Способ коррекции психического состояния относится к области психологии, психотерапии, воспитания, педагогики. Способ может быть использован, в частности, для коррекции психики в патологическом и предпатологическом состояниях, вызванных последствиями психогенных травм, наличием задержки психического развития (ЗПР) и других видов умственного недоразвития и угнетенности психики, дидактопатии.
Известен способ коррекции психического состояния посредством использования методов рациональной психотерапии (Руководство по психотерапии, под редакцией проф. В.Е.Рожнова, Ташкент, 1979, с.194-198), включающий диалог врача с пациентом, во время которого на основе логической аргументации переубеждают пациента и обучают правильному мышлению в отношении его болезни, например, с помощью ознакомления со специальной литературой. Известный способ имеет ряд существенных недостатков: 1) низкая степень эффективности коррекции психического состояния из-за узкой направленности способа только на создание у пациента правильного отношения к его болезни без коррекции социальных и поведенческих аспектов, 2) невозможность выведения пациента на катарсис из-за акцента только на логику без использования эмоционального и чувственного воздействия, что особенно существенно в работе с детьми, 3) невозможность развития образного мышления, 4) невозможность развития творческих способностей пациента, 5) невозможность повышения степени активизации всех высших психических функций из-за отсутствия эмоционального и чувственного воздействия, 6) невозможность повышения степени развитости речи из-за отсутствия активности со стороны пациента, 7) невозможность повышения степени стрессоустойчивости из-за отсутствия эмоционального и чувственного воздействия.
Известен способ имаготерапии по методу Н.С.Говорова (Руководство по психотерапии, под редакцией проф. В.Е.Рожнова, Ташкент, 1979, с.242-243), принятый в качестве ближайшего аналога и включающий проведение предварительного курса углубленной индивидуальной психотерапии с последующим проведением групповой психотерапии, в процессе которой создают ситуацию «рассказчик-слушатель», во время которой специалист осуществляет пересказ своими словами содержания литературного произведения из числа лучших реалистических произведений классической и современной литературы, имеющих жизнеутверждающее, гуманистическое содержание. При этом решающее значение имеют энергия и психологический опыт руководителя имаготерапии. Известный способ имеет следующие недостатки: 1) слишком большая длительность из-за необходимости проведения предварительного курса углубленной индивидуальной психотерапии, 2) низкая степень активизации высших психических функций из-за невозможности вывода пациента на катарсис, а также из-за достаточно большой вероятности эмоциональной пассивности пациента при осуществлении пересказа, 3) низкая эффективность коррекции психического состояния из-за невозможности раскрытия его собственных психических ресурсов вследствие пассивного восприятия пациентом пересказа специалиста, 4) практическая невозможность выведения пациента на катарсис из-за необходимости самостоятельного совершения пациентом большого количества психических действий, 5) низкая степень развития образного мышления пациента из-за большой вероятности механического запоминания прочитанного литературного произведения, воспроизводимого пациентом при пересказе, 6) низкая степень развития творческих способностей пациента из-за невозможности раскрытия его собственных психических ресурсных возможностей, 7) низкая степень развитости речи из-за большой вероятности механического запоминания прочитанного литературного произведения, воспроизводимого пациентом при пересказе, 8) низкая степень эмоциональной и чувственной устойчивости пациента к стрессу из-за необходимости самостоятельного совершения пациентом большого количества психических действий, 9) невозможность повышения степени активизации процесса мышления из-за большой вероятности механического запоминания прочитанного литературного произведения, воспроизводимого пациентом при пересказе.
Заявляемое изобретение решает задачу повышения степени адаптивности в жизни, ускорения психического развития и увеличения познавательной активности человека.
Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, заключается: 1) в ускорении процесса коррекции психического состояния, 2) в повышении эффективности процесса коррекции психического состояния пациента, 3) в повышении степени активизации работы высших психических функций, 4) в выведении пациента на катарсис, 5) в повышении степени развития образного мышления, 6) в повышении степени творческих способностей, 7) в повышении степени развитости речи, 8) в повышении эмоциональной и чувственной устойчивости, 9) в активизации процесса мышления.
Заявляемый способ коррекции психического состояния включает создание опытным в рассказчицкой деятельности специалистом ситуации «рассказчик-слушатель», во время которой специалист осуществляет пересказ содержания литературного произведения из числа лучших высокохудожественных реалистических произведений классической и современной литературы, имеющего жизнеутверждающее, гуманистическое содержание, имеющего решающее значение для коррекции психического состояния пациента.
Заявляемый способ отличается тем, что ситуацию «рассказчик-слушатель» создают дважды, при этом сначала специалист в процессе пересказа осуществляет вербальное перекодирование последовательно воспроизводимых в памяти мысленных образов, описывая их словесно с эмоциональными и чувственными проявлениями, соответствующими описываемым образам и содержанию произведения, а также с проявлением своего отношения, как к пациенту, так и к нормопсихологике героев произведения, и к норме остальных отношений, описываемых в пересказываемом произведении, затем пациент осуществляет репродуктивный пересказ услышанного словесным описанием своих мысленных образов, соответствующих содержанию воспринимаемого им пересказа.
В частном случае заявляемый способ отличается тем, что пациенту задают вопросы, способствующие повышению степени чувственного восприятия и осмысления им его зримых мысленных образов.
Заявляемый способ осуществляют следующим образом. Опытный в рассказчицкой деятельности специалист, например психолог или педагог, предварительно осуществляет выбор литературного произведения из числа лучших высокохудожественных реалистических произведений классической и современной литературы, имеющего жизнеутверждающее, гуманистическое содержание, т.е. отвечающего критериям реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности, и имеющего решающее значение для коррекции психического состояния конкретного пациента, т.е. способствующего этой коррекции. Затем специалист дважды создает ситуацию «рассказчик-слушатель». При этом в первой ситуации в качестве рассказчика выступает специалист, а в качестве слушателя выступает пациент, а во второй ситуации в качестве рассказчика выступает пациент, а в качестве слушателя выступает специалист. Создание ситуации «рассказчик-слушатель» дважды, когда сначала в роли рассказчика выступает специалист, а в роли слушателя выступает пациент, а затем в роли рассказчика выступает пациент, а в роли слушателя выступает специалист, не замедляет процесс коррекции в два раза, как можно было бы этого ожидать, а напротив, позволяет ускорить процесс коррекции психического состояния пациента, благодаря повышению степени активизации его высших психических функций, что является неожиданным эффектом, позволившим преодолеть длительный застой с 1979 года в области имаготерапии. Во время первой ситуации «рассказчик-слушатель» специалист осуществляет литературный пересказ содержания предварительно отобранного им литературного произведения, выступая в роли рассказчика, а пациент при этом выступает в роли слушателя. Создание этой ситуации специалист осуществляет, например, предложением пациенту выслушать рассказ или завершенный отрывок из более крупного произведения в своем пересказе. В процессе осуществления пересказа специалист последовательно воспроизводит в памяти мысленные образы, соответствующие содержанию ранее прочитанного им пересказываемого литературного произведения, и вербально перекодирует эти образы, описывая их словесно с эмоциональными и чувственными проявлениями, соответствующими описываемым образам, а также с проявлением своего отношения, как к пациенту, так и к нормопсихологике героев произведения, а также к норме остальных отношений, описываемых в пересказываемом произведении. Осуществление специалистом в процессе пересказа вербального перекодирования последовательно воспроизводимых в памяти мысленных образов, соответствующих содержанию пересказываемого произведения, позволяет повысить степень эффективности коррекции психического состояния пациента и вывести его на катарсис благодаря раскрытию собственных психических ресурсов пациента за счет активизации непроизвольных психических процессов, а также позволяет повысить степень эмоциональной и чувственной устойчивости пациента. При этом пациент, выступающий в роли слушателя, воспринимает не просто слова, отражающие содержание литературного произведения, а эмоции, чувства, отношение специалиста, выступающего в роли рассказчика, и посредством этого восприятия создает в своем воображении свои мысленные образы, соответствующие содержанию услышанного им от специалиста литературного пересказа. Создание пациентом в процессе восприятия пересказа специалиста в своем воображении своих мысленных образов, соответствующих содержанию воспринимаемого им пересказа, способствует повышению степени активизации его высших психических функций, в том числе приводит к повышению степени развития образного мышления и творческих способностей, ускорению процесса коррекции его психического состояния, благодаря выходу на катарсис. После этого специалист создает вторую ситуацию «рассказчик-слушатель», в процессе которой в роли рассказчика выступает пациент, а в роли слушателя выступает специалист. Создание этой ситуации он осуществляет, например, предложением пациенту пересказать услышанное. Во время второй ситуации «рассказчик-слушатель» пациент воспроизводит в памяти свои мысленные образы, соответствующие содержанию воспринимаемого им пересказа, и своими словами описывает их, тем самым осуществляя репродуктивный пересказ услышанного им от специалиста литературного пересказа произведения. Последующее осуществление пациентом репродуктивного пересказа услышанного им пересказа специалиста словесным описанием своих мысленных образов, соответствующих содержанию воспринимаемого им пересказа, позволяет существенно ускорить процесс коррекции психического состояния пациента и повысить степень развития его образного мышления благодаря активизации непроизвольных психических процессов, в том числе повысить степень развитости речи, активизировать процесс мышления и повысить степень эмоциональной и чувственной устойчивости, повысить степень развития творческих способностей. На основании оценки качества, т.е. точности описания образов, и полноты репродуктивного пересказа, т.е. объема непроизвольного запоминания текста, специалист делает выводы о степени коррекции психического состояния пациента. В целом совокупность отличительных признаков независимого пункта заявляемого изобретения позволяет значительно повысить степень эффективности коррекции психического состояния пациента и ускорить этот процесс, а также повысить степень адаптивности пациента в жизни, что в конечном итоге позволило ликвидировать длительный застой в отрасли имаготерапии.
В частном случае, когда у пациента имеются трудности с формированием, чувственным восприятием и осмыслением своих мысленных образов, приводящие к снижению объема непроизвольного запоминания, специалист после осуществления пациентом репродуктивного пересказа задает ему вопросы, способствующие повышению степени чувственного восприятия и осмысления им его зримых мысленных образов. Такими вопросами, например, являются: «Почему герой так поступил?», «Как выглядел герой?». Пациент отвечает на вопросы специалиста. На основании оценки этих ответов специалист, например психолог, делает выводы о степени коррекции психического состояния пациента. В частном случае задавание специалистом пациенту вопросов, способствующих повышению степени чувственного восприятия и осмысления им его зримых мысленных образов, позволяет не только активизировать процесс мышления, но и повысить степень развития образного мышления, повысить степень развитости речи, ускорить процесс коррекции психического состояния благодаря активизации непроизвольных психических процессов.
Под рассказчицкой деятельностью в профессиональной психологической практике имаготерапии и в настоящей заявке понимается направленная к слушателю передача содержания литературного произведения из числа лучших реалистических произведений классической и современной литературы, имеющего жизнеутверждающее, гуманистическое содержание, т.е. соответствующего принципам реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности, основанная на оценке восприятия слушателя и включающая передачу жизненного опыта и мыслей автора, заложенных в литературном произведении, и собственного нравственно-этического отношения рассказчика к воспроизводимому содержанию литературного произведения, основанного на осознанной им виртуальной реальности. Термин «рассказчицкая деятельность» введен в психологическую практику Н.С.Говоровым.
Под опытным в рассказчицкой деятельности специалистом понимается специалист, имеющий высокие навыки создания в своем воображении четких и ярких мысленных образов, соответствующих содержанию воспроизводимого им произведения, последующего полного и адекватного вербального перекодирования этих образов и передачи своего нравственно-этического отношения к содержанию воспроизводимого произведения с целью обеспечения направленности передачи содержания литературного произведения конкретному слушателю в процессе рассказчицкой деятельности.
Пример 1. Педагогом-психологом, имеющим большой опыт рассказчицкой деятельности, в одной из средних школ Санкт-Петербурга проводилась работа по коррекции психического состояния школьников, страдающих дидактопатией. Предварительно педагог-психолог осуществил подбор ряда литературных произведений из числа лучших высокохудожественных реалистических произведений классической и современной литературы, имеющего жизнеутверждающее, гуманистическое содержание, т.е. соответствующих принципам реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности. Педагог-психолог перед работой с каким-либо школьником, имеющим синдром дидактопатии, воспроизводил в памяти или прочитывал литературное произведение из числа им отобранных. Во время воспроизводства в памяти или прочитывания литературного произведения педагог-психолог воспроизводил или создавал в своем воображении мысленные образы, соответствующие содержанию литературного произведения. В начале сеанса коррекции психического состояния педагог-психолог предлагал школьнику выслушать литературное произведение в его пересказе, т.е. создавал первую ситуацию «рассказчик-слушатель», во время которой он выступал в роли рассказчика, а школьник выступал в роли слушателя. Во время осуществления литературного пересказа педагог-психолог последовательно воспроизводил в памяти мысленные образы, соответствующие содержанию пересказываемого им литературного произведения, и вербально перекодировал их, описывая словами с непроизвольными эмоциональными и чувственными проявлениями, выражающими его нравственно-этическое отношение к содержанию произведения. Школьник, выступающий в роли слушателя, слушая эмоциональный, окрашенный чувствами пересказ педагога-психолога, воспринимал не просто слова, отражающие содержание литературного произведения, но и эмоции, чувства и отношение педагога-психолога. В результате такого восприятия практически каждый школьник достаточно легко создавал в своем воображении свои мысленные образы, соответствующие содержанию услышанного им пересказа. После этого педагог-психолог предлагал школьнику пересказать услышанное, т.е. создавал вторую ситуацию «рассказчик-слушатель», во время которой в роли рассказчика выступал школьник, а в роли слушателя выступал педагог-психолог. Во время второй ситуации «рассказчик-слушатель» школьник вспоминал пересказ педагога-психолога, воспроизводил в своей памяти свои мысленные образы, соответствующие содержанию услышанного им пересказа, и своими словами описывал их. На основании оценки качества и полноты репродуктивного пересказа школьником содержания услышанного им произведения педагог-психолог делал выводы о степени коррекции психического состояния школьника.
У школьника И. были выявлены трудности с чувственным восприятием и осмыслением им его мысленных образов, что негативно отражалось на объеме непроизвольного запоминания им содержания произведения. Педагог-психолог задавал ему вопросы, способствующие повышению степени чувственного восприятия и осмысления мысленных образов и, соответственно, стимулирующие развитие непроизвольной памяти, например: «Что чувствовал герой?», «Почему герой так поступил?», «Как выглядел герой?». По ответам школьника И. педагог-психолог делал выводы о степени коррекции его психического состояния.
Пример 2. В кабинете психологического семейного консультирования при Санкт-Петербургском Центре Н. С.Говорова «Адаптация и развитие человека» психолог, имеющий опыт рассказчицкой деятельности, проводил сеанс коррекции психического состояния мужчины возраста 41 года, обратившегося за помощью из-за разногласий с женой в вопросах воспитания сына. Психолог предложил ему выслушать отрывок из литературного произведения, относящегося к данной теме, соответствующий принципам реализма, гуманизма, оптимизма и завершенности, в пересказе психолога. Во время пересказа психолог последовательно воспроизводил в памяти мысленные образы, соответствующие содержанию ранее прочитанного им произведения, т.е. содержанию того эпизода литературного произведения, которое он в данный момент пересказывал. Пересказ психолог сопровождал непроизвольными эмоциональными и чувственными проявлениями, соответствующими пересказываемому эпизоду, а также эмоциональным выражением своего отношения к психологике героев произведения и к пациенту. Слушая эмоциональный, окрашенный чувствами пересказ, пациент воспринимал не просто слова, отражающие содержание литературного произведения, но и эмоции, чувства и отношения психолога. В результате такого восприятия пациент создавал в своем воображении свои мысленные образы, соответствующие содержанию услышанного им пересказа. После этого психолог просил пациента пересказать услышанное. Вспоминая услышанный пересказ психолога, пациент воспроизводил в памяти свои мысленные образы, соответствующие содержанию услышанного им пересказа, и своими словами описывал их. На основании оценки качества и полноты репродуктивного пересказа пациента психолог делал выводы о степени коррекции психического состояния пациента. После репродуктивного пересказа пациента психолог задавал ему вопросы, способствующие повышению степени чувственного восприятия и осмысления им его мысленных образов. На основании ответов пациента на эти вопросы психолог делал выводы о степени коррекции психического состояния пациента.
Практическое использование заявляемого способа позволяет повышать степень адаптивности в жизни пациентов, в частности школьников, способствует ускорению психического развития. Заявляемый способ прост в употреблении, может быть использован педагогами-психологами школ, психологами-воспитателями, психологами широкого профиля, педагогами, воспитателями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРУППОВОГО СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | 2004 |
|
RU2294770C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2009 |
|
RU2431506C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО МЕТОДУ "ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДРАМА" | 2011 |
|
RU2466752C1 |
Способ активизации психических возможностей у детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2016 |
|
RU2625650C1 |
СПОСОБ СИСТЕМНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2020 |
|
RU2745192C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2008 |
|
RU2371206C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2006 |
|
RU2315633C1 |
Изобретение относится к медицине и предназначено для коррекции психического состояния. Создают опытным в рассказчицкой деятельности специалистом ситуации «рассказчик-слушатель», во время которой специалист осуществляет пересказ содержания литературного произведения из числа лучших высокохудожественный реалистических произведений классической и современной литературы, имеющего жизнеутверждающее, гуманистическое содержание, имеющего решающее значение для коррекции психического состояния пациента. Ситуацию «рассказчик-слушатель» создают дважды, при этом сначала специалист в процессе пересказа осуществляет вербальное перекодирование последовательно воспроизводимых в памяти мысленных образов, описывая их словесно с эмоциональными и чувственными проявлениями, соответствующими описываемым образам и содержанию произведения, а также с проявлением своего отношения, как к пациенту, так и к нормопсихологике героев произведения, и к норме остальных отношений, описываемых в пересказываемом произведении. Пациент осуществляет репродуктивный пересказ услышанного словесным описанием своих мысленных образов, соответствующих содержанию воспринимаемого им пересказа. Способ позволяет повысить эффективность коррекции психического состояния. 1 з.п. ф-лы.
РОЖНОВ В.Е | |||
Руководство по психотерапии | |||
Ташкент, 1979, с.194-199, 242-243 | |||
КАРВАСАРСКИЙ Б.Д | |||
Психотерапевтическая энциклопедия | |||
Санкт -Петербург, 1998, с.151 -152 | |||
КРЫЛАСОВА А., МАНИЧЕВА С.А | |||
Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии | |||
Санкт - Петербург, 2000, с.486-497. |
Авторы
Даты
2005-12-10—Публикация
2003-12-19—Подача