СИСТЕМА ПИТАНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЖИДКИМ И ГАЗООБРАЗНЫМ ТОПЛИВОМ Российский патент 2006 года по МПК F02B69/04 

Описание патента на изобретение RU2285137C1

Изобретение относится к системам питания жидким и газообразным топливом силовых установок.

Известна автономная система питания газообразным топливом двигателя внутреннего сгорания, содержащая топливную емкость, заполненную жидким углеводородным топливом и соединенную с поверхностным пиролитическим реактором, имеющим топливную полость и полость, подключенную к линии отработавших газов двигателя. На топливной линии внутри реактора установлен смеситель паров топлива и водяного пара, а за реактором (на той же линии) установлен закалочно-испарительный агрегат, соединенный со смесителем воздуха и продуктов пиролиза. Агрегат имеет паровую полость, выход которой сообщен с входом в смеситель паров воды и топлива. Внутри полости реактора, сообщенной с линией отработавших газов двигателя, размещен окислительный катализатор. Система снабжена устройством наддува двигателя, содержащим компрессор и приводную паровую турбину (см. пат. РФ №2120556, F 02 B 43/00, F 02 B 37/00, заявлено 18.07.1996, опубликовано 20.10.1998).

Недостатками системы являются: использование в качестве топлива лишь жидких углеводородов бензиновых фракций, необходимость дожигания отработавших газов.

Известна система питания газообразным топливом силовой установки, содержащая емкость, заполненную твердым углеводородным топливом, соединенную через дозатор с пиролитическим реактором, связанным на выходе с потребителем газообразного топлива. Ёмкость выполнена в виде кассеты, а твердое углеводородное топливо выполнено в виде ленты (см. пат. РФ №2131521, F 02 В 43/08, F 02 С 3/28, заявлено 25.07.1997, опубликовано 10.06.1999).

Недостатками системы являются: необходимость стандартизации углеводородного топлива и оборудования заправки, ведущие к удорожанию топлива; наличие фильтров для очистки пиролизного газа; негибкость и неуниверсальность системы по отношению к углеводородному топливу; наличие дополнительного подогрева горелками.

Наиболее близкой к предложенной системе питания по совокупности существенных признаков и достигаемому результату и выбранной за прототип является генераторная установка для питания двигателя внутреннего сгорания, содержащая двигатель, в котором линия газовыпуска подключена к входу заполненной углеродсодержащим топливом реакционной камеры, а линия питания подведена через очиститель-охладитель к выходу реакционной камеры, при этом линия газовыпуска двигателя сообщена с полостью реакционной камеры непосредственно, а от линии питания отведен транспортный трубопровод, связывающий реакционную камеру с дополнительным потребителем(см. пат. РФ №2099553, F 02 В 43/08, заявлено 26.12.1995, опубликовано 20.12.1997).

Недостатками прототипа являются: использование лишь твердого углеводородного топлива для переработки (торф, древесные отходы, бурый и каменный уголь); наличие накапливающихся зольных и смольных остатков; неэффективность работы реакционной камеры вследствие использования выхлопных газов для нагрева углеродсодержащего топлива; неполная переработка углеродсодержащего топлива; необходимость остановки работы системы на время загрузки реакционной камеры; питание силовой установки только газообразным топливом.

Для устранения этих недостатков предложена система питания силовой установки жидким и газообразным топливом, содержащая первую реакционную камеру и выходной газоход, согласно изобретению последовательно с первой реакционной камерой может быть установлена, по крайней мере, еще одна реакционная камера, аналогичная первой, при этом выходной газоход каждой предыдущей реакционной камеры, кроме последней, соединен с внутренним объемом последующей через вентиль, а выходной газоход последней реакционной камеры также через вентиль соединен с внутренним объемом первой реакционной камеры, при этом вторые выходы вентилей объединены и через компрессор соединяются с заполненным катализатором реактором синтеза, соединенным через холодильник с отстойником, причем внутри каждой камеры, в зоне выхода размещен газоотвод-нагреватель с находящимся внутри него фильтром-катализатором, погруженный в слой активного угля и сообщающийся с внутренним объемом реакционной камеры, при этом реакционная камера имеет устройство подачи воды в ее внутренний объем, при этом отстойник имеет выход для подачи через вентиль жидкого топлива в двигатель внутреннего сгорания, при этом отстойник имеет выход для подачи через вентиль топливного газа в двигатель внутреннего сгорания, при этом у отстойника имеется выход для подачи через вентиль образующейся в нем воды на дальнейшее использование. Параллельно вентилю, через который топливный газ подается из отстойника в двигатель внутреннего сгорания, может быть установлена линия, состоящая из последовательно соединенных вентиля, компрессора с ресивером и второго вентиля.

Изобретение поясняется чертежом, на котором схематично изображена заявляемая система питания.

Система питания силовой установки жидким и газообразным топливом состоит из первой и второй реакционных камер, каждая из которых содержит герметично закрывающийся корпус 1, куда загружается углеводородное сырье 2. Внутри корпуса 1 расположен газоотвод-нагреватель 3 с размещенным внутри него фильтром-катализатором 4, погруженный в слой мелкодисперсного активного угля 5. При этом внутренний объем реакционной камеры соединяется с полостью газоотвода-нагревателя 3 через слой активного угля 5. Для подачи во внутренний объем корпуса 1 реакционной камеры воды используется подсоединенное к нему устройство подачи воды 6. Газоотвод-нагреватель 3 первой реакционной камеры с помощью выходного газохода 7 через вентиль 8 соединяется с зоной загруженного углеводородного сырья 2 второй реакционной камеры. Выходной газоход 9 второй реакционной камеры через вентиль 10 соединяется с зоной загруженного углеводородного сырья 2 первой реакционной камеры. Вторые выходы вентилей 8 и 10 объединены и через компрессор 11 соединены с реактором синтеза 12, заполненным катализатором 13. Выход реактора 12 соединяется через холодильник 14 с отстойником 15. Отстойник 15 имеет выход для подачи жидкого топлива 16 через вентиль 17 в двигатель внутреннего сгорания 18. Вентиль 19 служит для подачи непрореагировавшего топливного газа из отстойника 15 в двигатель внутреннего сгорания 18. Параллельно вентилю 19 может быть установлена линия, состоящая из последовательно установленных вентиля 20, компрессора 21 с ресивером 22 и вентиля 23. Вентиль 25 служит для подачи конденсирующейся в отстойнике 15 воды 24 на дальнейшее использование.

Система работает следующим образом. В корпуса 1 первой и второй реакционных камер загружается углеводородное сырье 2, после чего камеры герметизируются. Затем вентиль 8 устанавливается в положение, при котором выходной газоход 7 соединяется с внутренним объемом второй реакционной камеры, куда загружено углеводородное сырье 2. Вентиль 10 устанавливается в положение, при котором выходной газоход 9 второй реакционной камеры соединяется с компрессором 11. Вентили 17 и 19 закрываются. Для запуска двигателя внутреннего сгорания 18 можно использовать либо предварительно накопленный в ресивере 22 топливный газ, для чего открывается вентиль 23, а вентиль 20 закрывается, либо предварительно накопленное в отстойнике 15 жидкое топливо 16, для чего вентиль 17 открывается, а вентиль 23 закрывается. На газоотвод-нагреватель 3 первой реакционной камеры подается питание. Температура в корпусе 1 первой реакционной камеры увеличивается, и происходит процесс газификации углеводородного сырья 2, из которого также испаряется влага. Образовавшаяся смесь паров воды и топливного газа проходит через разогретый слой мелкодисперсного активного угля 5 и фильтр-катализатор 4 первой реакционной камеры, образуя синтез-газ. Последний через газоотвод-нагреватель 3 первой реакционной камеры, ее выходной газоход 7 и вентиль 8 попадает в корпус 1 второй реакционной камеры, где охлаждается, проходя через слой загруженного углеводородного сырья 2, и очищается, проходя через слой активного угля 5 и фильтр-катализатор 4, следуя затем через газоотвод-нагреватель 3 второй реакционной камеры, ее выходной газоход 9, вентиль 10, компрессор 11 в реактор синтеза 12, заполненный катализатором 13. В реакторе синтеза 12 поддерживается определенная температура, при которой из поступающего в него синтез-газа в присутствии катализатора 13 образуются пары синтезированного жидкого топлива (бензин, метанол). Из реактора синтеза 12 образовавшиеся пары жидкого топлива и непрореагировавший топливный газ поступают через холодильник 14 в отстойник 15, где происходит разделение газовой и жидкой фаз. Из отстойника 15 через открытый вентиль 20 непрореагировавший топливный газ закачивается с помощью компрессора 21 в ресивер 22. К этому времени двигатель внутреннего сгорания 18 работает либо на предварительно накопленном в ресивере 22 топливном газе, когда вентиль 23 открыт, а вентили 17 и 19 закрыты, либо на предварительно накопленном жидком топливе 16, когда вентиль 17 открыт, а вентили 19 и 23 закрыты. В первом случае вентиль 23 закрывается, вентиль 17 открывается, и питание двигателя внутреннего сгорания 18 переводится на жидкое топливо 16. Во втором случае продолжается питание двигателя внутреннего сгорания 18 жидким топливом 16 с одновременным накоплением непрореагировавшего топливного газа из отстойника 15 через открытый вентиль 20, компрессор 21 в ресивере 22. Сконденсировавшаяся вода 24, обладая большей плотностью, находится ниже уровня жидкого топлива 16 и направляется на дальнейшее использование через вентиль 25. При испарении всей влаги, содержащейся в загруженном углеводородном сырье 2 в первой реакционной камере, производится порционная подача воды с помощью устройства подачи воды 6 первой реакционной камеры. При этом вода переходит в газообразное состояние, увеличивая свой объем и механически воздействуя на загруженное углеводородное сырье 2. Сконденсировавшаяся в отстойнике 15 вода 24 может быть направлена для использования в устройствах подачи воды 6 реакционных камер.

При завершении переработки углеводородного сырья 2 в первой реакционной камере питание от ее газоотвода-наревателя 3 отключается, а на газоотвод-нагреватель 3 второй реакционной камеры питание подается. Вентиль 8 переключается в положение, при котором выходной газоход 7 первой реакционной камеры соединяется с компрессором 11. Затем в корпус 1 первой реакционной камеры загружают новую порцию углеводородного сырья 2, после чего она герметизируется. Затем вентиль 10 переключается в положение, при котором выходной газоход 9 второй реакционной камеры соединяется с внутренним объемом первой реакционной камеры, куда загружено углеводородное сырье 2. Теперь синтез-газ образуется внутри корпуса 1 второй реакционной камеры, проходит через газоотвод-нагреватель 3 второй реакционной камеры, ее выходной газоход 9 и попадает во внутренний объем первой реакционной камеры, куда загружено углеводородное сырье 2. Синтез-газ проходит этот слой, слой активного угля 5, фильтр-катализатор 4 и газоотвод-нагреватель 3 первой реакционной камеры, поступая через выходной газоход 7 и вентиль 8 в компрессор 11. Далее процесс повторяется.

При достаточном количестве поступающего из отстойника 15 непрореагировавшего топливного газа питание двигателя внутреннего сгорания 18 может осуществляться непосредственно этим топливным газом через вентиль 19. При этом происходит одновременное накопление жидкого топлива в отстойнике 15.

Таким образом, заявляемая система по сравнению с прототипом обеспечивает возможность работы на любом углеводородном сырье: газообразном, жидком, вязкотекучем, твердом (вплоть до промышленных и бытовых отходов) с полной переработкой углеводородного сырья в топливо при отсутствии зольных и смольных остатков, позволяя более полным образом использовать топливные возможности получаемого газа, синтезируя топливный газ и жидкое топливо. К тому же, выработка жидкого топлива и топливного газа для питания силовой установки осуществляется непрерывно, без остановки процесса на время загрузки новой порции сырья.

Похожие патенты RU2285137C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПИТАНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 2004
  • Глушков Владимир Александрович
RU2269659C1
УСТАНОВКА ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В ГАЗООБРАЗНОЕ И ЖИДКОЕ ТОПЛИВО 2005
  • Глушков Владимир Александрович
RU2291350C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВНОГО ЭЛЕМЕНТА 2005
  • Глушков Владимир Александрович
RU2304326C1
УСТАНОВКА ПИРОЛИЗА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ 2004
  • Глушков В.А.
RU2256689C1
Установка для пиролиза углеводородных отходов 2002
  • Глушков В.А.
RU2225573C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Глушков А.И.
RU2162526C1
ПИРОЛИЗНАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Глушков А.И.
RU2168676C2
УСТАНОВКА ДЛЯ ПИРОЛИЗА УГЛЕВОДОРОДНЫХ ОТХОДОВ 2003
  • Глушков В.А.
RU2260154C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1997
  • Глушков Александр Иванович
RU2120041C1
Система комплексной безотходной переработки твердых бытовых и промышленных отходов 2016
  • Сариев Виктор Нерсесович
  • Веретенников Владимир Александрович
  • Трояченко Валерий Владимирович
RU2648737C1

Реферат патента 2006 года СИСТЕМА ПИТАНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЖИДКИМ И ГАЗООБРАЗНЫМ ТОПЛИВОМ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам питания жидким и газообразным топливом. Изобретение позволяет обеспечить работу силовой установки на любом углеводородном сырье с полной переработкой этого сырья в топливо. Система питания силовой установки жидким и газообразным топливом содержит первую реакционную камеру и выходной газоход. Последовательно с первой реакционной камерой может быть установлена, по крайней мере, еще одна реакционная камера, аналогичная первой. Выходной газоход каждой предыдущей реакционной камеры, кроме последней, соединен с внутренним объемом последующей через вентиль, а выходной газоход последней реакционной камеры также через вентиль соединен с внутренним объемом первой реакционной камеры. Вторые выходы вентилей объединены и через компрессор соединяются с заполненным катализатором реактором синтеза, соединенным через холодильник с отстойником. Внутри каждой камеры, в зоне выхода размещен газоотвод-нагреватель с находящимся внутри него фильтром-катализатором, погруженный в слой активного угля и сообщающийся с внутренним объемом реакционной камеры. Реакционная камера имеет устройство подачи воды в ее внутренний объем. Отстойник имеет выход для подачи через вентиль жидкого топлива в двигатель внутреннего сгорания, выход для подачи через вентиль топливного газа в двигатель внутреннего сгорания и выход для подачи через вентиль образующейся в нем воды на дальнейшее использование. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 285 137 C1

1. Система питания силовой установки жидким и газообразным топливом, содержащая первую реакционную камеру и выходной газоход, отличающаяся тем, что последовательно с первой реакционной камерой может быть установлена, по крайней мере, еще одна реакционная камера, аналогичная первой, при этом выходной газоход каждой предыдущей реакционной камеры, кроме последней, соединен с внутренним объемом последующей через вентиль, а выходной газоход последней реакционной камеры также через вентиль соединен с внутренним объемом первой реакционной камеры, при этом вторые выходы вентилей объединены и через компрессор соединяются с заполненным катализатором реактором синтеза, соединенным через холодильник с отстойником, причем внутри каждой камеры в зоне выхода размещен газоотвод-нагреватель с находящимся внутри него фильтром-катализатором, погруженный в слой активного угля и сообщающийся с внутренним объемом реакционной камеры, при этом реакционная камера имеет устройство подачи воды в ее внутренний объем, при этом отстойник имеет выход для подачи через вентиль жидкого топлива в двигатель внутреннего сгорания, при этом отстойник имеет выход для подачи через вентиль топливного газа в двигатель внутреннего сгорания, при этом у отстойника имеется выход для подачи через вентиль образующейся в нем воды на дальнейшее использование.2. Система питания по п.1, отличающаяся тем, что параллельно вентилю, через который топливный газ подается из отстойника в двигатель внутреннего сгорания, может быть установлена линия, состоящая из последовательно соединенных вентиля, компрессора с ресивером и второго вентиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2285137C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕРАТОРНОГО ГАЗА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Шквар Анатолий Яковлевич[Ua]
  • Наливайко Василий Степанович[Ua]
  • Шквар Андрей Анатольевич[Ua]
  • Наливайко Станислав Васильевич[Ua]
RU2099553C1
Силовая установка 1989
  • Егин Николай Леонидович
  • Тележкин Сергей Викторович
SU1744286A1
Комбинированный двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Гайворонский Александр Иванович
  • Ляпин Анатолий Павлович
  • Маслов Юрий Лукич
  • Савенков Анатолий Митрофанович
SU1744287A1
Силовая установка 1985
  • Егин Николай Леонидович
SU1321872A1
Преобразователь напряжения в частоту 1988
  • Михеев Михаил Юрьевич
  • Михотин Владимир Дмитриевич
  • Шахов Эдуард Константинович
  • Юрманов Валерий Анатольевич
SU1522407A1
Секция трибунного строения 1986
  • Исагулов Эдуард Артемович
  • Хачатрян Левон Камсарович
  • Арузманян Карен Завенович
  • Чилингарян Ваня Сергеевич
SU1441039A1
Транспортное средство для перевозки контейнеров 1987
  • Митрякович Леонид Васильевич
  • Кобаладзе Джимшер Георгиевич
  • Гелашвили Гиви Мурманович
SU1470580A1
JP 2003260454 А, 16.09.2003.

RU 2 285 137 C1

Авторы

Глушков Владимир Александрович

Даты

2006-10-10Публикация

2005-05-17Подача