Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способу получения топлива для летательных аппаратов.
Известен способ получения топлива для летательных аппаратов путем глубокого гидрирования прямогонных керосиновых дистиллятов в присутствии палладиевого катализатора при давлении 4-5 МПа, температуре 320°С, объемной скорости подачи сырья 1 час-1, соотношении водород/сырье 1000 м3/м3 с предварительной глубокой гидроочисткой исходного сырья от азотистых и сернистых соединений.
В результате получают топливо с низким содержанием ароматических углеводородов (менее 10 мас.%) и высокой плотностью (порядка 840 кг/м3).
(Н.М.Лихтерова, В.А.Хавкин и др. Исследование влияния сернистых и азотистых соединений на процесс деароматизации керосиновых фракций. «Химия и технология топлив и масел», №12, 1977 г., с.8-10).
Недостатками данного способа являются возможность его реализации лишь с использованием керосиновых дистиллятов уникальных нефтей нафтенового основания (типа троицко-анастасьевской), а также необходимость проведения предварительной глубокой гидроочистки исходного сырья, что существенно ограничивает возможности реализации способа на практике.
Известен также способ получения топлива для летательных аппаратов путем гидрокрекинга вакуумных дистиллятов в присутствии цеолитсодержащего катализатора с предварительной глубокой гидроочисткой исходного сырья. Способ осуществляют при давлении 15-17 МПа, температуре 360-380°С - на стадии предварительной глубокой гидроочистки исходного сырья и 400-430°С - на стадии гидрокрекинга, объемной скорости подачи сырья 1-2 час-1.
Способ позволяет получить 60-80 мас.% реактивного топлива. Качество реактивного топлива соответствует требованиям на массовые виды топлива типа РТ (содержание ароматических углеводородов 18-22 мас.%, плотность 775-790 кг/м3).
(В.М.Курганов, А.Б.Горштейн и др. Гидрокрекинг дистиллятного сырья. «Химия и технология топлив и масел», №9, 1986 г., с.4-7).
Однако этот способ не позволяет получить реактивное топливо, отвечающее стандартам на малоароматизированные продукты (типа «нафтила», топлива Т-6), для которых необходимо обеспечить более низкое содержание ароматических углеводородов при повышенной плотности целевого продукта. К недостаткам способа относятся и возможность его применения лишь для прямогонных видов сырья, а также необходимость осуществления способа по двухстадийной технологии, что существенно усложняет технологию производства топлива.
Наиболее близким к заявленному является способ получения топлива для летательных аппаратов путем глубокого гидрирования легкого газойля каталитического крекинга, включающего гидрогенизацию сырья в присутствии сульфидного никель-вольфрамового катализатора с последующей каталитической гидродепарафинизацией полученного гидрогенизата на цеолитсодержащем катализаторе. Гидрирование и каталитическую гидродепарафинизацию осуществляют в одном гидрогенизационном блоке (из трех реакторов) высокого давления с последовательно загруженными катализаторами гидрирования и гидродепарафинизации при давлении 25-30 МПа, температуре 350-410°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 час -1.
В результате получают топливо для летательных аппаратов, характеризующееся плотностью порядка 840 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов 8 мас.%, что соответствует требованиям к топливу Т-6.
(Е.Д.Радченко, В.А.Хавкин и др. Гидрогенизационные процессы производства реактивных топлив. «Химия и технология топлив и масел», №9, 1993 г., с.32).
Недостатками данного способа являются:
- проведение двухстадийной гидропереработки сырья с применением сложной загрузки катализаторов различных типов;
- ограниченность сырьевых ресурсов производства топлива (исключительно газойлевые фракции каталитического крекинга), что существенно сокращает возможность применения способа в схемах действующих НПЗ.
Задачей предлагаемого изобретения является упрощение технологической схемы получения топлива для летательных аппаратов и расширение сырьевых ресурсов его производства при одновременном обеспечении глубокой степени деароматизации сырья и высокой плотности получаемого топлива.
Для решения поставленной задачи предлагается способ получения топлива для летательных аппаратов путем контактирования нефтяного сырья с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора. Способ отличается тем, что в качестве сырья используют газойли вторичных процессов с содержанием не менее 50 мас.% ароматических углеводородов и его осуществляют в системе реакторов с раздельными реакционными зонами, заполненными никель-вольфрамовым или никель-молибденовым катализатором в сульфидной форме, при этом не менее 30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с сырьем, а остальное количество распределяют по 12-21 реакционным зонам реакторов, и в качестве целевого продукта выделяют фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-280°С.
Причем процесс осуществляют при давлении 26-30 МПа, температуре 330-450°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 час-1, соотношении водород/сырье 1500-3000 нм3/м3.
Указанные отличия позволяют упростить технологическую схему получения топлива для летательных аппаратов, т.к. процесс гидрирования осуществляют с применением катализатора одного типа, также позволяют использовать в качестве исходного сырья не только газойль каталитического крекинга, но и газойли других вторичных процессов, получать топливо для летательных аппаратов, характеризующееся плотностью не менее 830 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов не более 10 мас.%, температурой начала кристаллизации не выше -60°С, а также обладающего высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками.
Ниже приведены конкретные примеры заявляемого способа.
Пример 1
Предлагаемый способ осуществляют в системе реакторов, содержащей в общей сложности 21 реакционную зону. В качестве сырья используют смесь газойлей каталитического крекинга и коксования с содержанием 80 мас.% ароматических углеводородов. Сырье подают в реакторы, где осуществляют его контактирование с водородсодержащим газом при температуре 450°С, давлении 30 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,3 час-1, соотношении водород/сырье 3000 нм3/м3 в присутствии никель-вольфрамового катализатора в сульфидной форме, при этом 30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с исходным сырьем, а остальное количество равномерно распределяют по реакционным зонам реакторов. В результате после разгонки гидрогенизата получают топливную фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-265°С, характеризующуюся плотностью 833 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов 3 мас.%, температурой начала кристаллизации ниже -60°С и отвечающую по своим показателям требованиям ТУ на топливо «нафтил» (после введения антиокислительной присадки ионол).
Пример 2
Предлагаемый способ осуществляют в системе реакторов, содержащей в общей сложности 16 реакционных зон. В качестве сырья используют смесь газойлей каталитического крекинга и коксования с содержанием 65 мас.% ароматических углеводородов. Сырье подают в реакторы, где осуществляют его контактирование с водородсодержащим газом при температуре 400°С, давлении 28 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 час-1, соотношении водород/сырье 2000 нм3/м3 в присутствии никель-вольфрамового катализатора в сульфидной форме, при этом 50 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с исходным сырьем, а остальное количество равномерно распределяют по реакционным зонам реакторов. В результате после разгонки гидрогенизата получают топливную фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-255°С, характеризующуюся плотностью 835 кг/м, содержанием ароматических углеводородов 4 мас.%, температурой начала кристаллизации ниже -60°С и отвечающую по своим показателям требованиям ТУ на топливо «нафтил» (после введения антиокислительной присадки ионол).
Пример 3
Предлагаемый способ осуществляют в системе реакторов, содержащей в общей сложности 12 реакционных зон. В качестве сырья используют смесь газойлей каталитического крекинга и коксования с содержанием 50 мас.% ароматических углеводородов. Сырье подают в реакторы, где осуществляют его контактирование с водородсодержащим газом при температуре 330°С, давлении 26 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,0 час-1, соотношении водород/сырье 1500 нм3/м3 в присутствии никель-молибденового катализатора в сульфидной форме, при этом 65 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с исходным сырьем, а остальное количество равномерно распределяют по реакционным зонам реакторов. В результате после разгонки гидрогенизата получают топливную фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-280°С, характеризующуюся плотностью 841 кг/м3, содержанием ароматических углеводородов 9 мас.%, температурой начала кристаллизации ниже -60°С и отвечающую по своим показателям требованиям ГОСТа на топливо Т-6 (после введения антиокислительной и противоизносной присадки).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ ТЕРМОСТАБИЛЬНЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФРАКЦИЙ | 2012 |
|
RU2561918C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ | 2011 |
|
RU2459859C1 |
Способ получения топлива для летательных аппаратов | 2020 |
|
RU2750728C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЫ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ | 2021 |
|
RU2791610C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОПЛОТНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) | 2018 |
|
RU2670449C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2002 |
|
RU2232183C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2015 |
|
RU2569686C1 |
Способ гидрооблагораживания вторичных дистиллятов | 2023 |
|
RU2824346C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ АРКТИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2021 |
|
RU2785762C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЫ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2020 |
|
RU2762672C1 |
Использование: изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способу получения топлива для летательных аппаратов. Нефтяное сырье контактируют с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора. Сущность: в качестве сырья используют газойли вторичных процессов с содержанием не менее 50 мас.% ароматических углеводородов. Способ проводят в системе реакторов с раздельными реакционными зонами, заполненными никель-вольфрамовым или никель-молибденовым катализатором в сульфидной форме. Не менее 30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с сырьем, а остальное количество распределяют по 12-21 реакционным зонам реакторов. В качестве целевого продукта выделяют фракцию, выкипающую внутри интервала температур 190-280°С. Причем процесс осуществляют при давлении 26-30 МПа, температуре 330-450°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 час-1, соотношении водород/сырье 1500-3000 нм3/м3. Способ позволяет упростить технологическую схему процесса с получением топлива, обладающего высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками. 1 з.п. ф-лы.
РАДЧЕНКО Е.Д | |||
и др | |||
Гидрогенизационные процессы производства реактивных топлив | |||
Ж | |||
"Химия и технология топлив и масел" | |||
Способ изготовления фанеры-переклейки | 1921 |
|
SU1993A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2002 |
|
RU2232183C1 |
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
СПОСОБ ГИДРООБРАБОТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ И УСТАНОВКА ГИДРОКОНВЕРСИИ | 1995 |
|
RU2134712C1 |
Пороговый датчик частоты | 1985 |
|
SU1320768A1 |
Авторы
Даты
2007-01-27—Публикация
2005-12-14—Подача