СПОСОБ ГАЗИФИКАЦИИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В БОРТОВЫХ КРИОГЕННЫХ СИСТЕМАХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2007 года по МПК F17C7/04 

Описание патента на изобретение RU2293248C1

Изобретение относится к способу газификации криогенных жидкостей и может быть использовано в бортовых криогенных системах автотракторных средств при замещении нефтяных топлив сжиженным природным газом (СПГ).

Известны способы газификации криогенных жидкостей путем испарения части жидкости в испарителе наддува, поддержания за счет этого избыточного давления в криогенном сосуде, вытеснения жидкости под действием избыточного давления в продукционный испаритель, испарения жидкости с применением различных видов теплоносителей и подогрева, образовавшегося при испарении газа (см. а.с. СССР №832240, кл. F 17 С 9/02).

Известны также способы газификации сжиженного природного газа в автомобильных криогенных системах питания двигателей, основанные на попеременном использовании паров жидкости, образовавшихся при ее кипение в криогенном сосуде из-за теплопритоков окружающей среды и газа и получаемого в результате испарения жидкости в продукционном испарителе. Переключение подачи газа в систему питания двигателей осуществляется посредством электромагнитных клапанов, управляемых в зависимости от давления в криогенном сосуде (см. Газобаллонные автомобили / Е.Г.Григорьев, Б.Д.Колубаев, В.В.Ерохов и др. - М.: Машиностроение, 1989. - 216 с.- Автомобильная криогенная система питания фирмы "Газ де Франс").

Однако автомобильные системы питания двигателей должны обеспечивать высокую динамику подачи топлива. В криогенных системах при небольших объемах потребления топлива роль аккумулирующего устройства выполняет продукционный испаритель. С ростом объемов потребления топлива использовать испаритель в качестве аккумулирующего звена становится экономически нецелесообразно и технически трудно реализовать использование из-за существенного увеличения его размеров.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ регазификации "регазификатор", в котором испарение жидкости осуществляется непосредственно в криогенном сосуде (см. а.с. №481752, кл. F 17 С /00 - прототип). Газификатор представляет собой теплоизолированный сосуд, внутри которого размещается радиатор, теплоприток к которому обеспечивает электронагреватель, установленный на наружной поверхности сосуда.

К недостаткам указанного способа газификации следует отнести то, что, во-первых, снижается полезный объем криогенного сосуда из-за размещения внутри его радиатора, во-вторых, ухудшаются теплоизолирующие свойства криогенного сосуда и тем самым существенно сокращается время бездренажного хранения, в-третьих, не предусматривается управление процессом газификации в оперативном режиме. Кроме того, при размещении электронагревателя на криогенном сосуде значительно снижается его пожаровзрывобезопасность.

Целью изобретения (техническая задача) является улучшение технических показателей, расширение области применения, снижение инерционности и повышение управляемости процесса газификации сжиженного природного газа.

Поставленная цель достигается тем, что в способе газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств жидкость в криогенном сосуде топливного бака кипит и испаряется за счет своей скрытой теплоты испарения из-за нарушения равновесного состояния между паровой и жидкой фазами при постоянном отборе газа из паровой подушки. Для компенсации внутренней энергии, отнимаемой у жидкости при ее кипении, используется внешний рекуперативный подогреватель жидкой фазы СПГ. Интенсивность подогрева регулируется скоростью потока подогретого в калориферном теплообменнике воздуха, подаваемого на внешний рекуперативный испаритель жидкости вентилятором с управляемым приводом.

Достигаемый технический результат заключается в том, что в криогенном сосуде не применяется встроенный теплоисточник, поэтому его пространство полностью используется для создания необходимого запаса топлива. Вместе с тем, объем пространства криогенного сосуда, занимаемого паровой фазой сжиженного природного газа по условиям эксплуатации криогенных сосудов (минимум 10% от геометрического объема сосуда), и высокая скорость фазового перехода за счет внутренней энергии жидкости (примерно равная скорости звука) обеспечивают стабильный отбор газа для питания двигателей автотракторных средств на всех эксплуатационных режимах (улучшение технических показателей, снижение пожаровзрывобезопасности). За счет регулирования интенсивности подачи подогретого в калорифере воздуха на внешний рекуперативный подогреватель жидкой фазы СПГ существенно снижаются массогабаритные характеристики оборудования и затраты на его изготовление.

Изобретение поясняется чертежом, на котором показана схема бортовой криогенной системы автотранспортных средств с прилагаемым способом газификации. На чертеже приняты следующие обозначения: 1 - криогенный сосуд топливного бака со сжиженным природным газом; 2 - безопасное дренажное устройство; 3, 6, 8, 20 - запорные вентили; 4, 9 - электромагнитные клапана; 10 - заправочное быстроразъемное соединение с запорным клапаном; 11 - теплообменник рекуперативный для подогрева газа; 12, 23 - присоединительные устройства теплообменников к системе выпуска отработавших газов; 14 - фильтр; 15, 18 - датчики давления; 16 - индикаторы утечки СПГ; 17 - индикатор уровня СПГ; 19 - манометр; 21 - подогреватель СПГ; 22 - теплообменник-калорифер для подогрева воздуха; 24 - вентилятор; 25 - воздухозаборник; 26 - электродвигатель вентилятора; 27 - микроконтроллер; 28 - электромагнит выключателя блокировки; 29 - электромагнит механизма установки запальной дозы.

Криогенный сосуд топливного бака наполняется сжиженным природным газом бездренажным способами с давлением 0,5 МПа по быстроразъемному заправочному устройству с запорным клапаном 10. Из паровой подушки криогенного сосуда газ за счет перепада давления поступает в кожухотрубный рекуперативный телообменник 11. В качестве теплоносителя в подогревателе используются отработавшие газы двигателя. Установленный выходной уровень температуры газа из подогревателя 0±20°С. Регулятор давления 13 обеспечивает давление на входе в систему питания газодизеля в пределах 0,3±0,01 МПа. Запорные клапана 8, 9 позволяют отключать подачу газа в систему питания газодизеля дистанционно (с помощью электромагнита) и вручную согласно установленному регламенту. Быстроразъемное соединение с запорными элементами 10 создает благоприятные условия для снятия и установки топливного бака при проведении технических воздействий на автомобилях-самосвалах в помещениях, несоответствующих требованиям пожаровзрывобезопасности. Фильтр 14 обеспечивает очистку газового топлива от механических и других примесей. Контроль давления газа, подаваемого в систему питания двигателя, осуществляется с помощью датчика давления 15, который имеет обратную связь регулятором давления 13.

Рекуперативный подогреватель 21 компенсирует потери энергии СПГ в криогенном сосуде. Интенсивность подачи подогретого газа в криогенный сосуд регулируется скоростью и температурой потока воздуха, подаваемого на рекуперативный испаритель 21. Воздух подогревается в калориферном теплообменнике 22. Вентилятор 24 для нагнетания воздуха имеет регулируемый электропривод 26. Управляющие воздействия формируется микропроцессорным контроллером 27, на основе синтеза данных о термодинамических характеристиках газового топлива.

С этой целью уровень СПГ в криогенном сосуде и давление внутри его контролируются индикатором уровня 17, датчиком давления 18 и манометром 19.

Перевод работы двигателя с дизельного режима на газодизельный и обратно осуществляется на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля 80-90°С) с помощью механизма установки запальной дозы, работа привода которого обеспечивается электромагнитом 28. Для предотвращения одновременной подачи газа и неограниченной (полной) дозы дизельного топлива используется датчик блокировки 29.

Место установки БКМ СПГ выполняется в виде полуоткрытого отсека с естественной и принудительной вентиляцией, исключающих попадание газа в генератор, высоковольтную аппаратуру управления, тяговые электродвигатели. По периметру отсека устанавливаются индикаторы 16 типа ИМА-1, выполненные, как и их блоки питания, во взрывозащищенном исполнении.

Приведенные выше сведения позволяют сделать вывод, что предлагаемое техническое решение отвечает критериям новизны, неочевидности и промышленной применимости, в связи с чем представляется к правовой защите патентом на изобретение.

Похожие патенты RU2293248C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЛОКАЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ОБЪЕМОМ 2020
  • Вдовичев Антон Андреевич
  • Шорохов Алексей Дмитриевич
  • Смелик Анатолий Анатолиевич
  • Артюхов Сергей Александрович
  • Ивановский Владимир Сергеевич
  • Саркисов Сергей Владимирович
  • Ржавитин Вячеслав Леонидович
RU2777177C2
Энергетический комплекс выработки тепловой и электрической энергии и способ его работы (варианты) 2023
  • Борисов Юрий Александрович
  • Косой Анатолий Александрович
RU2806868C1
Автономная установка очистки сжиженного природного газа (варианты) 2015
  • Горбачев Станислав Прокофьевич
  • Медведков Илья Сергеевич
RU2626612C2
Котельная на сжиженном природном газе 2019
  • Вакуненков Вячеслав Александрович
  • Кириллов Николай Геннадьевич
  • Саркисов Сергей Владимирович
  • Сорокин Александр Александрович
  • Новиков Роман Сергеевич
  • Янович Кирилл Викторович
  • Прокофьев Вячеслав Евгеньевич
  • Смелик Анатолий Анатольевич
RU2727542C1
Способ регазификации жидкости и установка для регазификации жидкости 2018
  • Тонконог Владимир Григорьевич
  • Тукмакова Надежда Алексеевна
  • Тукмаков Алексей Львович
RU2691863C1
Установка для регазификации жидкости и подачи топлива в энергоустановку 2020
  • Очаков Сергей Александрович
  • Тонконог Владимир Григорьевич
  • Корнилов Семен Владимирович
  • Каничев Павел Владимирович
  • Фатихов Марат Ильдарович
  • Панченко Владимир Иванович
  • Смирнова Гульнара Сергеевна
RU2746579C1
Объединенный способ производства и транспортировки сжиженного природного газа 2022
  • Медведева Оксана Николаевна
  • Фролов Владимир Олегович
  • Перевалов Сергей Дмитриевич
RU2790510C1
Система газификации сжиженного природного газа (СПГ) котельной 2022
  • Пантилеев Сергей Петрович
  • Малышев Владимир Сергеевич
RU2783081C1
Котельная военного объекта, работающая на сжиженном природном газе 2019
  • Кириллов Николай Геннадьевич
  • Вакуненков Вячеслав Александрович
  • Саркисов Сергей Владимирович
  • Мусатов Вячеслав Игоревич
  • Якшин Александр Сергеевич
  • Корпусов Александр Николаевич
  • Борисов Алексей Александрович
  • Валуйский Виталий Андреевич
RU2726960C1
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АВТОГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ (МАГНКС) 2003
  • Ходорков И.Л.
RU2262645C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ГАЗИФИКАЦИИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В БОРТОВЫХ КРИОГЕННЫХ СИСТЕМАХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к криогенной технике, конкретно, к способу газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств. Способ газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств включает испарение жидкости и последующий подогрев образовавшегося при испарении газа, подаваемого потребителю. Испарение жидкости происходит за счет ее внутренней энергии непосредственно в криогенном сосуде топливного бака из-за нарушения равновесного состояния между паровой и жидкой фазами в результате постоянного отбора газа. Для компенсации внутренней энергии, отнимаемой у жидкости при ее кипении, используют внешний рекуперативный испаритель жидкости, который обеспечивает подачу подогретого газа в криогенный сосуд. Интенсивность подачи подогретого газа в криогенный сосуд регулируют скоростью потока подогретого в калориферном теплообменнике воздуха, подаваемого на внешний рекуперативный испаритель жидкости вентилятором с управляемым приводом. Использование изобретения позволит повысить эффективность и безопасность процесса газификации. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 293 248 C1

1. Способ газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств, включающий испарение жидкости и последующий подогрев образовавшегося при испарении газа, подаваемого потребителю, отличающийся тем, что испарение жидкости происходит за счет ее внутренней энергии непосредственно в криогенном сосуде топливного бака из-за нарушения равновесного состояния между паровой и жидкой фазами в результате постоянного отбора газа.2. Способ газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств по п.1, отличающийся тем, что для компенсации внутренней энергии, отнимаемой у жидкости при ее кипении из-за нарушения равновесного состояния между паровой и жидкой фазами, используется внешний рекуперативный подогреватель жидкости.3. Способ газификации сжиженного природного газа в бортовых криогенных системах автотранспортных средств по п.1, отличающийся тем, что интенсивность подачи подогретого газа в криогенный сосуд для компенсации внутренней энергии, отнимаемой у жидкости при ее кипении из-за нарушения равновесного состояния между паровой и жидкой фазами, регулируется скоростью потока подогретого в калориферном теплообменнике воздуха, подаваемого на внешний рекуперативный подогреватель жидкости вентилятором с управляемым приводом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2293248C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННОГО КУЗОВА АВТОРЕФРИЖЕРАТОРА 1997
  • Архаров А.М.
  • Богаченко В.Н.
  • Глухов С.Д.
  • Жердев А.А.
  • Леонов В.П.
  • Лубенец В.В.
  • Смирнов С.В.
RU2122691C1
Газификатор 1988
  • Боярский Михаил Юрьевич
  • Коваленко Владимир Николаевич
  • Севастьянов Анатолий Павлович
  • Ан@Игорь Владимирович
SU1663302A1
Способ газификации криогенныхжидКОСТЕй 1979
  • Белорусец Борис Оскарович
  • Вайнман Лев Натанович
  • Дудкин Игорь Евгеньевич
  • Красовицкий Юрий Владимирович
  • Криштал Виля Нафтулович
  • Лазуткин Виктор Петрович
  • Литовка Олег Петрович
  • Орлов Валентин Константинович
  • Русак Федор Антонович
  • Титенков Алексей Михайлович
  • Филин Николай Васильевич
SU832240A1
DE 19945462 A, 29.03.2001
US 5762119 A, 09.06.1998
US 5927082 A, 27.07.1999.

RU 2 293 248 C1

Авторы

Кудрявцев Анатолий Александрович

Даты

2007-02-10Публикация

2005-06-06Подача