Изобретение относится к области эксплуатации грузовых автомобилей, преимущественно большегрузных карьерных автосамосвалов, работающих при значительных дорожных уклонах.
Известны тормозные системы большегрузных карьерных автосамосвалов, в которых используют дисковые или барабанные рабочие тормоза с тормозными колодками. Для режима аварийного торможения применяют усиление по сравнению с рабочим тормозного момента [1, 2].
Недостатками известных систем являются большой тормозной путь, сложность конструкции и ускоренный износ тормозных колодок. Так, на испытаниях самосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 т на горизонтальном участке карьера при скорости движения 30 км/ч аварийный тормозной путь составил 24 м. При езде под уклон тормозной путь увеличивается [1].
В качестве прототипа принимаем приспособление против отката колесного транспортного средства [3]. Это устройство содержит подкладной башмак, соединенный шарнирным устройством с кронштейном рамы, при этом шарнирное устройство выполнено в виде шарнирного четырехзвенного механизма и кулисы, один конец которой шарнирно соединен с кронштейном рамы, а другой шарнирно связан с кронштейном на мосту транспортного средства. Звено шарнирного четырехзвенного механизма, расположенное напротив звена с подкладным башмаком, через упругий элемент связано с кулисой.
Известное устройство применяют после остановки автомобиля для предотвращения его отката, и оно не может быть использовано для аварийной остановки движущегося автомобиля в силу своих конструктивных особенностей.
Технический результат, который может быть достигнут при осуществлении изобретения, - повышение безопасности эксплуатации автомобилей путем уменьшения тормозного пути, особенно при работе на крутых уклонах, а также снижение износа рабочих тормозов, обычно используемых и в режиме аварийного торможения.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве, включающем тормозной клин и систему его подвески, последняя содержит пару рабочих барабанов с намотанными на них гибкими тросами, закрепленными в вершине клина, тормозной барабан с тормозной колодкой и ручную лебедку с рабочей и приводной шестернями, размещенные на общем валу, при этом тормозная колодка прижата к поверхности тормозного барабана при помощи пружины и соединена с якорем электромагнита, подключенного к электрическому аккумулятору через аварийный выключатель.
Приводная шестерня лебедки установлена с возможностью осевого перемещения.
Горизонтальная плоскость тормозного клина снабжена ребрами.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена схема устройства, вид сбоку, а на фиг.2 - вид спереди.
Устройство содержит тормозной клин 1, размещенный под днищем кузова автомобиля (не показано) вблизи колес 2, и систему его подвески, размещенную там же. Система подвески включает пару рабочих барабанов 3 с намотанными на них гибкими тросами 4, закрепленными в вершине тормозного клина 1, тормозной барабан 5 с тормозной колодкой 6 и ручную лебедку с рабочей 7 и приводной 8 шестернями, размещенные на общем валу 9. Тормозная колодка 6 прижата к поверхности тормозного барабана 5 пружиной 10 и соединена с якорем 11 электромагнита 12. Электромагнит 12 подключен к электрическому аккумулятору 13 через аварийный выключатель 14. Приводная шестерня 8 установлена с возможностью осевого перемещения. На горизонтальной плоскости тормозного клина 7 выполнены ребра или шипы 15.
При работе автомобиля в штатном режиме тросы 4 намотаны на барабаны 3, тормозной клин 1 находится в верхнем положении, а вал 9 зафиксирован тормозным барабаном 5. Приводная шестерня 8 выведена из зацепления с рабочей шестерней 7.
В нештатной ситуации (опасное препятствие, отказ рабочих тормозов и др.) водитель автомобиля включает аварийный выключатель 14, электромагнит 12 втягивает якорь 11 и сжимает пружину 10, отводя тормозную колодку 6 от поверхности тормозного барабана 5. Под действием собственного веса тормозной клин 7 падает на дорогу под колеса 2 автомобиля, сматывая тросы 4 с барабанов 3. Колеса автомобиля 2 наезжают на тормозной клин 1, и автомобиль останавливается.
Возможность расцепления шестерен 7 и 8 ручной лебедки позволяет снизить сопротивление вращению вала 9 и тем самым повысить быстродействие устройства.
Наличие ребер (шипов) 15 на горизонтальной плоскости клина 7 повышает сцепление последнего с дорогой.
После устранения нештатной ситуации водитель съезжает с тормозного клина 1, вводит в зацепление шестерни 7 и 8 лебедки и, наматывая тросы 4 на рабочие барабаны 3, поднимает тормозной клин 1 в верхнее положение, а затем выключает выключатель 14.
Пружина 10 прижимает тормозную колодку 6 к поверхности тормозного барабана 5 и фиксирует вал 9. Система возвращается в исходное состояние.
Предлагаемое устройство может использоваться как стояночный тормоз при длительной остановке автомобиля на уклоне.
Источники информации
1. Казарец А.Н., Кулешов А.А. Эксплуатация карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией. - М.: Недра, 1988, с.138-145.
2. Добрых Л.И. Новый карьерный автосамосвал. - Горный журнал, 1992, №6, с.38-41.
3. Авт. свид. СССР №698811, В 60 Т 1/14, заявлено 08.12.75, опубликовано 25.11.79, бюллетень №43 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Барабанно-колодочный тормоз автомобиля | 1983 |
|
SU1099138A1 |
МОБИЛЬНАЯ КАРОТАЖНАЯ ЛЕБЕДКА | 2000 |
|
RU2191741C2 |
ТОРМОЗ ДЛЯ НАКЛОННОГО ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА | 2007 |
|
RU2350542C1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАРНОГО БУРЕНИЯ СКВАЖИН | 2021 |
|
RU2766989C1 |
ЛЕБЕДКА | 2001 |
|
RU2192385C1 |
Устройство экстренной остановки автомобиля | 2019 |
|
RU2724443C1 |
ТОРМОЗ ДЛЯ НАКЛОННОГО ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА | 2008 |
|
RU2402477C2 |
Управляемый тормоз | 1948 |
|
SU79894A1 |
МОБИЛЬНАЯ ЛЕБЕДКА | 2014 |
|
RU2552785C1 |
Изобретение относится к области транспорта, в частности к тормозным устройствам для аварийной остановки грузовых автомобилей. Устройство включает тормозной клин и систему его подвески, размещенные под днищем кузова вблизи колес автомобиля. Система подвески содержит пару рабочих барабанов с намотанными на них гибкими тросами, закрепленными в вершине клина, тормозной барабан с тормозной колодкой и ручную лебедку с рабочей и приводной шестернями, размещенные на общем валу. Тормозная колодка прижата к поверхности тормозного барабана при помощи пружины и соединена с якорем электромагнита, подключенного к электрическому аккумулятору через аварийный выключатель. Техническим результатом является повышение безопасности эксплуатации автомобилей, а также снижение износа тормозов. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Приспособление против отката колесного транспортного средства | 1975 |
|
SU698811A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКАТЫВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2242385C2 |
US 5439076 A, 08.08.1995 | |||
DE 1235170 A1, 23.02.1967. |
Авторы
Даты
2006-11-10—Публикация
2005-03-01—Подача