Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов.
Известен способ транспортировки воздушных судов при помощи устройства, содержащего тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующими с задними стойками шасси [1]. При этом водило смонтировано в передней части тягача и выполнено в виде упора амортизатора, а тягач снабжен механизмами регулирования длины тяг и фиксации их в рабочем положении.
Рассмотренный выше способ недостаточно эффективен при буксировке воздушных судов из-за низких тяговых качеств тягача по сцеплению его колесных движителей с опорной поверхностью, что определяется нагрузкой, приходящейся на ведущие колеса.
Известен другой способ буксировки, обеспечиваемый устройством, содержащим тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующими с задними стойками шасси [2].
Однако этот способ недостаточно эффективен из-за длительности процесса переналадки его в зависимости от типа буксируемого воздушного судна и из-за низких тяговых качеств по сцеплению колесных движителей тягача с опорной поверхностью.
Наиболее близким к заявляемому способу является способ транспортировки воздушных судов при помощи тягача, на раме которого установлена грузовая платформа с откидной рампой, механизмом подъема рампы в виде силового цилиндра с рычагом, соединенным с рампой, и механизмом фиксации носовых колес шасси воздушного судна на грузовой платформе в виде прижимных рычагов с приводом от силового гидроцилиндра [3].
Рассмотренный выше способ обеспечивается устройством, имеющим довольно сложную конструкцию, большие габариты и вес. В процессе буксировки тяговое усилие воспринимается только передней стойкой воздушного судна, что также является существенным недостатком, поскольку главные шасси воздушного судна, предназначенные для восприятия основных нагрузок, остаются незагруженными.
Техническим результатом, достигаемым предлагаемым способом, является повышение тяговых качеств по сцеплению с опорной поверхностью колесных движителей тягачей воздушных судов, а также возможность транспортирования разнотипных воздушных судов без переналадки оборудования и воздушных судов с поврежденными передними или задними шасси, обеспечивая равномерное и регулируемое распределение вертикальной нагрузки на мосты тягача.
Предлагаемый способ транспортирования воздушного судна позволяет тягачу, имеющему вращающуюся в горизонтальной плоскости грузовую платформу, совершать маневры, а закрепленная на платформе пневмоподушка седловидной формы обеспечивает центрирование тягача относительно продольной оси воздушного судна, телескопическое направляющее устройство с находящимися внутри него гидроцилиндрами позволяет производить регулируемую догрузку колес тягача. Расположение силовых гидроцилиндров на раме тягача подобрано таким образом, что оно обеспечивает равномерное распределение вертикальной нагрузки по ведущим мостам тягача.
Данный способ позволяет повысить тяговое усилие по сцеплению с опорной поверхностью колесных движителей тягачей воздушных судов, уменьшить пробуксовку колес, буксировать тяжелые воздушные суда, в том числе и с поврежденными передними или задними шасси, легкими тягачами, обеспечивая равномерное распределение вертикальной нагрузки на ведущие мосты тягача.
Общими признаками прототипа и заявляемого способа являются использование тягача, оборудованного грузовой платформой и силовыми цилиндрами, позволяющими производить догрузку ведущих колес тягача.
Отличительными признаками являются оборудование тягача поворотной в горизонтальной плоскости грузовой платформой с телескопическим направляющим устройством, обеспечивающей необходимую маневренность, наличие пневмоподушки седловидной формы, позволяющей фиксировать фюзеляж воздушного судна от поперечных перемещений, гидравлической системы тягача, установленной внутри телескопической направляющей, позволяющей производить регулируемую догрузку его ведущих колес, а также равномерное распределение нагрузки на ведущие мосты тягача.
Заявляемый способ транспортирования осуществляется при помощи устройства, изображенного на фиг.1 - вид сбоку; на фиг.2 - вид спереди, на фиг.3 - принципиальная гидравлическая схема данного устройства.
На фиг.1, 2 изображено устройство транспортирования воздушных судов, которое включает в себя следующие элементы; тягач 1, телескопическую направляющую 2, вращающуюся платформу 3, гидроцилиндры 4, пневмоподушку 5, фюзеляж самолета 6.
На фиг.3 изображена принципиальная гидравлическая схема устройства для транспортирования, включающая следующие элементы: гидравлические силовые цилиндры 4, трехпозиционный электромагнитный клапан 7, манометры 8, 10, регулятор давления 9, фильтры 11, обратный клапан 12, гидравлический насос 13, гидравлический бак 14.
Способ транспортирования воздушных судов обеспечивается устройством, содержащим тягач 1, на раме которого закреплена телескопическая направляющая 2, имеющая на конце вращающуюся платформу 3 с пневмоподушкой 5. Внутри телескопической направляющей находятся гидроцилиндры 4, имеющие привод от гидравлического насоса 13, который в свою очередь подает гидравлическую жидкость из бака 14 через фильтры 11, обратный клапан 12 к трехпозиционному электромагнитному клапану 7, с помощью которого осуществляется управление из кабины водителя цилиндром 5 при подъеме и опускании грузовой платформы.
Транспортирование воздушного судна по заявляемому способу осуществляется следующим образом. Перед транспортировкой тягач подъезжает к воздушному судну и занимает положение под фюзеляжем. Затем приводится в движение гидравлический насос 13, подающий под высоким давлением, величина которого определяется по манометру 10, гидравлическую жидкость из бака 14 через фильтры 11 и обратный клапан 12 к трехпозиционному электромагнитному клапану 7, с помощью которого производится управление гидравлическими силовыми цилиндрами 4 при подъеме и опускании платформы. Регулировка догружающего усилия производится при помощи регулятора давления 9, выполняющего также функцию предохранительного клапана. Контроль за величиной догружающего усилия осуществляется по манометру 8. Тем самым достигается догрузка ведущих колес тягача, позволяющая повысить силу тяги тягача по сцеплению и уменьшить пробуксовку колес, что особенно необходимо в осеннее-зимний период при буксировке по влажной и заснеженной поверхности.
Передача тягового усилия от тягача к воздушному судну осуществляется за счет силы трения между пневматической подушкой и фюзеляжем воздушного судна (при изготовлении пневматической подушки из армированной резины коэффициент трения ϕ≈0,83 [4]).
Для реализации способа транспортировки воздушных судов используются узлы и агрегаты, серийно выпускаемые промышленностью.
Источники информации
1. SU 1003491 A1, B 64 F 1/22,07.01.84.
2. DE 1481899 А1, В 64 F 1/22, 1973.
3. SU 1711665 А1, В 64 F 1/22,07.02.92.
4. Кошкин Н.И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике. - М.: Наука, 1976 г., 256 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2000 |
|
RU2191144C2 |
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА | 2005 |
|
RU2289532C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ | 2011 |
|
RU2487061C1 |
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ | 2004 |
|
RU2281887C2 |
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2002 |
|
RU2307771C2 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ | 2011 |
|
RU2487062C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2016 |
|
RU2654240C2 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ | 1999 |
|
RU2172707C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ | 1998 |
|
RU2139227C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 2001 |
|
RU2302980C2 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов. В способе транспортирования воздушных судов, при котором используется тягач, на раме которого устанавливаются грузовая платформа и механизм подъема в виде силовых цилиндров, грузовая платформа тягача с телескопической направляющей выполнена вращающейся в горизонтальной плоскости и установлена в зоне опорного периметра тягача, что позволяет производить равномерную и регулируемую догрузку ведущих колес тягача для создания максимальной силы тяги по сцеплению колес с опорной поверхностью. Платформа оснащена пневматической подушкой седловидной формы, обеспечивающей центрирование тягача относительно продольной оси воздушного судна. Силовые цилиндры, установленные внутри телескопической направляющей в зависимости от расположения тягача под фюзеляжем воздушного судна, обеспечивают возможность его транспортирования с поврежденными передними и задними стойками шасси. Технический результат - повышение тяговых качеств по сцеплению с опорной поверхностью колесных движителей тягачей воздушных судов и возможность транспортирования разнотипных воздушных судов без переналадки оборудования и воздушных судов с поврежденными передними или задними шасси, обеспечивая равномерное и регулируемое распределение вертикальной нагрузки на мосты тягача. 3 ил.
Способ транспортирования воздушных судов с использованием тягача, на раме которого устанавливаются грузовая платформа и механизм подъема в виде силовых цилиндров, отличающийся тем, что грузовая платформа с телескопической направляющей выполнена вращающейся в горизонтальной плоскости и установлена в зоне опорного периметра тягача, что позволяет производить равномерную и регулируемую догрузку ведущих колес тягача для создания максимальной силы тяги по сцеплению колес с опорной поверхностью, платформа оснащена пневматической подушкой седловидной формы, обеспечивающей центрирование тягача относительно продольной оси воздушного судна, а силовые цилиндры, установленные внутри телескопической направляющей в зависимости от расположения тягача под фюзеляжем воздушного судна, обеспечивают возможность его транспортирования с поврежденными передними и задними стойками шасси.
Устройство для транспортировки и маневрирования самолета | 1988 |
|
SU1711665A3 |
СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ | 2000 |
|
RU2194652C2 |
Глушитель | 1987 |
|
SU1453060A1 |
US 4955777 A, 11.09.1990. |
Авторы
Даты
2007-03-10—Публикация
2005-04-25—Подача