Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения детских неврозов, невротических расстройств и тревожно-депрессивных состояний.
Общеизвестно, что именно нехватка положительных эмоций является одной из распространенных причин развития депрессии, влекущей за собой вышеперечисленные болезненные проявления. Настроение и мысли способны влиять на физическое состояние: смех и радостные эмоции помогают укреплять иммунитет, ослаблять стресс, лечить различные болезни, считавшиеся ранее неизлечимыми.
Замечено, что улучшению настроения и исцелению помогает смех, а укреплению нервной системы - физические упражнения. После смехотерапии у детей наблюдается стабилизация давления, улучшается состояние иммунной и кровеносной систем. Врачи также убеждены, что детей с положительным эмоциональным подъемом намного легче лечить (см. статью от 06.01.10. Интересные новости: введены сеансы смехотерапии в детских больницах Львова на сайте detiseti.ru Новости article.php…).
Известен способ гелототерапии невротических расстройств, рассчитанный на взрослых пациентов, включающий этапы контрарного дыхания, медитации, совмещения физических упражнений и упражнений, развивающих креативность, и, наконец, этап рассказывания и выслушивания анекдотов для создания и закрепления лечебного плато (См. патент РФ №2357764 «Способ психотерапии невротических расстройств», МПК A61M 21/00, заявлено 11.02.2008, автор-патентообладатель Скутин А.В.).
Недостатком известного способа является то, что его невозможно использовать для лечения детских невротических расстройств, поскольку он предназначен исключительно для лиц со зрелой нервной системой. Его можно применять только для личностей, у которых развито, прежде всего, абстрактное мышление и есть развитой интеллект, который предполагает наличие у пациента накопленной суммы знаний и умение ею пользоваться. У детей в возрасте 6-8 лет ведущим является предметно-конкретное мышление, абстрактное мышление лишь начинает формироваться. Кроме того, вплоть до 17-летнего возраста у детей нет жизненного опыта, либо он чрезвычайно мал. Вот почему дети не смогут справиться с заданиями, которые предлагаются психотерапевтом - гелототерапевтом в известном способе гелототерапии. К тому же, этапы смехотерапии для взрослых пациентов довольно длительные, а дети быстро устают и их внимание надо переключать на другое упражнение через короткий промежуток времени.
Несмотря на вышеуказанный недостаток, способ по патенту РФ №2357764 является наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу гелототерапии невротических расстройств, поэтому выбран в качестве прототипа.
Задачей заявляемого способа является создание адекватной модели общения с детьми, позволяющей в ходе совместных упражнений наиболее полно использовать для их лечения самопроизвольный, так называемый спонтанный смех, и веселые подвижные игры.
Техническим результатом лечения по заявленному способу является то, что у детей появляется хорошее настроение, и дети меняют стереотипы восприятия окружающего мира с негативных: депрессивных, тревожных, фобических и пессимистических на позитивные: жизнерадостность, жизнелюбие, оптимизм.
Указанная задача решается за счет того, что в способе гелототерапии невротических расстройств, включающем анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащем ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов для создания и закрепления стойкого лечебного плато, согласно изобретению на первом этапе гелототерапии пациентам предлагают выполнять в игровой форме дующие дыхательные смехоупражнения, на этапе вербального общения вовлекают пациентов в коммуникационное взаимодействие, направленное на развитие интеллекта и креативности, при этом сочетают прослушивание смешных фраз с перепутанными существительными и вопросов с подвохом, связанных со счетом предметов, требующих получения ответа, на третьем этапе играют в веселые подвижные игры и устраивают командные соревнования по принципу эстафеты, на четвертом этапе мотивируют пациентов на рассказывание и выслушивание смешных историй и анекдотов с подсчетом баллов и объявлением победителей, при этом продолжительность одного этапа составляет от 7 до 8 минут, а группы детей подбираются по возрастным категориям.
На первом этапе используют перышко, игрушку-вертушку, ватные комочки, бумажные листья, бумажные бабочки, поролоновые мячи, музыкальные инструменты.
На третьем этапе используют мяч, скакалку и гимнастическую палку.
На четвертом этапе для мотивации пациентов на рассказывание веселых историй и анекдотов им выдают карточки разного цвета, в соответствии с количеством засмеявшихся, и за активность награждают званиями «юморист - 1», «юморист - 2», «юморист - 3».
Группы подбираются из дошкольников 5-6 лет, из младших школьников 7-10 лет, из средних школьников 11-13 лет и подростков 14-17 лет.
Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют, что предлагаемый способ гелототерапии детских невротических расстройств не известен и не следует явным образом из изученного уровня техники, а следовательно, соответствует критериям «новизна» и «изобретательский уровень».
Заявляемый способ гелототерапии детских невротических расстройств может быть использован в детских поликлиниках, детских реабилитационно-восстановительных центрах, санаториях и других оздоровительных медицинских учреждениях, где в штате предусмотрено наличие психотерапевта-гелототерапевта.
Таким образом, заявляемый способ гелототерапии детских невротических расстройств соответствует критерию «промышленная применимость».
Предлагаемая совокупность существенных признаков позволяет решить поставленную задачу.
Заявляемый способ гелототерапии детских невротических расстройств основан на чередовании активных и пассивных этапов относительно движений, совершаемых детьми. Так, первый и третий этапы - активные; второй и четвертый этапы - пассивные: спокойные, малоподвижные. Общая продолжительность сеанса составляет 25-30 минут, то есть на один этап отводится 7-8 минут. Этапы следует соблюдать в той последовательности, в которой они указаны в способе. Благодаря чередованию активного и пассивного состояния пациентов, лечение проходит своеобразными волнами - за фазой возбуждения идет фаза расслабления. Занятия проводятся в группе, поскольку социологические исследования показали, что наедине человек смеется в 30 раз реже, чем в обществе. Все этапы, независимо активные они или пассивные, предусматривают смешные и веселые упражнения, чтобы вызывать у детей спонтанный смех. Занятия начинают с несложных дыхательных смехоупражнений для расслабления мускулатуры. А на следующих этапах можно вдоволь посмеяться. Спонтанный смех позволяет затормозить выработку гормонов стресса и создать ощущение радости, которое противодействует любой форме неврозов и пограничных невротических состояний, включая страхи, тревогу, депрессию, истерии, навязчивые состояния и даже предсуицидальные состояния.
По сравнению с прототипом, в предлагаемом способе гелототерапии невротических расстройств найдена адекватная модель общения с маленькими пациентами, обеспечивающая эффективность лечения невротических состояний.
Способ осуществляется следующим образом.
Проанализировав анамнез и выявив эмоциональное состояние пациента, психотерапевт-гелототерапевт осуществляет последующую коррекцию с помощью групповой терапии, используя способ, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов для создания и закрепления стойкого лечебного плато, причем на первом этапе гелототерапии пациентам предлагают выполнять в игровой форме дующие дыхательные смехоупражнения, на этапе вербального общения вовлекают пациентов в коммуникационное взаимодействие, направленное на развитие интеллекта и креативности, при этом сочетают прослушивание смешных фраз с перепутанными существительными и вопросов с подвохом, связанных со счетом предметов, требующих получения ответа, на третьем этапе играют в веселые подвижные игры и устраивают командные соревнования по принципу эстафеты, на четвертом этапе мотивируют пациентов на рассказывание и выслушивание смешных историй и анекдотов с подсчетом баллов и объявлением победителей, при этом продолжительность одного этапа составляет от 7 до 8 минут, а группы детей подбираются по возрастным категориям.
Первый этап способа включает дующие дыхательные смехоупражнения. В отличие от взрослых дыхательных смехотехник, данные упражнения проводятся в игровой форме, ненавязчиво. Если же дети устают от одного смехоупражнения, то возможно переключение на второе, а затем и на третье.
а. Упражнение «Пушок». Привязать за веревочку легкое перышко и предложить детям дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. Упражнение проходит азартно, спустя некоторое время у детей рождается спонтанный смех.
б. Упражнение «Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. Упражнение проходит с юмором, динамично.
в. Упражнение «Снегопад». Сделать снежинки из бумаги или из ваты в виде рыхлых комочков (для группы маленьких детей надо объяснить, что такое снегопад) и предложить им сдувать «снежинки» с ладоней. Упражнение проходит весело.
г. Упражнение «Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Затем предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Упражнение проходит весело и азартно.
д. Упражнение «Парящие бабочки». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела, при этом следить, чтобы дети сделали длительный плавный выдох. Упражнение проходит в соревновательной обстановке, вызывает спонтанный смех.
е. Упражнение «Футбол». С разных концов стола разместить импровизированные ворота из коробок и посадить друг напротив друга двоих детей. Приобрести поролоновый маленький мяч в магазине, либо скатать из ваты подобие маленького мяча и предложить детям сыграть в «футбол» на счет. Дети дуют на мяч, стремясь попасть им в ворота противника. Упражнение проходит с азартом, динамично и весело.
ж. Упражнение «Булькание». Ребенок сидит, перед ним стакан с водой, в котором соломинка для коктейля. Следует научить ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое булькание (вдох - носом, выдох - в трубочку: «буль-буль-буль»). Нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными. Упражнение проходит динамично, радостно.
з. Упражнение «Мыльные пузыри». Хотя забава известна всем, надо показать, как пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох длинный и мягкий через сложенные в трубочку губы, тогда пузырь получится большой и красивый. В ходе упражнения у ребенка рождается спонтанный смех.
и. Упражнение «Филин или сова». День - ребенок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперед и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф». Игра развивает также внимательность и способность сосредотачиваться.
к. Упражнение «Кто дальше загонит шарик». Посадить за стол двух ребят, положить перед ними два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Предложить им дуть на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. Упражнение протекает динамично, весело.
л. Игра на музыкальных инструментах. Дети с радостью играют на музыкальных инструментах - дудочках, губных гармошках и т.п. Необходимо предварительно убедиться, что ребенку по силам дуть в музыкальный инструмент. Большое напряжение в данном случае нежелательно. Инструменты, которые не могут быть продезинфицированы, следует регулярно менять.
За 7-8 минут дети успевают проделать не более двух-трех дующих смехоупражнений. На следующем сеансе можно предложить другие смехоупражнения.
На втором этапе вербального общения вовлекают пациентов в коммуникационное взаимодействие, направленное на развитие интеллекта и креативности.
Вначале, например, предлагают прослушивание смешных фраз с перепутанными существительными, так называемую «путаницу», и просят детей дать правильный ответ. Вот какие «путаницы» можно прочитать детям: «булка прыгала по веткам, белку съесть велели деткам», «врач лечит дуб, лесник сажает зуб», «роет землю кот, ест сметану крот», «Луша ела ножкой, Леша топал ложкой», «кукарекает пастух, стадо сторожит петух», «выбрасываю бантик, завязываю фантик», «суп стал вкуснее от щекотки соли, хохочет громко от щепотки Оля».
Для развития креативности могут быть использованы следующие стихотворения, содержащие вопросы с подвохом, связанные со счетом предметов, и требующие правильного ответа: «мышь считает дырки в сыре, три плюс две, всего … (пять)», «под деревом четыре льва один ушел, осталось … (три)», «десяток ягодок в траве, я съел пяток, осталось … (пять)», «В вазе было девять роз, папа шесть из них унес, сколько роз осталось, спросим! Отвечай! Скорее! … (три)», «Перегорели фонари, сначала шесть … А следом - три. И тут же наступила темь, так сколько фонарей? Их … (девять)». «Пять конфет по совести делили, не забыли Свету, дали Миле. И еще Антону, Боре, Ире … Каждому досталось по … (одной)». Данные упражнения вызывают здоровый спонтанный детский смех.
На третьем этапе играют в веселые подвижные игры и устраивают командные соревнования по принципу эстафеты.
а. В помещении (а в теплое время года можно и на поляне) собирается группа - 10-12 детей. Им предлагается игра, доступная всем возрастным группам, поскольку известна с детства. Один, так называемый «галящий», бегает за другими и старается достать их рукой. Тот, кого он коснулся, сам теперь «галит», пока не настигнет кого-нибудь из убегающих игроков. Упражнение проходит весело, с задором.
б. Разнообразные подвижные игры с предметами: мячом, скакалкой, гимнастической палкой, которые проходят весело и динамично. Можно разделить группу участников занятий на две команды, выдать каждой команде по мячу. Выполнение игры с предметом - мячом организовать по принципу эстафеты. Игрок должен ударить о пол три раза мячом и передать его следующему товарищу по команде. Аналогичные соревнования проводятся и с другими предметами.
На четвертом этапе мотивируют детей на рассказывание и выслушивание смешных историй и анекдотов. Этап включает инициативу ребенка, активную детскую фантазию и творчество, проходит спонтанно и радостно.
Вначале можно предложить детям пересказать ранее услышанную любую смешную историю из любого мультика, повести или рассказа, то есть воспользоваться своим интеллектом. В случае заминки следует начать самому психотерапевту с маленького рассказа, например, российского автора Носова. Рассказ про Мишку. - Когда друг спросил - сколько ты можешь съесть мороженого? Мишка ответил ему - целое ведерко! Враки это все - сказал ему в ответ друг. - Но ведерко-то маленькое, вафельное, ответил Мишка.
Для мотивации пациентов на рассказывание веселых историй и анекдотов, в соответствии с количеством засмеявшихся, выдаются карточки разного цвета. Синяя карточка (1 балл) выдается рассказчику, если засмеялся один человек. Зеленая карточка (2 балла), если засмеялось несколько человек. Красная карточка (3 балла), если засмеялась вся группа. В конце этапа баллы подсчитываются и объявляются три победителя, которые за активность награждаются званиями «юморист - 1», «юморист - 2», «юморист - 3».
Применение заявляемого способа гелототерапии невротических расстройств и успешное лечение детей подтверждается следующими примерами.
Ваня В., 5 лет. Невроз страха. После смерти любимой бабушки долго плакал, переживал. Практически сразу заговорил о страхе смерти. Переживания стойкие, однотипные. Медикаментозная терапия в полном объеме эффекта не дала. Была назначена смехотерапия. На третий день перестал упоминать о смерти, настроение заметно поднялось. С четвертого сеанса стал улыбаться, активно включаться в действа группы, появился спонтанный смех. После десяти сеансов переживания дезактуализировались, выписался в стабильной ремиссии.
Галя Н., 8 лет. Невроз навязчивостей. У девочки после психотравмы, когда отчим на ее глазах побил маму, появилось навязчивое мигание, слезливость, понизилось настроение, нарушился сон. В отделении, помимо коррегирующей медикаментозной терапии, стала проводиться гелототерапия. С первого дня настроение существенно улучшилось, исчезла слезливость. К пятому дню резко ослабло навязчивое мигание, стала чаще включаться в работу группы, восстановился сон. В беседе с психотерапевтом прозвучала мысль о том, что девочка уже «простила» отчима, переживания к десятому дню полностью потеряли свою актуальность. Стала более активной, часто спонтанно улыбалась.
Ольга К., 11 лет. Истерический невроз. Со слов мамы с детства девочка избалована вниманием (один ребенок в семье) со стороны многочисленных родственников, родителей. Сформировался характер - стала капризной, изнеженной, требовательной, начала манипулировать родителями. При поступлении - демонстративная, яркая, требовательная, с переоценкой своих возможностей. На просьбу врача представиться - была зафиксирована реакция отказа - сделалась слезливой, капризной, закричала, категорически не хотела ставить роспись. В ходе проведения смехотерапии появилось желание быть «такой же, как все ребята», стала более синтонной, адекватной, спокойной. Со слов пациентки во время проведения сеансов «появилось состояние внутренней радости и спокойствия». В сочетании с медикаментозной терапией смехотерапия оказала стабилизирующий эффект, появилось ощущение уверенности и стабильности, девочка стала адекватно улыбаться и радоваться происходящему вокруг с меньшей направленностью на свое «эго».
Снежана С., 14 лет. Неврастения. Со слов ближайших родственников с детства - впечатлительная, легкоранимая, эмоциональная. При просмотре обыденного сериала стала слезливой, снизилось настроение, закрылась в ванной, долго не пускала родителей. Девочка с повышенными требованиями к своей личности. Так, на каждую «плохую» оценку - («удовлетворительно» и «хорошо») всегда рыдание, кусание ногтей и длительно продолжающееся пониженное настроение. В эти дни нарушается сон, растет тревожность. Были на консультации у психотерапевта, в ходе проводимого медикаментозного лечения некоторые симптомы нивелировались, стала упорядоченнее. На последующей консультации было предложено лечение в детском отделении неврозов. С первых сеансов проведения гелототерапии в сочетании с рациональной психотерапией и медикаментозной поддержкой, появилось стабильно хорошее, радостное настроение, с третьего сеанса тренинга нивелировалась тревожность, появился спонтанный смех. По собственному признанию девушки среди сверстников появились друзья. Объективно: исчезла слезливость, нормализовался сон, стала гораздо спокойнее, адекватно реагировала на шутки и задания, проводимые в гелототерапии. Стала терпимее относиться к оценке знаний в школе.
Как видно из примеров, способ позволяет добиться устойчивой замены отрицательных эмоций положительными.
Способ способствует общему укреплению здоровья ребенка.
Способ не требует специального дорогостоящего оборудования и может использоваться в комплексной терапии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2008 |
|
RU2357764C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2022 |
|
RU2798720C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ | 2018 |
|
RU2687565C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА | 2013 |
|
RU2557695C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2004 |
|
RU2270036C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2005 |
|
RU2285516C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭНУРЕЗА | 2013 |
|
RU2539368C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ | 2000 |
|
RU2160607C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для лечения детских неврозов, невротических расстройств и тревожно-депрессивных состояний. Проводят анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния у детей-пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов. На первом этапе гелототерапии предлагают выполнять в игровой форме дующие дыхательные смехоупражнения. На этапе вербального общения вовлекают пациентов в коммуникационное взаимодействие, направленное на развитие интеллекта и креативности. При этом сочетают прослушивание смешных фраз с перепутанными существительными и вопросов с подвохом, связанных со счетом предметов, требующих получения ответа. На третьем этапе играют в веселые подвижные игры и устраивают командные соревнования по принципу эстафеты. На четвертом этапе мотивируют пациентов на рассказывание и выслушивание смешных историй и анекдотов с подсчетом баллов и объявлением победителей. При этом продолжительность одного этапа составляет от 7 до 8 минут, а группы детей подбираются по возрастным категориям. Способ позволяет создать хорошее настроение у детей, изменить стереотипы восприятия окружающего мира с негативных: депрессивных, тревожных, фобических и пессимистических на позитивные: жизнерадостность, жизнелюбие, оптимизм за счет выполнения последовательных упражнений и заданий по гелототерапии. 4 з.п. ф-лы, 4 пр.
1. Способ гелототерапии невротических расстройств, включающий анализ анамнеза, выявление эмоционального состояния пациентов с последующей коррекцией с помощью групповой терапии, содержащий ежедневно выполняемые друг за другом курсом не менее 9-10 сеансов этапы дыхательных смехоупражнений, вербального общения гелототерапевта с группой, динамических физических упражнений, а также этап рассказывания и выслушивания смешных историй и анекдотов для создания и закрепления стойкого лечебного плато, отличающийся тем, что детям-пациентам на первом этапе гелототерапии предлагают выполнять в игровой форме дующие дыхательные смехоупражнения, на этапе вербального общения вовлекают пациентов в коммуникационное взаимодействие, направленное на развитие интеллекта и креативности, при этом сочетают прослушивание смешных фраз с перепутанными существительными и вопросов с подвохом, связанных со счетом предметов, требующих получения ответа, на третьем этапе играют в веселые подвижные игры и устраивают командные соревнования по принципу эстафеты, на четвертом этапе мотивируют пациентов на рассказывание и выслушивание смешных историй и анекдотов с подсчетом баллов и объявлением победителей, при этом продолжительность одного этапа составляет от 7 до 8 минут, а группы детей подбираются по возрастным категориям.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют на первом этапе перышко, игрушку-вертушку, ватные комочки, бумажные листья, бумажные бабочки, поролоновые мячи, музыкальные инструменты.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на третьем этапе используют мяч, скакалку и гимнастическую палку.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на четвертом этапе для мотивации пациентов на рассказывание веселых историй и анекдотов им выдают карточки разного цвета, в соответствии с количеством засмеявшихся, и за активность награждают званиями «юморист - 1», «юморист - 2», «юморист - 3».
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что группы подбираются из дошкольников 5-6 лет, из младших школьников 7-10 лет, из средних школьников 11-13 лет и подростков 14-17 лет.
НЕВРАЕВА И | |||
П | |||
Деятельность социального педагога по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста | |||
Дис | |||
на соиск | |||
уч | |||
ст | |||
к.п.н., Челябинск, 2002, С | |||
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2008 |
|
RU2357764C1 |
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА ПСИХОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ | 2004 |
|
RU2289435C2 |
СКУТИН А | |||
В | |||
Гелотерапия/смехотерапия в практике пограничных психических расстройств (Эффективность, динамика и прогноз). |
Авторы
Даты
2016-04-10—Публикация
2014-11-13—Подача