УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2006 года по МПК F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2285816C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является устройство для управления ГТД, содержащее электронный регулятор, подключенный к датчикам параметров воздуха на входе в двигатель и к датчикам параметров двигателя (частоты вращения турбокомпрессора, давления воздуха за компрессором, температуры газов за турбиной), и гидромеханическое устройство, содержащее последовательно соединенные топливный насос и дозирующую иглу (ДИ) с клапаном (КПП) постоянного перепада, управляемая полость которой соединена через жиклер с магистралью подачи дозированного топлива в двигатель и - через тахометрический регулятор (ТХР) режима работы двигателя и подключенный к электронному регулятору электрогидропреобразователь (ЭГП) с клапаном - с магистралью подачи топлива на вход в насос высокого давления [1].

Недостатком этого устройства является низкая надежность электрической части ЭГП. Это приводит к следующему.

При обрыве обмотки ЭГП теряется функция ограничения режима работы двигателя по предельным параметрам, выполняемая электронным регулятором, который через ЭГП и его клапан корректирует управляющее воздействие ТХР режима работы двигателя. Это снижает надежность работы ГТД.

При коротком замыкании (КЗ) в обмотке ЭГП корректирующее воздействие электронного регулятора на управляющее воздействие ТХР искажается, что может привести к несанкционированному изменению режима работы ГТД, а это влияет на безопасность полета.

Целью изобретения является повышение надежности работы ГТД и безопасности летательного аппарата (ЛА).

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно в магистрали, соединяющей управляемую полость ДИ с клапаном ЭГП, установлен электромагнитный клапан (ЭМК), соединенный с выходом модуля контроля электронного регулятора, а ЭГП выполнен двухобмоточным, причем одна обмотка создает усилие на закрытие клапана, а вторая - на открытие.

На чертеже представлена структурная схема заявляемого устройства для управления ГТД.

Устройство содержит электронный регулятор 1, подключенный к датчикам 2 параметров воздуха на входе в двигатель и к датчикам 3 параметров двигателя, и гидромеханическое устройство 4, содержащее последовательно соединенные топливный насос 5 и ДИ 6 с КПП 7, управляемая полость 8 ДИ 6 соединена через жиклер 9 с магистралью 10 подачи дозированного топлива в двигатель и - через ТХР 11 и подключенный к электронному регулятору 1 двухобмоточный ЭГП 12 с клапаном 13 - с магистралью 14 подачи топлива на вход в насос 5, в магистрали 15, соединяющей управляемую полость ДИ 6 с клапаном 13 ЭГП 12, установлен ЭМК 16, соединенный с выходом модуля 17 контроля (СВК) электронного регулятора 1.

Устройство работает следующим образом.

ТХР 11 для поддержания заданного режима работы ГТД формирует управляющее воздействие, подключая к управляемой полости 8 ДИ 6 магистраль 14 подачи топлива к насосу 5 или сливное давление рабочего тела (Рсл.). Электронный регулятор 1 в зависимости от параметров воздуха на входе в двигатель (от датчиков 2) и параметров ГТД (от датчиков 3) через ЭГП 12 и клапан 13 может корректировать управляющее воздействие ТХР 11, подключая к управляемой полости 8 ДИ 6 сливное давление рабочего тела и ограничивая дозированный расход топлива в ГТД. ЭГП 12 выполнен двухобмоточным, причем одна обмотка создает усилие на закрытие клапана 13, а вторая - на открытие.

При обнаружении СВК 17 отказа, влияющего на безопасность полета, по команде СВК 17 ЭМК 16 закрывается, отключая ЭГП 12 и клапан 13 от управляемой полости 8 ДИ6.

Таким образом, обеспечивается повышение надежности работы ЭГП, а в случае отказа ЭГП обеспечивается его отключение от управления ДИ. Это позволяет повысить надежность работы ГТД и безопасность ЛА.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

1. Шевяков А.А. «Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов», М., «Машиностроение», 1976 г.

Похожие патенты RU2285816C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ 2005
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2289707C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2500910C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2439349C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2487259C1
Система управления расходом топлива в газотурбинный двигатель 2019
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Инюкин Алексей Александрович
  • Клибанов Владимир Ильич
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2705694C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2497000C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435971C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2334890C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Шевяков Виктор Александрович
RU2516761C2
Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя (ГТД) 2018
  • Слотин Олег Борисович
  • Макасеев Леонид Иванович
  • Мельников Игорь Анатольевич
RU2680475C1

Реферат патента 2006 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в состав устройства в магистрали, соединяющей управляемую полость дозирующей иглы с клапаном электрогидропреобразователя (ЭГП), установлен нормально закрытый электромагнитный клапан, соединенный с выходом модуля контроля электронного регулятора, а ЭГП выполнен двухобмоточным, причем одна обмотка создает усилие на закрытие клапана, а вторая - на открытие. Технический результат от использования изобретения заключается в том, что обеспечивается повышение надежности работы ЭГП, что позволит повысить надежность работы ГТД и безопасность полета. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 285 816 C2

Устройство для управления ГТД, содержащее электронный регулятор, подключенный к датчикам параметров воздуха на входе в двигатель и к датчикам параметров двигателя, и гидромеханическое устройство, содержащее последовательно соединенные топливный насос и дозирующую иглу (ДИ) с клапаном постоянного перепада, управляемая полость которой соединена через жиклер с магистралью подачи дозированного топлива в двигатель и через тахометрический регулятор режима работы двигателя и подключенный к электронному регулятору электрогидропреобразователь (ЭГП) с клапаном - с магистралью подачи топлива на вход в топливный насос, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы ГТД и безопасности ЛА, дополнительно в магистрали, соединяющей управляемую полость ДИ с клапаном ЭГП, установлен электромагнитный клапан, соединенный с выходом модуля контроля электронного регулятора, а ЭГП выполнен двухобмоточным, причем одна обмотка создает усилие на закрытие клапана, а вторая - на открытие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2285816C2

ШЕВЯКОВ А.А
Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов
- М.: Машиностроение, 1976, с.57
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Ширшов В.Г.
  • Жодзишский В.А.
  • Сахибгареев Н.М.
  • Слотин О.Б.
RU2230922C2
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА В СИЛОВЫХ УСТАНОВКАХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1996
  • Ильясов Б.Г.
  • Денисова Е.В.
  • Куликов Д.В.
RU2125656C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Жодзишский В.А.
  • Кокин Г.В.
RU2209990C1
SU 1625095 A1, 15.06.1994
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ, ПРИЕМА И ПЕРЕНОСА ИЗДЕЛИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ИМ. Л.П. ПЕТРЕНКО - ВЕРСИЯ LXXV 2004
  • Петренко Лев Петрович
RU2288867C2
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ОКИСЛЕНИЯ ДИОКСИДА СЕРЫ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И СПОСОБ ОКИСЛЕНИЯ ДИОКСИДА СЕРЫ 1991
  • Штефан Блумрих[De]
  • Вольфганг Хоннен[De]
  • Бернд Энглер[De]
  • Эдгар Коберштайн[At]
RU2047350C1

RU 2 285 816 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Остапенко Сергей Владимирович

Алексеев Петр Исаевич

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2006-10-20Публикация

2004-10-13Подача