УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ Российский патент 2006 года по МПК F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2289707C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известно устройство для управления сервоприводом лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) компрессора, содержащее задатчик положения лопаток ВНА, подключенный к первому входу сумматора, второй вход которого подключен к выходу измерителя положения лопаток ВНА, выход сумматора подключен к сервоклапану, выход которого управляет сервоприводом лопаток ВНА [1].

Работа сервоклапана в режиме частотно-импульсной модуляции снижает его ресурс, а значит, ресурс и надежность устройства в целом.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является устройство для управления гидроусилителем, содержащее аналоговый электрогидропреобразователь (ЭГП) и жиклер питания, причем штоковая полость гидроусилителя соединена непосредственно с магистралью рабочего тела высокого давления, поршневая полость гидроусилителя соединена через сопло-заслонку ЭГП с магистралью сливного давления, а через жиклер питания - с магистралью высокого давления, ЭГП подключен к блоку управления (БУ) напрямую, а гидроусилитель - через датчик положения [2].

Такие устройства входят в состав гидромеханических агрегатов электронно-гидромеханических систем автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей (ГТД), где в качестве рабочего тела используется авиационное топливо - керосин (например, в агрегат HP-65 САУ двигателя ТВ7-117С, входящего в силовую установку самолета Ил-114).

Недостатком этого устройства является недостаточно высокая надежность работы.

При эксплуатации САУ-65 неоднократно фиксировались случаи засорения сопла-заслонки ЭГП при работе с топливом с измененными физико-химическими свойствами (вследствие коксования топлива или попадания посторонних частиц). Это снижает эффективность управления гидроусилителя от ЭГП практически до нуля. При этом гидроусилитель не выполняет свою функцию привода исполнительного элемента САУ (например, дозирующей иглы) или элемента ГТД (например, ВНА компрессора). Это приводит к нарушению работоспособности САУ и ГТД и снижает безопасность летательного аппарата (ЛА).

Целью изобретения является повышение надежности работы гидроусилителя и, как следствие, надежности ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно в состав устройства для управления гидроусилителем включены два электромагнитных клапана (ЭМК) дискретного действия (открыт-закрыт), первый ЭМК соединяет поршневую полость гидроусилителя с магистралью высокого давления, а второй ЭМК - с магистралью сливного давления, причем оба ЭМК подключены к БУ и подбираются таким образом, чтобы расход рабочего тела через ЭМК в положении "открыт" был в 3-4 раза больше, чем максимально возможный расход через жиклер питания.

На чертеже представлена структурная схема заявляемого устройства для управления гидроусилителем.

Устройство содержит аналоговый ЭГП 1, жиклер 2 питания, штоковая полость 3 гидроусилителя 4 соединена непосредственно с магистралью 5 рабочего тела высокого давления, поршневая полость 6 гидроусилителя 4 соединена через сопло-заслонку 7 ЭГП 1 с магистралью 8 сливного давления, а через жиклер 2 питания - с магистралью 5 высокого давления, два ЭМК 9 и 10, ЭМК 9 соединяет поршневую полость 6 гидроусилителя 4 с магистралью 5 высокого давления, а ЭМК 10 - с магистралью 8 сливного давления, ЭГП 1, ЭМК 9 и 10 подключены к БУ 11 напрямую, а гидроусилитель 4 - через датчик 12 положения.

Устройство работает следующим образом.

БУ 11 для поддержания заданного положения гидроусилителя формирует управляющее воздействие на ЭГП 1. Сопло-заслонка подключает к поршневой полости гидроусилителя 4 магистраль 5 рабочего тела высокого давления (Рвыс - заслонка закрывает сопло) или магистраль 8 сливного давления (Рсл - заслонка открывает сопло), обеспечивая тем самым перемещение гидроусилителя 4 в заданное БУ 11 положение. Обмотки ЭМК 9 и 10 обесточены, оба ЭМК находятся в состоянии "закрыто".

При засорении сопла-заслонки 7 ЭГП 1 управляемость гидроусилителем нарушается: он престает отслеживать заданное БУ 11 положение (определяется БУ 11 с помощью информации, получаемой с датчика 12). БУ 11 выдает на ЭГП 1 сигнал, обеспечивающий постоянное нахождение сопла-заслонки 7 в положении "закрыто", и одновременно начинает управление гидроусилителем 4 с помощью ЭМК 9 и 10, включающихся в работу в режиме широтно-импульсной модуляции (ШИМ-режим). При увеличении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 9, и уменьшении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 10, гидроусилитель перемещается в одну сторону. При уменьшении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 9, и увеличении скважности ШИМ-сигнала, подаваемого на ЭМК 10, гидроусилитель перемещается в другую сторону.

Т.к. ЭМК, работающий в ШИМ-режиме, устойчивее к загрязненному рабочему телу, чем аналоговый ЭГП, надежность устройства для управления гидроусилителем в целом повышается. Это позволяет повысить надежность работы ГТД и безопасность ЛА.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Шевяков А.А. "Силовые установки ракетных двигателей и энергетических установок. Системы управления энергетических установок", М., Машиностроение, 1985 г., с.75.

2. Шевяков А.А. "Автоматика авиационных и ракетных силовых установок", М., "Машиностроение", 1970 г., с.119, с.137-138.

Похожие патенты RU2289707C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗАЦИЕЙ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2287089C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2004
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2285816C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2418962C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2416035C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2500910C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2005
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2289708C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗАЦИЕЙ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2514463C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Павлюк Евгений Викторович
  • Кравченко Юрий Игнатьевич
  • Матусевич Владимир Анатольевич
  • Попов Виктор Васильевич
  • Кононыхин Александр Владимирович
RU2476702C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2487259C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2007
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2351787C2

Реферат патента 2006 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно в состав устройства включены два электромагнитных клапана (ЭМК) дискретного действия (открыт-закрыт), первый ЭМК соединяет поршневую полость гидроусилителя с магистралью высокого давления, а второй ЭМК - с магистралью сливного давления, причем оба ЭМК подключены к блоку управления и подбираются таким образом, чтобы расход рабочего тела через ЭМК в положении "открыт" был в 3-4 раза больше, чем максимально возможный расход через жиклер питания. Положительный эффект от использования изобретения заключается в том, что обеспечивается повышение надежности работы гидроусилителя, что позволит повысить надежность работы ГТД и безопасность полета ЛА. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 289 707 C2

Устройство для управления гидроусилителем, содержащее аналоговый электрогидропреобразователь (ЭГП) и жиклер питания, причем штоковая полость гидроусилителя соединена непосредственно с магистралью рабочего тела высокого давления, поршневая полость гидроусилителя соединена через сопло-заслонку ЭГП с магистралью сливного давления, а через жиклер питания - с магистралью высокого давления, ЭГП подключен к блоку управления (БУ) напрямую, а гидроусилитель - через датчик положения, отличающееся тем, что дополнительно в состав устройства включены два электромагнитных клапана (ЭМК) дискретного действия (открыт-закрыт), первый ЭМК соединяет поршневую полость гидроусилителя с магистралью высокого давления, а второй ЭМК - с магистралью сливного давления, причем оба ЭМК подключены к БУ и подбираются таким образом, чтобы расход рабочего тела через ЭМК в положении "открыт" был в 3-4 раза больше, чем максимально возможный расход через жиклер питания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2289707C2

ШЕВЯКОВ А.А
Автоматика авиационных и ракетных силовых установок
- М.: Машиностроение, 1985, с.119, 137-138
ШЕВЯКОВ А.А
Силовые установки ракетных двигателей и энергетических установок
Системы управления энергетических установок
- М.: Машиностроение, 1985, с.75
Устройство для регулирования установившихся режимов газотурбинного двигателя 1979
  • Савченко В.Я.
  • Юминов В.Г.
SU841446A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Мокроуз Василий Климентьевич
  • Павлюк Евгений Викторович
  • Горбатюк Николай Васильевич
  • Кравченко Юрий Игнатьевич
RU2193098C2
КОМАНДНОЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Молчанов Е.П.
  • Клибанов В.И.
  • Красилов В.Г.
  • Зайцев Ю.А.
  • Лахонин С.Б.
RU2006632C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Жодзишский В.А.
  • Кокин Г.В.
RU2228455C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ 2017
  • Тан, Хай
RU2733277C1
Клапан 1976
  • Хоменок Леонид Арсеньевич
  • Мутуль Валериан Вильгельмович
SU741240A2

RU 2 289 707 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2006-12-20Публикация

2005-03-03Подача