МЕХАНИЗМ ПЛАНЕТАРНОГО СЦЕПЛЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК F16H7/12 

Описание патента на изобретение RU2280201C1

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к механизмам бесфрикционного сцепления трансмиссий машин и механизмов с двигателем, и может найти свое применение в различных транспортных средствах.

Известен планетарный механизм, содержащий корпус, водило, два червячных колеса и два связанные между собой червяка-сателлита (Авторское свидетельство СССР №1216495, ПМК F 16 Н 1/46, 1986 г.).

Недостатком этого изобретения является сложность конструкции, ее большие габариты и отсутствие возможности изменения передаточного отношения механизма.

Известен планетарный механизм, содержащий корпус с размещенной в нем вращающейся шестерней, центральные ведущее и ведомое колеса с двумя венцами, водило и сателлит с двумя венцами (Патент RU 2160401, МПК F 16 Н 48/10, от 31.03.1999 г.).

Недостатком этого изобретения является громоздкая связь деталей, высокая себестоимость и отсутствие способности плавно изменять усилия крутящего момента.

Наиболее близкой к изобретению является конструкция бесступенчатой планетарной передачи по патенту RU 2095665, МПК F 16 Н 3/72, от 09.08.1995 г., представляющая собой бесступенчатый планетарный вариатор, включающий два ряда планетарных передач, тормоз и реверс.

Достоинством этого изобретения является конструктивная способность обеспечения бесступенчатого плавного регулирования частоты вращения и крутящего момента на выходном вале механизма.

Основным его недостатком является сложность механизма управления и высокая себестоимость.

Предлагаемым изобретением решается задача упрощения конструкции механизма, снижения его себестоимости и расширения функциональных возможностей его применения.

Для достижения этого технического результата в механизме планетарного сцепления, содержащем корпус, ведущий вал и ведомую шестерню с ведомым валом, ведущий вал снабжен башмаком и расположенным в нем выдвижным рычагом с нажимным сателлитом, а ведомый вал снабжен шарнирным водилом и установленным на водиле планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, при этом нажимной сателлит находится в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, а планетарный сателлит - в крутильном зацеплении с ведомой шестерней.

Для создания сбалансированной конструкции механизма планетарного сцепления башмак снабжен двумя противоположно установленными выдвижными рычагами с нажимными сателлитами, ведомый вал снабжен двумя шарнирными водилами и установленными на них планетарными валами с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, а ведущий вал снабжен свободно установленной на нем балансирующей шестерней, находящейся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами.

Благодаря тому, что нажимной сателлит находится в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, а планетарный сателлит - в крутильном зацеплении с ведомой шестерней, перемещением нажимного сателлита по периметру планетарной шестерни достигается изменение крутящего момента и скорости вращения ведомого вала от нулевого до максимального значения, что упрощает конструкцию механизма и расширяет функциональные возможности применения предлагаемого механизма.

В сбалансированной конструкции механизма синхронное движение балансирующих деталей обеспечивает свободно установленная на ведущем вале балансирующая шестерня, находящаяся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами.

Механизм планетарного сцепления иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1, фиг.2 и фиг.3.

На фиг.1 представлена кинематическая схема механизма сцепления.

На фиг.2 - вид А, где показаны положения I и II нажимного сателлита 7 на планетарной шестерне 9 соответственно при выдвинутом и задвинутом рычаге 4.

На фиг.3 изображена сбалансированная конструкция сцепления (с противоположно установленными обоюдными деталями 4, 7, 8, 9, 10 и 11 и балансирующей шестерней 14, обеспечивающей синхронность их движения).

Механизм планетарного сцепления (фиг.1 и фиг.2) состоит из корпуса 1, ведущего вала 2 с башмаком 3 и расположенным в нем выдвижным рычагом 4 с нажимным сателлитом 7, планетарного вала 8 с планетарной шестерней 9 и планетарным сателлитом 10, шарнирного водила 11 и ведомой шестерни 12 с ведомым валом 13.

Выдвижной рычаг 4 (фиг.2) снабжен ограничителями его выдвигания 5 и задвигания 6, устанавливающими положения I и II нажимного сателлита 7 на планетарной шестерне 9 соответственно при разблокированном и заблокированном состоянии механизма сцепления.

Сбалансированная конструкция сцепления (фиг.3) содержит свободно установленную на ведущем вале 2 балансирующую шестерню 14, находящуюся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами 4 (для обеспечения синхронности их движения).

Работа механизма сцепления (фиг.2 и фиг.3) происходит следующим образом.

Ведущий вал 2 передает усилие N крутящего момента двигателя через башмак 3, рычаг 4, нажимный сателлит 7, планетарную шестерню 9, планетарный вал 8, планетарный сателлит 10 и ведомую шестерню 12 на ведомый вал 13, снабженный шарнирным водилом 11, обеспечивающим свободное перекатывание сателлита 10 по шестерне 12.

Изменение скорости вращения ведомого вала 13 осуществляется перемещением в башмаке 3 рычага 4.

При полностью выдвинутом из башмака 3 рычаге 4 (его нажимной сателлит 7 находится на планетарной шестерне 9 в положении I) усилие N, передаваемое нажимным сателлитом 7 своим опиранием на планетарную шестерню 9, полностью (без крутящего момента) перехватывается через планетарный вал 8 планетарным сателлитом 10. Сателлит 10 свободно перекатывается по ведомой шестерне 12 - ведомый вал 13 не вращается.

При задвигании рычага 4 (и соответствующем перемещении сателлита 7 на планетарной шестерне 9 от положения I к положению II) усилие N через шестерню 9, вал 8 и сателлит 10 создает на ведомой шестерне 12 возрастающий крутящий момент Мк. Сателлит 10 замедляет перекатывание по ведомой шестерне 12, ведомый вал 13 приобретает плавное ускорение своего вращения.

При полностью задвинутом рычаге 4 (сателлит 7 находится в положении II) ведомая шестерня 12 приобретает максимальный крутящий момент Мк, равный моменту ведущего вала 1. Сателлит 10 перекатывание по ведомой шестерне 12 не осуществляет. Ведущий 1 и ведомый 13 валы блокируются и осуществляют совместное соосное вращение.

Разблокировка ведомого вала 13 осуществляется выдвиганием рычага 4 (перемещением сателлита 7 от положения II к положению I).

В сбалансированной конструкции сцепления (фиг.3) синхронность движения двух выдвижных рычагов 4 обеспечивается вращением балансирующей шестерни 14 (привод шестерни 14 на чертеже не показан).

Механизм планетарного сцепления является двухфункциональным. Он предназначен для применения в качестве бесфрикционного сцепления (при совмещении со ступенчатой коробкой передач) и в качестве бесступенчатой планетарной передачи (при совмещении с карданным валом). В сцеплении отсутствует громоздкая взаимосвязь деталей, что обеспечивает простоту конструкции, плавность работы и низкую себестоимость.

Похожие патенты RU2280201C1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ БЕССТУПЕНЧАТОЙ ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧИ 2006
  • Ползиков Сергей Евгеньевич
  • Ползиков Евгений Никитович
RU2319873C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ С.Е. И Е.Н. ПОЛЗИКОВЫХ 2004
  • Ползиков Сергей Евгеньевич
  • Ползиков Евгений Никитович
RU2268426C2
АНТИБУКСУЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Ползиков Евгений Никитович
RU2339859C1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ 2003
  • Брехов В.П.
RU2247271C2
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 1993
  • Зайцев А.С.
  • Боос Е.А.
  • Мельников Ю.М.
  • Богучарский П.Ф.
RU2086835C1
ЗАМКНУТАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 1992
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2038518C1
ВАРИАТОР НА ОСНОВЕ ШЕСТЕРНИ ИЗМЕНЯЕМОГО ДИАМЕТРА 2013
  • Канайкин Виталий Владимирович
RU2563294C2
Привод муфты сцепления нормально замкнутого типа 1983
  • Данильченко Иван Михайлович
  • Данильченко Сергей Михайлович
  • Данильченко Петр Михайлович
SU1180577A1
СТАНОК ДЛЯ РАСПИЛОВКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ 1991
  • Торопов Александр Степанович
  • Торопов Сергей Александрович
RU2019397C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 280 201 C1

Реферат патента 2006 года МЕХАНИЗМ ПЛАНЕТАРНОГО СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может найти свое применение в различных транспортных средствах. Механизм планетарного сцепления содержит корпус 1, ведущий вал 2 с башмаком 3, выдвижной рычаг 4 с нажимным сателлитом 7, ведомую шестерню 12 с ведомым валом 13, шарнирное водило 11, установленный на нем вал 8 с планетарной шестерней 9 и планетарным сателлитом 10. Нажимной сателлит 7 находится в зацеплении с планетарной шестерней 9, а планетарный сателлит 10 - с ведомой шестерней 12. В сбалансированной конструкции механизма для обеспечения синхронного движения балансирующих деталей на ведущем вале 2 свободно установлена балансирующая шестерня, находящаяся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами 4. Механизм планетарного сцепления может выполнять две функции: функцию сцепления при совмещении со ступенчатой коробкой передач и бесступенчатой планетарной передачи при совмещении с карданным валом. Технический результат - упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей, плавность работы и низкая себестоимость. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 280 201 C1

1. Механизм планетарного сцепления, содержащий корпус, ведущий вал, ведомую шестерню и ведомый вал, отличающийся тем, что ведущий вал снабжен башмаком и расположенным в нем выдвижным рычагом с нажимным сателлитом, а ведомый вал снабжен шарнирным водилом и установленным на нем планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, при этом нажимной сателлит находится в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, а планетарный сателлит - в крутильном зацеплении с ведомой шестерней.2. Механизм планетарного сцепления по п.1, отличающийся тем, что башмак снабжен двумя противоположно установленными выдвижными рычагами с нажимными сателлитами, ведомый вал снабжен двумя шарнирными водилами и установленными на них планетарными валами с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, а ведущий вал снабжен свободно установленной на нем балансирующей шестерней, находящейся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2280201C1

Замкнутая передача 1990
  • Фадеев Андрей Николаевич
SU1781487A2
Зубчато-рычажный вариатор 1979
  • Данчук Николай Исидорович
SU868200A1
US 4796477 А, 10.01.1989.

RU 2 280 201 C1

Авторы

Ползиков Сергей Евгеньевич

Ползиков Евгений Никитович

Даты

2006-07-20Публикация

2004-12-27Подача