МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ Российский патент 2007 года по МПК F16D13/44 F16D13/50 F16D13/56 

Описание патента на изобретение RU2292495C1

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п., оборудованных механической зубчатой передачей по заявке №2004114354.

Известна муфта сцепления, содержащая кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач, нажимное устройство с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска. Муфта сцепления такого типа крепится к торцевой поверхности маховика двигателя, принята за прототип [1, с.11, 13], [2, с.93].

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании в трансмиссии известной муфты сцепления, принятой за прототип, относится то, что при использовании известной муфты, цикл переключения передачи состоит из нескольких этапов: выключение муфты сцепления, выключение передачи, выравнивание угловых скоростей элементов зубчатой муфты включаемой передачи, включение передачи, включение муфты сцепления. Этот процесс занимает определенное время, что ухудшает динамику разгона автомобиля, тяговые качества трактора и т.п.

Сущность изобретения состоит в том, что в известной муфте сцепления, содержащей кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач, нажимное устройство с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска, нажимной диск имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, кожух сцепления имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском, нажимной механизм состоит из поводкового кольца, соединенного с нажимным диском, двух тарельчатых пружин, двух опорных колец, опорного диска, отжимных рычагов, штанг и муфты включения.

Получаемый при этом технический результат выражается в сокращении времени, затрачиваемого на переключение передач в механической коробке передач, устранении разрыва потока мощности и улучшении динамических качеств автомобиля, тяговых качеств трактора и других транспортно-тяговых машин, оборудованных предлагаемой муфтой сцепления.

На чертеже представлено продольное сечение предлагаемой муфты сцепления.

Муфта сцепления содержит маховик 1, корпус муфты сцепления 2 и промежуточный нажимной диск 3, два ведомых диска 4 и 5, соединенные с двумя первичными валами коробки передач 6 и 7. Нажимной механизм муфты сцепления состоит из поводкового кольца 8, соединенного с нажимным диском 3, двух тарельчатых пружин 9 и 10, установленных между поводковым кольцом 8 и опорными кольцами 11 и 12, опорного диска 13, закрепленного на корпусе муфты сцепления 2, отжимных рычагов 14 и 15, установленных между опорным диском 13 и опорными кольцами 11 и 12 соответственно, штанг 16 и 17, передающих усилие от рычагов соответственно 14 и 15 муфте включения 18.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной муфте сцепления, содержащей кожух 2, закрепленный на маховике 1 двигателя, нажимной диск 3, соединенный с кожухом 2, ведомый диск 4, соединенный с первичным валом коробки передач 6, нажимное устройство с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска, нажимной диск 3 имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками 4 и 5, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, кожух сцепления 2 имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском 5, нажимной механизм состоит из поводкового кольца 8, соединенного с нажимным диском 3, двух тарельчатых пружин 9 и 10, двух опорных колец 11 и 12, опорного диска 13, отжимных рычагов 14 и 15, штанг 16 и 17, и муфты включения 18.

Работа муфты сцепления происходит следующим образом. При переводе муфты включения 18, например, вправо штанги 17 занимают вертикальное положение, а штанги 16 увеличивают угол своего наклона, вследствие этого рычаги 14 и 15, опираясь на опорный диск 13, перемещают кольца 11 и 12 с пружинами 9 и 10 влево. При этом пружина 10, сжимаясь, прижимает через поводковое кольцо 8 нажимной диск 3 и ведомый диск 4 к маховику 1. Пружина 9 в этом положении создает минимальную осевую силу, необходимую лишь для поддержания беззазорного контакта звеньев нажимного механизма. При перемещении муфты включения 18 влево происходит процесс, диаметрально симметричный описанному, при котором вращающий момент двигателя передается на ведомый диск 5.

Переключение передач при использовании предлагаемой муфты сцепления происходит следующим образом. Муфта сцепления устроена так, что в любой момент времени передает момент двигателя на один из первичных валов 6 или 7, в то время как другой первичный вал отсоединен от двигателя. Запуск двигателя, как и в известной конструкции, происходит при нейтральном положении муфт включения передач. После этого отсоединенный от двигателя первичный вал 6 соединяется посредством управляемой муфты с шестерней, например, первой передачи. Далее муфта сцепления отсоединяет от двигателя первичный вал 7 и соединяет с двигателем вал 6, с включенной первой передачей. При переключении передачи на отсоединенном от двигателя первичном валу посредством управляемой муфты коробки передач происходит включение соседней передачи (высшей или низшей) и, при переключении муфты сцепления происходит изменение передаточного числа механической передачи.

Преимущество изобретения состоит в сокращении времени, затрачиваемого на переключение передач в механической трехвальной коробке передач при небольшом усложнении конструкции по сравнению с прототипом при этом происходит улучшение динамических качеств автомобиля, тяговых качеств трактора и других транспортно-тяговых машин, оборудованных предлагаемой муфтой сцепления.

Литература:

1. Сцепления тяговых и транспортных машин / И.Б. Барский, C.Г. Борисов, В.А. Галягин и др.; Под ред. Ф.Р.Геккера и др. - М.: Машиностроение, 1989. - 344 с.: ил.

2. Автомобили «ЗИЛ-5301»: Руководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию / А.С. Кузнецов, С.И. Глазачев, В.Г. Мнев и др.; Под ред. В.Г. Мазепы. - М.: АМО ЗИЛ, 2001. - 276 с.

Похожие патенты RU2292495C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Панкин Александр Сергеевич
  • Бородин Евгений Валерьевич
RU2436689C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 1994
  • Райк Вольфганг
  • Фельгер Роберт
  • Альберс Альберт
RU2193125C2
Двухпоточная муфта сцепления 2020
  • Сергиенко Николай Егорович
RU2755842C1
Двойная фрикционная муфта сцепления 1976
  • Галягин Владимир Алексеевич
  • Ванькин Петр Иванович
  • Любимов Анатолий Михайлович
SU579469A1
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2007
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Ломовцев Павел Александрович
RU2357125C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ 1997
  • Лишенко Ю.Н.
  • Карамышев Н.Н.
RU2133677C1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Мезенцев М.С.
  • Котовсков А.В.
RU2091622C1
Муфта сцепления 1979
  • Черкасов Николай Михайлович
  • Бобровский Николай Серафимович
  • Скаргин Владимир Каллистратович
SU846864A1
Муфта сцепления и привод ее управления 1977
  • Семянников Никита Константинович
SU1004681A1

Реферат патента 2007 года МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п. Муфта сцепления содержит кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач, и нажимной механизм с одной или несколькими пружинами и механизм отвода нажимного диска. При этом нажимной диск имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, а кожух сцепления имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском. Нажимной механизм состоит из поводкового кольца, соединенного с нажимным диском, двух тарельчатых пружин, двух опорных колец, опорного диска, отжимных рычагов, штанг и муфты включения. Технический результат заключается в сокращении времени, затрачиваемого на переключение передач в механической коробке передач, устранении разрыва потока мощности и улучшении динамических и тяговых качеств транспортного средства. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 292 495 C1

Муфта сцепления, содержащая кожух, закрепленный на маховике двигателя, нажимной диск, соединенный с кожухом, нажимной механизм, отличающаяся тем, что нажимной диск имеет две поверхности трения, контактирующие попеременно с двумя ведомыми дисками, закрепленными каждый на своем первичном валу коробки передач, кожух сцепления имеет одну поверхность трения, контактирующую с ведомым диском, нажимной механизм состоит из поводкового кольца, соединенного с нажимным диском, двух тарельчатых пружин, двух опорных колец, опорного диска, отжимных рычагов, штанг и муфты включения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2292495C1

Способ изготовления гетерогенной ионообменной биполярной мембраны 2022
  • Ковалев Никита Владимирович
  • Карпенко Татьяна Валерьевна
  • Шельдешов Николай Викторович
  • Заболоцкий Виктор Иванович
RU2791405C1
Фрикционная муфта сцепления 1977
  • Карло Беккари
SU772497A3
И.Б.БАРСКИЙ и др
Сцепления транспортных и тяговых машин, М., Машиностроение, 1989, стр.72, рис.1, 34А
DE 10033649 A1, 15.02.2001
Способ соединения железобетонных элементов для сборки строительного модуля (варианты) 2023
  • Плетнев Игорь Геннадьевич
  • Цатурян Тигран Рубенович
RU2803346C1

RU 2 292 495 C1

Авторы

Баженов Светослав Петрович

Новожилов Борис Анатольевич

Новожилова Наталья Викторовна

Даты

2007-01-27Публикация

2005-08-01Подача