СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 2006 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2287141C2

Изобретение относится к диагностике колебаний, возникающих в турбомашинах, и может найти широкое применение при создании и прочностной доводке осевых турбин и компрессоров, применяемых как в авиации, так и в энергомашиностроении.

Известен способ диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины, включающий регистрацию сигнала датчиков пульсаций потока, преобразование сигнала в частотный спектр, регистрацию частоты следования лопаток, наблюдение двух симметрично равноотстоящих от частоты следования лопаток составляющих спектра, характеризующих колебания лопаток с бегущими по колесу волнами деформации, в сравнении между собой в процессе развития колебаний величины указанных составляющих спектра и суждение по результатам сравнения о направлении движения бегущих по колесу волн деформации (Патент РФ №2111469, МКИ: G 01 M 15/00, F 01 D 25/04, опубл. 20.05.98 г.).

Недостатком указанного способа является возможность определения только автоколебаний лопаток и колебаний от вращающегося срыва.

Задача изобретения - обеспечение возможности обнаружения источника высокочастотных пульсаций, генерирующих вибронапряжения элементов конструкции рабочего колеса путем одновременной регистрации сигнала датчиков пульсаций и вибронапряжений на элементах конструкции рабочего колеса, что значительно расширяет функциональные возможности известного способа.

Указанная задача достигается тем, что в способе диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины, включающем регистрацию сигнала датчиков пульсаций потока и преобразования сигнала в частотный спектр, на каждом режиме работы турбомашины одновременно с регистрацией сигнала датчиков пульсаций регистрируют вибронапряжения на элементах конструкции рабочего колеса, преобразуют эти сигналы в частотный спектр, сравнивают этот частотный спектр с частотным спектром датчиков пульсаций и по совпадению частот спектров пульсаций и вибронапряжений судят об источнике высокочастотных пульсаций, генерирующих вибронапряжения элементов конструкции рабочего колеса.

Новым в способе является то, что на каждом режиме работы турбомашины одновременно с регистрацией сигнала датчиков пульсаций регистрируют вибронапряжения на элементах конструкции рабочего колеса, преобразуют эти сигналы в частотный спектр, сравнивают этот частотный спектр с частотным спектром датчиков пульсаций и по совпадению частот спектров пульсаций и вибронапряжений судят об источнике высокочастотных пульсаций, генерирующих вибронапряжения элементов конструкции рабочего колеса.

Экспериментально при доводке компрессоров низкого давления двухконтурных турбореактивных двигателей с широкохордными высоконагруженными лопатками было зафиксировано непосредственное возбуждение на собственных частотах рабочих лопаток компрессора и его корпуса пульсациями давления, генерируемыми при взаимодействии лопаток ротора и статора на различных режимах работы двигателя. Эти резонансы приводили к поломкам рабочих лопаток и корпуса компрессора.

Выполнив на каждом режиме работы турбомашины одновременно с регистрацией сигнала датчиков пульсаций регистрацию вибронапряжений на элементах конструкции рабочего колеса, преобразовав эти сигналы в частотный спектр и сравнив этот частотный спектр с частотным спектром датчиков пульсаций, мы по совпадению частот спектров пульсаций и вибронапряжений можем определить источник высокочастотных пульсаций, генерирующих вибронапряжения элементов конструкции рабочего колеса, что значительно облегчает доводку элементов конструкции двигателя.

На фиг.1 показано устройство для реализации способа диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины.

На фиг.2 представлены статистические данные по максимальным амплитудам колебаний в спектре:

а) пульсации потока в компрессоре;

б) вибронапряжение корпуса компрессора;

в) вибронапряжения на рабочей лопатке второй ступени компрессора.

Устройство для реализации способа диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины содержит корпус двухступенчатого компрессора 1 с лопатками направляющих аппаратов первой и второй ступеней 2 и 3, ротор 4 с рабочими колесами 5 и 6 с рабочими лопатками первой 7 и второй 8 ступеней. За рабочими колесами 5 и 6 в проточной части компрессора установлены датчики пульсаций давления 9 и 10. На корпусе 1 и на рабочей лопатке 8 установлены датчики вибронапряжений 11 и 12, в качестве которых могут быть использованы, например, высокотемпературные тензодатчики, чье применение для измерения вибрационных напряжений известно из сборника статей "Высокотемпературные тензодатчики". М.: Гос. научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, 1963, стр.74-77. Выходы датчиков 9, 10, 11 и 12 через многоканальный усилитель 13 подключены к входу анализатора спектров 14, у которого выход соединен со входом магнитного регистратора 15. Анализатор 14 и регистратор 15 могут быть как многоканальными, так и иметь переключатель на входе для выбора одного канала.

Способ осуществляют следующим образом. На каждом режиме работы двигателя, когда компрессор низкого давления вращается с определенными оборотами, сигналы с датчиков пульсаций 9 и 10 и вибронапряжений 11 и 12 через усилитель 13 и анализатор спектра 14 записывают на магнитный регистратор 15. По данным с магнитного регистратора 15 строят график зависимости амплитуды пульсаций и вибронапряжений (по максимальным амплитудам в спектре) от частоты на всех режимах работы двигателя.

График зависимости амплитуды пульсаций и вибронапряжений на компрессоре испытуемого двигателя от частоты на всех режимах работы двигателя представлен на фиг.2. На фиг.2а нанесены амплитуды пульсаций: крестиками по датчику 9 и точками по датчику 10. На фиг.2б нанесены амплитуды вибронапряжений корпуса по датчику 11: крестиками от пульсаций давления за первым рабочим колесом 5, зарегистрированных датчиком пульсаций 9, точками от пульсаций давления за вторым рабочим колесом 6, зарегистрированных датчиком пульсаций 10. На фиг.2в показаны амплитуды вибронапряжений рабочей лопатки второй ступени компрессора 8 по датчику 12: крестиками от пульсаций давления за первым рабочим колесом 5, зарегистрированных датчиком пульсаций 9, точками от пульсаций давления за вторым рабочим колесом 6, зарегистрированных датчиком пульсаций 10. Сравнение графиков на фиг.2а), б) и в) показывает, что вибронапряжения в определенных диапазонах частот на различных режимах работы компрессора двигателя как на корпусе 1, так и на лопатке 8 возникают из-за совпадения собственных частот элементов конструкции (корпус, лопатка) с частотой пульсаций давления, генерируемых при вращении ротора компрессора 4. Наблюдается явление резонанса, который при весьма короткой наработке на некоторых режимах работы двигателя приводит к поломке корпуса компрессора и рабочей лопатки второй ступени.

Демпфирование пульсаций давления в определенных диапазонах частот позволяет исключить явление резонанса элементов конструкции компрессора и обеспечить его надежную работу в течение ресурса двигателя.

Похожие патенты RU2287141C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Посадова Ольга Львовна
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2395068C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РЕЗОНАНСНЫХ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА В СОСТАВЕ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2011
  • Хориков Анатолий Алексеевич
  • Данилкин Сергей Юрьевич
RU2451279C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадов Владимир Владимирович
RU2511773C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Воинов Виктор Владимирович
  • Михайлов Александр Леонидович
RU2296970C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВИДА КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Посадов Владимир Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2598983C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Воинов Виктор Владимирович
  • Михайлов Александр Леонидович
  • Фирсов Андрей Владимирович
RU2308693C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2006
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Михайлов Александр Леонидович
  • Посадова Ольга Львовна
  • Воинов Виктор Владимирович
RU2324161C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ РЕЗОНАНСНЫХ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2411466C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Посадова Ольга Львовна
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2411484C1
СПОСОБ ДОВОДКИ КОЛЕС ТУРБОМАШИН 2014
  • Селезнев Валерий Григорьевич
  • Головченко Иван Юрьевич
  • Силаева Татьяна Николаевна
RU2579300C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 287 141 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ

Способ диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины относится к диагностике колебаний, возникающих в турбомашинах, и может найти широкое применение при создании и прочностной доводке осевых турбин и компрессоров, применяемых как в авиации, так и в энергомашиностроении. Способ дает возможность обнаружить источник высокочастотных пульсаций, генерирующих вибронапряжения элементов конструкции рабочего колеса. Выполнив на каждом режиме работы турбомашины одновременно с регистрацией сигнала датчиков пульсаций регистрацию вибронапряжений на элементах конструкции рабочего колеса, преобразовав эти сигналы в частотный спектр и сравнив этот частотный спектр с частотным спектром датчиков пульсаций по совпадению частот спектров пульсаций и вибронапряжений, можно определить источник высокочастотных пульсаций, генерирующих вибронапряжения элементов конструкции рабочего колеса, что значительно облегчает доводку элементов конструкции двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 287 141 C2

Способ диагностики колебаний рабочего колеса турбомашины, включающий регистрацию сигнала датчиков пульсаций потока и преобразования сигнала в частотный спектр, отличающийся тем, что на каждом режиме работы турбомашины одновременно с регистрацией сигнала датчиков пульсаций регистрируют вибронапряжения на элементах конструкции рабочего колеса, преобразуют эти сигналы в частотный спектр, сравнивают этот частотный спектр с частотным спектром датчиков пульсаций и по совпадению частот спектров пульсаций и вибронапряжений судят об источнике высокочастотных пульсаций, генерирующих вибронапряжения элементов конструкции рабочего колеса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2287141C2

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 1997
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2111469C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 1994
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2076307C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ 1997
  • Тихомиров Ю.П.
  • Астахов А.Л.
  • Суслов В.Е.
RU2133951C1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ НА РЕЗОНАНСНУЮ ЧАСТОТУ КОЛЕБАНИЯ ИСПЫТЫВАЕМЫХ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА 1991
  • Божко А.Е.
  • Белых В.И.
  • Федоров А.И.
  • Ляшенко В.И.
RU2029274C1
DE 2921976 A, 06.12.1979
US 5396793 A, 14.03.1995.

RU 2 287 141 C2

Авторы

Андреев Анатолий Васильевич

Голиков Николай Николаевич

Даты

2006-11-10Публикация

2005-02-16Подача