Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к топливу с содержанием серы менее 500 млн-1 для дизельных двигателей.
Экологически улучшенные топлива с низким содержанием серы - менее 500 млн-1 характеризуются пониженными противоизносными свойствами, вследствие чего ресурс работы топливной аппаратуры снижается.
Для обеспечения необходимого уровня противоизносных свойств в топливо вводят противоизносные присадки различных типов.
Известны противоизносные присадки к топливам, содержащие в качестве активных компонентов нафтеновые кислоты (А.М.Данилов. Применение присадок в топливах. М.: Мир, 2005, 215 с.).
Недостатком этих присадок является плохая совместимость содержащих их топлив с моторными маслами и водой. Такое требование в обязательном порядке предъявляется к топливам для дизельных двигателей.
Известны также присадки, полученные на основе взаимодействия моно- или поликарбоновых кислот С24-С65 и многоатомных (2-10) спиртов (Пат. Норвегии №169660, 1992), моноэфиров дикарбоновых кислот (А.с. СССР 458252, 15.04.1984), солей щелочного или щелочноземельного металла и многоосновной кислоты (Пат. США 4804389, 14.02.1989), сложных эфиров растительных масел или самих растительных масел (ДЕ 4300207 A1, 07.01.1993).
Большинство из этих присадок проявляют достаточную смазывающую способность только в очень высоких концентрациях, поэтому их применение экономически невыгодно.
Наиболее близкой к заявляемой присадке по составу и назначению является присадка к топливу с низким содержанием серы для дизельных двигателей, представляющая собой талловое масло (RU 2165447 С2, 20.04.2001).
Недостатком указанной присадки является ее сравнительно низкая противоизносная эффективность, вследствие чего ее применение рекомендуется в сравнительно высокой концентрации: более 0,06% на топливо.
Задачей настоящего изобретения является создание присадки с повышенной противоизносной эффективностью в дизельных топливах.
Для решения поставленной задачи предложена настоящая присадка к топливу с низким содержанием серы для дизельных двигателей, содержащая талловое масло и пентамеры пропилена в массовом соотношении, равном (3-9):1.
Присадка дополнительно содержит деэмульгирующую добавку в количестве до 1,0 мас.%.
Новизной предлагаемого технического решения является качественный и количественный состав присадки, компоненты которой проявляют синергический эффект. Ранее подобная присадка в топливах не использовалась и не предлагалась. Ее высокая противоизносная эффективность не вытекает явным образом из известных теоретических положений.
В соответствии с данным изобретением предложенная присадка может дополнительно содержать по меньшей мере одну из присадок, обычно добавляемых к таким топливам, например детергентные присадки, присадки для улучшения цетанового числа, антикоррозионные присадки, присадки, которые улучшают стойкость к охлаждению, и присадки, модифицирующие запах.
Присадку согласно изобретению получают путем смешения расчетных количеств таллового масла и пентамеров пропилена при 20-50°С.
Для иллюстрации предлагаемого технического решения были приготовлены образцы присадки путем смешения указанных выше компонентов со следующими характеристиками:
Талловое масло использовано следующих марок:
1.1. Масло талловое дистиллированное, ТУ 13-00281074-26-95
1.2. Кислоты жирные талловые, ГОСТ 14845-79
Пентамеры пропилена, вырабатываемые по ТУ 2411-020-05766801-94 ОАО "Нижнекамскнефтехим" путем олигомеризации пропилена, имеют следующие характеристики:
- температура начала кипения, °С, не ниже
- температура конца кипения, °С, не выше
170
300
Для иллюстрации предлагаемого изобретения приготовлены образцы присадок (табл.1):
Образцы композиций присадки
Эффективность присадок проверяли в дизельном топливе, содержащем от 0,005 до 0,05% предлагаемой присадки по методу американского стандарта ASTM D 6079, включенному в ТУ 38.401-58-296-2001 "Топливо дизельное автомобильное". Согласно этому методу стальной шарик под нагрузкой 20 кПа (0,2 кг/см) посредством вибратора совершает возвратно-поступательные движения с амплитудой 1 мм и частотой 50 Hz по пластине, помещенной в испытуемую среду. Испытания проходят при температурах 60 и 25°С (учитывается, что в двигателе топливо находится в нагретом состоянии). Образующееся пятно износа замеряют по двум диаметрам (по направлению движения и поперек) и вычисляют среднее. Затем вносят поправку на температуру и влажность воздуха, и полученный конечный результат D является характеристикой данного образца. Точность метода при 60°С: повторяемость - 80 мкм, воспроизводимость - 130 мкм; при 25°С: повторяемость - 110 мкм, воспроизводимость - 170 мкм. Нормой противоизносных свойств дизельного топлива по EN-590 и ТУ 38.401-58-296-2001 является D≤460 мкм.
Диаметр пятен износа при испытаниях топлива с композициями присадок
Таким образом, достаточная эффективность присадки проявляется при массовом соотношении таллового масла и пентамеров пропилена от 9:1 до 3:1. При выходе за границы этих соотношений противоизносная эффективность присадки уменьшается до недопустимых значений. Предлагаемая присадка эффективна в топливе уже при концентрации 0,005 мас.%. При увеличении концентрации ее эффективность увеличивается, но эта зависимость нелинейна: с каждой порцией присадки прирост эффекта уменьшается.
В табл.3 представлены физико-химические и эксплуатационные характеристики присадки по примеру 4.
Была приготовлена согласно изобретению присадка, содержащая деэмульгирующую добавку.
В табл.4 представлен состав полученной присадки (примеры 4, 7).
Топлива, содержащие специальные присадки, при контакте с водой могут проявлять склонность к образованию стабильных эмульсий. При низких температурах эксплуатации эти эмульсии могут осложнять работу двигателя или приводить к его полному отказу вследствие забивки фильтров и форсунок, поэтому важно не допустить подобное явление.
Оценка взаимодействия дизельного топлива, содержащего противоизносную присадку по примеру 4 и примеру 7, с водой проводилась по методу DGMK 531 (1В) - "Взаимодействие с водой (эмульгируемость)".
Этот метод позволяет оценивать склонность топлива к образованию стабильных эмульсий "топливо-вода".
Результаты оценки приведены в табл.5.
Как видно из табл.5, оба образца дизельных топлив (с присадкой по примеру 4 и присадкой по примеру 7) прошли испытания на совместимость с водой, однако образец, содержащий присадку по примеру 7, показал лучшие результаты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИСАДКА К МАЛОСЕРНИСТОМУ ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 2009 |
|
RU2422495C2 |
ПРОТИВОИЗНОСНАЯ ПРИСАДКА ДЛЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2401861C1 |
ПРИСАДКА К МАЛОСЕРНИСТОМУ ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 2004 |
|
RU2267518C2 |
ПРОТИВОИЗНОСНАЯ ПРИСАДКА ДЛЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2529678C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ПРОТИВОИЗНОСНОЙ ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2019 |
|
RU2704799C1 |
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому дизельному топливу | 2020 |
|
RU2751712C1 |
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу | 2017 |
|
RU2641736C1 |
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу | 2016 |
|
RU2634726C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДОК ДЛЯ ТУРБИННОГО МАСЛА | 2010 |
|
RU2451061C2 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ И МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2011 |
|
RU2461609C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к присадкам к топливу с низким содержанием серы - менее 500 млн-1 для дизельных двигателей. Присадка представляет собой композицию таллового масла и пентамеров пропилена при массовом соотношении от (3-9):1. Технический эффект - повышение противоизносной эффективности присадки в дизельных топливах. 1 з.п. ф-лы, 8 табл.
ТОПЛИВО С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ СЕРЫ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 1997 |
|
RU2165447C2 |
СПОСОБ ГИДРИРОВАНИЯ ФРАКЦИЙ ОЛЕФИНОВ C-C | 2002 |
|
RU2220127C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2000 |
|
RU2167911C1 |
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Авторы
Даты
2006-12-20—Публикация
2005-05-19—Подача