Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий, а также при ремонте покрытий.
Известен способ устройства поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий приготовление битумной эмульсии смешением битума и воды, розлив полученной эмульсии на поверхность дорожного покрытия, нанесение на нее нагретого до температуры 160-220°С минерального материала и последующее уплотнение (авт. свидет. СССР №1048019, кл. Е 01 С 7/22, опубл. 1983 г.).
Недостатком этого способа является невысокая прочность поверхностной обработки из-за низких показателей стабильности и прочности сцепления битума с поверхностью минерального материала. Кроме того, осуществление этого способа требует дополнительных энергозатрат на нагрев минерального материала до t=160-220°C, а также ухудшает условия экологической и пожарной безопасности, санитарно-гигиенические условия труда при нанесении нагретого материала на битумную эмульсию, тем самым ограничивает его применение.
Наиболее близким к заявляемому объекту по совокупности признаков является способ устройства поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий приготовление катионной битумной эмульсии смешением битума, эмульгатора, неорганической кислоты и воды, розлив полученной эмульсии на поверхность дорожного покрытия, нанесение минерального материала, например гранита, и последующее уплотнение (см. Пособие по приготовлению и применению битумных и дорожных эмульсий к СНиП 3.06.03-85, М., 1989 г., стр.12-15, 39-40. Пособие по устройству поверхностных обработок на автомобильных дорогах к СНиП 3.06.03-85, М., 1990 г., стр.8-14, 28-33) - принято за прототип.
Недостатком такого способа является невысокая прочность поверхностной обработки дорожного покрытия за счет низкой приживаемости щебня и достаточно высокая его стоимость.
Это обусловлено недостаточной стабильностью и прочностью сцепления битумной эмульсии с минеральным материалом, а высокая стоимость обусловлена высоким расходом дорогостоящего эмульгатора, идущего на приготовление битумной эмульсии, и использованием гранитного щебня.
Техническим результатом заявляемого технического решения является повышение прочности и срока службы поверхностной обработки дорожного покрытия при одновременном снижении стоимости ее устройства.
Заявляемый технический результат достигается тем, что в известном способе устройства поверхностной обработки дорожного покрытия, включающем приготовление катионной битумной эмульсии смешением битума, эмульгатора, неорганической кислоты и воды, розлив полученной эмульсии на поверхности дорожного покрытия, нанесение минерального материала и последующее уплотнение, - в качестве минерального материала используют щебень из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Курской магнитной аномалии Михайловского ГОКа с содержанием гематита 19-32%, при этом эмульгатор для приготовления битумной эмульсии вводят в количестве 1,7-2,2 кг/т в зависимости от содержания указанного гематита в щебне, а отношение массы битумной эмульсии к массе щебня составляет 0,078-0,09.
Использование в качестве минерального материала щебня из хвостов сухой магнитной сепарации с содержанием гематита 19-32% позволит повысить прочность поверхностной обработки дорожного покрытия за счет увеличения адгезионного взаимодействия битумной эмульсии с минеральным материалом. Это связано с присутствием трехвалентного железа на поверхности гематита, что инициирует протекание хемосорбционных процессов при контакте с битумной эмульсией и приводит к образованию прочной битумной пленки на его поверхности. При взаимодействии битумной эмульсии с ионами трехвалентного железа происходит резкое снижение дзета-потенциала на поверхности битумных капель эмульсии, что приводит к быстрой коалесценции и коагуляции битумных капель с образованием плотной битумной пленки и полному отделению воды, присутствующей в эмульсии. Протекание этих процессов приводит к быстрой приживаемости щебня из хвостов сухой магнитной сепарации к дорожному покрытию, увеличению эксплуатационных свойств и срока службы поверхностной обработки.
Использование такого минерального материала позволяет одновременно как изменять количество эмульгатора при приготовлении битумной эмульсии, так и ее расход при устройстве поверхностной обработки в зависимости от содержания в нем гематита. Это позволит значительно сократить расход дорогостоящих зарубежных и отечественных эмульгаторов и сэкономить битумное вяжущее.
Таким образом, использование предлагаемого минерального материала при его нанесении на слой битумной эмульсии регулирует скорость ее разрушения и одновременно повышает адгезионное взаимодействие битума со щебнем, обеспечивая в целом увеличение водостойкости, прочности и долговечности поверхностной обработки при одновременном удешевлении как битумной эмульсии, так и стоимости устройства поверхностной обработки.
Способ устройства поверхностной обработки дорожного покрытия осуществляется следующим образом.
В качестве минерального материала используют щебень из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд КМА Михайловского ГОКа, непригодных для дальнейшего применения в металлургической промышленности, имеющий следующий химический состав, %:
Fe общ. - 22,0-28; Fe mqt 4-5; FeO 4-5;
Fe2O3 19-32; SiO2 50-60; Al2O3 0,1-1,0;
MqO 0,1-1,5; CaO 1,0-2,1 S 0,06-0,08;
Р 0,045-0,06; Р2O5 0,121-0,129; С 0,55-0,65, nnn 2,69;
К2O 0,51-0,53; Na2O 0,41-0,44; MnO 0,031-0,033
Щебень из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд имеют следующие показатели качества:
- марка по пределу прочности на сжатие - 1200
- марка по истираемости - И1
- насыпная плотность - 1660 кг/м3
- значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов-до 370 Бк/кг
- качество по морозостойкости не ниже марки F50
- содержание зерен пластинчатой и игловатой формы - не более 35%
- содержание пылевидных и глинистых частиц - не более 1%
Щебень может быть следующего фракционного состава: 5-10 мм; 5-15 мм.
Получение битумной эмульсии производят путем смешения битума при температуре 130-150°С эмульгатора, неорганической кислоты и воды, нагретой до 35-60°С, при этом эмульгатор вводят в количестве 0,17-0,22 кг/т в зависимости от массы содержания гематита в щебне.
Для приготовления битумной эмульсии применяют битумы дорожные марок, БНД 60/90, БНД 90/130 со значениями пенетрации не ниже 80 и не выше 110.
В качестве эмульгатора используют катионный эмульгатор из группы производных аминов жирного ряда, в частности смеси алкилпропилендиаминов и алкиламидоимидазолинов.
Битумную эмульсию применяют при температуре 50-70°С путем распределения на очищенное дорожное покрытие, после чего наносят щебень из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд с содержанием гематита 19-32% с последующим уплотнением слоя. Отношение массы битумной эмульсии к щебню при устройстве поверхностной обработки составляет 0,078-0,09 в зависимости от содержания гематита.
Для экспериментальной проверки заявляемого способа были приготовлены 6 вариантов рецептур битумной эмульсии, приготовленных с учетом количества содержания гематита в щебне и в зависимости от отношения количества битумной эмульсии к массе щебня.
Количественное содержание компонентов приведено из расчета 1000 кг битумной эмульсии.
Выбор нормы расхода битумной эмульсии производился из расхода щебня фракции 5-10 мм (1 м3 щебня=1660 кг) 1,0 м3/100 м2 и битумной эмульсии 1,25-1,55 кг/м2 (СНиП 3.06.03. - 85)
Пример 1.
Для устройства поверхностной обработки дорожного покрытия в качестве минерального материала используют щебень с содержанием гематита 18,5%, расход которого составлял 1,0 м3/100 м2, а расход битумной эмульсии 1,55 кг/м2.
При отношении массы битумной эмульсии к массе щебня, равном 0,093, количество щебня составило 16600 кг, а битумной эмульсии 1550 кг.
Масса гематита в указанном количеств щебня составляет 3071 кг.
Для приготовления битумной эмульсии количество эмульгатора составляет 2,3 кг.
В мешалке при температуре +39°С перемешивают 346,0 кг воды, 1,7 кг соляной кислоты(р=1,184 г/см3) и 2,3 кг эмульгатора до полной однородности. Полученный раствор в коллоидной мельнице соединяют с 650 кг битумной фазы при температуре 134°С.
Полученная эмульсия имеет следующую рецептуру:
Приготовленную битумную эмульсию при температуре +50°С - +70°С распределяют на очищенное дорожное покрытие и наносят щебень фракции 5-10 мм с содержанием гематита 18,5%, после чего производят уплотнение слоя поверхностной обработки за 3-4 прохода легкого (6-8 т) катка в момент распада эмульсии.
Пример 2.
Для устройства поверхностной обработки дорожного покрытия в качестве минерального материала используют щебень с содержанием гематита 19%, расход которого составлял 1,0 м3/100 м2, а расход битумной эмульсии 1,3 кг/м2.
При отношении массы битумной эмульсии к массе щебня, равном 0,09, количество щебня составило 16600 кг, а битумной эмульсии 1500 кг.
Масса гематита в указанном количеств щебня составляет 3154 кг.
Для приготовления битумной эмульсии количество эмульгатора составляет 2,2 кг.
В мешалке при температуре +39°С перемешивают 346,17 кг воды, 1,63 кг соляной кислоты(р=1,184 г/см3) и 2,2 кг эмульгатора до полной однородности. Полученный раствор в коллоидной мельнице соединяют с 650 кг битумной фазы при температуре 134°С.
Полученная эмульсия имеет следующую рецептуру:
Приготовленную битумную эмульсию при температуре +50°С - +70°С распределяют на очищенное дорожное покрытие и наносят щебень фракции 5-10 мм с содержанием гематита 19% с последующим уплотнением слоя.
Пример 3.
Для устройства поверхностной обработки дорожного покрытия в качестве минерального материала используют щебень с содержанием гематита 25%, расход которого составлял 1 м3/100 м2, а расход битумной эмульсии 1,45 кг/м2.
При отношении массы битумной эмульсии к массе щебня, равном 0,087, количество щебня составило 16600 кг, а битумной эмульсии 1450 кг.
Масса гематита в указанном количеств щебня составляет 4150,0 кг.
Для приготовления битумной эмульсии количество эмульгатора составляет 2,0 кг.
В мешалке при температуре +39°С перемешивают 346,52 кг воды, 1,48 кг соляной кислоты(р=1,184 г/см3) и 2,0 кг эмульгатора до полной однородности. Полученный раствор в коллоидной мельнице соединяют с 650 кг битумной фазы при температуре 134°С.
Полученная эмульсия имеет следующую рецептуру:
Приготовленную битумную эмульсию при температуре +50°С - +70°С распределяют на очищенное дорожное покрытие и наносят щебень фракции 5-10 мм с содержанием гематита 25% с последующим уплотнением слоя.
Пример 4.
Для устройства поверхностной обработки дорожного покрытия в качестве минерального материала используют щебень с содержанием гематита 30%, расход которого составлял 1,0 м3/100 м2, а расход битумной эмульсии 1,38 кг/м2.
При отношении массы битумной эмульсии к массе щебня, равном 0,083, количество щебня составило 16600 кг, а битумной эмульсии 1380 кг.
Масса гематита в указанном количестве щебня составляет 4980 кг.
Для приготовления битумной эмульсии количество эмульгатора составляет 1,8 кг.
В мешалке при температуре +39°С перемешивают 346,87 кг воды, 1,33 кг соляной кислоты (р=1,184 г/см3) и 1,8 кг эмульгатора до полной однородности. Полученный раствор в коллоидной мельнице соединяют с 650 кг битумной фазы при температуре 134°С.
Полученная эмульсия имеет следующую рецептуру:
Приготовленную битумную эмульсию при температуре +50°С - +70°С распределяют на очищенное дорожное покрытие и наносят щебень фракции 5-10 мм с содержанием гематита 30% с последующим уплотнением слоя.
Пример 5.
Для устройства поверхностной обработки дорожного покрытия в качестве минерального материала используют щебень с содержанием гематита 32%, расход которого составлял 1,0 м3/100 м2, а расход битумной эмульсии 1,3 кг/м2.
При отношении массы битумной эмульсии к массе щебня, равном 0,078, количество щебня составило 16600 кг, а битумной эмульсии 1300 кг.
Масса гематита в указанном количеств щебня составляет 5312 кг.
Для приготовления битумной эмульсии количество эмульгатора составляет 1,7 кг.
В мешалке при температуре +39°С перемешивают 347,07 кг воды, 1,23 кг соляной кислоты (р=1,184 г/см3) и 1,7 кг эмульгатора до полной однородности. Полученный раствор в коллоидной мельнице соединяют с 650 кг битумной фазы при температуре 134°С.
Полученная эмульсия имеет следующую рецептуру:
Приготовленную битумную эмульсию при температуре +50°С - +70°С распределяют на очищенное дорожное покрытие и наносят щебень фракции 5-10 мм с содержанием гематита 32% с последующим уплотнением слоя.
Пример 6.
Для устройства поверхностной обработки дорожного покрытия в качестве минерального материала используют щебень с содержанием гематита 32,5%, расход которого составлял 1,0 м3/100 м2, а расход битумной эмульсии 1,25 кг/м2.
При отношении массы битумной эмульсии к массе щебня, равном 0,075, количество щебня составило 16600 кг, а битумной эмульсии 1250 кг.
Масса гематита в указанном количестве щебня составляет 5395 кг.
Для приготовления битумной эмульсии количество эмульгатора составляет 1,65 кг.
В мешалке при температуре +39°С перемешивают 347,13 кг воды, 1,22 кг соляной кислоты (р=1,184 г/см3) и 1,65 кг эмульгатора до полной однородности. Полученный раствор в коллоидной мельнице соединяют с 650 кг битумной фазы при температуре 134°С.
Полученная эмульсия имеет следующую рецептуру:
Приготовленную битумную эмульсию при температуре +50°С-+70°С распределяют на очищенное дорожное покрытие и наносят щебень фракции 5-10 мм с содержанием гематита 32,5% с последующим уплотнением слоя.
Примеры конкретного выполнения способа устройства поверхностной обработки дорожного покрытия приведены в таблице №1.
Примеры влияния содержания гематита в минеральном материале на прочностные характеристики устройства поверхностной обработки дорожного покрытия представлены в таблице №2.
Экспериментальные данные показали, что применение в качестве минерального материала щебня из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Михайловского ГОКа с содержанием гематита 19-32% позволяет регулировать расход дорогостоящего эмульгатора при приготовлении битумной эмульсии при введении его в пределах 1,7-2,2 кг/т в зависимости от массы указанного гематита в щебне. Использование щебня с содержанием гематита менее 19% нецелесообразно, так как это приводит к перерасходу эмульгатора при приготовлении битумной эмульсии и увеличению стоимости эмульсии, а также снижению прочности сцепления эмульсии со щебнем. Использование щебня с содержанием гематита более 32% ведет к повышению интенсивности влияния окислов железа на старение битума и снижению долговечности поверхностной обработки.
Отношение массы битумной эмульсии к массе щебня больше 0, 090 ведет к недопустимому перерасходу битумной эмульсии. Уменьшение отношения - меньше 0,078 ведет к ослаблению прочности поверхностной обработки из-за недопустимо тонкой пленки битумной эмульсии, удерживающей щебень на поверхности дорожного покрытия.
Применение предлагаемого способа позволит обеспечить высокую прочность поверхностной обработки за счет высокой адгезии битумной эмульсии к щебню. Использование такого минерального материала позволяет одновременно как изменить количество эмульгатора при приготовлении битумной эмульсии, так и ее расход при устройстве поверхностной обработки в зависимости от содержания в нем гематита. Это позволит значительно сократить расход дорогостоящих зарубежных и отечественных эмульгаторов и сэкономить битумное вяжущее.
Таким образом, использование предлагаемого материала при его нанесении на слой битумной эмульсии регулирует скорость ее разрушения и одновременно повышает адгезионное взаимодействие битума со щебнем, обеспечивая в целом увеличение водостойкости, прочности и долговечности поверхностной обработки при одновременном удешевлении как битумной эмульсии, так и стоимости устройства поверхностной обработки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭМУЛЬСИОННО-МИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ | 2006 |
|
RU2305118C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2005 |
|
RU2285679C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2008 |
|
RU2364676C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИТУМОСОДЕРЖАЩИХ СМЕСЕЙ С МИНЕРАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ | 2005 |
|
RU2285707C1 |
ПЛОТНАЯ ЛИТАЯ ЭМУЛЬСИОННО-МИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 2003 |
|
RU2243949C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОЙ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2008 |
|
RU2351703C1 |
ПЛОТНАЯ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 2010 |
|
RU2447035C1 |
ПОРИСТАЯ ЭМУЛЬСИОННО-МИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 2000 |
|
RU2184096C1 |
ПЛОТНАЯ ЭМУЛЬСИОННО-МИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 2000 |
|
RU2183600C1 |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ | 2017 |
|
RU2668248C2 |
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий, а также при ремонте покрытий. Технический результат: повышение прочности и срока службы поверхностной обработки дорожного покрытия и снижение стоимости покрытия при одновременном снижении стоимости ее устройства. Способ устройства поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий приготовление катионной битумной эмульсии смешением битума, эмульгатора, неорганической кислоты и воды, розлив полученной эмульсии на поверхность дорожного покрытия, нанесение минерального материала и последующее уплотнение, причем в качестве минерального материала используют щебень из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Курской магнитной аномалии Михайловского ГОКа с содержанием гематита 19-32%, при этом эмульгатор для приготовления битумной эмульсии вводят в количестве 1,7-2,2 кг/т в зависимости от указанного содержания гематита в щебне, а отношение массы битумной эмульсии к массе щебня составляет 0,078-0,09. 2 табл.
Способ устройства поверхностной обработки дорожного покрытия, включающий приготовление катионной битумной эмульсии, смешение битума, эмульгатора, неорганической кислоты и воды, розлив полученной эмульсии на поверхность дорожного покрытия, нанесение минерального материала и последующее уплотнение, отличающийся тем, что в качестве минерального материала используют щебень из хвостов сухой магнитной сепарации железосодержащих руд Курской магнитной аномалии Михайловского ГОКа с содержанием гематита 19-32%, при этом эмульгатор для приготовления битумной эмульсии вводят в количестве 1,7-2,2 кг/т в зависимости от указанного содержания гематита в щебне, а отношение массы битумной эмульсии к массе щебня составляет 0,078-0,09.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Способ ремонта дорожного покрытия | 1980 |
|
SU1048019A1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2203238C2 |
Асфальтобетонная смесь | 1982 |
|
SU1248986A1 |
Способ устройства поверхностной обработки дорожного покрытия | 1990 |
|
SU1794919A1 |
Способ поверхностной обработки дорожных покрытий | 1981 |
|
SU1118293A3 |
Авторы
Даты
2007-02-10—Публикация
2006-02-13—Подача