №2205109, опубл. 27.05.2003 г., Бюлл. - №15.
3. Б.М.Яворский, А.А.Детлаф. Справочник по физике. М., Наука, 1971 г., стр.237-239, 251.
4. М.П.Вукалович, И.И.Новиков. Термодинамика. М., Машиностроение, 1972 г., стр.232-233; 297, 302-312.
5. Л.Г.Лойцянский. Механика жидкости и газа. М., Наука, 1972 г., стр.118-124; 140-150; 280-294.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2205109C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 1999 |
|
RU2179285C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА | 2000 |
|
RU2204766C2 |
СПОСОБ КОСВЕННО-ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2118758C1 |
Кондиционер для транспортного средства | 1988 |
|
SU1654032A1 |
Тепловой насос для системы кондиционирования воздуха | 1981 |
|
SU987333A1 |
СИСТЕМА ЛОКАЛЬНОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2142371C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В ОБИТАЕМОМ ОТСЕКЕ ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2361789C2 |
КОНДИЦИОНЕР ТРАНСПОРТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2010 |
|
RU2464181C2 |
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ | 2020 |
|
RU2743472C1 |
Изобретение относится к машиностроению, конкретно к системам кондиционирования воздуха. Способ заключается в подаче воздуха, охлаждении его до температуры ниже точки росы с конденсацией, выделением, накоплением, очищением и обогащением конденсата. Кондиционирование осуществляется до нормируемых параметров с одновременной высадкой конденсата. Отделение конденсата из поступающего потока атмосферного воздуха осуществляют путем увеличения сечения входного канала теплообменника-испарителя Ω2 относительно поперечного сечения входного канала испарительного блока кондиционера Ω1 с учетом значения величины 1/cosα, где α - угол наклона входной поверхности теплообменника-испарителя к плоскости поперечного сечения входного канала испарительного блока кондиционера, причем 0°<α<90°, и торможения потока при прохождении через теплообменник-испаритель. Конденсат очищают и минерализуют под давлением до 1 бара. Устройство содержит испарительный блок кондиционера, состоящий из вентилятора, теплообменника-испарителя и поддона, влагосборник, блок фильтрации и насыщения конденсата. Теплообменник-испаритель, расположенный перед вентилятором, установлен под углом 0°<α<90° к направлению входного канала испарительного блока кондиционера, а на выходе теплообменника-испарителя вплотную закреплена мелкоячеистая сетка. В качестве блока фильтрации и насыщения конденсата использован минерализатор. Техническим результатом является создание требуемого микроклимата в салоне транспортного средства с одновременным получением воды из атмосферного воздуха в количествах, достаточных для практического применения. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
СПОСОБ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2205109C1 |
Кондиционер для транспортного средства | 1979 |
|
SU887278A1 |
КОНДИЦИОНЕР | 1999 |
|
RU2182085C2 |
US 4450900 A, 29.05.1984 | |||
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КОМПРЕССИИ ВНУТРЕННИХ ЯРЕМНЫХ ВЕН ПРИ УЗЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ | 2014 |
|
RU2571314C1 |
Авторы
Даты
2006-06-27—Публикация
2005-02-03—Подача