Изобретение относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека и, в частности, к воздуходувным установкам, например, для создания искусственных погодных условий в локальном месте. В кинопромышленности при создании кинофильмов съемочной группе приходится долго ожидать определенной погоды, соответствующей замыслу режиссера, что естественно замедляет процесс съемок и приводит к большим экономическим потерям, так как съемочный день стоит очень дорого. С целью создания имитации природных условий в соответствии с сюжетом фильма приходится использовать съемочные павильоны со сложным оборудованием, имитирующими природные условия, и декорациями, которые также обходятся недешево. В природных условиях создание искусственных имитаций, таких как ветер, дождь, снег, туман, дым и тому подобное, значительно проще, но для этого процесса необходимо применять достаточно мощные вентиляторные установки различной конструкции, выпускаемые промышленностью и доработанные в собственных мастерских.
Обычно в качестве воздуходувных установок используются вентиляторы, оснащенные электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания (ДВГ), включая и газовые турбины. Иногда используются ветросиловые установки транспортных средств, содержащие ветроколесо (патент РФ №2237193), а также вентиляторы различной конструкции (патенты РФ класс 7 F 04 D 29 №36711), 336710, №2225537.
В некоторых случаях в вентиляторах в качестве силовых установок двигатели списанных самолетов и других транспортных средств, которые можно отнести к прототипу изобретения. Всем существующим и используемым в практических делах по созданию локальных погодных условий присущ общий недостаток, а именно отсутствие многофункциональности, например с помощью такой установки можно производить один только ветер, а если нужно имитировать дождь, то с помощью такого вентилятора воспроизвести его невозможно, так конструктивные особенности этой воздуходувной установки не позволяют применить его по новому назначению. Для использования списанного летательного аппарата в качестве воздуходувной установки требуется вспомогательная команда для разворота летательного аппарата для создания воздушного потока в заданном направлении по сигналу оператора. К тому же воздушный поток направить в заданном направлении часто не удается, а винты летательного аппарата создают зону повышенной опасности для людей, находящихся на съемочной площадке. Необходимость менять места съемок предъявляет воздуходувным установкам условия мобильности, в то время как эти установки весьма громоздки и нетранспортабельны. То есть конструкция воздуходувной установки для создания искусственных погодных условий на съемочной площадке должна быть не только мощной по силе и направлению воздушного потока, но легко управляемой и настраиваемой с возможностью легкого перемещения по съемочной площадке, так ее транспортировку к месту эксплуатации.
Такая воздуходувная установка должна требовать минимальное время для введения в эксплуатацию при любых погодных условиях, с возможностью имитации ветра, бури, снегопада, дождя, града, дыма, тумана.
Целью изобретения является создание воздуходувной установки, вырабатывающей управляемый мощный поток воздуха при визуальном режиме настройки, возможность перемещения установки по съемочной площадке и такой же легкой ее доставки на место эксплуатации, минимальной затраты время на подготовку к эксплуатации при любых погодных условиях, с обеспечением многофункциональности для производства имитации ветра, бури, снегопада, дождя, града, дыма, тумана.
Сущность изобретения состоит в том, что на одном краю платформы установлены рычаги, откидывающие колеса, с фиксаторами этих рычагов, а по центру платформы расположена откидная поворотная вилка с колесами, а также винтовая опора с башмаком, и съемное водило, причем слева и справа платформы установлены на кронштейнах откидные сошники с башмаками, а другой выдвижной сошник расположен со стороны откидной поворотной вилки прямо под ней, на мотораме расположены рычаги управления двигателем, рычаг разворота двигателя, приборная доска, фиксаторы пространственного положения двигателя с воздушным винтом, рядом с которым находятся генератор цветного дыма с форсункой и с кнопкой управления, генератор запаха с форсункой и кнопкой управления и емкость с распыляемой жидкостью или суспензией для имитации града и снега, все вместе управляемые кнопками управления, расположенными на приборной доске, а с противоположной стороны воздушного винта на защитный кожух надета решетка, направляющая воздушный поток
На фигурах 1, 2, 3 и 4 изображена воздуходувная установка для создания локальных искусственных погодных условий, где:
1. Платформа
2. Опорная пирамида
3. Поворотная турель
4. Карданный подвес
5. Моторама
6. Двигатель
7. Воздушный винт
8. Защитный кожух винта
9. Откидной рычаг колеса
10. Фиксаторы колесных рычагов
11. Колесо
12. Откидная поворотная вилка
13. Водило
14. Откидной сошник
15. Башмак
16. Выдвижной сошник
17. Винтовая опора
18. Кронштейн
19. Прицеп
20. Сходни
21. Ролик
22. Рычаги управления двигателем
23. Рычаг разворота двигателя
24. Приборная доска двигателя
25. Фиксаторы пространственного положения двигателя
26. Генератор дыма
27. Пульт с кнопками управления эффектами
28. Генератор дождя, тумана
29. Генератор запаха
30. Форсунка
31. Генератор «снега»
32. Емкость
33. Насос
34. Компрессор
35. Цилиндр-подъемник
36. Лебедка
37. Аккумулятор
38. Электропривод
39. Кресло оператора
40. Золотниковая система управления
41. Кнопки управления
42. Колодки
Воздуходувная установка для создания локальных погодных условий изображена на фигурах 1, 2, 3 и 4 состоит из основных частей: платформы (поз.1), выполненной в виде сварной, жесткой рамы, на которой расположена опорная пирамида (поз.2) для установки поворотной турели (поз.3), на которой на карданных подвесах (поз.4) на подшипниках, через амортизаторы подвешена моторама (поз.5) с укрепленными на ней силовым двигателем (поз.6) и воздушным винтом (поз.7). Воздушный винт (поз.7) заключен в разъемный защитный кожух (поз.8).
На одном краю платформы (поз.1) с ее нижней стороны установлены откидные рычаги (поз.9) с колесами (поз.11) и цилиндрами-подъемниками (поз.35) и фиксаторами колесных рычагов (поз.10). С этой же стороны платформы (поз.1), по ее центру расположена винтовая опора (поз.17) с башмаком (поз.15).
На другом краю платформы (поз.1), по центру расположена откидная поворотная вилка (поз.12) с колесами (поз.11) и цилиндрами-подъемниками (поз.35), электроприводом (поз.38) и съемным водилом (поз.13).
Откидные сошники (поз.14) с башмаками (поз.15) установлены слева и справа платформы (поз.1) на кронштейнах (поз.18).
По центру платформы за опорной пирамидой (поз.2) установлены аккумуляторные батареи (поз.37) и откидное кресло оператора (поз.38).
Выдвижной сошник (поз.16) расположен со стороны откидной поворотной вилки (поз.12) под ней. На мотораме (поз.5) расположены рычаги управления двигателем (поз.22), рычаг разворота двигателя (поз.23), приборная доска (поз.24) для контроля режима работы двигателя, фиксаторы пространственного положения (поз.25) двигателя (поз.5) с воздушным винтом (поз.7).
Дополнительно на мотораме находятся генераторы объемного дыма (поз.26) и цветного дыма (поз.32) и генератор запаха (поз.29) с форсунками (поз.30).
Кнопки управления (поз.27) дымами и запахом расположены на пульте управления эффектами (поз.27), установленного на рычаге разворота двигателя (поз.23).
Емкости (поз.31) с распыляемой жидкостью и суспензией для имитации дождя и снега с форсунками (поз.30) находятся на платформе (поз.1) справа и слева от опорной пирамиды (поз.2). Форсунки для распыления жидкости и/или суспензии закреплены на защитном кожухе (поз.8) воздушного винта (поз.7).
На фигуре 1 показан прицеп (поз.19) со сходнями (поз.20) и лебедкой (поз.36) для подъема и спуска воздуходувной установки.
Воздуходувная установка для создания локальных погодных условий при эксплуатации трансформируется с учетом трех рабочих состояний:
Первое состояние - «транспортное», когда все выступающие элементы конструкции, в том числе защитный кожух винта (поз.8), откидные рычаги (поз.9) с колесами (поз.11) и цилиндрами-подъемниками (поз.35), откидная поворотная вилка (поз.12) и откидные сошники (поз.14) с башмаками (поз.15) развернуты внутрь платформы (поз.1) и не выступают за габариты прицепа (поз.19).
Второе состояние - «развернутое.
Третье состояние - «движение по съемочной площадке».
Четвертое - «эксплуатационное».
После перемещения воздуходувной установки в район съемок воздуходувная установка снимается с прицепа, для чего у прицепа (поз.19) откидывается задний борт, устанавливаются сходни (поз.20), подцепляется лебедка (поз.36) к задней стороне платформы (поз.1) и платформа (поз.1) выталкивается назад с прицепа, двигаясь по роликам (поз.21, расположенным с нижней стороны платформы (поз.1). Платформа (поз.1) выдвигается на одну треть ее длины, затем откидные рычаги (поз.9) с колесами (поз.11) откидываются наружу и устанавливаются на фиксаторы (поз.10) и платформа (поз.1) скатывается дальше. После того как центр тяжести платформы (поз.1) воздуходувной установки пройдет через задний край прицепа (поз.19), воздуходувная установка наклонится вперед и передние ролики (поз.21) платформы (поз.1) сядут на направляющие сходней (поз.20). Постепенно, отпуская ленту лебедки (поз.36), производится спуск установки до момента, когда колеса (поз.11) не примут на себя нагрузку, опустившись до земли. Платформа (поз.1) прокатывается по сходням (поз.20) до состояния, когда можно откинуть поворотную вилку (поз.12) с колесами (поз.11) и поставить ее на фиксатор (поз.10). Под колеса установки ставятся колодки, лебедка (поз.36) отцепляется, и установка полностью скатывается на землю. Водило (поз.13) вставляется в полую ось откидной поворотной вилки (поз.12). С этого момента установка находится в развернутом состоянии, т.е. готова к перемещению на съемочной площадке к месту съемки.
Процесс перемещения воздуходувной установки по съемочной площадке может выполняться как вручную, так с помощью электропривода (поз.38). Электропривод (поз.37) установлен на откидной поворотной вилке (поз.12). Для движения по съемочной площадке оператор садится в кресло (поз.39), включает электропривод (поз.37) и, управляя задними колесами, с помощью водила (поз.13), развернутого внутрь установки, выводит установку в заданное место.
На выбранном для работы месте воздуходувная установка переводится в «эксплуатационное» - рабочее положение, для чего требует произвести несколько дополнительных действий, а именно: слева и справа рамы (поз.1) сбрасываются откидные сошники (поз.14) с башмаками (поз.15) и устанавливается выдвижной сошник (поз.16) (что создает необходимую устойчивость установки при работе мощного вентилятора), устанавливаются на фиксаторы (поз.10). Цилиндры-подъемники (поз.35) подключаются к воздушной системе установки через золотниковую систему управления (поз.40), откидные рычаги (поз.9) с колесами (поз.11) и откидная поворотная вилка (поз.12) снимаются с фиксаторов (поз.10) и с помощью цилиндров-подъемников (поз.35) убираются внутрь платформы (поз.1). При этом рама (поз.1) установки опускается на грунт. Одновременно башмаки (поз.15), расположенные на концах сошников (поз.14 и 16), под тяжестью установки плотно садятся на грунт. Выдвинутый из платформы (поз.1) выдвижной сошник (поз.16) фиксируется в таком положении фиксатором (поз.10), а с помощью винтовой опоры (поз.17) оператором выбирается свободный зазор под платформой (поз.1) с передней стороны установки для равномерного распределения нагрузки на башмаки (поз.15).
После фиксации воздуходувной установки на рабочем месте оператор ослабляет фиксаторы пространственного положения двигателя (поз.25) с поворотной турели (поз.3) и карданного подвеса (поз.4) и переводит двигатель (поз.6) с воздушным винтом (поз.7) в горизонтальное положение, разворачивает половины защитного кожуха (поз.8) до смыкания спереди перед воздушным винтом (поз.7) и фиксирует их в таком положении. Воздуходувная установка готова к запуску и эксплуатации.
После такой подготовки производится запуск двигателя (поз.6), при этом оператор пользуется рычагами управления двигателем (поз.22), контролирует режимы его работы по приборам, расположенным на приборной доске (поз.24).
После прогрева двигателя (поз.6), если это двигатель внутреннего сгорания, оператор готов выполнять команды кинооператора и направлять воздушный поток в заданную сторону, манипулируя рычагом разворота двигателя (поз.23). Поворотная турель (поз.3) и карданный подвес (поз.4) позволяют разворачивать двигатель (поз.6) с воздушным винтом (поз.7) как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости с помощью рычага управления двигателем (поз.22) и направлять поток в заданное место. При необходимости зафиксировать поток в заданном направлении оператор это делает с помощью фиксатора пространственного положения двигателя (поз.25).
В воздуходувной установке предусмотрены, кроме имитации ветра и бури, также имитация дождя, снега, града, дыма и тумана, что достигается с помощью генераторов спецэффектов: генератора дождя, тумана (поз.28), генераторов дыма (поз.26), снега (поз.31) и генератора запаха (поз.29). Требуемые компоненты для достижения соответствующих спецэффектов размещаются в емкостях (поз.31), расположенных на платформе, и подаются с помощью насосов (поз.33) в форсунки (поз.30), установленные на защитном кожухе винта (поз.8). Управление спецэффектами производится с помощью кнопок управления (поз.41), расположенными на пульте управления эффектами (поз.27). Вырабатываемые с помощью генераторов ингредиенты вводятся в воздушный поток в зависимости от замысла режиссера фильма.
Кроме того, на воздуходувной установке предусмотрена возможность точной наводки воздушного потока в заданном направлении, для чего предусмотрена отдельная, генерирующая цветной дым система с форсункой, расположенной в центре воздушного потока и подключаемой на момент настройки направления воздушного потока.
Таким образом, с помощью воздуходувной установки, для создания локальных погодных условий технический эффект достигается за счет создания трансформируемой конструкции с возможностью последовательного перевода в одно из четырех функциональных состояний: «транспортного», «развернутого», «движения по съемочной площадке» и «рабочего» - эксплуатационного. В транспортном положении трансформируемая конструкция воздуходувной установки позволяет достичь его минимального габарита, разместить на стандартном автомобильном прицепе и доставить агрегат к месту съемки любым транспортным средством. «Развернутое» состояния воздушной установки достигается в процессе ее разгрузки с прицепа и описано выше.
Движение воздуходувной установки по съемочной площадке производится вручную или с помощью электропривода. Предварительно с помощью подъемника на воздушном или гидроприводе колеса, расположенные на поворотных рычагах, разворачиваются наружу, отрывают платформу от грунта, а затем с помощью водила или электропривода перемещают, без дополнительных операций по подъему откидных сошников, что экономит время в процессе съемки, поскольку позволяет оперативно выполнять команды кинооператора. На новом месте платформа опускается на грунт переключением золотников, управляющих подачей воздуха в цилиндры-подъемники.
После завершения работы выдвижной и откидные сошники убираются внутрь установки, защитный кожух винта разъединяется на две половины и поворотом отдельных половин на петлях, фиксируют по обеим сторонам двигателя. Двигатель на карданном подвесе разворачивается вдоль платформы и наклоняется назад до упора. При этом винт тоже наклоняется назад и занимает минимальное вертикальное положение. Затем сходни устанавливаются на задний край прицепа. Установка подводится к прицепу, зацепляется крюк подъемной лебедки и лебедкой установка начинается затягивать на прицеп. В момент отрыва колес от грунта опоры с колесами убираются внутрь платформы, и процесс подъема продолжается до полной погрузки установки на прицеп. Затем крюк лебедки отцепляется от платформы, закрывается задний борт, устанавливаются крепящие ленты и установка готова к перемещению на новое место.
Воздуходувная установка для создания локальных погодных создана в мастерской студии «Ленфильм», опробована и используется при съемках фильмов разных жанров и показала свою эффективность при имитации погодных условий. Причем имитация дождя, тумана со снегом и пожара по сценарию фильма ничем не отличалась от естественных погодных природных и техногенных явлений.
Изобретение относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека и, в частности, к воздуходувным установкам, например, для создания искусственных погодных условий в локальном месте. Установка содержит платформу, выполненную в виде жесткой сварной рамы, на которой расположена опора для установки поворотной турели с карданным подвесом на подшипниках, моторамой с двигателем, воздушным винтом, компрессором сжатого воздуха, защитным кожухом и аккумулятором. На платформе с нижней стороны расположены ролики, откидывающиеся рычаги с колесами, фиксаторы этих рычагов, цилиндры-подъемники, винтовая опора с башмаком по центру платформы с одной стороны; а с другой стороны платформы расположена откидная поворотная вилка с водилом, цилиндром-подъемником и колесами, слева и справа платформы установлены на кронштейнах откидные сошники с башмаками, выдвижной сошник, расположенный со стороны откидной поворотной вилки, прямо под ней, кресло оператора, аккумулятор и электропривод, генераторы дыма с форсункой, генераторы дождя и тумана с насосом, емкости с распыляемой жидкостью или суспензией и с кнопкой управления, генератор запаха с форсункой и кнопкой управления; на карданном подвесе расположены рычаги управления двигателем, рычаг разворота двигателя, приборная доска контроля режимов работы двигателя и фиксаторы пространственного положения двигателя. Установка показала свою эффективность при имитации погодных условий, причем имитация дождя, тумана со снегом и пожара по сценарию фильма ничем не отличалась от естественных погодных природных и техногенных явлений. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2237193C1 |
ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2158850C1 |
US 5273690 A, 28.12.1993. |
Авторы
Даты
2007-03-10—Публикация
2005-01-11—Подача