Фрикционная муфта сцепления Советский патент 1980 года по МПК F16D13/44 

Описание патента на изобретение SU772497A3

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным муфтам сцепления.

Известна фриА ионная муфта сцепления , содержащая два блока сцепле- 5 ния, каждый из которых включает опорный диск, соединенный с ведущим валом, фрикционный диск, установленный на ведомом валу, нажимной диск, установленный с возможностью осево- 10 го перемещения, а также упругие элементы, размещенные между нажимными дисками и поджимающие фрикционный диск к опорному CL.

С целью уменьшения осевых габа- 15 ритов и повьшения нагрузочной способности, во фрикционной муфте сцепления, содержащей два блока сцепления, каждый из которых включает опорный диск, соединенный с ведущ11М 20 валом, фрикционный диск, установленный на ведомом валу, нажимной диск, установленный с возможностью осевого перемещения, а также упругие элементы, размещенные между нажимными 25 дисками и подахимаюише фрикционный диск к опорному, упругие элементы выполнены в виде по меньшей мере двух тарельчатых пружин, аксиально ориентированных в одном направлении и ЗО

отделенных одна от другой распорными кольцами, одно из которых расположено в зоне наружного диаметра тарельчатой пружины, а другое - в зоне ее внутреннего диаметра, при этом между тарельчатыми пружинами и каждым нажимным диском установлены кольцевые прокладки.

На фиг. 1 показана муфта сцепления в плане; на фиг. .2 - разрез А-А на 1, на фиг. 3

разрезБ-Б на

фиг.

4- разрезВ-В на

1;на фиг. фиг.

5- разрезГ-Г на

. З;на фиг. фиг.

6- разрезД-Д на

3;на фиг. фиг. 3. фиг.

Муфта сцепления содержит два блока сцепления 1 и 2, расположенные соосно друг за другом. Каждый из блоков содержит опорные диски 3 и 4, фрикционные диски 5 и 6, связанные со ступицами 7 и 8 и подвижные по оси по отношению к опорным дискам. Нажимные диски 9 и 10 связаны при вращении с опорными дисками 3 и 4 и подвижны по отношению к ним для зажима соответствующих фрикционных дисков 5 и 6. Опорный диск 3 может быть выполнен в виде маховика и связан при вращении с ведущим валом, а каждая из ступиц 7 и 8 фрикционных диско

5 и 6 может быть связана с ведомым валом, для чего на внутренней поверхности ступиц имеются пазы. Поскольку данная муфта имеет два выхода, каждый из фрикционных дисков насаживается на отдельный вал.

Опорный диск 4 имеет в периферийной части кольцевой выступ 11, закрывающий фрикционные и нажимные диски и контактирующий с диском 3. Опорные диски 3 и 4 соединяются винтами (на фигурах не показаны), проходящими в отверстия 12. На боковой поверхности кольцевого выступа 11 выполнены пазы l3, в которых размещены с осевым зазором выступы 14 и 15 нажимных дисков 9 и 10, обеспечивая зацепление при вращении нажимных дисков с опорными дисками 3 и 4 и допуская осевое перемещение нажимных дисков по отношению к опорным дискам.

Между нажимными дисками 9 и 10, расположенными друг против друга, размещены упругие элементы, воздействующие на диски 9 и 10 в направлении

положения сцепления, т.е. зажимая фрикционные диски 5 и 6 между нажимными и опорными дисками.

Упругие элементы выполнены в виде двух тарельчатых пружин 16 и 17, ак сиально ориентированных в одном направлении и отделенных одна от дру:гой распорными кольцами 18 и 19, расположенными в зоне внутреннего диаметра тарельчатых пружин, и кольцами 20 и 21, расположенными в зоне

их наружного диаметра. Тарельчатые пружины расположены между нажимным диском 9, на который опирается на.ружным участком пружина.16 с кольцом 20/ и нажимным диском 10, на который внутренним участком опирается пружина 17 с кольцом 19. Таким образом каждая пружина 16 и 17 соприкасается лишь с кольцами как для взаимной поперечной связи, так и для их взаимодействия с нажимными дисками 9 и 10, что позволяет снизить -трение во время расцепления, а следовательно, и усилие включения. Для размещения тарельчатых пружин 16 и 17 на нажимных дисках 9 и 10 выполнены кольцевые пазы 22 и 23. Тарельчатые пружины могут быть выполнены в виде кольцевого участка 24 и радиальных выступов 25.

К блоку сцепления 1 присоединены расцепляющие рычаги 26. Каждый из них насажен на ось 27, проходящую через выступы 28 на опорном диске 4. На свободном наиболее удаленном от оси блока конце расцепляющие рычаги 26 прикреплены к нажимному диску 9 с помощью тяг 29, шарнирно прикрепленных в точке 30 к расцепляющим рычагам 26 и проходящих с зазором через опорный диск 4, нажимные диски 10 и 9. На тягах смонтированы упоры 31.

Вокруг каждой из тяг 29 между опорным диском 4 и соответствующим расцепляющим рычагом 26 установлены пружины 32. К блоку сцепления 2 также присоединены расцепляющие рычаги 33, насаженные на оси 34, смонтированные в выступах 28. Рычаги 33 располагаются радиально и имеют упоры 35, через которые они соприкасаются с промежуточными рычагают 36, которые насажены на оси 37, смонтированные в выступах 28.

На свободном конце рычага 36 вы,полнен упор 38, через который оИ соприкасается с упором 35 на рычаге 33. Через нажимной диск 10 проходит толкатель 39 с резьбой 40 и контргайкой 41. Между расцепляющими рычагами 33 и опорным диском 4 установлены -пружины 42.

При перемещении расцепляющего рычага 26 по стрелке влево (фиг.З) посредством тя.г 29 прикладывается усилие к налсимному диску 9, который отводится при этом от опорного диска 3 навстречу тарельчатым пружинам 16 и 17. Фрикционный диск 5 освобождается , --и соответствующий ведомый вал больше не связан при вращении с ведущим валом, на который насажен опорный диск 3. Когда прекращается воздействие на расцепляющие рычаги 26, пружины 16 и 17 вновь зажимают фрикционный диск 5, а пружины 32 возвращают рычаги 26 в исходное положение.

Аналогичным образом при перемещении расцепляющего рычага 33 против ч&совой стрелки (фиг.З) поворачивается промежуточный рычаг 36 и через толкатели 39 отводится нажимной диск 10, освобождая фрикционный диск 6, при этом соответствующий ведомый вал больше не связан с ведущим валом, на который насажен, опорный диск 3.

Когда прекращается воздействие на расцепляющие рычаги 33, пружины 16 и 17 вновь зажимают фрикционный в диск 6 и возвращают в исходное положение промежуточные рычаги.36, а пружинами 42 возвращаются в исходное положение рычаги 33.

Размещенные между тарельчатыми пружинами распорные кольца могут иметь поперечные сечения .различных диаметров, а сами тарельчатые пружины могут иметь различные характеристики.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта сцепления, содержащая два блока сцепления, каждый из которых включает опорный диск, соединенный с ведущим валом фрикционный диск, установленный на ведомом валу, нажимной диск, установленный с возможностью осевого перемещения, а также упругие элементы, размещенные между нажимными дисками и поджимающие фрикционный диск к опорному, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и уменьшения осевых габаритов, упругие элементы.выполнены в виде по меньшей мере двух тарельчатых пружин, аксиально ориентированных в одном направлении и отделенных одна от другой распорными кольцами, одно из .которых расположено в зоне наружного диаметра тарельчатой пружины, а другое - в зоне ее внутреннего диаметра.

2. Муфта ПОП.1, отличающая с-я тем, что между тарельчатыми пружинами и каждым нажимным диском установлены кольцевые прокладки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР №579469, кл. F 16 D 13/44, 1976. ,1 уЦ ZUL

9 П 22 21 ff

29

JD

J4

ff2 .

ДД

J(0 J9

Похожие патенты SU772497A3

название год авторы номер документа
Сцепление для автомобиля 1978
  • Карло Беккари
SU1091847A3
Система управления двойной муфтой сцепления 1974
  • Мишель Теофиль Рист
SU1052149A3
Фрикционная муфта сцепления автомобиля 1976
  • Жерар Де Женн
SU1131465A3
Фрикционная муфта сцепления транспортного средства 1976
  • Жерар Де Женн
SU1024004A3
Фрикционная муфта сцепления транс-пОРТНОгО СРЕдСТВА 1976
  • Жерар Де Женн
SU837314A3
Устройство для выключения муфты сцепления 1972
  • Мишель Теофил Рист
SU640678A3
Фрикционный диск сцепления 1980
  • Пьер Луазо
SU1279523A3
Автомобильное сцепление 1980
  • Рене Бийе
  • Мишель Баше
SU1009285A3
Компенсационное устройство для системы тяг механизма выключения сцепления 1979
  • Карло Беккари
SU952096A3
Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства 1980
  • Пьер Луазо
SU1217265A3

Иллюстрации к изобретению SU 772 497 A3

Реферат патента 1980 года Фрикционная муфта сцепления

Формула изобретения SU 772 497 A3

SU 772 497 A3

Авторы

Карло Беккари

Даты

1980-10-15Публикация

1977-12-15Подача