ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА Российский патент 2006 года по МПК B64F1/22 

Описание патента на изобретение RU2289532C1

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки.

Известно устройство для транспортировки и маневрирования самолета, содержащее транспортное средство, на раме которого установлена грузовая платформа с откидной рампой, механизмом подъема рампы в виде силового цилиндра с рычагом, соединенным с рампой, и механизмами фиксации носовых колес шасси самолета на грузовой платформе в виде прижимных рычагов с приводом от силового цилиндра [1].

Рассмотренное выше устройство имеет довольно сложную конструкцию, большие габариты и вес в связи с тем, что вес самолета, приходящийся на переднюю стойку, полностью воспринимается тягачом, что влечет за собой усложнение конструкции, повышение материальных затрат на его изготовление и эксплуатацию.

Известно также устройство для буксировки, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующими с задними стойками шасси [2].

Однако это устройство недостаточно эффективно в работе из-за длительности процесса переналадки его в зависимости от типа буксируемого самолета и из-за низких тяговых качеств по сцеплению колесных движителей тягача с опорной поверхностью, что определяется вертикальной нагрузкой, приходящейся на ведущие колеса.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство для буксировки самолета, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси. При этом водило смонтировано в задней части тягача и позволяет производить регулируемую догрузку его задних колес при транспортировке самолета [3].

Однако это устройство недостаточно эффективно при буксировке самолета из-за низких тяговых качеств тягача по величине крутящего момента, подводимого к его ведущим колесам. Оно предполагает буксировку самолета только за счет мощности двигателя тягача и не позволяет использовать аккумулированную энергию силы инерции для увеличения крутящего момента на колесах тягача.

Техническим результатом, достигаемым предлагаемым устройством, является повышение тяговых качеств тягача за счет увеличения крутящего момента, подводимого к его ведущим колесам, а также повышение плавности хода (амортизация) при трогании с места и торможении.

Предлагаемое устройство для буксировки самолета содержит тягач, водило, изготовленное в виде гидроцилиндра, выполняющего также функцию амортизатора, соединенное с корпусом тягача и несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, гидравлическую систему тягача с гидроаккумулятором, позволяющую производить регулируемую догрузку ведущих колес буксировщика и увеличение крутящего момента за счет преобразования аккумулированной энергии.

Общим признаком прототипа и заявляемого устройства является тягач с шарнирно закрепленным на нем водилом, несущим на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, при этом водило закреплено в задней части тягача.

Отличительными признаками являются использование водила, выполненного в виде гидроцилиндра - амортизатора и наличие гидравлической системы тягача с гидродвигателем и гидроаккумулятором, позволяющей аккумулировать энергию силы инерции и преобразовывать ее в крутящий момент, подводимый к колесам буксировщика.

Заявляемое устройство для буксировки самолетов, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, отличается тем, что водило выполнено в виде силового гидроцилиндра-амортизатора, связанного с гидросистемой тягача, с гидродвигателем и гидроаккумулятором. Если силы тяги, развиваемой тягачом, окажется недостаточно для начала движения, то при полном нажатии водителя на педаль управления подачей топлива сработает электроклапан 7 и подаст жидкость к гидродвигателю 8, который передаст крутящий момент через элементы трансмиссии к ведущим колесам тягача, тем самым значительно увеличивая их тяговые возможности.

Данное устройство позволяет увеличить крутящий момент, подводимый к ведущим колесам тягача, повышая тем самым тяговое усилие; буксировать тяжелые самолеты тягачами с экономичными маломощными двигателями; повысить плавность трогания и торможения. Водило, выполненное в виде силового гидроцилиндра-амортизатора, обеспечивает возможность накапливать энергию тяговых колебаний для дальнейшего трансформирования ее в крутящий момент, подводимый к колесам.

Заявляемое устройство изображено на Фиг.1 - вид сбоку; на Фиг.2 - принципиальная гидравлическая схема данного буксировочного устройства; на Фиг.3 представлена блок-схема силовой установки.

На Фиг.1 изображено устройство для буксировки самолетов, включающее следующие элементы: тягач 1, водило, выполненное в виде гидроцилиндра-амортизатора 2, вилкообразный захват 3, взаимодействующий с передней стойкой самолета 4, гидравлический силовой цилиндр 5.

На Фиг.2 изображена принципиальная гидравлическая схема устройства для буксировки самолетов, включающая следующие элементы: гидравлический бак 11, трехпозиционный электромагнитный клапан 10, гидравлический силовой цилиндр 5, 2, манометры 9, 17, элелектродатчик автоматического догрузки ведущих колес 18, фильтры 6, перепускной клапан 13, золотниковое устройство 14, обратные клапаны 15, гидравлический насос 12, гидроаккумулятор 16, гидродвигатель 8, электромагнитный клапан 7.

На фиг.3 изображена блок-схема силовой установки где: двигатель - 19, коробка перемены передач - 20, передний мост - 21, раздаточная коробка - 22, задний мост - 23, гидроаккумулятор - 16, гидродвигатель - 8.

Энергосберегающее устройство для буксировки самолетов содержит тягач 1, на задней части рамы которого шарнирно закреплено водило, выполненное в виде гидроцилиндра 2, имеющее на конце вилкообразный захват 3, взаимодействующий с передней стойкой 4 шасси самолета.

Снизу между водилом, выполненным в виде гидроцилиндра, и упором на тягаче установлен гидравлический силовой цилиндр 5, имеющий привод от гидроаккумулятора, который в свою очередь запитывается гидравлической жидкостью из бака 11 через фильтры 6, система зарядки гидроаккумулятора 16, состоящая из гидронасоса 12 и гидроцилиндра 2, через обратные клапаны 15 к трехпозиционному электромагнитному клапану 10, с помощью которого осуществляется автоматизированное управление из кабины водителя цилиндром 5 при подъеме и опускании. Контроль и автоматизацию догрузки осуществляет манометр 9 и элелектродатчик автоматического догрузки ведущих колес 18. При трогании с места или торможении, а так же при колебаниях самолет воздействует на гидроцилиндр 2 и выдавливает жидкость в гидроаккумулятор 16.

Устройство работает следующим образом. Перед буксировкой тягач подъезжает к самолету и посредством захвата 3 подсоединяется к передней стойке 4 шасси. Затем происходит подача догружающего давления в гидроцилиндр 5. Тем самым достигается догрузка ведущих колес тягача, позволяющая повысить силу тяги тягача по сцеплению и уменьшить пробуксовку колес, что особенно необходимо в осенне-зимний период при буксировке по влажной и заснеженной поверхности. Происходит движение тягача и при максимальной подаче топлива в двигатель автоматически срабатывает электромагнитный клапан 7, который включает подачу жидкости на гидродвигатель, связанный с трансмиссией, увеличивая тем самым тяговые свойства тягача. Контроль за величиной догружающего усилия осуществляется автоматически или по манометру 9. После начала движения под действием силы сопротивления качению самолета из гидроцилиндра 2 жидкость из под штоковой полости выдавливается в гидроаккумулятор. При торможении тягача к трансмиссии включается гидронасос, так же накапливающий энергию торможения в гидроаккумулятор.

Изготовление устройства для буксировки самолетов производится из узлов и агрегатов, серийно выпускаемых промышленностью. Так шарниры с крестовиной Гука используются от карданных валов грузовых автомобилей, в качестве захватного устройства используется передняя съемная часть от стандартного унифицированного водила, силовой цилиндр - серийно выпускаемый с диаметром поршня от 100 мм и выше и рабочим давлением 100-150 кГ/см2. Сборка осуществляется при помощи электродуговой сварки.

Источники информации

1. А.С. СССР №1711665, М.кл. 5. В 64 F 1/22 от 10.02.88 г., опубл. 07.02.1992 г. Бюл. №5.

2. Патент ФРГ, №1481899, М.кл. 5 В 64 F 1/22, опубл. 1973.

3. Патент №2139227, М.кл. 6 В 64 F 1/22 от 24.08.98 г., опубл. 10.10.99, Бюл. №28.

Похожие патенты RU2289532C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ ТЯГАЧОМ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УВЕЛИЧИТЕЛЕМ СЦЕПНОГО ВЕСА 2007
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
RU2335436C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2002
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Бердичевский Олег Алексеевич
RU2271316C2
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ 2004
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Заворыкин Александр Юрьевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
  • Андреев Евгений Игоревич
  • Иванищев Павел Иванович
RU2281887C2
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Чермошенцев Александр Николаевич
  • Чернышов Игорь Владимирович
RU2299159C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2014
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Мачехин Роман Аскольдович
  • Гусев Юрий Владимирович
  • Саяпин Игорь Владимирович
  • Дубец Сергей Валерьевич
RU2590771C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Карпов Леонид Витальевич
  • Медведков Станислав Юрьевич
RU2302979C2
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2012
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Гребенкин Иван Иванович
  • Летуновский Константин Петрович
RU2511236C2
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Чирков Денис Сергеевич
RU2294863C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Абрамов Роман Евгеньевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
RU2302980C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 289 532 C1

Реферат патента 2006 года ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки. Энергосберегающее устройство буксировщика содержит тягач с шарнирно закрепленным на нем водилом, несущим на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета. Водило закреплено в задней части тягача, снабжено гидравлическим силовым цилиндром, размещенным между упорами на раме тягача и водилом. Водило выполнено в виде силового гидроцилиндра-амортизатора. Тягач оснащен гидравлической системой с гидроаккумулятором, при этом гидродвигатель и гидронасос подключены к трансмиссии. Данное устройство позволяет увеличить крутящий момент, подводимый к ведущим колесам тягача, буксировать тяжелые самолеты тягачами с экономичными маломощными двигателями, повысить плавность трогания и торможения. Технический результат - повышение тяговых качеств тягача за счет увеличения крутящего момента, подводимого к его ведущим колесам, а также повышение плавности хода (амортизация) при трогании с места и торможении. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 289 532 C1

Энергосберегающее устройство буксировщика, содержащее тягач с шарнирно закрепленным на нем водилом, несущим на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, при этом водило закреплено в задней части тягача, снабжено гидравлическим силовым цилиндром, размещенным между упорами на раме тягача и водилом, отличающееся тем, что водило выполнено в виде силового гидроцилиндра-амортизатора и тягач оснащен гидравлической системой с гидроаккумулятором, при этом гидродвигатель и гидронасос подключены к трансмиссии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2289532C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 1998
  • Борисенков В.А.
  • Терехов А.А.
  • Великанов А.В.
RU2139227C1
СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2000
  • Никулин П.И.
  • Иванищев П.И.
  • Великанов А.В.
RU2194652C2
Глушитель 1987
  • Лукьянов Владлен Пантелеймонович
  • Седов Александр Николаевич
SU1453060A1
US 4955777 А, 11.09.1990
Способ термического осушения связного грунта 1977
  • Абрамов Сергей Козьмич
  • Воронцов Виталий Иванович
  • Забейда Михаил Андреевич
  • Луговой Виктор Петрович
SU649787A1

RU 2 289 532 C1

Авторы

Великанов Алексей Викторович

Великанов Александр Викторович

Нилов Владимир Александрович

Пожидаев Сергей Евгеньевич

Даты

2006-12-20Публикация

2005-04-12Подача