ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ШЕСТИОСНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА С БЕЗРЕОСТАТНЫМ ПУСКОМ Российский патент 2006 года по МПК B60L9/04 B60L15/08 

Описание патента на изобретение RU2283246C2

Изобретение относится к области электрооборудования электроподвижного состава постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями постоянного тока и импульсным (безреостатным) регулированием напряжения на якорях последних.

Известен тяговый привод шестиосного электровоза постоянного тока с коллекторными ТД последовательного возбуждения и безреостатным пуском, содержащим входной фильтровой дроссель, фильтровые конденсаторы, импульсные прерыватели (ИП) и токоограничивающие дроссели в цепях якорей ТД (См. в кн. Электровозостроение, Сб. научн. тр. ВЭЛНИИ, Новочеркасск, 2000, т.42, с.146).

Известен тяговый привод шестиосного электровоза постоянного тока с коллекторными ТД последовательного возбуждения и безреостатным пуском, содержащим входной фильтровой дроссель, фильтровые конденсаторы, импульсные прерыватели (ИП), линейные и групповые контакторы в цепях якорей ТД (См. в кн. Электровозостроение, Сб. научн. тр. ВЭЛНИИ, Новочеркасск, 2000, т.42, с 146),

К недостаткам при использовании известного привода относится то, что плавное регулирование напряжения на якорях ТД до выхода на естественную (экономическую) характеристику осуществляется на одной (параллельной) группировке, что не позволяет иметь экономичные тяговые характеристики на средних и низких скоростях движения.

Наиболее близким по технической сущности является тяговый привод, содержащий токоприемник, быстродействующий выключатель, входной фильтровой дроссель, фильтровые конденсаторы, импульсные прерыватели, коллекторные ТД последовательного возбуждения, линейные и групповые контакторы (См. в кн. Электровозостроение, Сб. научн. тр. ВЭЛНИИ, Новочеркасск, 2000, т.42, с. 147, рис.2), принятый за прототип.

К недостаткам при использовании известного привода, принятого за прототип, относится то, что в известном приводе для реализации экономичных тяговых характеристик используется переключение ТД в группы, содержащие шесть последовательно включенных ТД (сериесная группировка), три последовательно и две параллельные ветви (последовательно-параллельная группировка) и по две последовательно и три параллельные ветви ТД (параллельная группировка). При этом предварительно перед переключением ТД в группы силовая схема разбирается линейными контакторами, что приводит к снижению токов якорей ТД, а соответственно, и сил тяги до нуля, что снижает тяговые свойства электровоза.

Кроме того, не представляется возможным защитить импульсный прерыватель и ТД от аварийных токов (короткое замыкание) при электрическом пробое изоляции ТД, находящегося под наивысшим потенциалом по отношению к "земле" или "круговом огне" на одном из коллекторов вышеуказанных ТД.

Задача изобретения - повышение эффективности защиты при аварийных ситуациях, а также осуществление перегруппировок ТД при пусках без существенных потерь силы тяги.

Указанный технический результат при реализации изобретения достигается тем, что в известном тяговом приводе, содержащем токоприемник, быстродействующий выключатель, входной фильтровой дроссель, фильтровые конденсаторы, импульсные прерыватели, коллекторные ТД последовательного возбуждения, линейные и групповые контакторы в цепи якорей ТД после импульсных прерывателей, соединенных через линейные контакторы с фильтровым дросселем, включены дополнительные токоограничивающие дроссели, а выходы обмоток возбуждения второго, третьего, четвертого ТД подключены соответственно к точкам соединения дополнительных дросселей с якорями третьего, четвертого, пятого ТД с помощью дополнительных контакторов, силовые контакты которых шунтированы силовыми полупроводниковыми диодами, причем катоды последних подключены к вышеуказанным точкам.

Наличие дополнительных токоограничивающих дросселей, включенных после ИП позволяет при пробое на землю, например, плюсовой клеммы якоря первого ТД ограничить скорость нарастания тока к.з. и соответственно амплитуду тока, протекающего через ИП, а параллельно включенные цепи дополнительных контакторов и диодов позволяют в переходных позициях, при перегруппировке ТД, сохранить токи якорей на прежнем уровне, при этом силовые контакты дополнительных контакторов размыкаются на время перехода.

На фиг.1 представлена принципиальная электрическая схема привода шестиосного электровоза постоянного тока.

На фиг.2 приведена таблица замыкания силовых контактов контакторов.

Тяговый привод шестиосного электровоза постоянного тока с безреостатным пуском содержит токоприемник, быстродействующий выключатель, якоря ТД которых 1, 2, 3, 4, 5, 6 соединены последовательно с обмотками возбуждения 7, 8, 9, 10, 11, 12 соответственно, а цепь тока якорей при последовательной (С) группировке ТД проходит от токоприемника 13, быстродействующий выключатель 14, фильтровой дроссель 15, линейный контактор 16, импульсный прерыватель 17, дополнительный токоограничивающий дроссель 18, якори 1, 2 и обмотки возбуждения 7, 8, контактор 19, якорь 3, обмотка возбуждения 9, дополнительный контактор 20, якорь 4, обмотка возбуждения 10, дополнительный контактор 21, якори 5 и 6, обмотки возбуждения 11, 12, импульсный прерыватель 22, "земляная" клемма привода. Контакторы 23 и 24 служат для закорачивания импульсных прерывателей 17, 22 входного фильтрового дросселя 15, а также дополнительного токоограничивающего дросселя 18 после перехода на естественную характеристику, при этом снижаются потери энергии, т.к. из силовой цепи выводится входной фильтровой дроссель 15, дополнительный токоограничивающий дроссель 18 и импульсные прерыватели 17 и 22. Диоды 46-53 создают контуры разрядки якорных цепей ТД при паузе ИП, а конденсаторы 54-61 делят входное напряжение пополам.

Для перевода на последовательно-параллельное (СП) соединение ТД вначале на переходной позиции выключают контакторы 23, 24 и дополнительный контактор 20, при этом ток якорной цепи не прерывается, т.к. диод 25 вместо дополнительного контактора 20 продолжает пропускать ток. На следующей переходной позиции включаются контакторы 26, 27 и вступают в работу импульсные прерыватели 17, 28, 29 и 22, увеличивая напряжение на группах якорей 1, 2, 3 и 4, 5, 6. При достижении максимальной скважности импульсные прерыватели 17, 22, 28, 29 закорачивают соответствующими контакторами 23, 24, 30, 31, при этом реализуется СП группировка ТД, состоящая из двух параллельных ветвей, а именно: токоприемник 13, быстродействующий выключатель 14, фильтровый дроссель 15, линейный контактор 16, импульсный прерыватель 17, дополнительный токоограничивающий дроссель 18, якори 1, 2 ТД обмотки возбуждения 7, 8, дополнительный контактор 19, якорь 3, обмотка возбуждения 9 ТД, импульсный прерыватель 28, линейный контактор 26, "земляная" клемма привода и 2-я ветвь - линейный контактор 27, импульсный прерыватель 29, токоограничивающий дроссель 63, якорь 4, обмотка возбуждения 10 ТД, дополнительный контактор 21, якори 5, 6, обмотки возбуждения 11, 12 ТД, импульсный прерыватель 22 и "земляная" клемма привода.

По аналогии для перехода на параллельную (П) группировку ТД размыкают контакторы 23, 24, 30, 31 (см. фиг.2), а также контакторы 19, 21, при этом токи якорей остаются неизменными, т.к. они не прерываются, благодаря наличию диодов 32, 33, шунтирующих силовые контакты контакторов 19, 21. Завершается процесс перехода на П-группировку ТД включением контакторов 34, 35, 36, 37 и размыканием контакторов 26, 27. Таким образом, создается группировка, состоящая из трех параллельных ветвей ТД 1-2, 3-4, 5-6, а именно: токоприемник 13, быстродействующий выключатель 14, фильтровый дроссель 15, линейные контакторы 16, 35, 37, импульсные прерыватели 17, 39, 41, дополнительные токоограничивающие дроссели 18, 62, 64, якоря ТД 1, 2-3, 4-5, 6, обмотки возбуждения ТД 7, 8-9, 10-11, 12, импульсные прерыватели 38, 40, 22, линейные контакторы 34, 36, "земляная" клемма привода. При этом напряжение на якорях этих ТД регулируется парами ИП 17, 38, 39, 48, 41, 22, соответственно.

При достижении максимальной скважности ИП, последние шунтируются соответствующими контакторами: 23, 42, 43, 44, 45, 24.

Работа схемы реализуется согласно диаграммы включения контакторов, приведенных на фиг.2, из которой виден процесс выбора группировок привода как при прямом переходе из "С" соединения в "СП" и далее в "П" соединение, так и при обратном переходе из "П" соединения ТД в "СП" и далее в "С" соединение.

Как видно из фиг.1, преимущество изобретения состоит в том, что при пробое изоляции на "землю" в точке соединения якоря ТД 1 и дополнительного дросселя 18 все ТД переходят в генераторный режим, а токи якорей в контуре, замыкаемом через корпус электровоза, изменяют направление на противоположное и размагничивают главные полюсы ТД, и таким образом, ограничивают ток к.з. и далее снижают его до нуля. В то же время, скорость нарастания тока цепи ИП 17 снижается за счет индуктивного сопротивления дополнительного токоограничивающего дросселя 18, что позволяет снизить требование к быстродействию защитного выключателя 14 и устройства, блокирующего работу ИП 17. Кроме того, как показывает анализ, благодаря наличию в схеме диодов 25, 32, 33 и дополнительных контакторов 19, 20, 21 при переходе из одной группировки ТД в другую, токи якорей не прерываются, что позволяет на 8-10% поднять среднюю силу тяги по сравнению с прототипом.

Похожие патенты RU2283246C2

название год авторы номер документа
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ 2008
  • Солтус Константин Павлович
  • Усвицкий Сергей Александрович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2351483C1
ПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ И СМЕШАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2010
  • Солтус Константин Павлович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2444448C1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2016
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Баранов Валерий Александрович
  • Викулов Илья Павлович
RU2626779C1
ПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА 2007
  • Солтус Константин Павлович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2341386C1
Устройство для импульсного регулирования скорости электроподвижного состава 1975
  • Хоменко Анатолий Иосифович
  • Рябцев Геннадий Георгиевич
SU524718A1
ПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА 2006
  • Беляев Александр Васильевич
  • Муливенко Алексей Вячеславович
  • Рутштейн Арнольд Максович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2306232C1
Устройство для импульсного регулирования скорости тяговых электродвигателей подвижного состава 1975
  • Хоменко Анатолий Иосифович
  • Рябцев Геннадий Георгиевич
SU541693A1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2015
  • Баранов Валерий Александрович
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Викулов Илья Павлович
RU2610894C1
Привод электровоза 1975
  • Хоненко Борис Иванович
  • Аваков Виталий Артемович
  • Иванов Владимир Васильевич
SU569464A1
ПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА 2005
  • Беляев Александр Васильевич
  • Муливенко Алексей Вячеславович
  • Рутштейн Арнольд Максович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2292272C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 283 246 C2

Реферат патента 2006 года ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ШЕСТИОСНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА С БЕЗРЕОСТАТНЫМ ПУСКОМ

Изобретение относится к области электрообрудования электроподвижного состава постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями и импульсным (безреостатным) пуском. В цепи якорей тяговых двигателей (ТД) после выходов импульсных прерывателей, соединенных с помощью линейных контакторов с фильтровым дросселем, включены дополнительные индуктивные дроссели, а между выходными клеммами обмоток возбуждения второго, третьего, четвертого ТД и точками соединения якорей третьего, четвертого, пятого ТД с вышеуказанными дополнительными дросселями включены дополнительные контакторы, силовые контакты которых шунтированы полупроводниковыми диодами, причем катоды последних подключены к вышеуказанным точкам. Технический результат заключается в повышении эффективности защиты электрооборудования и повышении средней силы тяги при перегруппировках ТД. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 283 246 C2

Тяговый привод шестиосного электровоза постоянного тока с безреостатным пуском, содержащий токоприемник, быстродействующий выключатель, входной фильтровой дроссель, фильтровые конденсаторы, импульсные прерыватели, коллекторные тяговые двигатели последовательного возбуждения, линейные и групповые контакторы, отличающийся тем, что в цепи якорей тяговых двигателей после выходов импульсных прерывателей, соединенных с помощью линейных контакторов с фильтровым дросселем, включены дополнительные индуктивные дроссели, а между выходными клеммами обмоток возбуждения второго, третьего, четвертого тяговых двигателей и точками соединения якорей третьего, четвертого, пятого тяговых двигателей с вышеуказанными индуктивными дросселями включены дополнительные контакторы, силовые контакты которых шунтированы полупроводниковыми диодами, причем катоды последних подключены к вышеуказанным точкам соединений.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2283246C2

ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПИТАНИЕМ ОТ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2001
  • Литовченко В.В.
RU2221710C2
Тяговый электропривод электровоза постоянного тока 1987
  • Антюхин Валентин Михайлович
  • Скольцов Алексей Борисович
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Чуверин Юрий Юрьевич
SU1421560A1
DE 3147096, 09.06.1983.

RU 2 283 246 C2

Авторы

Аваков Виталий Артемович

Хоменко Борис Иванович

Даты

2006-09-10Публикация

2004-08-02Подача