Способ осуществления группового семейного психологического тренинга относится к области воспитания, педагогики, психологии, психотерапии.
Известен способ осуществления группового семейного психологического тренинга (И.М.Марковская, Тренинг взаимодействия родителей с детьми, СПб, 2002, с.81-91), включающий формирование группы из нескольких семей, состоящей только из родителей, осуществление передачи информации, совместное обсуждение проблемы, последующее осуществление психогимнастических упражнений, последующее общение родителей с детьми в домашней обстановке без участия специалиста. Недостатками известного способа являются: 1) невозможность индивидуального воздействия на каждого участника тренинга; 2) невозможность снижения психической нагрузки участников во время тренинга из-за необходимости совершения участниками самостоятельных действий; 3) невозможность повышения степени развития образного мышления; 4) невозможность повышения степени развитости речи; 5) невозможность повышения степени развития творческих способностей детей из-за отсутствия непосредственной работы психолога с детьми; 6) невозможность повышения степени развитости навыков общения родителей с детьми; 7) невозможность активизации процессов мышления; 8) невозможность ускорения процесса тренинга.
Известен способ осуществления группового семейного психологического тренинга (И.М.Марковская, Тренинг взаимодействия родителей с детьми, СПб, 2002, с.102-105), принятый в качестве прототипа и включающий формирование группы из нескольких семей в составе родителей с детьми, личное позиционирование каждым участником, последующее создание ситуации неформального общения участников тренинга для проведения совместных игр и занятий рисованием. Недостатками указанного способа являются: 1) невозможность индивидуального воздействия на каждого участника тренинга; 2) невозможность снижения психической нагрузки участников во время тренинга из-за длительного времени проведения тренинга, связанного с участием в играх и рисовании; 3) невозможность повышения степени развития образного мышления; 4) невозможность повышения степени развитости речи; 5) невозможность повышения степени развития творческих способностей детей из-за воздействия только на произвольные психические процессы; 6) невозможность повышения степени развитости навыков общения родителей с детьми; 7) невозможность активизации процессов мышления; 8) невозможность ускорения процесса тренинга.
Заявляемое изобретение решает задачу повышения степени адаптивности в жизни, ускорения психического развития, усиления познавательной активности, формирования психологики, улучшения взаимоотношений в семье.
Технический результат, достигаемый в результате использования изобретения, заключается: 1) в достижении индивидуального воздействия на каждого участника тренинга; 2) в снижении психической нагрузки участников во время тренинга; 3) в повышении степени развития образного мышления; 4) в повышении степени развитости речи; 5) в повышении степени развития творческих способностей детей; 6) в повышении степени развитости навыков общения родителей с детьми; 7) в активизации процессов мышления; 8) в ускорении процесса тренинга.
Заявляемый способ осуществления группового семейного психологического тренинга включает формирование группы из нескольких семей в составе родителей с детьми, создание ситуации неформального общения участников тренинга, личное позиционирование каждого участника.
Заявляемый способ отличается тем, что опытный в рассказчицкой деятельности специалист создает ситуацию «рассказчик-слушатель» в количестве 1+n, где n - количество участников-детей, во время первой ситуации он пересказывает содержание литературного произведения с проявлением своего нравственно-этического отношения к содержанию произведения, соответствующего принципам реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности, затем одновременно создают n ситуаций «рассказчик-слушатель», во время которых каждый из участников-детей одновременно осуществляет репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям, после чего проводят групповую дискуссию о герое произведения с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга, во время дискуссии специалист вербально фокусирует внимание участников на смысловом содержании каждого высказывания дискуссии и структурирует высказывания по трем параметрам: понятийному уровню, уровню развитости сознания участников тренинга, принадлежности к теме, затем осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы посредством обобщения высказываний дискуссии и вербального фокусирования внимания участников на обобщающем выводе с позиции нормы.
Заявляемое изобретение осуществляют следующим образом. Формируют группу участников, включающую несколько семей в составе родителей с детьми. Создают ситуацию неформального общения участников группы, например, ситуацию чаепития за круглым столом. В начале тренинга осуществляют личное позиционирование каждого участника тренинга. Для этого каждый участник, в том числе и дети, представляется, т.е. называет себя, и высказывает свое понимание темы тренинга на основе собственного опыта. В процессе тренинга опытный в рассказчицкой деятельности специалист создает первую ситуацию «рассказчик-слушатель», во время которой он пересказывает содержание литературного произведения с проявлением своего нравственно-этического отношения к содержанию произведения, соответствующего принципам реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности, т.е. посредством рассказчицкой деятельности. Пересказ, осуществляемый опытным в рассказчицкой деятельности специалистом посредством рассказчицкой деятельности, т.е. с проявлением своего нравственно-этического отношения к содержанию произведения, позволяет заменить патологическую доминанту на творческую посредством эмоционально-нравственного присоединения каждого участника тренинга к психологике героев произведения через восприятие эмоционально-нравственного отношения опытного в рассказчицкой деятельности специалиста к содержанию произведения, а также обеспечить индивидуальное воздействие на каждого участника тренинга, что является неожиданным эффектом. Затем специалист одновременно создает n ситуаций «рассказчик-слушатель», например, предлагая каждому ребенку осуществить репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям. Последующее создание n ситуаций «рассказчик-слушатель» одновременно позволяет не только ускорить процесс тренинга, но и обеспечить индивидуальное воздействие на каждого участника, что является неожиданным эффектом, а также снизить психическую перегрузку участников во время тренинга. Осуществление в n последующих ситуациях «рассказчик-слушатель» каждым из участников-детей своим родителям репродуктивного пересказа услышанного произведения позволяет обеспечить индивидуальное воздействие на каждого участника тренинга благодаря участию в каждой из этих n ситуаций членов одной семьи, а также повысить степень развития образного мышления, степень развитости речи, степень развития творческих способностей детей и степень развитости навыков общения родителей с детьми. Затем проводят групповую дискуссию о герое произведения, например, о психологике героя произведения, с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга. Осуществление последующей групповой дискуссии позволяет активизировать процесс мышления, повысить степень осмысления вариантов разрешения проблемы с позиции нормы. Во время дискуссии каждый участник высказывает свое отношение к психологике героя и к теме произведения. Во время дискуссии специалист вербально фокусирует внимание участников на смысловом содержании каждого высказывания дискуссии. Для этого он, например, громко повторяет каждое высказывание дискуссии, эмоционально помогая каждому участнику осмыслить каждое высказывание, сделанное во время дискуссии. Вербальное фокусирование внимания участников на смысловом содержании каждого высказывания дискуссии позволяет обеспечить индивидуальное воздействие на каждого участника тренинга и ускорить процесс осуществления тренинга. При этом специалист структурирует высказывания по трем параметрам: понятийному уровню, уровню развитости сознания участников тренинга, по принадлежности к теме. Структурирование высказываний дискуссии по трем параметрам: понятийному уровню, уровню развитости сознания участников тренинга, по принадлежности к теме, позволяет каждому участнику сформировать более глубокое понимание социального явления, соответствующего теме тренинга, с позиции нормы, и тем самым оптимизировать психологику каждого участника тренинга с позиции нормы, что является неожиданным эффектом. После этого осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы. Для этого осуществляют обобщение высказываний с позиции нормы. Специалист вербально фокусирует внимание участников тренинга на обобщающем выводе с позиции нормы. В ходе обобщения и озвучивания обобщающего вывода, основанного на норме, каждый участник тренинга выстраивает собственную мысленную каузальную модель варианта разрешения его проблемы, построенную с позиции нормы. Последующее каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы позволяет сформировать психологику каждого участника с позиции нормы, что является неожиданным сверхсуммарным эффектом, и позволяет повысить степень эффективности тренинга.
Пример. Для проведения группового семейного психологического тренинга «Коллективные уроки семейного воспитания» по теме «Ресурсы человека» в Санкт-Петербургском Центре Н.С.Говорова «Адаптация и развитие человека» сформировали группу участников в составе десяти семей, в том числе десять детей в возрасте 10-16 лет и восемнадцать родителей. Создали ситуацию неформального общения участников группы, а именно: организовали чаепитие за круглым столом. В начале тренинга каждый участник, в том числе и каждый ребенок представил себя остальным участникам и высказал свое понимание темы тренинга на основе собственного опыта, т.е. осуществил личное позиционирование. Затем опытный в рассказчицкой деятельности специалист, являющийся ведущим тренинга, создал первую ситуацию «рассказчик-слушатель», во время которой он пересказал участникам тренинга содержание литературного произведения, соответствующего принципам реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности. Произведение было подобрано таким образом, что оно имело прямое отношение к теме тренинга. Специалист осуществлял пересказ с помощью рассказчицкой деятельности, т.е. осуществлял передачу информации о содержании произведения направленно к слушателям. При этом он пересказывал произведение с эмоциональными и чувственными проявлениями, основанными на непроизвольных психических процессах, а также с проявлением своего нравственно-этического отношения к содержанию произведения. При этом каждый участник тренинга, выступающий в роли слушателя, воспринимал не просто слова, отражающие содержание литературного произведения, но и эмоции, чувства, отношение специалиста и посредством этого восприятия создавал в своем воображении свои мысленные образы, соответствующие содержанию услышанного им пересказа. Затем опытный в рассказчицкой деятельности специалист создавал одновременно десять ситуаций «рассказчик-слушатель» по количеству участников-детей в группе, т.е. каждый из участников-детей одновременно осуществлял репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям. Затем специалист провел групповую дискуссию о психологике героя произведения и понимании каждым участником сути темы тренинга. Во время дискуссии каждый участник высказал свое отношение к психологике героя произведения и к теме произведения. Во время дискуссии специалист вербально фокусировал внимание участников на смысловом содержании каждого высказывания дискуссии. Для этого он громко и четко повторял каждое высказывание, эмоционально помогая каждому участнику осмыслить каждое высказывание, сделанное во время дискуссии. Таким образом, каждый участник осмыслил тему тренинга с позиции нормы. При этом специалист структурировал все высказывания дискуссии по трем параметрам: по понятийному уровню, по уровню развитости сознания участников, по принадлежности к теме. После этого специалист способствовал каузальному моделированию каждым участником варианта разрешения его проблемы. Для этого специалист осуществил обобщение высказываний с позиции нормы о понимании каждым участником сути темы. После этого он вербально сфокусировал внимание каждого участника тренинга на обобщающем выводе, основанном на норме, в результате чего каждый участник тренинга выстроил свою мысленную каузальную модель варианта разрешения его проблемы, построенную им уже с позиции нормы. Таким образом, в результате тренинга каждый участник смоделировал вариант выхода из его проблемы.
Практическое использование заявляемого способа позволяет повышать степень адаптивности в жизни каждого участника тренинга, способствует установлению у каждого из них стойкой психологики, основанной на позиции нормы. Заявляемый способ прост в употреблении, может быть использован педагогами-психологами школ, психологами-воспитателями, психологами широкого профиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2003 |
|
RU2265456C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО МЕТОДУ "ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДРАМА" | 2011 |
|
RU2466752C1 |
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА | 2008 |
|
RU2371207C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2438729C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ | 2002 |
|
RU2228770C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
СПОСОБ ГЕЛОТОТЕРАПИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2014 |
|
RU2579611C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Изобретение относится к области психологии и может быть использовано для осуществления группового семейного психологического тренинга. Опытный в рассказчицкой деятельности специалист создает ситуацию «рассказчик-слушатель» в количестве 1+n, где n - количество участников детей. Во время первой ситуации он пересказывает содержание литературного произведения с проявлением своего нравственно-этического отношения к содержанию произведения. Затем одновременно создают n ситуаций «рассказчик-слушатель», во время которых каждый из участников-детей одновременно осуществляет репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям. После этого проводят групповую дискуссию о герое произведения с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга. Во время дискуссии специалист вербально фокусирует внимание участников на смысловом содержании каждого высказывания дискуссии и структурирует высказываний по трем параметрам: понятийному уровню, уровню развитости сознания участников тренинга, принадлежности к теме. Затем осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы посредством обобщения высказываний дискуссии и вербального фокусирования внимания участников на обобщающем выводе с позиции нормы. Способ повышает степень адаптивности в жизни, улучшает взаимоотношения в семье.
Способ осуществления группового семейного психологического тренинга, включающий формирование группы из нескольких семей в составе родителей с детьми, создание ситуации неформального общения участников тренинга, личное позиционирование каждого участника, отличающийся тем, что опытный в рассказчицкой деятельности специалист создает ситуацию «рассказчик - слушатель» в количестве 1+n, где n - количество участников детей, во время первой ситуации он пересказывает содержание литературного произведения с проявлением своего нравственно-этического отношения к содержанию произведения, соответствующего принципам реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности, затем одновременно создают n ситуаций «рассказчик - слушатель», во время которых каждый из участников-детей одновременно осуществляет репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям, после этого проводят групповую дискуссию о герое произведения с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга, во время дискуссии специалист вербально фокусирует внимание участников на смысловом содержании каждого высказывания дискуссии и структурирует высказывания по трем параметрам: понятийному уровню, уровню развитости сознания участников тренинга, принадлежности к теме, затем осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы посредством обобщения высказываний дискуссии и вербального фокусирования внимания участников на обобщающем выводе с позиции нормы.
РОЖНОВ В.Е., Руководство по психотерапии, Ташкент, 1979, с.194-199, 242-243 | |||
RU 2002112866 A, 10.12.2003 | |||
КРЫЛАСОВ А.А | |||
и др., Практикум по общей экспериментальной прикладной психологии, СПб, 2000, с.486-497. |
Авторы
Даты
2007-03-10—Публикация
2004-11-26—Подача