Изобретение относится к нефтепереработке, нефтехимии и автомобильной промышленности, в частности к присадкам к автомобильным бензинам для придания им моющих, антиокислительных, антиобледенительных и других свойств, а также для улучшения экологических характеристик.
С целью улучшения эксплуатационных и экологических свойств бензинов за рубежом выпускаются и широко используются многофункциональные присадки, такие как Keropur 3430, Adibis-5007, Hitec-6430, SAP-9500 и др. Использование этих присадок необходимо для уменьшения отложений в системе подачи топлива в камеру сгорания, улучшения эксплуатационных характеристик бензинов и снижения токсичности отработавших газов автомобилей. Недостатками этих присадок являются многокомпонентность, дефицитность сырья, сложная технология получения отдельных компонентов и, как следствие, высокая стоимость.
В России предложены моющие присадки, получаемые на базе продуктов реакции карбоновых кислот и полиэтиленполиаминов различного состава, в частности моющая присадка "Неолин", представляющая собой раствор продукта конденсации олеиновой кислоты и диэтилентриамина и оксиэтилированного алкилфенола в бутилцеллозольве [ТУ 38.401103-93, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. - М.: Химия, 2000. - С.121]. Недостатками этой присадки являются низкая эффективность моющего действия, неудовлетворительные низкотемпературные свойства, использование для ее производства растительных масел - пищевого сырья, ресурсы которого ограничены.
Известна присадка "Автомаг" [ТУ 38.401-58-33-92, A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. - М.: Химия, 2000. - С.120], которая вырабатывалась в ПО "Норси". В состав этой присадки входят, мас.%:
В настоящее время ее производство прекращено из-за закрытия производства основного сырья - синтетических жирных кислот.
Недостатками присадки "Автомаг" являются сложный состав и недостаточно высокая эффективность действия.
Наиболее близким аналогом предлагаемой присадки является присадка Паливин - продукт конденсации технических алкилсалициловых кислот и диэтилентриамина (прототип) [A.M.Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. - М.: Химия, 2000. - С.119-120].
Задачей настоящего изобретения является создание на основе доступного нефтехимического сырья многофункциональной присадки к автомобильным бензинам, которая, обладая антиокислительными, антикоррозионными, антиобледенительными и другими свойствами, обеспечивает высокую эффективность моющего действия и тем самым улучшает эксплуатационные и экологические характеристики топлива, снижая содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей.
Поставленная задача решается тем, что, многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот (ТАСК) и полиэтиленполиаминов формулы
NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7,
взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:ТАСК, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Соотношение компонентов, мас.%:
В качестве органического растворителя используются:
- индустриальные масла И-5А, И-8А, И-12А, И-20А (ГОСТ 20799); или трансформаторные масла ГК (ТУ 38.1011025) либо ВГ (ТУ 38.401978); или моторные масла МС-14, МС-20 (ГОСТ 21743), а также другие углеводородные масла с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С;
- синтетические полиальфаолефиновые масла ПАОМ-4, 5, 6 (ТУ 38.4011093-2003), или диоктилсебацинат ДОС (ТУ 6-06-11-88);
- полиэфирамины, в частности полиоксипропилендиамины ДА (ТУ 6-02-2-971-88);
- или смеси перечисленных продуктов.
ТАСК содержат от 10 до 30 углеродных атомов и состоят в основном из алкилсалициловых кислот 50-60% и алкилфенолов 30-40%. Такой состав ТАСК определяется обратимостью реакций при их производстве по методу Кольбе-Шмидта.
В результате взаимодействия указанных реагентов в зависимости от их мольного соотношения получаются моноамиды и диамиды полиэтиленполиламинов и ТАСК.
Растворители присадки, заявляемые в настоящем техническом решении, предложены впервые, что соответствует критерию "новизна".
В отличие от прототипа:
- в качестве растворителя присадки, усиливающего ее функциональные свойства, используются углеводородные или синтетические масла, или полиоксипропилендиамины, или их смеси.
Присадка добавляется в углеводородные топлива в концентрации 0,01-0,15 мас.%, предпочтительно 0,03-0,06 мас.%.
Присадку предлагаемого состава получают смешением при температуре 25°С полиэтиленполиамина с раствором ТАСК в прямогонной бензиновой фракции в мольном соотношении от 1:1 до 1:2 с последующим подъемом температуры до 140-160°С и выдержкой при этой температуре до полного удаления воды, выделяющейся в результате реакции. После окончания процесса и отгонки бензиновой фракции активное вещество присадки при перемешивании растворяется в перечисленных выше растворителях.
Были приготовлены образцы присадки на основе ТАСК, полиэтиленполиаминов и различных растворителей. Соотношения реагентов и свойства полученных продуктов приведены в таблице 1.
Исследование эффективности моющего действия представленных образцов осуществлялось на установке УИТ-65 по методике, включенной в комплекс методов квалификационной оценки (КМКО) автомобильных бензинов.
Оценка эффективности моющего действия синтезированных продуктов проводилась по среднему уровню загрязнения контрольной поверхности при заданном режиме чередования процессов накопления и смыва отложений, так называемому интегральному показателю моющих свойств - Ас, %.
Интегральный показатель Ас является комплексным показателем для сравнения присадок. Чем меньше значения Ас, тем большей эффективностью моющего действия обладает присадка.
Результаты исследования моющего действия образцов приведены в таблице 2.
Из полученных данных видно, что амиды технических алкилсалициловых кислот в растворе нефтяных и синтетических масел с уровнем вязкости, не превышающим 25 мм2/с при 100°С (обр.1-10), проявляют высокую моющую эффективность. С ростом вязкости масла-растворителя выше указанного уровня, характеризующегося также ухудшением низкотемпературных свойств (обр.11-13), моющие свойства ухудшаются.
Такая же тенденция наблюдается при использовании в качестве растворителя присадки ароматических углеводородов (обр.14, 16). При использовании в качестве растворителя смеси ксилола с изопропиловым спиртом (обр.15) также наблюдается значительное ухудшение моющих свойств присадки.
Антикоррозионные свойства синтезированных продуктов оценивались по модифицированному методу ASTM D665, заключающемуся в контакте специальным образом подготовленного стального стержня (Ст.3, ГОСТ 380-85) с водно-топливной эмульсией в течение 4 часов при температуре 38°С.
Для сравнения эффективности действия образцов в качестве эталонного топлива использовалась смесь искусственного топлива (ИТ), состоящего из изооктана (80 об.%.) и толуола (20 об.%), с 10 об.% этанола и в качестве водной фазы - искусственная "морская" вода, содержащая набор неорганических солей в соответствии с указанным стандартом. Соотношение топливо:водная фаза составляло 10:1 по объему.
Коррозионную активность испытуемого топлива оценивали визуально по чистоте стержня в баллах в соответствии с таблицей 3.
Антиокислительные свойства синтезированных соединений исследовали по величине индукционного периода базового бензина их содержащего по ГОСТ 4039 и методу ускоренного старения бензина с определением растворимых и нерастворимых высокомолекулярных продуктов окисления (фактических смол) по ГОСТ 22054. В качестве базового бензина использовали смесь 70 об.%. бензина прямой гонки и 30 об.% бензина термического крекинга.
Антиобледенительные свойства оценивали по изопропиловому эквиваленту, который равняется содержанию изопропилового спирта в модельном топливе в процентах, при котором наблюдается такая же скорость обледенения, что и в случае испытуемого образца. В качестве модельного топлива использовали смесь, состоящую из 80% н-пентана и 20% толуола.
Результаты исследований приведены в таблице 4.
Функциональные свойства синтезированных образцов (концентрация 0,05 мас.%)
Введение предлагаемой присадки в концентрации до 0,15 мас.%. не оказывает отрицательного влияния на физико-химические и эксплуатационные свойства автомобильных бензинов. При этом проверке подвергались показатели качества бензина, наиболее чувствительные к наличию поверхностно-активных веществ. Результаты представлены в таблице 5.
Влияние синтезированных образцов на некоторые свойства автобензина АИ-80 (экспортный) Киришинефтеоргсинтез (концентрация присадок 0,15 мас.%)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2005 |
|
RU2284345C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2011 |
|
RU2478694C2 |
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам | 2016 |
|
RU2616624C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ | 2009 |
|
RU2427614C1 |
ПРИСАДКА К МОТОРНЫМ МАСЛАМ | 1993 |
|
RU2035494C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ И СМАЗОЧНОЕ МАСЛО | 1995 |
|
RU2076895C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИСТАТИЧЕСКОЙ ПРИСАДКИ ДЛЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ И РАСТВОРИТЕЛЕЙ | 2004 |
|
RU2277576C1 |
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам и топливная композиция на ее основе | 2022 |
|
RU2796678C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ ОСНОВА ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2016 |
|
RU2633357C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИСАДКИ К НЕФТЕПРОДУКТАМ И КОМПОЗИЦИИ, ЕЕ СОДЕРЖАЩИЕ | 1995 |
|
RU2083644C1 |
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, нефтехимии и автомобильной промышленности, конкретно к многофункциональной присадке, предназначенной для использования в составе автомобильных бензинов. Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7, взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, в качестве которого содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси. Присадка улучшает моющие, антиокислительные, антикоррозионные и другие свойства автомобильных бензинов, а также снижает содержание токсичных веществ в отработавших газах автомобилей. Использование настоящего изобретения позволит увеличить выпуск высококачественных неэтилированных бензинов. 5 табл.
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе продуктов взаимодействия технических алкилсалициловых кислот и полиэтиленполиаминов формулы:
NH2(CH2CH2NH)nH, где n=1-7,
взятых в мольном соотношении полиэтиленполиамины:технические алкилсалициловые кислоты, равном от 1:1 до 1:2 в расчете на алкилсалициловые кислоты, и органического растворителя, отличающаяся тем, что в качестве органического растворителя содержит нефтяные масла или их смеси с кинематической вязкостью не более 25 мм2/с при 100°С и температурой застывания не выше минус 15°С, синтетические масла или их смеси, полиэфирамины или их смеси.
Справочник | |||
Данилов A.M | |||
Применение присадок в топливах для автомобилей | |||
- М.: Химия, 2000, с.119-122 | |||
Данилов A.M | |||
Присадки и добавки | |||
Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив | |||
- М.: Химия, 1996, с.135-137 | |||
CS 210964 А, 15.02.1984 | |||
МОДУЛИРОВАННО-ЛЕГИРОВАННЫЙ ПОЛЕВОЙ ТРАНЗИСТОР | 2013 |
|
RU2539754C1 |
US 3304162 A, 25.06.1963. |
Авторы
Даты
2006-12-10—Публикация
2005-04-18—Подача