Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для уплотнения зазора в цилиндропоршневой группе.
Известно поршневое кольцо, имеющее износостойкий слой, в частности слой хрома (см. описание к а.с. СССР №1186451, заявленное 21.01.83, опубликованное 23.10.85 по кл. В 23 Р 15/06).
Существенные признаки: "поршневое кольцо, имеющее износостойкий слой" являются общими с заявляемым техническим решением.
Наличие в качестве износостойкого слоя слоя из хрома не позволяет создать твердость на поверхности кольца более 1200 ед., что в процессе работы пары трения приводит к истиранию износостойкого слоя кольца и выходу его из строя. Кроме того, износостойкий слой из хрома при работе кольца растрескивается и выкрашивается, что также снижает долговечность изделия.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению (прототипом) является поршневое кольцо, имеющее износостойкий слой и расположенный на поверхности износостойкого слоя приработочный оксидный слой, причем в качестве износостойкого слоя он содержит слой из хрома (см. описание к а. с. СССР №502738, заявленное 22.10.74, опубликованное 15.02.76 по кл. В 23 Р 15/06).
Заявляемое и известное решения имеют следующие общие существенные признаки: наличие на поршневом кольце износостойкого слоя, наличие приработочного оксидного слоя и размещение на поверхности износостойкого слоя приработочного оксидного слоя.
Недостатком известного поршневого кольца является то, что оно также является недолговечным, так как в качестве износостойкого слоя содержит слой из хрома.
Задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в том, чтобы значительно повысить долговечность изделия путем улучшения износостойкого слоя.
Поставленная задача решается тем, что в поршневом кольце, имеющем износостойкий слой и расположенный на поверхности износостойкого слоя приработочный оксидный слой, согласно изобретению, в качестве износостойкого слоя использован оксикарбонитридный слой материала кольца.
Существенные признаки: использование в качестве износостойкого слоя оксикарбонитридного слоя материала кольца отличают заявляемое изобретение от его ближайшего аналога.
Сущность изобретения поясняется чертежом.
Поршневое кольцо 1 имеет износостойкий 2 слой и расположенный на поверхности износостойкого 2 слоя приработочный 3 оксидный слой, при этом в качестве износостойкого 2 слоя использован оксикарбонитридный слой материала поршневого кольца 1.
Поршневое кольцо изготавливают следующим образом.
Партию поршневых колец, изготовленных из стали или чугуна и прошедших полный цикл механической обработки, погружают в соляную ванну с температурой 350-450°С. Затем изделия переносят в ванну оксикарбонитрации и выдерживают при температуре 500-600°С. В расплаве активной соли идет процесс оксикарбонитрации. Далее изделия поэтапно охлаждают в расплавах солей, создавая на поверхности оксикарбонитридного слоя дополнительный оксидный слой. Процесс заканчивается промывкой изделий для удаления с их поверхности остатков солей.
Твердость материала поршневого кольца - 300-600 ед., твердость оксикарбонитридного слоя достигает более 1250 ед., а твердость оксидного слоя до 600 ед.
При работе цилиндропоршневой группы наружный оксидный слой поршневого кольца, имеющий твердость меньше, чем твердость рабочей поверхности гильзы, прирабатывается и плотно прилегает к этой поверхности.
Таким образом, заявляемое техническое решение по сравнению с известными позволяет значительно облегчить приработку и повысить эксплуатационные характеристики пары трения и долговечность изделия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛАПАН | 2004 |
|
RU2285850C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 2003 |
|
RU2241783C1 |
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ | 1991 |
|
RU2017977C1 |
СКОЛЬЗЯЩИЙ ЭЛЕМЕНТ, В ЧАСТНОСТИ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО, С ПОКРЫТИЕМ | 2014 |
|
RU2649490C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2022 |
|
RU2780616C1 |
ДЕТАЛЬ МАШИНЫ ДЛЯ ПАРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2433206C2 |
СКОЛЬЗЯЩИЙ ЭЛЕМЕНТ, В ЧАСТНОСТИ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО, И КОМБИНАЦИЯ СКОЛЬЗЯЩЕГО ЭЛЕМЕНТА С ОТВЕТНЫМ РАБОЧИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2010 |
|
RU2531220C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ ПАР ТРЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2119587C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОРШНЯ | 1996 |
|
RU2119108C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2020 |
|
RU2751499C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ДВС для уплотнения зазора в цилиндропоршневой группе. Поршневое кольцо имеет износостойкий слой и расположенный на поверхности износостойкого слоя приработочный оксидный слой. В качестве износостойкого слоя использован оксикарбонитридный слой материала кольца. Изобретение позволяет значительно облегчить приработку и повысить эксплуатационные характеристики пары трения и долговечность изделия. 1 ил.
Поршневое кольцо, имеющее износостойкий слой и расположенный на поверхности износостойкого слоя приработочный оксидный слой, отличающееся тем, что в качестве износостойкого слоя использован оксикарбонитридный слой материала кольца.
Способ изготовления хромированных поршневых колец | 1974 |
|
SU502738A2 |
SU 1546688 A1, 28.02.1990 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ ИЗ ЧУГУНА ДЕТАЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДВИГАТЕЛЬ, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, С ОДНОЙ ВЫПОЛНЕННОЙ ИЗ ЧУГУНА ДЕТАЛЬЮ, СНАБЖЕННОЙ НА СВОЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗАЩИТНЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2000 |
|
RU2235805C2 |
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОРШНЯ | 1996 |
|
RU2119108C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ЗВУКА | 1924 |
|
SU7451A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
GB 1222072 A, 10.02.1971. |
Авторы
Даты
2006-09-27—Публикация
2004-10-26—Подача