СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМ ЗАЗОРОВ В СКОЛЬЗУНАХ ПРИ РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ТЕЛЕЖКАМИ ЦНИИ-Х3 (МОДЕЛЬ 18-100) Российский патент 2006 года по МПК G01B5/00 

Описание патента на изобретение RU2289093C2

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов.

Действующей нормативно-технической документацией (Руководящий документ «Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов»: РД 32 ЦВ 052-2002/ Проектно-конструкторское бюро ЦВ МПС: Введ. 16.12.2004 - М., 2002. - 71 с.) установлены требования к величине суммарного зазора в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона при ремонтах. Нормативные значения для разных типов грузовых вагонов установлены в пределах от 4 до 16 мм, однако, способ (технология) для их обеспечения отсутствует.

В настоящее время обеспечение нормативов по величине суммарного зазора в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона при плановых ремонтах вагонов практически осуществляется уже после подкатки тележек под вагон подбором стальных (Ст.0-3 ГОСТ 380) регулировочных прокладок толщиной от 1,5 до 5 мм, устанавливаемых под колпаки скользунов надрессорных балок. Количество и толщина подкладываемых или убираемых прокладок определяется для обеспечения требуемой величины суммарного зазора N.

Недостатком данного способа обеспечения нормируемого зазора в скользунах при плановых ремонтах является то, что:

1. Из-за отсутствия предварительных замеров высоты скользунов во многих случаях после подкатки тележек под вагон зазоры не соответствуют нормативным и с целью их обеспечения производится подъемка кузова для постановки или изъятия прокладок из-под колпаков скользунов надрессорных балок. При этом в ряде случаев требуется повторная подъемка кузова вагона, а в отдельных - выкатка тележек, что ведет к несвоевременному выпуску вагона из ремонта.

2. Действующий способ приводит также к некачественному ремонту вагонов. Так, проведенным обследованием вагонов, выпущенных из деповского ремонта, установлено, что в 6% случаев суммарный зазор по обе стороны каждого конца вагона был меньше, а в 17% случаев - больше нормативного значения. Кроме того, при существующем способе не обеспечиваются равные зазоры в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона, что является важным фактором, влияющим на безопасность вагонов от сходов т.е. на безопасность движения поездов.

Цель предлагаемого изобретения - создание способа, позволяющего заранее измерить высоту скользунов и на основании измерений определить необходимую толщину прокладок, устанавливаемых под колпаки скользунов надрессорных балок для получения нормируемого зазора, одинакового по обе стороны каждого конца вагона.

Поставленная цель достигается выполнением следующих этапов:

1) проведение предварительных замеров высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника;

2) проведение предварительных замеров высоты основания скользунов на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника;

3) расчет необходимой толщины и количества прокладок для обеспечения нормируемого зазора отдельно по каждой паре взаимодействующих скользунов.

Сущность изобретения заключается в том, что предлагаемый способ предусматривает измерение высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника и высоты основания скользунов на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника, измерение толщины верхней стенки колпака скользуна, определение необходимой толщины и подбор прокладок под колпаки скользунов, что обеспечивает нормированный суммарный зазор в скользунах по обе стороны каждого конца вагона.

Производится измерение значений высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона h1, высоты основания скользунов на надрессорной балке тележки h2, отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон. Далее проводится расчет по зависимости (1) с учетом толщины верхней стенки колпака δк и подбор толщины и количества регулировочных прокладок под колпаки скользунов надрессорных балок, необходимых для обеспечения нормированного суммарного зазора в скользунах по обе стороны каждого конца вагона. Все необходимые измерения проводятся измерителем высоты скользунов (патент RU 43957 U1 G 01 В 3/02, опубл.10.02.2005. Бюл.№4).

На чертеже показаны: 1 - шкворневая балка рамы вагона, 2 - пятник, 3 - скользуны на шкворневой балке, 4 - надрессорная балка тележки, 5 - основание скользунов на надрессорной балке, 6 - подпятник, 7 - регулировочные прокладки, 8 - колпак скользуна надрессорной балки.

Расчет необходимой толщины прокладок Δпр, мм, предлагается вести по следующей зависимости, согласно чертежу:

где h1 - высота скользунов на шкворневой балке - расстояние от опорной поверхности пятника до опорной поверхности скользунов на шкворневой балке;

h2 - высота основания скользунов на надрессорной балке - расстояние от опорной поверхности подпятника до опорной поверхности основания скользунов на надрессорной балке;

δк - толщина верхней стенки колпака;

N - нормируемый суммарный зазор в скользунах с обеих сторон каждого конца вагона.

Следует отметить, что величины h1 и h2 нормированы и при изготовлении вагона составляют мм и 75+3 мм, соответственно. В соответствии с установленными нормативами и различными требованиями по допускаемым зазорам величины N необходима разработка способа подбора высоты скользунов соответственно толщины прокладок на надрессорной балке.

Значения N приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Нормативы зазоров в скользунах грузовых вагонов при деповском ремонте (в миллиметрах)Род вагонаНормативИсточникОсновные типы 4-осных вагонов6-16
(11±5)*
Руководящий документ. Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов: РД 32 ЦВ 052-2002/ Проектно-конструкторское бюро ЦВ МПС: Введ. 16.12.2004, М., 2002, 71 с.
Цистерны, вагоны-хопперы для зерна, цемента, минеральных удобрений, окатышей, и хопперы-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ4-10 (7±3)*Хопперы других типов и думпкары6-12 (9±3)** - при введении средней величины с допусками

Пример осуществления способа.

1. После выкатки тележек из-под вагона и ремонта пятника и скользунов на шкворневой балке с левой и правой стороны вагона определяют размер h1. Для этого используют измеритель.

2. Определяют размер N из таблицы 1.

3. На отремонтированных и подготовленных к подкатке под вагон тележках определяют размеры h2.

4. Вычисляют толщину прокладок и подбирают их необходимое количество. Для этого для основных типов 4-осных вагонов может быть использована таблица 2 при δк=14 мм. (Толщина верхней стенки колпака 14 мм установлена для типовых колпаков с приваренной износостойкой пластиной)

Таблица 2 - Расчетная толщина прокладок для основных типов 4-осных вагонов (в миллиметрах)Высота основания скользунов надрессорной балки, h2Толщина прокладок Δпр, при высоте скользунов шкворневой балки, h1100101102103104105106107755,56,57,58,59,510,511,512,5764,55,56,57,58,59,510,511,5773,54,55,56,57,58,59,510,5782,53,54,55,56,57,58,59,5

Предлагаемый способ обеспечивает нормированный зазор в скользунах до подкатки тележек под вагон и исключает выпуск вагонов с зазорами, не соответствующими нормативу.

Внедрение данного способа исключит необходимость повторного подъема кузова вагона, обеспечит своевременный выпуск вагонов из ремонта и предупредит их отказы в эксплуатации.

Похожие патенты RU2289093C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАННОГО ЗАЗОРА В УПРУГОКАТКОВЫХ СКОЛЬЗУНАХ ПРИ РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ТЕЛЕЖКАМИ МОДЕЛИ 18-578 И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА 2006
  • Сендеров Григорий Константинович
  • Свердлов Вадим Борисович
  • Поздина Елена Анатольевна
RU2316724C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ ТЕЛЕЖКИ ОТНОСИТЕЛЬНО КУЗОВА ВАГОНА 2002
  • Заверталюк А.В.
RU2247953C2
СПОСОБ РЕМОНТА ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА МОДЕЛИ 18-9598 2015
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Иванов Александр Олегович
  • Елкин Евгений Владимирович
  • Клобуков Сергей Витальевич
  • Лебедев Геннадий Викторович
  • Володяев Андрей Владимирович
  • Петров Илья Алексеевич
RU2592030C1
Узел сочленения кузова грузового вагона с тележкой 2023
  • Тюньков Владислав Владимирович
  • Воронова Юлия Владиславовна
  • Мартыненко Любовь Анатольевна
  • Рычков Николай Павлович
  • Ермоленко Игорь Юрьевич
  • Маломыжев Дмитрий Олегович
RU2813223C1
Длиннобазовая железнодорожная вагон-платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров 2020
  • Тюньков Владислав Владимирович
  • Железняк Василий Никитович
  • Воронова Юлия Владиславовна
  • Мартыненко Любовь Викторовна
  • Ромашов Антон Викторович
  • Кушков Михаил Геннадиевич
  • Лебедев Иван Николаевич
RU2754932C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ НАДРЕССОРНЫХ БАЛОК ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2009
  • Плоткин Владимир Семенович
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Баранов Александр Николаевич
  • Жеребин Сергей Борисович
  • Чунихин Анатолий Георгиевич
  • Чирков Александр Валерьевич
  • Любимов Юрий Андреевич
RU2415395C1
УСТРОЙСТВО ОПИРАНИЯ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ВАГОНА 1990
  • Дроздов Е.А.
  • Михалевич М.П.
RU2043939C1
Восьмиосный рельсовый экипаж 2021
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Гапченко Владимир Николаевич
RU2760372C1
ВОСЬМИОСНОЕ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2015
  • Алепин Евгений Андреевич
  • Козин Михаил Дмитриевич
RU2601890C1
БОКОВАЯ ОПОРА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1997
  • Гейлер М.П.
  • Левин А.Б.
  • Смольянинов А.В.
  • Павлюков А.Э.
RU2132791C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМ ЗАЗОРОВ В СКОЛЬЗУНАХ ПРИ РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ТЕЛЕЖКАМИ ЦНИИ-Х3 (МОДЕЛЬ 18-100)

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов. Сущность: предлагаемый способ предусматривает измерение высоты скользунов шкворневой балки вагона и высоты основания скользунов надрессорной балки тележки ЦНИИ-ХЗ (модель 18-100), определение необходимой высоты (толщины) прокладок под колпаки скользунов и обеспечивает нормированный суммарный зазор в скользунах по обе стороны каждого конца вагона, предусматривает измерение абсолютных значений высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона h1 и надрессорной балке тележки h2, отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон. Далее проводится расчет по зависимости

и подбор регулировочных прокладок под колпаки скользунов надрессорных балок, необходимых для обеспечения нормированного суммарного зазора в скользунах по обе стороны каждого конца вагона. Все необходимые измерения проводятся измерителем высоты скользунов. Технический результат: гарантированное обеспечение нормированного суммарного зазора в скользунах по обе стороны каждого конца вагона до подкатки тележки под вагон и исключение повторного подъема кузова, несвоевременного и некачественного выпуска их из ремонта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 289 093 C2

Способ обеспечения норм зазоров в скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками ЦНИИ-ХЗ (модель 18-100), предусматривающий измерение высоты скользунов на шкворневой балке вагона относительно опорной поверхности пятника h1, измерение высоты основания скользунов на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника h2, измерение толщины верхней стенки колпака скользуна δк, после чего по зависимости

производится определение необходимой толщины и подбор прокладок под колпаки скользунов, что обеспечивает нормированный зазор в скользунах до подкатки тележек под вагон.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2289093C2

Устройство для регулирования напряжения переменного тока 1935
  • Кенигсон В.К.
  • Марков Г.Н.
SU43957A1
Скользун тележки железнодорожного вагона 1987
  • Гейлер Моисей Петрович
  • Шенаурин Алексей Афанасьевич
  • Завадич Александр Васильевич
SU1452736A1
УСТРОЙСТВО ОПИРАНИЯ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ВАГОНА 1990
  • Дроздов Е.А.
  • Михалевич М.П.
RU2043939C1
Пятниковый узел 1989
  • Устич Петр Андреевич
  • Моксяков Александр Петрович
  • Болотин Михаил Михайлович
  • Юдин Вячеслав Анинович
SU1726857A1
US 3831530 A, 27.08.1974.

RU 2 289 093 C2

Авторы

Сендеров Григорий Константинович

Дмитриев Владимир Павлович

Власова Ирина Владимировна

Поздина Елена Анатольевна

Даты

2006-12-10Публикация

2005-03-10Подача