СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ Российский патент 2001 года по МПК B64F1/22 

Описание патента на изобретение RU2172707C2

Изобретение относится к наземному обслуживанию самолетов.

Известен способ буксировки самолетов [1] с помощью тягача, имеющего водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующими с задними стойками шасси.

Однако этот способ недостаточно эффективен при буксировке самолетов из-за низких тяговых качеств тягача по сцеплению его колесных движителей с опорной поверхностью, что определяется нормальной нагрузкой, приходящейся на ведущие колеса.

Известен другой способ [2], основанный на использовании колесных тягачей загруженных бетонными или металлическими плитами, которые увеличивают вес тягача и улучшают сцепление его колес с аэродромным покрытием. Однако это ведет к непроизводительным затратам моторесурса тягача и к увеличению расхода топлива.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ буксировки [3], основанный на использовании тягача, на раме которого установлена грузовая платформа, оснащенная гидравлической системой для захвата носового колеса самолета и установки его на платформу.

Рассмотренный выше способ буксировки основан на использовании тягачей довольно сложной конструкции, с большими габаритами и весом в связи с тем, что вес самолета, приходящийся на его переднюю стойку, полностью и постоянно в процессе буксировки воспринимается тягачаом, что влечет за собой повышение материальных затрат на их изготовление и эксплуатацию.

Целью данного изобретения является использование для буксировки самолетов тягачей, оснащенных водилом и гидравлической системой, позволяющей производить регулируемую догрузку их ведущих колес частичной массой самолета, приходящейся на его переднюю стойку, в начальный период движения для преодоления сил инерции и в период буксировки по аэродромному покрытию с низким коэффициентом сцепления.

Предлагаемый способ буксировки реализуется использованием устройства, включающего тягач, оснащенный водилом и гидравлической системой с гидравлическим силовым цилиндром, позволяющей производить захват и частичный подъем передней стойки шасси самолета, тем самым обеспечивая регулируемую догрузку ведущих колес тягача и повышая их тяговое усилие по сцеплению с опорной поверхностью в начальный период движения и по необходимости при буксировке самолетов по аэродромному покрытию с низким коэффициентом сцепления.

Общим признаком прототипа и заявляемого способа является использование тягача, оборудованного включающей в себя гидравлический силовой цилиндр гидравлической системой для догрузки ведущих колес тягача массой самолета, приходящейся на его переднюю стойку.

Отличительным признаком в заявляемом способе является то, что на задней части тягача шарнирно закреплено водило, имеющее на конце вилкообразный захват, снизу между вилкой захвата и упором на тягаче установлен гидравлический силовой цилиндр, имеющий привод от гидравлического насоса, при этом, перед буксировкой самолета посредством вилкообразного захвата производит захват передней стойки самолета, затем приводят в движение гидравлический насос и управляют гидравлическим силовым цилиндром при подъеме и опускании водила, а регулируют догружающее усилие ведущих колес тягача частичной массой самолета, приходящейся на его переднюю стойку, лишь в начальный период движения для преодоления сил инерции при помощи регулятора давления, выполняющего функцию предохранительного клапана.

Данный способ буксировки позволяет повысить тяговое усилие по сцеплению с опорной поверхностью колесных движителей тягачей в начальный период буксировки самолетов и при движении по аэродромному покрытию с низким коэффициентом сцепления, уменьшить пробуксовку колес, буксировать тяжелые самолеты более легкими тягачами, уменьшить расход топлива.

Заявляемый способ буксировки осуществляется при помощи устройства, изображенного на фиг. 1, - вид сбоку; на фиг. 2 - принципиальная гидравлическая схема данного буксировочного устройства.

На фиг. 1 изображено устройство для буксировки самолетов, включающее следующие элементы: тягач 1, водило 2, вилкообразный захват 3, взаимодействующий с передней стойкой самолета 4, гидравлический силовой цилиндр 5.

На фиг. 2 изображена принципиальная гидравлическая схема устройства для буксировки самолетов, включающая следующие элементы: гидравлический бак 6, трехпозиционный электромагнитный клапан 7, гидравлический силовой цилиндр 5, манометры 8, 10, фильтры 11, обратный клапан 12, гидравлический насос 13.

Устройство для буксировки самолетов содержит тягач 1, на задней части рамы которого шарнирно закреплено водило 2, имеющее на конце вилкообразный захват 3, взаимодействующий с передней стойкой 4 шасси самолета. Снизу между вилкой захвата и упором на тягаче установлен гидравлический силовой цилиндр 5, имеющий привод от гидравлического насоса 13, который в свою очередь подает гидравлическую жидкость из бака 6 через фильтры 11, обратный клапан 12 к трехпозиционному электромагнитному клапану 7, с помощью которого осуществляется управление из кабины водителя цилиндром 5 при подъеме и опускании.

Устройство работает следующим образом.

Перед буксировкой тягач подъезжает к самолету и посредством захвата 3 подсоединяется к передней стойке 4 шасси. Затем приводится в движение гидравлический насос 13, подающий под высоким давлением, величина которого определяется по манометру 10, гидравлическую жидкость из бака 6 через фильтры 11 и обратный клапан 12 к трехпозиционному электромагнитному клапану 7, с помощью которого производится управление гидравлическим силовым цилиндром при подъеме и опускании водила. Регулировка догружающего усилия производится при помощи регулятора давления 9, выполняющего также функцию предохранительного клапана. Контроль за величиной догружающего усилия осуществляется по манометру 8. Тем самым достигается догрузка ведущих колес тягача, позволяющая повысить силу тяги тягача по сцеплению и уменьшить пробуксовку его колес, что особенно необходимо в осенне-зимний период при буксировке по влажной и заснеженной поверхности.

Изготовление устройства, позволяющего производить буксировку самолетов данным способом, производится из узлов и агрегатов, серийно выпускаемых промышленностью. Так, шарниры с крестовиной Гука могут быть использованы от карданных валов грузовых автомобилей, в качестве водила используется передняя съемная часть от стандартного унифицированного водила, силовой цилиндр - серийно выпускаемый с диаметром поршня от 100 мм и выше, и рабочим давлением 100 - 150 кГ/см2. Сборка осуществляется при помощи электродуговой сварки.

Источники информации
1. Патент ФРГ, N 1481899, М.кл. 5 B 64 F 1/22, опубл. 1973.

2. Страхов Л.Н. Справочное пособие по средствам аэродромно-технического обеспечения полетов. М.: Воениздат, 1973 г.

3. А. С. СССР N 1711665, М.кл. 5 B 64 F 1/22 от 10.02.88 г., опубл. 07.02.1992 г., Бюл. N 5.

Похожие патенты RU2172707C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2000
  • Великанов А.В.
  • Иванищев П.И.
  • Марченков Л.Л.
RU2191144C2
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
RU2289532C1
СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2000
  • Никулин П.И.
  • Иванищев П.И.
  • Великанов А.В.
RU2194652C2
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Чирков Денис Сергеевич
RU2294863C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 1998
  • Борисенков В.А.
  • Терехов А.А.
  • Великанов А.В.
RU2139227C1
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ 2004
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Заворыкин Александр Юрьевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
  • Андреев Евгений Игоревич
  • Иванищев Павел Иванович
RU2281887C2
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2014
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Мачехин Роман Аскольдович
  • Гусев Юрий Владимирович
  • Саяпин Игорь Владимирович
  • Дубец Сергей Валерьевич
RU2590771C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2012
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Гребенкин Иван Иванович
  • Летуновский Константин Петрович
RU2511236C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2006
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
  • Гуков Кирилл Петрович
  • Носов Евгений Викторович
RU2316454C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 172 707 C2

Реферат патента 2001 года СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ

Изобретение относится к наземному обслуживанию самолетов. Технический результат, достигаемый предложенным способом буксировки, выражается в повышении тягового усилия по сцеплению колесных движителей тягачей буксировщиков самолетов, уменьшении пробуксовки колес, в возможности буксировки тяжелых самолетов более легкими тягачами, уменьшение расхода топлива. Предложен способ буксировки самолетов с использованием тягача, оборудованного включающей в себя гидравлический силовой цилиндр гидравлической системой для догрузки ведущих колес тягача массой самолета, приходящейся на его переднюю стойку. На задней части рамы тягача шарнирно закреплено водило, имеющее на конце вилкообразный захват, снизу между вилкой захвата и упором на тягаче установлен указанный гидравлический силовой цилиндр, имеющий привод от гидравлического насоса. Перед буксировкой самолета посредством вилкообразного захвата производят захват передней стойки самолета, затем приводят в движение гидравлический насос и управляют гидравлическим силовым цилиндром при подъеме и опускании водила, а регулируют догружающее усилие ведущих колес тягача частичной массой самолета, приходящейся на его переднюю стойку, лишь в начальный период движения при помощи регулятора давления, выполняющего функцию предохранительного клапана. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 172 707 C2

Способ буксировки самолетов с использованием тягача, оборудованного включающей в себя гидравлический силовой цилиндр гидравлической системой для догрузки ведущих колес тягача массой самолета, приходящейся на его переднюю стойку, отличающийся тем, что на задней части рамы тягача шарнирно закреплено водило, имеющее на конце вилкообразный захват, снизу между вилкой захвата и упором на тягаче установлен указанный гидравлический силовой цилиндр, имеющий привод от гидравлического насоса, при этом перед буксировкой самолета посредством вилкообразного захвата производят захват передней стойки самолета, затем приводят в движение гидравлический насос и управляют гидравлическим силовым цилиндром при подъеме и опускании водила, а регулируют догружающее усилие ведущих колес тягача частичной массой самолета, приходящейся на его переднюю стойку, лишь в начальный период движения при помощи регулятора давления, выполняющего функцию предохранительного клапана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172707C2

Устройство для транспортировки и маневрирования самолета 1988
  • Юрген Полльнер
  • Грегор Труммер
  • Петер Мельцер
SU1711665A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 1998
  • Борисенков В.А.
  • Терехов А.А.
  • Великанов А.В.
RU2139227C1
Автоматический увеличитель сцепного веса тягача 1985
  • Охотников Борис Лазаревич
  • Пак Борис Константинович
SU1299889A1
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ САМОЛЕТОВ ПО АЭРОДРОМУ 0
SU339462A1
Двухзвенное транспортное средство 1986
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1384459A1

RU 2 172 707 C2

Авторы

Никулин П.И.

Терехов А.А.

Великанов А.В.

Даты

2001-08-27Публикация

1999-05-11Подача