КАРЬЕРНЫЙ ПОДЪЕМНИК ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ Российский патент 2006 года по МПК B66B15/00 B66B9/06 E21C47/00 B65G17/06 

Описание патента на изобретение RU2287477C1

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема автомобилей-самосвалов на борт карьера при ведении открытых горных работ.

Известны устройства для подъема железнодорожных вагонов и автомобилей-самосвалов на борт карьера и спуска их в карьер, содержащие тележки на колесах с возможностью размещения на них подвижного состава и их перемещения по наклонным рельсовым путям, канаты, огибаемые канатами блоки, противовесы на рельсовом ходу, приводы канатных блоков (Демидов Ю.В., Трубецкой Н.К., Наумов С.С. Использование наклонных подъемников для транспортирования крупнокусковой горной массы на глубоких карьерах Заполярья. Горный журнал, 1998, №7, с.42-45, 2003).

Однако недостатками известных устройств являются ограниченная производительность, вызванная цикличным характером работы, сложность конструкции, высокие удельные металлоемкость и энергоемкость транспортирования горной массы из карьера.

Известен грузоведущий вертикально замкнутый конвейер (прототип), который может быть использован в качестве карьерного подъемника для автомобилей-самосвалов, содержащий пластинчато-катковую тяговою цепь с возможностью огибания ею приводной и натяжной звездочек и перемещения ходовых катков цепи по направляющим, состоящим из наклонного участка и примыкающих к нему горизонтальных участков в нижней и верхней частях конвейера, при этом на цепи с определенным шагом закреплены кулаки с возможностью их взаимодействия с транспортируемыми в процессе сборки автомобилями, перемещаемыми на собственных колесах по специальным путям, размещенным с наружных сторон от направляющих для ходовых катков (Спиваковский А.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины. - М.: Машиностроение, 1968, с.309-312, рис.312,б).

Недостатками известного грузоведущего конвейера являются невозможность транспортирования груженых автомобилей-самосвалов на борт карьера из-за саморазгрузки горной массы из кузова автомобиля-самосвала при значительном угле наклона трассы транспортирования и повышение металлоемкости и энергоемкости, невозможность удержания груженых автомобилей-самосвалов на линии подъема при возможных обрывах тяговой цепи.

Техническим результатом изобретения является обеспечение подъема груженых автомобилей-самосвалов на борт карьера при непрерывном режиме транспортирования и минимизации показателей металлоемкости и энергоемкости при выполнении этих операций с возможностью удержания груженых автомобилей-самосвалов на линии подъема при возможных обрывах тяговой цепи.

Технический результат достигается тем, что в карьерном подъемнике для автомобилей-самосвалов, содержащем линию с вертикально замкнутой пластинчато-катковой тяговой цепью с возможностью огибания ею приводной и натяжной звездочек с перемещением ходовых катков цепи по направляющим, состоящим из наклонного участка и примыкающих к нему горизонтальных участков в нижней и верхней частях подъемника, при этом на тяговой цепи с определенным шагом закреплены приспособления для захвата и транспортирования автомобилей-самосвалов, с возможностью перемещения их колес по пути, согласно изобретению каждое приспособление для захвата и транспортирования автомобилей-самосвалов выполнено в виде шарнирно прикрепленных к двум пластинчато-катковым цепям и размещенных между ними сдвоенных рычагов с катками на свободных концах с возможностью поворота сдвоенных рычагов в вертикальной плоскости и перемещения катков по направляющим, размещенным под направляющими для ходовых катков тяговых цепей, при этом сдвоенные рычаги соединены между собой площадкой, расположенной с зазором над путем и с возможностью размещения на ней передних колес автомобиля-самосвала, причем каждая площадка выполнена с криволинейным упором со стороны натяжной звездочки с возможностью его взаимодействия с передними колесами автомобиля-самосвала, путь расположен с возможностью перемещения по нему задних колес автомобилей-самосвалов, в карьере и на его борту в зонах въезда автомобилей-самосвалов задним ходом размещены козырьки, а в средней части подъемника тяговые цепи снабжены дополнительными приводными звездочками, при этом на наклонном участке подъемника с одинаковым шагом размещены устройства для улавливания оборвавшихся тяговых цепей, каждое из которых выполнено в 1 виде закрепленного с помощью кронштейнов на верхней части направляющей для ходовых катков тяговой цепи и размещенного над тяговой цепью башмака П-образного поперечного сечения с увеличением его высоты в сторону движения тяговой цепи, а под тяговой цепью с минимальным зазором на направляющей для катков сдвоенных рычагов закреплена шина, при этом на тяговой цепи внутри башмака свободно размещен клин с возможностью его упора в переднюю стенку башмака при нормальной работе подъемника и его заклинивания между башмаком и тяговой цепью при изменении направления движения тяговой цепи после ее обрыва.

Карьерный подъемник для автомобилей-самосвалов представлен на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - узел опирания передних колес автомобиля-самосвала на прикрепленную к тяговым цепям площадку, на фиг.3 - вид А по фиг.2, на фиг.4 - размещение груженого автомобиля-самосвала на наклонном участке, на фиг.5 - устройство для улавливания оборвавшейся тяговой цепи, на фиг.6 - разрез Б-Б по фиг.5 с размещением элементов при нормальной работе подъемника, на фиг.7 - то же, при улавливания оборвавшейся тяговой цели.

Карьерный подъемник для автомобилей-самосвалов состоит из двух вертикально замкнутых пластинчато-катковых тяговых цепей 1 с возможностью огибания ими приводной звездочки 2, натяжной звездочки 3 и взаимодействия с промежуточными звездочками 4. Тяговые цепи 1 снабжены ходовыми катками 5 с возможностью перемещения ходовых катков 5 тяговых цепей 1 по направляющим 6. Карьерный подъемник включает в себя наклонный участок 7 и примыкающие к нему горизонтальные участки 8 и 9 в нижней и верхней части. На тяговых цепях 1 с определенным шагом закреплены приспособления для захвата и транспортирования автомобилей-самосвалов 10. Эти приспособления выполнены в виде шарнирно (11) прикрепленных к двум пластинчато-катковым цепям 1 и размещенных между ними сдвоенных рычагов 12 с катками 13 на свободных концах. Сдвоенные рычаги 12 установлены с возможностью их поворота в вертикальной плоскости и перемещения катков 13 по направляющим 14, размещенным под направляющими 6 для ходовых катков 5 тяговых цепей 1. Сдвоенные рычаги 12 соединены между собой площадкой 15 с возможностью размещения на площадке 15 передних колес 16 груженого автомобиля-самосвала 10. Каждая площадка 15 размещена с зазором 17 над путем 18 и выполнена с криволинейным упором 19 со стороны натяжной звездочки 3 с возможностью его взаимодействия с передними колесами 16 автомобиля-самосвала 10. При этом задние колеса 20 автомобиля-самосвала 10 размещаются на пути 18 и с возможностью перемещения по ним. В карьере 21 и на его борту 22 в зонах въезда автомобилей-самосвалов 10 над натяжной звездочкой 3 и головной приводной звездочкой 2 размещены козырьки 23 и 24. При этом в этих зонах направляющие 6 для ходовых катков 5 тяговых цепей 1 и направляющие 14 для катков 13 сдвоенных рычагов 12 выполнены криволинейными (25). Это обеспечивает возможность свободного заезда задних колес 20 и передних колес груженых автомобилей-самосвалов 10 на путь 18 с козырька 23 и выезд на козырек 24 на борту 22 карьера.

На наклонном участке 7 подъемника с одинаковым шагом размещены устройства для улавливания оборвавшихся тяговых цепей 1 (фиг.5, 6 и 7). Каждое устройство выполнено в виде закрепленного на верхней части направляющей 6 для ходовых катков 5 тяговой цепи 1 и размещенного над тяговой цепью 1 башмака 26 П-образного поперечного сечения с увеличением его высоты в сторону движения 27 тяговой цепи 1. Башмак 26 закреплен с помощью кронштейнов 28. Под тяговой цепью 1 с минимальным зазором на направляющей 14 для катков 13 сдвоенных рычагов 12 закреплена шина 29. На тяговой цепи 1 внутри башмака 26 свободно размещен клин 30 с возможностью его упора в переднюю стенку 31 П-образного башмака 26 при нормально работе подъемника при движении тяговых цепей 1 в направлении 27.

Размещение клина 30 обеспечивает также возможность его заклинивания между башмаком 26 и тяговой цепью 1 при изменении направления 32 движения тяговой цепи 1 после ее обрыва.

Карьерный подъемник для автомобилей-самосвалов действует следующим образом. При включении приводных звездочек 2 и 4 крутящий момент от них реализуется в тяговое усилие, передаваемое тяговым цепям 1, которые начинают непрерывно двигаться в направлении 27 (вверх). Каждый груженый автомобиль-самосвал 10, находящийся в карьере 21, задним ходом через козырек 23 заезжает на горизонтальный участок 8 пути 18 и останавливается на нем. При непрерывном движении тяговых цепей 1 очередная площадка 15 набегает на передние колеса 16 автомобиля-самосвала 10 и своим упором 19 приводит автомобиль-самосвал 10 в движение. При этом его задние колеса 20 перемещаются по пути 18. При переходе с горизонтального участка 8 на наклонный участок 7 кузов груженого автомобиля-самосвала 10 поднимают, поэтому при наклонном расположении ходовой части кузов по-прежнему остается в горизонтальном положении на всем наклонном участке 7 подъема. При переходе с наклонного участка 7 на верхний горизонтальный участок 9 кузов груженого автомобиля-самосвала 10 снова опускают, переводя его в горизонтальное положение. С верхнего горизонтального участка 9 груженый автомобиль-самосвал 10 своим ходом через козырек 22 выезжает на борт 22 карьера, а площадка 15, разворачиваясь на криволинейном участке 25 направляющих 14 с помощью взаимодействующих с ними катков 13, под козырьком 22 вместе с тяговой цепью 1 огибает верхнюю приводную звездочку 2, переходя на нижнюю ветвь, и движется вниз. При подъеме груженых автомобилей-самосвалов 10 на площадки 15 передается нагрузка только от передних колес 16, а нагрузка от задних колес 20 передается непосредственно на путь 18. Одновременно на борт 22 карьера поднимаются несколько груженых автомобилей-самосвалов 10 с интервалом, определяемым принят расстояниями между смежными площадками 15, а эти расстояния определяются производительностью карьера. При движении тяговых цепей 1 в направлении 27 (вверх), находящиеся на тяговых цепях 1 клинья 30 за счет сил трения могут смещаться в направлении 27 до их упора в передние стенки 31 П-образных башмаков 26. За счет относительно небольшого веса клиньев 30 сопротивления движению, вызванные взаимодействием клиньев 30 с тяговыми цепями 1, очень незначительны, поэтому практически не оказывают никакого влияния на работу карьерного подъемника.

За счет непрерывного режима работы и наличия кроме головных приводных звездочек 2 также промежуточных приводных звездочек 4 возможен подъем груженых автомобилей-самосвалов 10 из глубоких карьеров 21 при высокой производительности.

При обрыве тяговых цепей 1 под действием синусоидальной составляющей их веса и находящихся на наклонном участке 7 груженых автомобилей самосвалов 10 тяговые цепи 1 начнут двигаться в направлении 32 (вниз). При этом размещенные на тяговых цепях 1 клинья 30 начнут двигаться вместе с ними до заклинивания клиньев 30 между тяговыми цепями 1 и П-образными башмаками 26, что приведет к остановке и улавливанию оборвавшихся тяговых цепей 1 вместе с находящимися на наклонном участке 7 карьерного подъемника автомобилями-самосвалами 10.

Отличительные признаки изобретения обеспечивают подъем груженых автомобилей-самосвалов на борт карьера при непрерывном режиме транспортирования с возможностью улавливания тяговых цепей при их обрыве.

Похожие патенты RU2287477C1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2007
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2329941C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА И ИХ СПУСКА В КАРЬЕР 2006
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2305189C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2005
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2284959C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2005
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
  • Кулешов Алексей Алексеевич
RU2285655C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2005
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2284958C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2006
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2313481C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ГРУЖЕНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА И СПУСКА ПОРОЖНИХ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ В КАРЬЕР 2013
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2566832C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА И ИХ СПУСКА В КАРЬЕР 2000
  • Кулешов А.А.
  • Тарасов Ю.Д.
RU2168630C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОСАМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2001
  • Тарасов Ю.Д.
  • Кулешов А.А.
RU2184072C1
ЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ АВТОМОБИЛЯ-САМОСВАЛА 2003
  • Тарасов Ю.Д.
  • Коптев В.Ю.
RU2257330C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 287 477 C1

Реферат патента 2006 года КАРЬЕРНЫЙ ПОДЪЕМНИК ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к карьерным подъемникам для автомобилей-самосвалов. Подъемник содержит линию с замкнутой пластинчато-катковой цепью. На цепи с определенным шагом размещены приспособления для захвата и транспортирования автомобилей-самосвалов. Согласно изобретению каждое приспособление для захвата и транспортирования автомобилей-самосвалов выполнено в виде шарнирно прикрепленных к двум пластинчато-катковым цепям и размещенных между ними сдвоенных рычагов с катками на свободных концах с возможностью поворота сдвоенных рычагов в вертикальной плоскости и перемещения катков по направляющим, размещенным под направляющими для ходовых катков тяговых цепей. Сдвоенные рычаги соединены между собой площадкой, расположенной с зазором над путем для перемещения по нему задних колес автомобилей-самосвалов, и с возможностью размещения на площадке передних колес автомобиля-самосвала. Каждая площадка выполнена с криволинейным упором со стороны натяжной звездочки с возможностью его взаимодействия с передними колесами автомобиля-самосвала. В карьере и на его борту в зонах въезда автомобилей-самосвалов задним ходом размещены козырьки, а в средней части подъемника тяговые цепи снабжены дополнительными приводными звездочками. На наклонном участке подъемника с одинаковым шагом размещены устройства для улавливания оборвавшихся тяговых цепей, каждое из которых выполнено в виде закрепленного с помощью кронштейнов на верхней части направляющей ходовых катков тяговой цепи и размещенного над тяговой цепью башмака П-образного поперечного сечения с увеличением его высоты в сторону движения тяговой цепи. Под тяговой цепью с минимальным зазором на направляющей для катков сдвоенных рычагов закреплена шина, при этом на тяговой цепи внутри башмака свободно размещен клин с возможностью его упора в переднюю стенку башмака при нормальной работе подъемника и его заклинивания между башмаком и тяговой цепью при изменении направления движения тяговой цепи после ее обрыва. Изобретение обеспечивает подъем груженых автомобилей-самосвалов на борт карьера и возможность улавливания тяговых цепей при их обрыве. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 287 477 C1

Карьерный подъемник для автомобилей-самосвалов, содержащий линию с вертикально замкнутой пластинчато-катковой тяговой цепью с возможностью огибания ею приводной и натяжной звездочек с перемещением ходовых катков цепи по направляющим, состоящим из наклонного участка и примыкающих к нему горизонтальных участков в нижней и верхней частях подъемника, при этом на тяговой цепи с определенным шагом закреплены приспособления для захвата и транспортирования автомобилей-самосвалов с возможностью перемещения их колес по пути, отличающийся тем, что каждое приспособление для захвата и транспортирования автомобилей-самосвалов выполнено в виде шарнирно прикрепленных к двум пластинчато-катковым цепям и размещенных между ними сдвоенных рычагов с катками на свободных концах с возможностью поворота сдвоенных рычагов в вертикальной плоскости и перемещения катков по направляющим, размещенным под направляющими для ходовых катков тяговых цепей, при этом сдвоенные рычаги соединены между собой площадкой, расположенной с зазором над путем и с возможностью размещения на ней передних колес автомобиля-самосвала, причем каждая площадка выполнена с криволинейным упором со стороны натяжной звездочки с возможностью его взаимодействия с передними колесами автомобиля-самосвала, при этом путь расположен с возможностью перемещения по нему задних колес автомобилей-самосвалов, в карьере и на его борту в зонах въезда автомобилей-самосвалов задним ходом размещены козырьки, а в средней части подъемника тяговые цепи снабжены дополнительными приводными звездочками, при этом на наклонном участке подъемника с одинаковым шагом размещены устройства для улавливания оборвавшихся тяговых цепей, каждое из которых выполнено в виде закрепленного с помощью кронштейнов на верхней части направляющей для ходовых катков тяговой цепи и размещенного над тяговой цепью башмака П-образного поперечного сечения с увеличением его высоты в сторону движения тяговой цепи, а под тяговой цепью с минимальным зазором на направляющей для катков сдвоенных рычагов закреплена шина, при этом на тяговой цепи внутри башмака свободно размещен клин с возможностью его упора в переднюю стенку башмака при нормальной работе подъемника и его заклинивания между башмаком и тяговой цепью при изменении направления движения тяговой цепи после ее обрыва.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2287477C1

СПИВАКОВСКИЙ А.О., ДЬЯЧКОВ В.К
Транспортирующие машины, М
Машиностроение, 1968, с.309-312, рис.312,б
US 5125481 А, 30.06.1992
Устройство для подъема и спуска автосамосвалов из карьеров 1987
  • Белявский Михаил Анатольевич
  • Тигай Геннадий Виленович
  • Степин Анатолий Алексеевич
  • Семенов Леонид Николаевич
  • Полковников Виктор Семенович
  • Дьяченко Вячеслав Николаевич
SU1437337A1
Устройство для улавливания тягового органа конвейера при его обрыве 1982
  • Фролов Александр Яковлевич
SU1043081A1
ПУЛЬСИРУЮЩИЙ КОНВЕЙЕР ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА поточных линиях ТЕХНИЧЕСКОГО 0
SU232116A1
Цепной конвейер 1974
  • Василевский Владислав Иванович
  • Онищенко Василий Филиппович
  • Иванова Нионила Никифоровна
SU636143A1

RU 2 287 477 C1

Авторы

Тарасов Юрий Дмитриевич

Даты

2006-11-20Публикация

2005-04-26Подача