КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2006 года по МПК F02K9/34 

Описание патента на изобретение RU2282045C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к корпусам ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), изготовляемым из композиционных материалов, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других отраслях промышленности.

Из патентной литературы широко известны конструкции цельномотанных пластиковых корпусов РДТТ из композиционных материалов, содержащих пластиковую оболочку и установленные в полюсных отверстиях металлические фланцы (см., например, а.с. СССР № SU 1089344. К недостаткам данного корпуса относится повышенный уровень напряженно-деформированного состояния (НДС) армирующих слоев на краю полюсного отверстия, что снижает несущую способность корпуса. Разрушение корпусов в значительном количестве случаев происходит по пластиковой оболочке в зонах полюсных отверстий. Поэтому при расчетах оболочки этот эффект учитывается введением в расчетные формулы коэффициента концентрации напряжений, составляющего величину 1,1-1,2. Для компенсации снижения несущей способности оболочки наматываются дополнительные спиральные слои пластика, что приводит к увеличению толщины пластика на 15-20% по всей поверхности днища и соответствующему увеличению массы корпуса.

Основной причиной снижения несущей способности корпуса является смещение пластика вдоль образующей хвостовика металлического фланца за счет увеличения радиуса полюсного отверстия с одновременным поворотом сечения хвостовика фланца при нагружении давлением, что приводит к увеличению растягивающих нагрузок в армирующих нитях на краю полюсного отверстия.

Кроме того, в кольцевой зоне вблизи полюсного отверстия количество армирующих нитей зависит от радиуса. На краю полюсного отверстия толщина армирующего материала минимальна (теоретически - нулевая). Поэтому вблизи полюсного отверстия имеет место «рыхлая» структура пластика, которая в основном состоит из связующего. Это приводит к дополнительному снижению несущей способности корпуса - растрескиванию связующего с повреждением армирующих нитей на краю полюсного отверстия.

Для достижения прочности в зоне полярного отверстия на уровне остальной части днища без существенного увеличения массы корпуса необходимо введение местных усилений.

Известны технические решения по введению локальных кольцевых усилений на днище. В книге «Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе» (под общ. ред. чл.-корр. Российской академии наук, д-ра техн. наук, проф. Л.Н.Лаврова. - М.: «Машиностроение», 1993, с.67-70) приведены примеры усилений с помощью салфеток из ткани. В патенте США 3280567 (октябрь 1966), принятом за прототип, предложены усиления, выполненные из кольцевых нитей армирующего материала.

Для достижения необходимой эффективности при использовании в качестве усилений тканевых салфеток требуется значительно увеличивать количество слоев ткани, так как их жесткостные характеристики существенно ниже характеристик спиральных слоев и различны в направлениях основы и утка. Кроме того, укладка кольцевых тканевых салфеток на выпуклую поверхность днища без образования складок не всегда возможна. В этом случае салфетки должны выполняться разрезными, состоящими из отдельных секторов. При этом для придания салфеткам окружной жесткости необходимо перекрытие секторами друг друга в зонах стыка, что приводит к дополнительному увеличению толщины.

Усиления из кольцевых нитей армирующего материала (патент США 3280567) состоят из двух секторов, каждый из которых перекрывает локальную кольцевую зону днища с углом 180°. Для обеспечения совместности работы в зонах стыковки необходим нахлест секторов друг на друга, что также приводит к увеличению толщин и неравномерности распределения жесткостных характеристик. Однако усиления, состоящие только из одних кольцевых нитей, уменьшают кольцевые, но практически не снижают меридиональные деформации. Такая схема армирования не является оптимальной (см. с.15, 62 книги авторов Елпатьевского А.Н., Васильева В.В. «Прочность цилиндрических оболочек из армированных материалов», - М: Машиностроение, 1972) и приводит к появлению сдвиговых деформаций между нитями в спиральных слоях днища.

Технической задачей является снижение массы корпуса РДТТ путем введения на днище локальных кольцевых усилений из высокопрочных нитей, которые уменьшают деформации как в кольцевом, так и в меридиональном направлениях равномерно по всей зоне усиления.

Технический результат достигается тем, что в корпусе РДТТ, содержащем цельномотанную силовую оболочку из композиционного материала с вмотанными металлическими фланцами, в зонах днищ которого между основными спиральными слоями расположены кольцевые усиления, последние образованы двумя краевыми нитями, расположенными по спиралям, которые непрерывно охвачены нитями перекрестного армирования. При этом краевая нить, расположенная на большем радиусе, может быть дискретно скреплена с остальными слоями днища арматурой, например скобками, внедренной в слои днища заподлицо с наружной поверхностью внутреннего по отношению к усилению слоя.

На фиг.1 показано сечение днища в зоне полярного отверстия с металлическим фланцем.

На фиг.2 показан один из нескольких аналогичных витков, из которых состоит усиление.

На фиг.3 приведена схема армирования (вид А на фиг.2).

На фиг.1 показано сечение днища в зоне полярного отверстия с металлическим фланцем 1. Между спиральными слоями 2 расположены усиления 3. На фиг.2 показан один из нескольких аналогичных витков, из которых состоит усиление, а на фиг.3 приведена схема армирования. Краевые нити: внутренняя 4 и внешняя 5 расположены по спиралям с малым шагом, что практически позволяет рассматривать их как кольцевые. Охватывающие их нити перекрестного армирования 6 практически являются локальными спиральными слоями. Для надежности совместной работы усилений 3 с основными спиральными слоями 2 (фиг.1) краевая нить 5 (фиг.2), расположенная на большем радиусе, скреплена со спиральными слоями днища (на фиг.2 показано скрепление с помощью скобок 7). Поскольку каждая из нитей (краевых и перекрестных) состоит из одного неразрывного куска на всей поверхности усиления (зоны стыка в отличие от патента США 3280567 отсутствуют), то обеспечивается равномерность деформаций на всей зоне усиления. Наличие двух семейств нитей увеличивает жесткость пластика как в кольцевом, так и в меридиональном направлениях, что практически обеспечивает равенство деформаций в обоих направлениях, исключает появление сдвигов в зоне усиления при снижении растягивающих нагрузок в армирующих нитях спиральных слоев на краю полюсного отверстия. Усиления, выполненные из того же армирующего материала, что и спиральные слои, позволяют наиболее эффективно снизить деформации в зоне полюсного отверстия, создать кольцевую зону пониженного напряженно-деформированного состояния, компенсирующую концентрацию напряжений. Расположение усилений между основными спиральными слоями обеспечивает совместность и равномерность распределения деформаций по всей толщине пакета.

Таким образом, использование изобретения позволит снизить массу корпуса РДТТ и повысить надежность его работы.

Похожие патенты RU2282045C1

название год авторы номер документа
БАЛЛОН ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2014
  • Куртеев Владимир Аркадьевич
  • Кузьмин Александр Николаевич
RU2570263C1
БАЛЛОН ДАВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2004
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Каримов Владислав Закирович
  • Нельзин Юрий Борисович
RU2269044C1
КОРПУС РДТТ 2003
  • Соколовский М.И.
  • Саков Ю.Л.
  • Зыков Г.А.
  • Каримов В.З.
  • Нельзин Ю.Б.
  • Карманов Н.Н.
  • Огнев С.В.
  • Налобин М.А.
  • Вопилов С.А.
RU2244146C1
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ТИПА "КОКОН" 2000
  • Герасев В.И.
  • Калашников В.И.
  • Карманов В.П.
  • Ключников А.Н.
  • Колесников В.В.
  • Логвин И.И.
  • Мельников В.П.
  • Милехин Ю.М.
  • Немчак Ю.Н.
  • Сидоров В.В.
  • Яницкий А.К.
RU2174619C1
БАЛЛОН ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2014
  • Куртеев Владимир Аркадьевич
RU2570260C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Швыкин Юрий Сергеевич
  • Махонин Владимир Владимирович
  • Маликов Эрнес Никифорович
  • Коликов Владимир Анатольевич
  • Коренной Александр Владимирович
  • Гольнев Игорь Анатольевич
RU2274758C1
КОРПУС ТВЕРДОТОПЛИВНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2008
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Каримов Владислав Закирович
  • Нельзин Юрий Борисович
  • Карманов Николай Никандрович
  • Шайдурова Галина Ивановна
RU2372510C1
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ВНУТРЕННЕГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2001
  • Барынин В.А.
  • Майоров Б.Г.
  • Романов А.Ф.
  • Никитин О.Д.
  • Курочкин А.Н.
  • Сисаури В.И.
RU2205326C1
КОРПУС РДТТ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 1996
  • Майоров Б.Г.
  • Медведев А.А.
  • Романов А.Ф.
  • Алеев В.А.
  • Захаров В.А.
RU2108476C1
БАЛЛОН ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 2011
  • Лукьянец Сергей Владимирович
  • Мороз Николай Григорьевич
  • Лебедев Игорь Константинович
RU2482380C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 282 045 C1

Реферат патента 2006 года КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к корпусам ракетных двигателей твердого топлива, изготовляемым из композиционных материалов. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит цельномотанную силовую оболочку из композиционного материала с вмотанными металлическими фланцами. В зонах днищ корпуса между основными спиральными слоями расположены кольцевые усиления. Кольцевые усиления образованы двумя краевыми нитями, расположенными по спиралям, которые непрерывно охвачены нитями перекрестного армирования. Краевая нить, расположенная на большем радиусе, скреплена с остальными слоями днища. Изобретение позволяет снизить массу корпуса ракетного двигателя твердого топлива и при этом уменьшить деформации в кольцевом и меридиональном направлениях его днища, за счет введения локальных кольцевых усилений из высокопрочных нитей. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 282 045 C1

1. Корпус ракетного двигателя твердого топлива, содержащий цельномотанную силовую оболочку из композиционного материала с вмотанными металлическими фланцами, в зонах днищ которого между основными спиральными слоями расположены кольцевые усиления, отличающийся тем, что усиления образованы двумя краевыми нитями, расположенными по спиралям, которые непрерывно охвачены нитями перекрестного армирования, а краевая нить, расположенная на большем радиусе, скреплена с остальными слоями днища.2. Корпус ракетного двигателя твердого топлива по п.1, отличающийся тем, что краевая нить, расположенная на большем радиусе, дискретно скреплена со слоями днища арматурой (например, скобками), внедренной в слои днища заподлицо с наружной поверхностью внутреннего по отношению к усилению слоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2282045C1

US 3280567 А, 25.10.1966
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ТИПА "КОКОН" 2000
  • Герасев В.И.
  • Калашников В.И.
  • Карманов В.П.
  • Ключников А.Н.
  • Колесников В.В.
  • Логвин И.И.
  • Мельников В.П.
  • Милехин Ю.М.
  • Немчак Ю.Н.
  • Сидоров В.В.
  • Яницкий А.К.
RU2174619C1
US 2848133 А, 19.08.1958
US 4369894 А, 25.01.1983
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Махонин В.В.
  • Маликов Э.Н.
  • Морозов В.Д.
  • Соколов Г.Ф.
  • Шипунов А.Г.
RU2105181C1
US 4614279 A, 30.09.1986.

RU 2 282 045 C1

Авторы

Соколовский Михаил Иванович

Каримов Вячеслав Закирович

Нельзин Юрий Борисович

Карманов Николай Никандрович

Кузьмин Александр Николаевич

Степанов Василий Николаевич

Даты

2006-08-20Публикация

2005-01-11Подача