Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности кресла машиниста.
Известно поворотное устройство для сиденья транспортного средства, содержащее основание, промежуточную опору, в которой установлены две параллельно расположенные оси, на одной из которых закреплено основание сиденья, а другая закреплена на корпусе транспортного средства, а.с. 1782796, B 60 N 2/02, публ. 23.12.92, бюл. №47.
Недостатком известного устройства является то, что смещение осей и расположение механизма поворота, выполненных на большом расстоянии от пола кабины транспортного средства, создает большой изгибающий момент в месте крепления сиденья к полу, что в свою очередь усложняет конструкцию.
Наиболее близким к заявляемому решению является устройство для установки сиденья на рабочем месте транспортного средства, содержащее основание и каретку с роликами, а.с. 1689145, B 60 N 2/06, публ. 07.11.91, бюл. №41.
Однако данное устройство обеспечивает только продольное перемещение каретки и не обеспечивает поворота ее с установленным сиденьем на рабочем месте, что в свою очередь ухудшает условия эксплуатации сиденья в ограниченном пространстве рабочей зоны и ограничивает его функциональные возможности.
Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей путем оптимального позиционирования сиденья на рабочем месте.
Указанная задача достигается тем, что поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства, содержащее основание и каретку с роликами, снабжено механизмом поворота и фиксации каретки, при этом ось поворота каретки не совпадает с вертикальной осью вращения сиденья и расположена со смещением вдоль ее горизонтальной оси.
Механизм поворота и фиксации каретки содержит жестко закрепленный на основании фиксирующий диск с пазами, вертикальную ось с подшипниками, установленную в фиксирующем диске, опорный элемент, жестко связанный с кареткой и имеющий возможность вращения на оси, подпружиненный фиксатор, входящий в пазы фиксирующего диска и взаимодействующий посредством тяги с педалью, установленной на каретке.
Ролики каретки прикреплены к ее боковым сторонам. Каретка снабжена дополнительными внутренними роликами, размещенными вдоль торцевых сторон каретки по дугам окружностей, имеющих один центр, совпадающий с осью вращения каретки, но разную величину радиусов.
На фиг.1 показано поворотное устройство для установки сиденья, вид сбоку, на фиг.2 - то же, вид сверху, на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2, на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2.
Поворотное устройство для установки сиденья содержит каретку 1 и основание, выполненное в виде плиты 2, которая жестко крепится к полу кабины транспортного средства. Каретка 1 имеет корпус 3, на котором смонтированы боковые ролики 4, шпильки 5 для установки сиденья, механизм поворота и фиксации 6 каретки 1, педаль 7.
Механизм поворота и фиксации 6 обеспечивает поворот каретки 1 на 180° с промежуточным фиксированным положением через 90° и содержит жестко связанный с кареткой 1 опорный элемент 8, имеющий возможность вращения, жестко закрепленный на основании 2 фиксирующий диск 9, в котором запрессована ось 10 с двумя радиально-упорными подшипниками 11, внешние обоймы которых закреплены в опорном элементе 8, а внутренние обоймы - на оси 10. Сверху подшипники 11 поджаты гайкой 12 для предотвращения их выпадания. Фиксирующий диск 9 имеет расположенные через 90° фиксирующие пазы 13, в которые входит подпружиненный фиксатор 14, соединенный тягой 15 с педалью 7.
Ось 10 механизма поворота и фиксации (ось поворота каретки - O1) не совпадает с вертикальной осью вращения сиденья О2 и расположена со смещением по горизонтальной оси с эксцентриситетом, равным расстоянию между осями O1-О2, что создает условия для маневрирования положения сиденья, его поворота и отката в новое положение.
Боковые ролики 4 закреплены на боковых сторонах каретки и установлены на осях вращения. Ролики 4 вращаются по окружности с центром, совпадающим с осью O1. Линия, проведенная между точками касания роликов 4 с плитой 2, проходит через центр вращения сиденья - ось О2.
К внутренней поверхности корпуса 3 каретки крепятся кронштейны 16, к которым крепятся внутренние ролики 17, установленные на осях 18. Внутренние ролики 17 размещены вдоль торцевых сторон корпуса каретки и установлены по дугам окружностей, имеющих разные величины радиусов, но один центр, который совпадает с осью вращения O1 каретки 1. Ролики 17 катаются по плите 2 и служат для поддержки корпуса каретки 1 при воздействии на него различных нагрузок и облегчения ее поворота.
Реализация устройства осуществляется следующим образом.
Сиденье устанавливается на шпильки 5 корпуса 3 каретки и крепится гайками (на чертеже не показаны). Для изменения положения сиденья и поворота каретки оператор, сидя в кресле, нажимает на педаль 7, подпружиненный фиксатор 14 выходит из паза 13 фиксирующего диска 9. Опорный элемент 8 поворачивается на оси 10 в подшипниках 11. Расфиксированная каретка 1 с сиденьем получает возможность поворота под действием небольшого усилия оператора. Внутренние ролики 17 и боковые ролики 4 облегчают скольжение каретки по плите 2. Подпружиненный фиксатор 14 скользит по торцевой поверхности фиксирующего диска 9 и попадает в следующий фиксирующий паз диска, расположенный через 90°, фиксируя каретку в новом положении. Для поворота каретки на следующие 90°, или изменения ее положения в другое позиционное место оператор нажимает на педаль, каретка с сиденьем поворачивается и легко изменяет свое положение. В итоге осуществляется поворот каретки на 180° и откат сиденья по горизонтали на расстояние, равное удвоенному расстоянию между осями O1-О2.
Предложенное устройство для установки сиденья с поворотной кареткой на 180° с фиксированным промежуточным положением через 90° обеспечивает возможность изменения позиционного расположения сиденья в условиях ограниченного пространства кабины маневрового локомотива, что необходимо, в частности, для быстрого покидания машинистом рабочего места, а также создания условий для работы машинисту в режиме "стоя". Кроме того, предложенное устройство позволяет установить кресло машиниста близко к стене кабины, что необходимо при работе машиниста маневрового локомотива, с последующим откатом или поворотом каретки с установленным креслом в другое положение. Изобретение создает условия комфортности рабочего места при эксплуатации, обеспечивает возможность для оптимального позиционирования сиденья на рабочем месте, расширяет его функциональные возможности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2293668C1 |
Кресло микрохирурга | 2017 |
|
RU2672019C1 |
ПРИЦЕП КВАДРОЦИКЛА СПЕЦИАЛЬНЫЙ | 2015 |
|
RU2601965C2 |
САНИ СИЛОВОГО РОТОРА | 1995 |
|
RU2147538C1 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2020 |
|
RU2752434C1 |
КРЕСЛО ОПЕРАТОРА СЕЙСМОСТОЙКОЕ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2668203C1 |
Сиденье водителя транспортного средства | 1974 |
|
SU515677A1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2620443C2 |
ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО | 2001 |
|
RU2224689C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности, кресла машиниста. Поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства содержит основание, каретку, шпильки для установки сиденья, механизм поворота и фиксации каретки, при этом ось O1 поворота каретки не совпадает с вертикальной осью О2 вращения сиденья и расположена со смещением вдоль ее горизонтальной оси. Механизм поворота и фиксации обеспечивает поворот каретки на 180° с промежуточным фиксированным положением через 90° и содержит жестко закрепленный на основании фиксирующий диск с пазами, вертикальную ось с подшипниками, установленную в фиксирующем диске, опорный элемент, жестко связанный с кареткой и имеющий возможность вращения на оси, подпружиненный фиксатор, входящий в пазы фиксирующего диска и взаимодействующий посредством тяги с педалью, установленной на каретке. Ролики каретки прикреплены к ее боковым сторонам. Каретка снабжена дополнительными внутренними роликами, размещенными вдоль торцевых сторон каретки по дугам окружностей, имеющих один центр, совпадающий с осью O1 вращения каретки, но разную величину радиусов. Технический результат - расширение функциональных возможностей путем оптимального позиционирования сиденья на рабочем месте. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рабочее место водителя транспортного средства | 1989 |
|
SU1689145A1 |
Рабочее место оператора транспортного средства | 1990 |
|
SU1759714A1 |
Способ регистрации поля градиента показателя преломления и устройство для его осуществления | 1978 |
|
SU704339A1 |
DE 3500529 A, 10.07.1986. |
Авторы
Даты
2007-03-20—Публикация
2005-05-26—Подача