ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ Российский патент 2006 года по МПК B64F1/22 B60D1/14 B62D53/04 

Описание патента на изобретение RU2281887C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов.

Известно устройство для транспортировки и маневрирования воздушных судов, на раме которого установлена грузовая платформа с откидной рампой, механизм подъема рампы в виде силового цилиндра с рычагом, соединенным с рампой и механизмом фиксации носовых колес шасси воздушного судна на грузовой платформе в виде прижимных рычагов с приводом от силового цилиндра [1].

Устройство имеет сложную конструкцию, большие габариты и вес, оно не позволяет регулировать сцепной вес тягача в зависимости от конкретных условий буксирования.

Известно другое устройство для буксировки воздушных судов, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси воздушного судна, которое позволяет регулировать догрузку ведущих колес тягача в начальный период движения для преодоления сил инерции и при движении по опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления [2].

Однако поскольку догрузка осуществляется в задней части рамы тягача, происходит уменьшение нагрузки на переднюю ось, что ухудшает его управляемость.

Известно также устройство для буксировки воздушных судов, основанное на использовании колесных тягачей, загруженных бетонными и металлическими плитами, которые увеличивают вес тягача и улучшают сцепление его колес с аэродромным покрытием [3]. Однако это ведет к непроизводительным затратам моторесурса тягача и к увеличению расхода топлива.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является транспортировочное устройство для буксировки самолетов, содержащее тягач, водило, несущее на свободном конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, буксировочные тележки, преобразующие электроэнергию, вырабатываемую спецоборудованием аэродромного подвижного электроагрегата, во вращательное движение колеса самолета, что делает их ведущими на время буксировки [4].

Однако это устройство имеет целый ряд недостатков, основными из которых являются:

- сложность конструкции;

- большие затраты на изготовление и эксплуатацию;

- большой расход топлива, так как требуется одновременная работа двух двигателей;

- низкая маневренность в связи с большим моментом сопротивления повороту управляемого колеса воздушного судна с буксировочными тележками;

Техническим результатом, достигаемым предлагаемым устройством, является: увеличение полезной силы тяги агрегата в начальный период движения, что позволяет преодолеть силу инерции и трения покоя, повышение его проходимости, возможность транспортировки тяжелых воздушных судов легкими тягачами.

Предлагаемое транспортировочное устройство самолетов содержит: тягач, водило, соединенное с корпусом тягача и несущее на свободном конце захват, датчик на водиле (например, тензометрический), подающий сигнал через электрический кабель на электронный блок управления, и трехпозиционный электромагнитный клапан, связанный с гидробаком и силовыми гидроцилиндрами задних стоек шасси самолета, взаимодействующих с быстросъемными толкателями ступиц, соединенных с ободами колес самолета через муфту свободного хода.

Общими признаками прототипа и заявляемого устройства являются: использование для буксировки тягача и водила, соединенного с передней стойкой шасси самолета.

Отличительным признаком является использование датчика на водиле, позволяющего автоматизировать процесс буксировки, реагирующего на линейные изменения его размеров и подающего сигнал на усилитель блока управления, находящийся на самолете, который взаимодействует с трехпозиционным электромагнитным клапаном, регулирующим подачу рабочей жидкости в полости силовых гидроцилиндров, а также наличие на задних стойках шасси самолета быстросъемных толкателей, соединенных со ступицами колес, вследствие чего достигается преобразование потенциальной энергии, накопленной в момент посадки самолета, в крутящий момент на колесах основных стоек шасси, воспринимающих большую часть его веса, что позволяет развить большую силу тяги по сцеплению с опорной поверхностью в начальный момент движения тягача и преодолеть силу инерции и трения покоя.

Заявляемое устройство изображено на Фиг.1 - общий вид; на Фиг.2 - принципиальная схема работы устройства; на Фиг.3 - гидравлическая схема заявляемого устройства.

На Фиг.1 изображено транспортировочное устройство самолетов, включающее следующие элементы: тягач 1, водило 2 с датчиком 3, электрический кабель 4, самолет 5 с электронным блоком управления 6, переднюю стойку 7 и задние стойки 8.

На Фиг.2 изображена принципиальная схема работы устройства, включающая следующие элементы: силовой гидроцилиндр 9, быстросъемный толкатель 10, ступица 11, муфта свободного хода 12, колесо 13.

На Фиг.3 изображена гидравлическая схема заявляемого устройства, включающая следующие элементы: силовой гидроцилиндр 9, трехпозиционный электромагнитный клапан 14, фильтр 15, гидравлический бак 16.

Устройство работает следующим образом.

В момент посадки, при выпуске шасси самолета 8 на электронный блок управления 6 подается сигнал, который открывает трехпозиционный электромагнитный клапан 14. Гидравлическая жидкость под действием силы тяжести колес задних стоек шасси самолета 8 поступает в силовые гидроцилиндры 9, после их заполнения трехпозиционный электромагнитный клапан 14 закрывается. Перед буксировкой тягач 1 посредством водила 2 с помощью захвата подстыковывается к передней стойке шасси самолета 7, а на задние стойки устанавливаются быстросъемные толкатели 10. В момент начала движения тягача 1 сигнал с датчика 3, отреагировавшего на линейные изменения размеров водила 2, через электрический кабель 4 подается на электронный блок управления 6, передающий команду на открытие трехпозиционного электромагнитного клапана 14, который осуществляет подачу рабочей жидкости из силовых гидроцилиндов 9 в гидробак 16, что приводит к опусканию корпуса самолета 5 вниз, при этом быстросъемные толкатели 10 проворачивают ступицы колес 11, которые через муфты свободного хода 12 поворачивают колеса самолета 13. Использование датчика 3 на водиле 2 позволяет автоматизировать и упростить процесс буксировки, а наличие быстросъемных толкателей 10 на задних стойках шасси самолета 8 позволяет преобразовать потенциальную энергию, накопленную в момент посадки, в крутящий момент на задних колесах 13, на которые приходится большая часть веса самолета 5, что позволяет развить большую силу тяги как по сцеплению с опорной поверхностью, так и по величине крутящего момента в начальный момент движения тягача, для преодоления сил инерции и трения покоя.

Экспериментальные исследования показывают, что в начале движения тягача при буксировке самолета ему необходимо развить силу тяги приблизительно в два раза больше, чем при прямолинейном равномерном движении [5].

Изготовление транспортировочного устройства самолетов производится из узлов и агрегатов, серийно выпускаемых промышленностью.

Источники информации

1. SU 171165 A1, B 64 F 1/22, 07.02.1992 г. Бюл. №5.

2. RU 2139227 A1, B 64 F 1/22, 10.10.1999 г. Бюл. №28.

3. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов (справочное пособие). Страхов Л.Н. М.: Воениздат, 1973. - 280 с.

4. RU 2194652 С2, 7 B 64 F 1/22, 20.12.2002 г. Бюл. №35.

5. Великанов А.В. Повышение тяговых качеств аэродромных колесных тягачей. Дис. на соискание ученой степени канд. тех. наук. Воронеж, 1999 г.

Похожие патенты RU2281887C2

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Чермошенцев Александр Николаевич
  • Чернышов Игорь Владимирович
RU2299159C1
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2002
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Ремезов Алексей Владимирович
RU2307771C2
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
RU2289532C1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Чирков Денис Сергеевич
RU2294863C2
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ С КРИВОШИПНЫМ МОТОР-КОЛЕСОМ 2009
  • Великанов Алексей Викторович
  • Курганников Иван Владимирович
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Руденко Сергей Владимирович
RU2425782C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2006
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
  • Гуков Кирилл Петрович
  • Носов Евгений Викторович
RU2316454C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2012
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Гребенкин Иван Иванович
  • Летуновский Константин Петрович
RU2511236C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2011
  • Великанов Алексей Викторович
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Великанова Лариса Алексеевна
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Руденко Сергей Викторович
RU2487061C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2014
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Мачехин Роман Аскольдович
  • Гусев Юрий Владимирович
  • Саяпин Игорь Владимирович
  • Дубец Сергей Валерьевич
RU2590771C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 1999
  • Никулин П.И.
  • Терехов А.А.
  • Великанов А.В.
RU2172707C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 281 887 C2

Реферат патента 2006 года ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов. Транспортировочное устройство самолетов содержит тягач и водило, несущее на свободном конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета. Устройство оборудовано устройством автоматизации, состоящим из датчика на водиле, реагирующего на линейные изменения его размеров и подающего сигнал на усилитель блока управления, находящийся на самолете, который управляет трехпозиционным электромагнитным клапаном, регулирующим подачу рабочей жидкости в полости силовых гидроцилиндров, и быстросъемными толкателями на задних стойках шасси самолета, соединенными со ступицами колес и преобразующими потенциальную энергию, накопленную в момент посадки самолета, в крутящий момент на колесах задних стоек шасси, воспринимающих большую часть его веса. Технический результат - повышение демпфирующих характеристик стабилизатора. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 281 887 C2

Транспортировочное устройство самолетов, содержащее тягач, водило, несущее на свободном конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, отличающееся тем, что оборудовано устройством автоматизации, состоящим из датчика на водиле, реагирующего на линейные изменения его размеров и подающего сигнал на усилитель блока управления, находящийся на самолете, который управляет трехпозиционным электромагнитным клапаном, регулирующим подачу рабочей жидкости в полости силовых гидроцилиндров, и быстросъемными толкателями на задних стойках шасси самолета, соединенными со ступицами колес и преобразующими потенциальную энергию, накопленную в момент посадки самолета, в крутящий момент на колесах задних стоек шасси, воспринимающих большую часть его веса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2281887C2

СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2000
  • Никулин П.И.
  • Иванищев П.И.
  • Великанов А.В.
RU2194652C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 1998
  • Борисенков В.А.
  • Терехов А.А.
  • Великанов А.В.
RU2139227C1
Глушитель 1987
  • Лукьянов Владлен Пантелеймонович
  • Седов Александр Николаевич
SU1453060A1
US 4955777 A, 11.09.1990
Способ термического осушения связного грунта 1977
  • Абрамов Сергей Козьмич
  • Воронцов Виталий Иванович
  • Забейда Михаил Андреевич
  • Луговой Виктор Петрович
SU649787A1

RU 2 281 887 C2

Авторы

Великанов Алексей Викторович

Великанов Александр Викторович

Заворыкин Александр Юрьевич

Пантелеев Павел Тихонович

Андреев Евгений Игоревич

Иванищев Павел Иванович

Даты

2006-08-20Публикация

2004-11-16Подача