УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 2012 года по МПК F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2439349C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД).

Известно устройство для управления ГТД, содержащее последовательно соединенные топливный насос, дозирующую иглу с датчиком перепада давлений и перепускным клапаном, полость задания перепада давлений которого соединена с выходами тахометрических регуляторов переходных и статических режимов, Раздолин М.В., Сурнов Д.Н. «Агрегаты ВРД», М., «Машиностроение», 1973 г., с.232-235.

Недостатком известного устройства является его низкая эффективность на переходных режимах работы двигателя.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является устройство для управления ГТД, содержащее последовательно соединенные первый блок датчиков (БД) параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, электронный регулятор (ЭР), блок электрогидропреобразователей (ЭГП), селектор, управляемый вход которого подключен к выходу блока встроенного контроля (БВК) ЭР, последовательно соединенные топливный насос (ТН), дозатор топлива (ДТ) и распределительный клапан (РК), резервный гидромеханический регулятор (ГМР), подключенный ко второму БД и селектору, см. книгу Боднер В.А., Рязанов Ю.А, Шаймарданов Ф.А. «Системы автоматического управления двигателями летательных аппаратов», М., «Машиностроение», 1973 г., с.81.

Недостатком этого устройства является следующее.

У ГМР и ЭР есть исполнительный элемент, обеспечивающий дозирование топлива в камеру сгорания (КС) двигателя, - дозатор топлива. При отказе дозатора исчезает возможность ограничить минимальный фактический расход топлива в КС (это может привести к выключению двигателя в полете) и максимальный фактический расход топлива в КС (это может привести к перегреву, раскрутке турбины и разрушению двигателя). Это снижает надежность работы ГТД и безопасность летательного аппарата (ЛА).

Целью изобретения является повышение надежности работы ГТД и безопасности ЛА.

Поставленная цель достигается тем, что в состав устройства для управления ГТД, содержащего последовательно соединенные первый БД параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, ЭР, блок ЭГП, селектор, управляемый вход которого подключен к выходу БВК ЭР, последовательно соединенные ТН, ДГ и РК, резервный гидромеханический регулятор (ГМР), подключенный ко второму БД, дополнительно введен золотник-ограничитель (ЗО), пружинная полость ЗО соединена с выходом ГМР, а чувствительная полость ЗО соединена с топливной магистралью между ДТ и РК и посредством рабочей кромки ЗО через дроссельное сопротивление (ДР) и селектор - с топливной магистралью на выходе ТН, при этом величина затяжки пружины ЗО определяется расчетно-экспериментальным путем исходя из условия обеспечения давления топлива перед РК, соответствующего минимальному устойчивому режиму работы двигателя («малому газу»), а проливочная характеристика ДР настраивается при приемо-сдаточных испытаниях двигателя таким образом, чтобы обеспечить расход топлива через РК, соответствующий максимально допустимому для данного двигателя..

На чертеже представлена структурная схема заявляемого устройства для управления ГТД.

Устройство содержит последовательно соединенные первый БД 1 параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, ЭР 2, блок 3 ЭГП, селектор 4, управляемый вход которого подключен к выходу БВК 5 ЭР 2, последовательно соединенные ТН 6, ДТ 7 и РК 8, ГМР 9, подключенный ко второму БД 10, ЗО 11, пружинная полость 12 ЗО 11 соединена с выходом ГМР 9, чувствительная полость 13 ЗО 11 соединена с топливной магистралью 14 между ДТ 7 и РК 8 и посредством рабочей кромки 15 ЗО 11 через дроссельное сопротивление 16 (ДР) и селектор 4 - с топливной магистралью 17 на выходе ТН 8.

Устройство работает следующим образом.

ЭР 2 по информации от БД 1 о параметрах воздуха на входе в двигатель (давление и температура) и параметрах двигателя (частоты вращения турбокомпрессора, давления воздуха за компрессором, температуры газов за турбиной и т.д.) по известным зависимостям (см., например, книгу С.М.Шляхтенко. «Теория ВРД», М., «Машиностроение», 1975 г., с.276-278) формирует управляющее воздействие на блок 4 ЭГП.

ГМР 9 по информации от БД 10 о параметрах воздуха на входе в двигатель (давление и температура) и параметрах двигателя (частоты вращения турбокомпрессора, давления воздуха за компрессором, температуры газов за турбиной и т.д.) по известным зависимостям (см., например, книгу С.М.Шляхтенко. «Теория ВРД», М., «Машиностроение», 1975 г., с.346-347) формирует управляющее воздействие, подводимое в пружинную полость 12 ЗО 11.

При исправном ЭР 2 сигнала с выхода БВК 5 нет, селектор 4 находится в положении «электроника», при котором на дозатор 6 подается управляющее воздействие ЭР 2. Т.о. ЭР 2 осуществляет управление расходом топлива в КС двигателя через ДТ 6 и РК 7 с целью поддержания заданных параметров двигателя.

При отказе ЭР 2 по команде БВК 5 селектор 4 перекладывается в положение «гидромеханика». При этом

- отключается гидравлическая связь между блоком 3 ЭГП и ДТ 7, ДТ 7 переводится в положение нулевого расхода («закрыто»);

- топливо из магистрали 17 за ТН 6 через селектор 4 и ДР 16 подводится к рабочей кромке 15 ЗО 11.

На ЗО 11 давление топлива в магистрали 14 перед РК 8 сравнивается с величиной, являющейся суммой усилия начальной затяжки пружины в пружинной полости 12 ЗО 11 и управляющего давления топлива, подводимого в полость 12 от ГМР 9.

В чувствительной полости 13 с помощью рабочей кромки 15 ЗО 11 формируется заданный ГМР 9 расход топлива, который подается в магистарль 14 перед РК 8 и далее - в КС двигателя.

Независимо от управляющего воздействия ГМР 9 расход топлива в КС не может быть меньше минимального, обеспечивающего минимальный устойчивый режим работы двигателя - «малый газ». Обеспечивается это величиной начальной затяжки пружины полости 12 ЗО 11.

Независимо от управляющего воздействия ГМР 9 расход топлива в КС не может быть больше максимального, обеспечивающего нормальную работу двигателя. Обеспечивается это подбором величины ДР 16 в процессе сдаточных испытаний двигателя.

Такая схема дозирования топлива позволяет исключить возможность неконтролируемого изменения фактического расхода топлива в КС при отказе дозатора топлива. Это, в свою очередь, позволяет повысить надежность работы ГТД и безопасность ЛА.

Похожие патенты RU2439349C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладкин Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Шарифуллин Юрий Гиздуллович
RU2329386C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2334888C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2334890C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В МНОГОКОЛЛЕКТОРНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435972C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Титов Юрий Константинович
RU2472957C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2447418C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2500910C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2497000C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
RU2468229C2
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2435971C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 439 349 C2

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями (ГТД). Дополнительно введен золотник-ограничитель (ЗО), пружинная полость ЗО соединена с выходом ГМР, а чувствительная полость ЗО соединена с топливной магистралью между ДТ и РК и посредством рабочей кромки ЗО через дроссельное сопротивление (ДР) и селектор - с топливной магистралью на выходе ТН, при этом величина затяжки пружины ЗО определяется расчетно-экспериментальным путем исходя из условия обеспечения давления топлива перед РК, соответствующего минимальному устойчивому режиму работы двигателя («малому газу»), а проливочная характеристика ДР настраивается при приемосдаточных испытаниях двигателя таким образом, чтобы обеспечить расход топлива через РК, соответствующий максимально допустимому для данного двигателя.. Технический результат изобретения заключается в том, что исключается возможность неконтролируемого изменения фактического расхода топлива в КС при отказе дозатора топлива в КС, что, в свою очередь, позволяет повысить надежность работы ГТД и безопасность ЛА. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 439 349 C2

Устройство для управления ГТД, содержащее последовательно соединенные первый блок датчиков (БД) параметров воздуха на входе в двигатель и параметров двигателя, электронный регулятор (ЭР), блок электрогидропреобразователей (ЭГП), селектор, управляемый вход которого подключен к выходу блока встроенного контроля (БВК) ЭР, последовательно соединенные топливный насос (ТН), дозатор топлива (ДТ) и распределительный клапан (РК), резервный гидромеханический регулятор (ГМР), подключенный ко второму БД, отличающееся тем, что дополнительно введен золотник-ограничитель (ЗО), пружинная полость ЗО соединена с выходом ГМР, а чувствительная полость ЗО соединена с топливной магистралью между ДТ и РК и посредством рабочей кромки ЗО через дроссельное сопротивление (ДР) и селектор - с топливной магистралью на выходе ТН, при этом величина затяжки пружины ЗО определяется расчетно-экспериментальным путем, исходя из условия обеспечения давления топлива перед РК, соответствующего минимальному устойчивому режиму работы двигателя («малому газу»), а проливочная характеристика ДР настраивается при приемосдаточных испытаниях двигателя таким образом, чтобы обеспечить расход топлива через РК, соответствующий максимально допустимому для данного двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2439349C2

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладкин Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Шарифуллин Юрий Гиздуллович
RU2329386C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2004
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2285816C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2005
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Юфарев Вадим Александрович
RU2308605C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2334890C2
ТКАНЬ С ПЕРЕПЛЕТЕНИЕМ ШИЛОВА 2002
  • Шилов С.Б.
RU2228977C1
US 2006213200 A, 05.08.2008.

RU 2 439 349 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2012-01-10Публикация

2009-04-09Подача