ПЕСОЧНИЦА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА Российский патент 2006 года по МПК B61C15/10 B60B39/04 B61K7/14 

Описание патента на изобретение RU2283788C1

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к шахтным электровозам. В особенности к способам и средствам для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги, приспособлениям к транспортным средствам для разбрасывания гранулированного материала, например песка, а также к рельсовым тормозам, в частности к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах, к устройствам для контроля наличия песка в песочницах.

Практически все шахтные электровозы снабжены песочницами, в которых имеется запас песка, и устройствами для подачи песка под ведущие колесные пары (Волотковский С.А. Рудничная электровозная тяга. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1981. Стр.183, 1 абзац снизу).

По мере выполнения операций по транспортированию грузов электровозами песок из песочницы расходуется, и наступает момент, когда песочница оказывается пустой (Правила безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03). Серия 05. Выпуск 11 /Колл. авт. - М.: ГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2003. - Параграф 366, пункт д), стр.130, требуют производить проверку наличия песка в песочницах при выпуске электровозов из депо в рейс, производить его пополнение при недостаточном количестве в песочнице.

В зависимости от состояния рельсового пути, нагрузки на электровоз и других причин расход песка колеблется в широких пределах, и часто в течение рабочего дня песок заканчивается до захода в депо, а его отсутствие может привести к аварии. Необходим постоянный контроль наличия песка в песочнице. На шахтных электровозах такой контроль отсутствует.

Цель изобретения - повышение безопасности эксплуатации рельсовых транспортных средств - электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, для исключения нахождения электровоза в рейсе при отсутствии его в песочнице.

Поставленная цель достигается тем, что емкость песочницы снабжена датчиком ультразвуковых колебаний, размещенным в нижней части емкости песочницы и прикрепленным к ее боковой стенке через изолятор ультразвуковых колебаний. Выход сигнала датчика соединен с электронным усилителем, который соединен с индикаторным устройством.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемой песочницы шахтного электровоза.

Предлагаемая песочница шахтного электровоза состоит из емкости 1, наполненной песком 2, который поступает в дозатор 3, откуда он подсыпается под колесо 4, катящееся по рельсу 5. К боковой стенке емкости 1 прикреплен датчик ультразвуковых колебаний 6 через изолятор ультразвуковых колебаний 7. Выход датчика ультразвуковых колебаний 6 соединен с входом электронного усилителя 8, подающего сигнал на индикатор 9, который расположен на пульте управления машиниста электровоза.

Устройство работает следующим образом. После наполнения емкости 1 песком 2 электровоз готов к выходу на линию в рейс. При этом работают вспомогательные механизмы - компрессор и др., электровоз совершает маневровые движения. Работа механизмов сопровождается шумом. В шумовом спектре присутствуют и ультразвуковые частоты. Колебания ультразвуковой частоты передаются через стенки емкости 1 к песку 2, улавливаются датчиком 6 и, после усиления усилителем 8, вызывают срабатывание индикатора 9, который сигнализирует о наличии песка в песочнице.

Работа индикатора будет продолжаться во время движения электровоза, пока уровень песка в емкости не опустится ниже расположения датчика 6. В этом случае колебания ультразвуковой частоты не будут достигать датчика 6, так как изолятор ультразвуковых колебаний 7 (например, из пенопласта) не будет пропускать их от стенок емкости 1 к датчику 6, а прохождение их к датчику по воздуху также будет сильно ослаблено, так как воздух вызывает их сильное затухание.

Ослабление входного ультразвукового сигнала приводит к снижению сигнала на входе усилителя 8, что отражается на состоянии индикатора 9, который сигнализирует о снижении допустимого (минимального) запаса песка в песочнице, который должен быть пополнен. После пополнения песочницы песком процесс прохождения ультразвуковых колебаний к датчику 6 восстанавливается, и состояние индикатора 9 вновь сигнализирует о наличии песка в емкости песочницы.

Предлагаемая песочница шахтного электровоза, по сравнению с известными, отличается тем, что в ней обеспечивается контроль за наличием песка, что повышает безопасность работы транспортного средства. Устройство контроля песка не содержит механических подвижных частей, не занимает много места в песочнице, не препятствует движению песка в емкости, обладает, по сравнению с механическими и электромеханическими устройствами, большей надежностью.

Похожие патенты RU2283788C1

название год авторы номер документа
Устройство контроля расхода песка в бункере песочницы локомотива 2021
  • Михайлов Андрей Александрович
RU2752480C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОДГОТОВКИ ЗАПАСА ПЕСКА В ПЕСЧАНОМ БУНКЕРЕ ПЕСКОРАЗБРАСЫВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, В ЧАСТНОСТИ РЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ 2007
  • Бартлинг Вернер
RU2409474C1
Устройство для защиты от боксования транспортного средства с асинхронными двигателями 1979
  • Быков Юрий Григорьевич
  • Гингольд Мирон Израилевич
  • Михайлов Сергей Андреевич
  • Кутуров Анатолий Николаевич
  • Мацнев Валентин Дмитриевич
SU863435A1
СИСТЕМА ОБОГРЕВА КАБИНЫ ЭЛЕКТРОВОЗА 2007
  • Варфоломеев Дмитрий Анатольевич
  • Горин Владимир Иванович
  • Гусев Вадим Юрьевич
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Емельянов Игорь Владимирович
  • Михайлов Геннадий Иванович
  • Новиков Александр Михайлович
  • Попов Владимир Александрович
  • Родионов Игорь Николаевич
RU2338656C1
ПРОТИВОЮЗОВОЕ УСТРОЙСТВО 1997
  • Милованов А.И.
  • Коротаев Б.В.
RU2164483C2
Устройство дистанционного контроля уровня сыпучей среды в бункере железнодорожного транспортного средства 2018
  • Кучумов Владислав Алексеевич
  • Никифорова Нина Борисовна
  • Охотников Николай Станиславович
  • Прокофьев Сергей Николаевич
RU2730052C2
Устройство для смазки гребней колес рельсового транспортного средства 1990
  • Широков Алексей Борисович
  • Жарков Михаил Сергеевич
  • Янковский Виктор Владимирович
SU1754540A1
Способ повышения тягового усилия локомотива 2016
  • Керопян Амбарцум Мкртичевич
  • Горбатюк Сергей Михайлович
  • Бибиков Павел Яковлевич
  • Кузиев Дильшад Алишерович
RU2641957C1
ПРОТИВОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Щурин Константин Владимирович
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2515010C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПРОСЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1999
  • Самодуров В.И.
  • Желобин В.Б.
  • Кухаренко Т.В.
RU2248898C2

Реферат патента 2006 года ПЕСОЧНИЦА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА

Изобретение относится к средствам для увеличения силы сцепления колес транспортного средства с поверхностью дороги, а именно к песочницам, к контролю наличия песка в песочницах. Песочница шахтного электровоза включает емкость для песка. На стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства. Закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний. В результате повышается безопасность эксплуатации рельсового транспортного средства - электровоза путем контроля наличия песка в песочнице, исключается нахождение электровоза в рейсе при отсутствии песка в песочнице. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 283 788 C1

Песочница шахтного электровоза, включающая емкость для песка, отличающаяся тем, что на стенке емкости закреплен датчик ультразвуковых колебаний, выход которого соединен с входом индикаторного устройства, причем закрепление датчика на указанной стенке осуществлено в нижней ее части через изолятор ультразвуковых колебаний.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2283788C1

Песочница локомотива 1990
  • Горбунов Николай Иванович
  • Михайлов Евгений Валентинович
  • Кашура Александр Леонидович
  • Голубенко Александр Леонидович
  • Кудла Петр Иванович
  • Могила Валентин Иванович
  • Осенин Юрий Иванович
SU1781112A1
ЭЛЕКТРОТЯГОВЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 1997
  • Дутов И.С.
  • Потураев В.И.
  • Морозов Е.М.
RU2108928C1
US 4012062 А, 15.03.1977
DE 4122032 A1, 20.08.1992.

RU 2 283 788 C1

Авторы

Сташинов Юрий Павлович

Волков Дмитрий Владимирович

Даты

2006-09-20Публикация

2005-03-23Подача