СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАННОГО ЗАЗОРА В УПРУГОКАТКОВЫХ СКОЛЬЗУНАХ ПРИ РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ТЕЛЕЖКАМИ МОДЕЛИ 18-578 И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА Российский патент 2008 года по МПК G01B5/14 

Описание патента на изобретение RU2316724C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов.

Действующей нормативно-технической документацией - Тележка двухосная модель 18-578. Руководство по эксплуатации. 578.00.000 РЭ/ Проектно-конструкторское бюро ФГУП «ПО УВЗ»: Н.Тагил, утвержден 22.04.04 - 56 с. и Временная инструкция по ремонту и эксплуатации грузовых вагонов с упругокатковыми скользунами модели 1 SB - 12 М. Б/н, ПКБ ЦВ 1999 г. установлены требования к величине зазора в упругокатковых скользунах при плановых ремонтах вагонов. Однако документация не содержит указаний о способе и средстве измерения для обеспечения заданного норматива. Вследствие этого возможен выпуск из ремонта вагонов с ненормированными зазорами, а в эксплуатации - отцепки вагонов, нарушение безопасности движения поездов.

Контролируемый зазор «А», нормативное значение которого, согласно действующей документации, составляет А=8±2 мм, показан на фиг.1, где 1 - надрессорная балка тележки; 2 - подпятник; 3 - пятник; 4 - шкворневая балка рамы вагона; 5 - ответная часть скользуна, расположенная на шкворневой балке рамы; 6 - регулировочная прокладка; 7 - опорная пластина; 8 - ролик упругокаткового скользуна.

Известен способ обеспечения норм зазоров в скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модель 18-100, заключающийся в измерении высоты основания скользунов на надрессорной балке, высоты скользунов на шкворневой балке рамы вагона, толщины крышки колпака и определение необходимой толщины регулировочных прокладок, устанавливаемых под колпаки скользунов на надрессорных балках. Количество и толщина подкладываемых или убираемых прокладок определяется по фактической величине суммарного зазора по концам вагона. Этот способ используется в измерителе высоты скользунов шкворневой балки грузового вагона и надрессорной балки тележки ЦНИИ-Х3 (модель 18-100) (Патент RU 43957 U1, G01В 3/02, опубл. 10.02.2005, Бюл. №4, 27.06.2005, Бюл. №18).

Недостатками существующего способа является то, что:

1. Он предназначен для тележек модели 18-100 и не учитывает особенности конструкции тележки модели 18-578, оборудованной упругокатковыми скользунами. При использовании этого способа невозможно обеспечить нормированный зазор в упругокатковых скользунах.

2. Способ определения толщины регулирующих прокладок для тележек модели 18-100 предусматривает расчет по зависимости, включающей высоту основания скользунов, толщину крышки колпака. Эти детали в тележке модели 18-578 отсутствуют, и способ не может быть использован для тележки 18-578.

Техническая задача предлагаемого изобретения - создание способа и устройства, позволяющих заранее измерить высоту ролика упругокаткового скользуна тележки модели 18-578 относительно опорной поверхности подпятника h1 и высоту ответной части скользуна относительно поверхности пятника h2, определить необходимую толщину регулировочной прокладки Δрп, устанавливаемой под пластину ответной части скользуна шкворневой балки для получения нормируемого зазора «А» каждой пары скользунов.

Существенными отличительными признаками изобретения являются:

- проведение предварительных замеров высоты ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника h1;

- проведение предварительных замеров высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2;

- расчет необходимой толщины регулировочной прокладки Δрп для обеспечения нормируемого зазора «А».

Расчет необходимого увеличения или уменьшения толщины регулировочной прокладки Δрп, мм, производят по зависимости:

где h1 - расстояние (высота) от ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке до опорной поверхности подпятника (или износостойкой чаши, устанавливаемой в подпятнике);

h2 - расстояние (высота) от опорной поверхности ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона до опорной поверхности пятника;

Δрп - толщина регулировочной прокладки ответной части скользуна;

А - нормируемый зазор в скользунах, А=8±2 мм.

Если при расчете Δрп=0 или находится в пределах Δрп=±2 мм, регулировочные работы не производятся. При Δрп>2 мм толщину регулировочной прокладки необходимо увеличить на расчетное значение Δрп; при Δрп<2 мм -соответственно уменьшить.

Пример осуществления способа обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578.

Примером осуществления способа является обеспечение нормированного зазора в упругокатковых скользунах с помощью заявляемого устройства, представленного на фиг.2 в двух вариантах.

На отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон тележке замеряют высоту h1 ролика упругокаткового скользуна 8 (фиг.1) относительно опорной поверхности подпятника 2. Для измерения используют устройство (фиг.2, вариант а). При замере высоты h1 устройство прижимают плоскостью станины 1 к опорной плоскости подпятника (износостойкой чаши) надрессорной балки рамы тележки таким образом, чтобы направляющий конус 7 вошел в отверстие для шкворня. Прилегание обеспечивается магнитами 8. Регулируют длину подвижной линейки 4 таким образом, чтобы плоскость головки 5 измерительной линейки 4 плотно прилегала к цилиндрической поверхности ролика 9. По показаниям измерительного узла 3 считывают значение высоты h1.

После ремонта пятника и перед постановкой отремонтированной тележки под вагон измеряют высоту h2 ответной части скользунов 5 (фиг.1) на шкворневой балке 4 рамы вагона относительно опорной поверхности пятника 3. Для измерения используют устройство (фиг.2, вариант б). При замере величины h2 устройство прижимают плоскостью станины 1 к пятнику рамы вагона таким образом, чтобы направляющий конус 7 вошел в отверстие для шкворня. Прилегание обеспечивается магнитами 8. Высоту подвижной линейки 4 регулируют таким образом, чтобы плоскость 5 плотно прилегала к поверхности ответной части скользуна 6. По показаниям измерительного узла 3 считывают значение высоты h2.

По зависимости (1) рассчитывают толщину регулировочной прокладки Δрп. При полученных результатах Δрп>2 или Δрп<2 мм выполняют регулировочные работы для обеспечения зазора А=8±2 мм.

Конструкция устройства для измерения высоты скользуна тележки 18-578 поясняется на фиг.2. Устройство изготовлено в двух вариантах:

а) для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника; б) для измерения высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника.

Устройство состоит из трех основных частей станины 1; соединительной балки 2; измерительного узла 3. Станина 1 имеет две опорные пластины дугообразной формы с постоянными магнитами 8, контактирующие с поверхностью пятника (подпятника), и направляющий конус 7, который входит в отверстие для шкворня для центрирования устройства. Соединительная балка 2 выполнена из стальной пластины в виде бруса равного сопротивления изгибу. Для увеличения жесткости верхний край пластины имеет усиливающую окантовку. Измерительный узел 3 состоит из подвижной измерительной линейки с головкой 4, поверхность которой имеет плоскость 5, контактирующую при измерении высоты h1 с цилиндрической поверхностью ролика 9 (фиг.2а), а при измерении высоты h2 - с опорной плоскостью ответной части скользуна 6 (фиг.2б).

Предлагаемые способ и устройство обеспечат нормированный зазор в скользунах до подкатки тележек под вагон и исключат выпуск вагонов с зазорами, не соответствующими нормативу «А».

Внедрение заявленных способа и устройства исключат необходимость повторного подъема кузова вагона, обеспечит своевременный выпуск вагонов из ремонта и предупредит отказы в эксплуатации.

Похожие патенты RU2316724C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМ ЗАЗОРОВ В СКОЛЬЗУНАХ ПРИ РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ТЕЛЕЖКАМИ ЦНИИ-Х3 (МОДЕЛЬ 18-100) 2005
  • Сендеров Григорий Константинович
  • Дмитриев Владимир Павлович
  • Власова Ирина Владимировна
  • Поздина Елена Анатольевна
RU2289093C2
Узел сочленения кузова грузового вагона с тележкой 2023
  • Тюньков Владислав Владимирович
  • Воронова Юлия Владиславовна
  • Мартыненко Любовь Анатольевна
  • Рычков Николай Павлович
  • Ермоленко Игорь Юрьевич
  • Маломыжев Дмитрий Олегович
RU2813223C1
Восьмиосный рельсовый экипаж 2021
  • Березин Василий Витальевич
  • Коссов Валерий Семенович
  • Панин Юрий Алектинович
  • Гапченко Владимир Николаевич
RU2760372C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОВОРОТУ ТЕЛЕЖКИ ОТНОСИТЕЛЬНО КУЗОВА ВАГОНА 2002
  • Заверталюк А.В.
RU2247953C2
Трехосная тележка 2017
  • Бороненко Юрий Павлович
  • Коршунов Владимир Сергеевич
RU2677961C2
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ КУЗОВА ГРУЗОВОГО ВАГОНА С ТЕЛЕЖКОЙ 2019
  • Савушкин Роман Александрович
  • Орлова Анна Михайловна
  • Кякк Кирилл Вальтерович
  • Шевченко Денис Владимирович
  • Меркулов Андрей Александрович
  • Горбатенко Антон Владимирович
  • Перетёртов Владислав Георгиевич
  • Табак Павел Васильевич
RU2722047C1
Длиннобазовая железнодорожная вагон-платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров 2020
  • Тюньков Владислав Владимирович
  • Железняк Василий Никитович
  • Воронова Юлия Владиславовна
  • Мартыненко Любовь Викторовна
  • Ромашов Антон Викторович
  • Кушков Михаил Геннадиевич
  • Лебедев Иван Николаевич
RU2754932C1
БОКОВАЯ ОПОРА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1997
  • Гейлер М.П.
  • Левин А.Б.
  • Смольянинов А.В.
  • Павлюков А.Э.
RU2132791C1
ВОСЬМИОСНОЕ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2015
  • Алепин Евгений Андреевич
  • Козин Михаил Дмитриевич
RU2601890C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ КУЗОВА ВАГОНА С ТЕЛЕЖКОЙ 2017
  • Греков Дмитрий Викторович
  • Леонов Владимир Степанович
  • Шакуров Игорь Александрович
RU2653471C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 316 724 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОРМИРОВАННОГО ЗАЗОРА В УПРУГОКАТКОВЫХ СКОЛЬЗУНАХ ПРИ РЕМОНТЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С ТЕЛЕЖКАМИ МОДЕЛИ 18-578 И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту грузовых вагонов. Предлагаемый способ измерения предусматривает измерение высоты ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника тележки h1, отремонтированной и подготовленной к подкатке под вагон, и измерение после ремонта пятника высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2. Далее проводится расчет толщины регулировочной прокладки Δрп для обеспечения нормированного зазора «А» в упругокатковых скользунах по зависимости Δрп=h2-(h1+A) и подбор регулировочной прокладки, устанавливаемой под опорную пластину ответной части скользуна шкворневой балки рамы вагона. Все необходимые измерения проводятся устройством для измерения высоты скользунов тележки 18-578, изготавливаемым в двух вариантах: для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника и высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника. Предлагаемый способ и устройство обеспечат нормированный зазор «А» в скользунах до подкатки тележек под вагон, исключат повторные подъемки кузова, несвоевременный и некачественный ремонт вагонов и предупредит отказы в эксплуатации. Техническим результатом является создание способа и устройства, позволяющих заранее измерить высоту ролика упругокаткового скользуна тележки модели 18-578. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 316 724 C1

1. Способ обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578, предусматривающий измерение высоты скользунов и определение необходимой толщины регулировочной прокладки под опорную пластину ответной части скользуна до подкатки тележки под вагон, отличающийся тем, что производится измерение высоты ролика упругокаткового скользуна на надрессорной балке тележки относительно опорной поверхности подпятника h1, измерение высоты ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника h2, А - нормируемый зазор в скользунах, после чего по зависимости Δрп=h2-(h1+A) рассчитывают необходимую толщину регулировочной прокладки, устанавливаемую под опорную пластину ответной части скользуна шкворневой балки рамы вагона, что обеспечивает нормированный зазор в скользунах до подкатки тележки.2. Устройство для обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов на тележках модели 18-578, изготавливаемое в двух вариантах для измерения высоты h1 ролика упругокаткового скользуна относительно опорной поверхности подпятника и высоты h2 ответной части скользуна на шкворневой балке рамы вагона относительно опорной поверхности пятника и содержащее станину, имеющую две опорные пластины дугообразной формы с постоянными магнитами, контактирующие с поверхностью подпятника (пятника), и направляющий конус для центрирования устройства в отверстии для шкворня, соединительную балку, выполненную из стальной пластины в виде бруса, равного сопротивлению изгибу, верхний край которой имеет усиливающую окантовку, измерительный узел, состоящий из подвижной измерительной линейки с головкой, поверхность которой имеет плоскость, контактирующую при измерении высоты h1 ролика с цилиндрической поверхностью ролика, а при измерении высоты h2 ответной части скользуна с опорной плоскостью ответной части скользуна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316724C1

Устройство для регулирования напряжения переменного тока 1935
  • Кенигсон В.К.
  • Марков Г.Н.
SU43957A1
Скользун тележки железнодорожного вагона 1987
  • Гейлер Моисей Петрович
  • Шенаурин Алексей Афанасьевич
  • Завадич Александр Васильевич
SU1452736A1
УСТРОЙСТВО ОПИРАНИЯ КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ ВАГОНА 1990
  • Дроздов Е.А.
  • Михалевич М.П.
RU2043939C1
Пятниковый узел 1989
  • Устич Петр Андреевич
  • Моксяков Александр Петрович
  • Болотин Михаил Михайлович
  • Юдин Вячеслав Анинович
SU1726857A1
US 3831530, 27.08.1974.

RU 2 316 724 C1

Авторы

Сендеров Григорий Константинович

Свердлов Вадим Борисович

Поздина Елена Анатольевна

Даты

2008-02-10Публикация

2006-07-05Подача