Муфта сцепления Советский патент 1981 года по МПК F16D13/42 

Описание патента на изобретение SU846864A1

(54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Похожие патенты SU846864A1

название год авторы номер документа
Муфта сцепления 1982
  • Черкасов Николай Михайлович
  • Скаргин Владимир Каллистратович
  • Бобровский Николай Серафимович
SU1071834A1
Фрикционная муфта 1985
  • Пеленков Александр Иванович
SU1288395A1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
Система управления двойной муфтой сцепления 1974
  • Мишель Теофиль Рист
SU1052149A3
Муфта сцепления с автоматической компенсацией износа 1984
  • Сидоров Радик Серафимович
  • Кириллов Сергей Иванович
  • Галягин Владимир Алексеевич
SU1239432A1
СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Федоров Б.М.
  • Федоров Г.Б.
RU2235229C1
Механизм включения фрикционной муфты сцепления 1976
  • Езикашвили Отар Семенович
  • Бардзимашвили Николай Георгиевич
  • Бардзимашвили Георгий Георгиевич
  • Цулукидзе Ношреван Пирузович
SU579470A1
Система управления муфтой сцепления транспортного средства 2017
  • Сергиенко Николай Егорович
RU2645514C1
Двухпоточная муфта сцепления 2020
  • Сергиенко Николай Егорович
RU2755842C1
Двойная фрикционная муфта сцепления 1976
  • Галягин Владимир Алексеевич
  • Ванькин Петр Иванович
  • Любимов Анатолий Михайлович
SU579469A1

Иллюстрации к изобретению SU 846 864 A1

Реферат патента 1981 года Муфта сцепления

Формула изобретения SU 846 864 A1

Изобретение относится к машиност роению, в частности для передачи вращения. Известна муфта сцепления, содержащая маховик и взаимодействующий с ним фрикционный диск . Недостатком такой муфты является большой вес и габариты. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является муфта сцепл .ния, содержащая смонтированный на маховике через стойки кожух с отжимными рычагами и размещенный в не и подпружиненный по оси нажимной ди контактирующий с фрикционным диском 2. Недостатком данной муфты являетс низкий срок службы и сложность обслуживания . Цель изобретения - повьш1ение сро службы и упрощение обслуживания. Поставленная цель достигается те что муфта снабжена закрепленным на стойках опорным диском, следягвдми клиньями, закрепленными на нажимном диске параллельно его оси, сухарямиi размещенными между, стойками и следящими клиньями, и подпружиненными фиксирующими клиньями, расположенными между опорным диском и кожухом, при этом последний выполнен подвижньм по оси, а стойки - со скощенными лысками, сопрягаемыми с сухарями. Кроме того, углы наклона скощенных лысок и следящих клиньев вьтолнень различными. На фиг. I изображено предлагаемое сцепление, общий вид, разрез А-А на фиг. 2; на фиг, 2 - вид В на фиг, 1; на фиг. Э - разрез В-В на: фиг. 2; на фиг. 4 - то же, положение при изношенных поверхностях трения муфты; на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 2; на фиг. 6 - схема кожуха отжимного рычага и нажимного диска в положениях новой и изнощенной муфты; на фиг.7cxe ia отжимного рычага в двух положениях; на фиг. 8 - схема, поясняюща перемещение кожуха и нажимного диска Муфта сцепления содержит фрикцион ный ведомый диск 1, нажимной диск 2, кожух 3 с установленными на нем отжи ными рычагами 4 с упорным кольцом 5, Кожух 3 смонтирован подвижно относительно маховика двигателя в осевом направлении на установленных на махо вике двигателя 6 стойках 7 и опорном диске 8. Опорнь1Й диск 8 жестко закре плен на маховике двигателя 6 посредством шпилек 9 и 10 через распорные втулки 11 и 12 гайкамис 13. Между нажимным диском 2 и кожухом 3 размещены нажимные пружины 14. Кожух 3 имеет, механизм автоматического перемещения и фиксации, который состоит из стоек 7 со скошенными лысками (кл новыми поверхностями) 15; следящих клиньев 16, каждый из которых на одном конце со стороны нажимного диска 2 имеет регулируемый упор 17, регулировка которого служит для исключения погрешности изготовления механизма автоматического перемещения при его монтаже, а второй конец следящего клина, имеющий клиновую поверхность 18, размещен в отвер стии кожуха 3, параллельном оси муфты и поджат пружиной 19 к контактирующей клиновой поверхности сухаря 20, размещенного в отверстии кожуха 3, которое пересекается с отверстиями, выполненными в кожухе 3 для сто ки 7 и следящего клина 16. Сухарь 20 установлен между клиновыми поверх ностями 15 стойки 7 и клинЪвыми поверх ностями 18 следящего клина 1Ь. Между опорным диском 8 и кожухом 3 размещены фиксирующие клинья 21, поджатые пружиной 22. Для полного исключения регулировки зазора -5 между опорными поверхностями отжимных рычагов 4 и поверхностью выжимного подшипника отводки 23 углы клиновых поверхностей 15 стоек 7 и поверхностей 18 следящих клиньев 16 и.соответственно, контактируюпщх с ними клиновых поверхностей сухарей 20 выполнены различ.ными. Величина углов зависит от передаточного числа плеч отжимных рычагов 4 и определяется .из равенства отношения плеч отжимного рычага 4 и отношения разности котангенсов меньшего и большего углов клиновых поверхностей к котангенсу большего угла дctoToC -с-Ьц-об rf c-tgU Эта зависимость определяется математически слёдукмцим образом: из подобия треугольников (см, фиг. 7) БС и EFC составляется пропорция - а , а из ЛЕРС и&АДБ составляется пропорция1 а а Т откуда где ctlS передаточное отношение нажимного рычага; а и б - плечи отжимного рычага; г - расстояние, равное перемещению нажимного диска до полного износа трущихся поверхностей; д - 1засстояние, равное перемещению кожуха. На фиг. 8 k -величина поперечного перемещения сухаря 20 (фиг. 3 и 4). Из прямоугольных треугольников на фиг. 8 определяем отношения |-x( , откуда сtgdu r kctgrt:/ Подставив в пропорцию (2) значения гид, выраженные через котангенс, получим 2« ,С-ЬаГс Д-с1.Р б CtgoLO Например, если соотношение плеч нажимного рычага составляет 1:4, То, 3aj;taBiiiHCb углом клиновой поверхности стойки , по выше приеденной формуле (пропорции) находим гол клиновой поверхности следящего лина и, соответственно, сухаря О cig-d -cicTctP Vctcrct j g (Г cte.ctP - д- cig 2 4ctgot:;- ct 2 ctgr l°-l-4 ct oi;; ctg a44ci H2.° -C-tg cx Подставив значение котангенса 12 4,705, получим 4.7054-4.70 g - Cig-cL f 4 d.° 9°3i 5,881-ctg-ot Углы клиновых поверхностей принимаются самотормозящими. В процессе работы муфты происходит изиос поверхностей трения. Нажимной диск 2 под действием сил нажимных пружин 14. перемещается к маховику двигателя 6 и посредство упора 17 вытягивает следящий клин 16 из отверстия кожуха 3. При включении муфты сцепления выжимной подшипник 23 через упорное кольцо 5 да вит на опорные поверхности отжимных рычагов 4, которые передают усилие отжимного подшипника через оси 24, вилки 25 и регулировочные гайки 26 и перемещают кожух 3 в сторону махо вика двигателя 6. В это время кожух 3 перемещает сухарь 20 по клиновой поверхности 15 стойки в сторону сле щего клина 16 до упора в него, при этом кожух переместится на величину меньшую величины износа трущихся по верхностей. В то же время под дейст вием пружин 22 и центробежных сил, возникающих при вращении муфты, фик сирующие клинья 2I перемещаются от центра муфты к периферии и- заполняю образовавшийся зазор между кожухом и опорным диском 8, тем самым фикси руя кожух 3 в перемещенном положени При заклиненном кожухе 3 и дальнейш перемещении выжимного подшипника 23 нажимной диск 2 перемещается от ведомого фрикционного диска 1, и муфта сцепления выключается. При выполнении клиновых поверхностей 15 стоек 7, поверхности 18 клиньев 16 и поверхностей сухарей 20 различными по вьш1еуказанной зави симости (см. формулу), механизм автоматического перемещения и фикса ции будет работать вьш1еописанным образом, при этом перемещение кожуха 3 в сторону маховика 6 происходит на меньшую величину, чем переме щение нажимного диска 2. При такой величине перемещения кожуха обеспечивается постоянное положение опор46ных пове.рхностей отжимных рычагов 4, т.е. сохраняется неизменным зазорфиг. 1 и незначительно изменяется коэффициент запаса сцепления. В связи с тем, что кожух выполнен автоматически перемещающимся в сторону маховика двигателя при износе поверхностей трения муфты сцепления, коэффициент запаса сцепления остается почти стабильным на весь срок службы муфты, что не позволяет прогрессировать износу. В результате этого срок службы предлагаемой муфты значительно возрастает. Появляется возможность устанавливать увеличенной толщины фрикционные накладки, что также повьш1ает долговечность муфты в несколько раз и отпадает надобность в регулировке зазоров (техуходе), т.е. в предлагаемой муфте долговечность возрастает во много раз по сравнению с известными муфтами и упрощается техобслуживание. .Формула изобретения 1. Муфта сцепления, содержащая смонтированный на маховике через стойки кожух с отжимными рычагами, размещенный в нем и подпружиненный по оси нажимной диск, контактирующий с фрикционным диском, отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения срока службы и упрощения обслуживания, она снабжена закрепленным на стойках опорным диском, следящими клиньями, закрепленными на нажимном диске параллельно его,оси, сухарями, размещенными между стойками и следящими клиньями, и подпружиненными фиксирующими клиньями, расположенными между опорным диском и кожухом, при этом последний выполнен подвижным по оси, а стойки - со скошенными лысками, сопрягаемыми с сухарями. 2. Муфта по п. 1 о т л и ч а ю щ а Я С Я тем, что углы наклона кошенных лысок стоек и следящих клиь.ев выполнены различными. Источники информации, ринятые во внимание при экспертизе ., 1. Двторское свидетельство СССР 110611, кл. F 16 D 13/70, 1957. 2. Авторское свидетельство СССР F 16 D 13/42, 1974 489887, кл. (прототип).

в-в « Ч Ж го Ж /

(риг.З

рагЛ

JL

13

12 ig

SU 846 864 A1

Авторы

Черкасов Николай Михайлович

Бобровский Николай Серафимович

Скаргин Владимир Каллистратович

Даты

1981-07-15Публикация

1979-10-03Подача