СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА Российский патент 1999 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2130372C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли.

Известен способ ремонта подшипникового узла [1], принятый за прототип, включающий его разборку, дефектовку, комплектовку и сборку.

Недостатком этого способа ремонта является комплектовка подшипникового узла, которая в большинстве случаев требует замены изношенного подшипника вследствие увеличенного радиального зазора и восстановление размерных характеристик отверстия корпуса в результате износа. Замена изношенного подшипника на новый или отремонтированный соответствующего типоразмера существенно повышает себестоимость ремонта, а восстановление размерных характеристик отверстия корпуса наплавкой, постановкой втулок или применением эпоксидных смол требует специального оборудования и дополнительных затрат.

Технический результат изобретения заключается в снижении себестоимости ремонта подшипниковых узлов.

Для достижения поставленного результата в известном способе ремонта подшипникового узла после его разборки и дефектовки на посадочной поверхности наружного кольца изношенного подшипника закрепляют локально и диаметрально противоположно две пластины, толщина которых определяется по формуле
Sсум = Sr + Sиз,
где Sсум - суммарная толщина пластин;
Sr - радиальный зазор в изношенном подшипнике;
Sиз - зазор в соединении отверстие корпуса - наружное кольцо подшипника с учетом износа;
а потом производят сборку подшипникового узла.

Суммарная толщина пластин определена из условия восстановления размерных характеристик отверстия корпуса при установке изношенного подшипника в узел и с учетом уменьшения радиального зазора до номинального значения в изношенном подшипнике.

Длина локальных пластин выбирается таким образом, чтобы угол обхвата их по наружному кольцу подшипника был равен 60...90o. Такая длина пластин в последующем позволит на двух диаметрально противоположных участках длиной 90.. .120o полностью устранить радиальный зазор в изношенном подшипнике.

Ширина пластин выбирается на 1...1,5 мм больше ширины наружного кольца подшипника для того, чтобы после их закрепления выступающие части пластин прикатать.

На фиг.1 изображен изношенный подшипник с двумя локальными диаметрально противоположными пластинами; на фиг. 2 представлен подшипниковый узел в сборе.

Подшипниковый узел включает цапфу вала 1, корпус 2 и подшипник качения 3, на посадочной поверхности наружного кольца 4 которого закреплены локально и диаметрально противоположно две пластины 5.

Для реализации предлагаемого способа ремонта подшипникового узла необходимо после его разборки и дефектовки закрепить при помощи пайки или другого способа на посадочной поверхности наружного кольца 4 изношенного подшипника 3 локально диаметрально противоположно две пластины 5. После этого выступающие части пластин следует прикатать. Затем производят сборку подшипникового узла.

Установка подшипника в отверстие корпуса на участках с локальными пластинами будет происходить с натягом и повлечет за собой уменьшение диаметра дорожки качения на величину радиального зазора вследствие эластичности наружного кольца подшипника.

Использование подшипникового узла отремонтированного предлагаемым способом позволит получить комплекс положительных свойств.

Во-первых, предотвращается возможность проворачивания наружного кольца подшипника относительно корпуса, а следовательно, устраняется износ сопрягаемых поверхностей.

Во-вторых, наружное кольцо подшипника с пластинами, установленное в отверстие корпуса с натягом, приобретает овализированную форму. Это позволяет в изношенном подшипнике уменьшить радиальный зазор и одновременно создать в нем разгрузочную зону, которая способствует разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в процессе работы подшипника.

В третьих, при ориентации наружного кольца с пластинами в отверстии корпуса так, что линия, проведенная через середины пластин, перпендикулярна к направлению действия радиальной силы, будет происходить более равномерное распределение рабочей нагрузки между телами качения, что существенно повысит долговечность подшипника и узла в целом.

Источники информации:
А. А. Моисеев, Г. Л. Гальперин. Тракторные подшипники качения. - М.; Колос, 1979, 112 с., с. 71...96 - прототип.

Похожие патенты RU2130372C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 2001
  • Усов В.В.
  • Серегин А.А.
  • Тимошенко А.Н.
  • Серегина В.В.
RU2189298C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 2004
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Псюкало Сергей Петрович
  • Калинин Александр Александрович
RU2276000C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 2002
  • Серегин А.А.
  • Усов В.В.
  • Тимошенко А.Н.
  • Бутков Р.И.
RU2217288C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2004
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Псюкало Сергей Петрович
  • Калинин Александр Александрович
RU2278999C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 2005
  • Бирюков Владилен Борисович
  • Сенкус Витаутас Валентинович
  • Бирюкова Екатерина Владиленовна
  • Бирюков Александр Владиленович
  • Сенкус Валентин Витаутасович
RU2296660C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 1996
  • Серегин А.А.
  • Черевко Э.И.
  • Серегина В.В.
RU2128298C1
ПИТАТЕЛЬ-СМЕСИТЕЛЬ 1999
  • Обертышев А.И.
  • Обертышева В.С.
  • Байсара А.А.
  • Жмырко А.М.
RU2147289C1
РОТАЦИОННЫЙ ПЛАСТИНЧАТЫЙ ВАКУУМНЫЙ НАСОС 2001
  • Краснов И.Н.
  • Фирсов В.И.
  • Гуков А.П.
  • Бышов А.А.
RU2201532C2
ОБЪЕМНЫЙ НАСОС 1997
  • Краснов И.Н.
  • Глобин А.Н.
RU2131539C1
СОШНИК 2001
  • Бертов А.А.
  • Зубрилина Е.М.
  • Бертова В.П.
RU2193300C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 130 372 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли. В способе ремонта подшипникового узла, включающем его разборку, дефектовку деталей, комплектовку и сборку, после дефектовки на посадочной поверхности наружного кольца изношенного подшипника закрепляют локально диаметрально противоположно две пластины, толщина которых определяется по формуле Sсум=Sr+Sиз где Sсум - суммарная толщина пластин; Sr - величина радиального зазора в изношенном подшипнике; Sиз - величина зазора в соединении отверстие корпуса - наружное кольцо подшипника с учетом износа, а потом производят сборку подшипникового узла. Использование изобретения позволит снизить себестоимость ремонта подшипниковых узлов и увеличить срок службы изношенных подшипников качения, при этом не ухудшая их показатели. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 130 372 C1

Способ ремонта подшипникового узла, включающий его разборку, дефектовку деталей, комплектовку и сборку, отличающийся тем, что после дефектовки на посадочной поверхности наружного кольца изношенного подшипника закрепляют локально диаметрально противоположно две пластины, толщина которых определяется по формуле
Sсум = Sr + Sиз,
где Sсум - суммарная толщина пластин;
Sr - величина радиального зазора в изношенном подшипнике;
Sиз - величина зазора в соединении отверстие корпуса - наружное кольцо подшипника с учетом износа,
а потом производят сборку подшипникового узла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2130372C1

Моисеев А.А
и др
Тракторные подшипники качения
- М.: Колос, 1979, с.71-96
Способ устранения люфта между подлежащими соединению плотной посадкой изделиями 1947
  • Грилихес Х.А.
SU72646A1
Способ восстановления цилиндрических рабочих поверхностей деталей подшипника скольжения 1980
  • Лысов Дмитрий Степанович
  • Клименков Степан Степанович
  • Бортник Гарри Иванович
  • Прокопов Игорь Петрович
SU927477A1
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ 1991
  • Дагис Зигфрид Станиславович[Kz]
RU2082579C1
US 5203066 A, 20.04.93
ЧУГУН 2009
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2387730C1

RU 2 130 372 C1

Авторы

Усов В.В.

Серегин А.А.

Тимошенко А.Н.

Даты

1999-05-20Публикация

1998-01-27Подача