СИДЕНЬЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2006 года по МПК B60N2/22 F41H7/00 

Описание патента на изобретение RU2280570C2

Изобретение относится к авиадесантируемой бронированной технике, в первую очередь к боевым машинам десанта, бронетранспортерам, медицинским машинам.

Известна боевая машина десанта - см. «БМД-3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», часть II, книга первая, содержащая рабочие места боевого расчета с сиденьями и креслами для десантирования машины с экипажем.

В носовой части машины по ширине расположены сиденье механика-водителя и четыре кресла для десантирования, из которых по условиям компоновки только два могут использоваться и для работы. Сиденье механика-водителя расположено по центру машины напротив рулевой колонки, подвешено шарнирно на штанге к крыше корпуса, имеет механизм изменения положения сиденья по высоте и длине, спинку со съемным подголовником.

В известных авиадесантируемых гусеничных машинах сиденье механика-водителя используется только при управлении машиной, при десантировании оно не используется. Универсальные кресла используются при десантировании и некоторые из них могут быть использованы при работе. В отделении управления одно из двух кресел, используемых только для десантирования, предназначено для размещения механика-водителя при десантировании, в которое он пересаживается со своего рабочего сиденья.

Недостатком приведенных конструкций сидений механика-водителя военных гусеничных машин являются ограниченные функциональные возможности - невозможность использовать их с большим углом наклона спинки - до 45° для отдыха и десантирования механика-водителя в машине, неудобства при эксплуатации узла.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является сиденье механика-водителя боевой машины десанта.

Целью предлагаемого изобретения является повышение функциональных возможностей, удобство эксплуатации, ускорение перевода в нужное положение, компактность конструкции сиденья механика-водителя военной гусеничной машины.

Новизной предлагаемого изобретения является то, что спинка сиденья является звеном механизма шарнирного параллелограмма, в котором через поворотное обгонное фиксирующее устройство связаны шарнирно с опорой два звена - верхнее и нижнее, из которых верхнее звено противоположным концом шарнирно связано со спинкой сиденья, а нижнее звено связано со спинкой сиденья шарнирно через третье звено с возможностью расстопорения и поворота звеньев из исходного - рабочего положения в промежуточное положение или в положение для отдыха и десантирования за счет изменения их положения относительно опоры с помощью двух рычагов управления, воздействующих на поворотное обгонное фиксирующее устройство таким образом, что перевод кресла из исходного положения в промежуточное положение происходит при повороте только верхнего звена при неподвижном нижнем звене, а установка сиденья в положение для отдыха и десантирования происходит при зафиксированном в промежуточном положении верхнем звене и повороте нижнего звена на заданный для десантирования угол.

На фиг.1 показан общий вид сиденья механика-водителя военной гусеничной машины.

На фиг.2 показаны рабочее положение, промежуточное положение и положение для отдыха и десантирования - виды а), б) и в) соответственно.

Предлагаемое сиденье механика-водителя военной гусеничной машины состоит из основания 1 сиденья, спинки 3 сиденья, подголовника 8 сиденья, связанных между собой и с механизмом изменения их положения относительно опоры 11, связанной с корпусом машины.

В предлагаемом сиденье спинка 3 сиденья является звеном механизма шарнирного параллелограмма, в котором через поворотное обгонное фиксирующее устройство 10 связаны шарнирно с опорой 11 два звена - верхнее 9 и нижнее 12. Верхнее звено 9 противоположным концом шарнирно связано со спинкой 3 сиденья, а нижнее звено 12 связано со спинкой 3 сиденья шарнирно через третье звено 5 с возможностью расстопорения и поворота звеньев из исходного - рабочего положения в промежуточное положение или в положение для отдыха и десантирования за счет изменения их положения относительно опоры 11 с помощью двух рычагов 2, 15 управления. Рычаги 2, 15 воздействуют через рычаг 6 и валик 7 на поворотное обгонное фиксирующее устройство 10 таким образом, что перевод кресла из исходного положения в промежуточное положение происходит при повороте только верхнего звена 9 при неподвижном нижнем звене 12, а установка сиденья в положение для отдыха и десантирования происходит при зафиксированном в промежуточном положении верхнем звене 9 и повороте нижнего звена 12 на заданный для десантирования угол γ.

4 - кронштейны шарниров, 13 - шарниры рычагов 12 с торсионным механизмом с валиком 14, позволяющим облегчить подъем (поворот) сиденья из нижнего положения в верхнее положение.

В исходном - рабочем положении звенья шарнирного механизма застопорены на опору 11.

Перевод сиденья из рабочего положения в промежуточное положение осуществляется расстопорением звена 9 относительно опоры 11 при неподвижном звене 12, поворотом его вокруг опоры 11 рычагом 2 и стопорением в конечном положении. При этом спинка 3 сиденья поступательно перемещается вперед.

Перевод сиденья из промежуточного положения в положение для отдыха и десантирования осуществляется расстопорением звена 12 относительно опоры 11 при неподвижном звене 9 поворотом его вокруг опоры рычагом 15 и стопорением в конечном положении. При этом спинка 3 сиденья наклоняется на максимальный угол.

γ - угол наклона спинки сиденья к горизонту в исходном и промежуточном положениях;

γ1 - угол наклона спинки сиденья к горизонту при отдыхе и десантировании;

α - угол наклона к горизонту верхнего звена 9 в исходном положении;

α1 - угол наклона к горизонту верхнего звена 9 в промежуточном положении и в положении для отдыха и десантирования;

β - угол наклона к горизонту нижнего звена 12 в исходном и промежуточном положении;

β1 - угол наклона к горизонту нижнего звена 12 в положении для отдыха и десантирования.

Универсальное трансформируемое из исходного - рабочего положения в промежуточное положение и в положение для отдыха и десантирования и наоборот сиденье механика-водителя военной гусеничной машины может быть использовано для других членов боевого расчета: операторов, наводчиков, десантников и т.д.

Перевод сиденья из положения для отдыха и десантирования в промежуточное и исходное - рабочее положение производится в обратном порядке.

Предлагаемое сиденье механика-водителя имеет компактную конструкцию, повышает функциональные возможности, удобство эксплуатации, быстро приводится в нужное положение, что особенно важно в боевых машинах десанта, бронетранспортерах, медицинских машинах и т.д.

Похожие патенты RU2280570C2

название год авторы номер документа
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2003
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Григорьев Ю.П.
  • Шкилев В.Д.
  • Крыхтин Ю.И.
RU2258194C2
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА 2001
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Буряков В.М.
  • Рогинский Е.Б.
RU2223460C2
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ МАШИНА 2007
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Большаков Алексей Владимирович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2369826C2
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2279371C2
БРОНЕТРАНСПОРТЕР 2007
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Дроботов Сергей Вениаминович
  • Шумилкин Аркадий Александрович
  • Писанко Владимир Васильевич
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Большаков Алексей Владимирович
RU2369825C2
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2007
  • Башков Михаил Владимирович
  • Корнеев Анатолий Николаевич
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Поздняков Александр Викторович
  • Ханакин Владимир Васильевич
RU2404400C2
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Ноздренков Г.А.
  • Дроботов С.В.
  • Иванцов Ю.Н.
RU2169337C2
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2004
  • Григорьев Юрий Павлович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2267736C2
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Шабалин А.В.
  • Ханакин В.В.
  • Иванеев А.И.
  • Вереютин А.В.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Суворов Ф.Н.
  • Русанов А.И.
  • Шумилкин А.А.
RU2268839C9
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2002
  • Григорьев Ю.П.
  • Крыхтин Ю.И.
RU2246682C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 280 570 C2

Реферат патента 2006 года СИДЕНЬЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к авиадесантируемой бронированной технике, в первую очередь к боевым машинам десанта, бронетранспортерам, медицинским машинам. Сиденье механика-водителя военной гусеничной машины состоит из основания сиденья, спинки сиденья, подголовника сиденья, связанных между собой и с механизмом изменения их положения относительно опоры, связанной с корпусом машины. Спинка сиденья является звеном механизма шарнирного параллелограмма, в котором через поворотное обгонное фиксирующее устройство связаны шарнирно с опорой два звена - верхнее и нижнее. Верхнее звено противоположным концом шарнирно связано со спинкой сиденья. Нижнее звено связано со спинкой сиденья шарнирно через третье звено с возможностью их расстопорения и поворота звеньев из исходного, рабочего, положения в промежуточное положение или в положение для отдыха и десантирования за счет изменения их положения относительно опоры с помощью двух рычагов управления, воздействующих на поворотное обгонное фиксирующее устройство таким образом, что перевод кресла из исходного положения в промежуточное положение происходит при повороте только верхнего звена при неподвижном нижнем звене, а установка сиденья в положение для отдыха и десантирования происходит при зафиксированном в промежуточном положении верхнем звене и повороте нижнего звена на заданный для десантирования угол. Технический результат - повышение функциональных возможностей, удобства эксплуатации, быстродействие, компактность конструкции. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 280 570 C2

Сиденье механика-водителя военной гусеничной машины, состоящее из основания сиденья, спинки сиденья, подголовника сиденья, связанных между собой и с механизмом изменения их положения относительно опоры, связанной с корпусом машины, отличающееся тем, что спинка сиденья является звеном механизма шарнирного параллелограмма, в котором через поворотное обгонное фиксирующее устройство связаны шарнирно с опорой два звена, верхнее и нижнее, из которых верхнее звено противоположным концом шарнирно связано со спинкой сиденья, а нижнее звено связано со спинкой сиденья шарнирно через третье звено с возможностью их расстопорения и поворота звеньев из исходного, рабочего, положения в промежуточное положение или в положение для отдыха и десантирования за счет изменения их положения относительно опоры с помощью двух рычагов управления, воздействующих на поворотное обгонное фиксирующее устройство таким образом, что перевод кресла из исходного положения в промежуточное положение происходит при повороте только верхнего звена при неподвижном нижнем звене, а установка сиденья в положение для отдыха и десантирования происходит при зафиксированном в промежуточном положении верхнем звене и повороте нижнего звена на заданный для десантирования угол.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2280570C2

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Хватов В.Ф.
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Ноздренков Г.А.
  • Дроботов С.В.
  • Иванцов Ю.Н.
RU2169337C2
Устройство для регулирования наклона спинки сидения 1986
  • Мазяр Иван Степанович
SU1318449A1
Способ регистрации поля градиента показателя преломления и устройство для его осуществления 1978
  • Евтихиева О.А.
  • Ринкевичюс Б.С.
SU704339A1
DE 3500529, 10.07.1986.

RU 2 280 570 C2

Авторы

Истомин Борис Александрович

Крыхтин Юрий Иванович

Редькин Анатолий Васильевич

Даты

2006-07-27Публикация

2004-08-19Подача