ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2007 года по МПК B60N2/14 

Описание патента на изобретение RU2295463C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности кресла машиниста.

Известно поворотное устройство для сиденья транспортного средства, содержащее основание, промежуточную опору, в которой установлены две параллельно расположенные оси, на одной из которых закреплено основание сиденья, а другая закреплена на корпусе транспортного средства, а.с. 1782796, B 60 N 2/02, публ. 23.12.92, бюл. №47.

Недостатком известного устройства является то, что смещение осей и расположение механизма поворота, выполненных на большом расстоянии от пола кабины транспортного средства, создает большой изгибающий момент в месте крепления сиденья к полу, что в свою очередь усложняет конструкцию.

Наиболее близким к заявляемому решению является устройство для установки сиденья на рабочем месте транспортного средства, содержащее основание и каретку с роликами, а.с. 1689145, B 60 N 2/06, публ. 07.11.91, бюл. №41.

Однако данное устройство обеспечивает только продольное перемещение каретки и не обеспечивает поворота ее с установленным сиденьем на рабочем месте, что в свою очередь ухудшает условия эксплуатации сиденья в ограниченном пространстве рабочей зоны и ограничивает его функциональные возможности.

Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей путем оптимального позиционирования сиденья на рабочем месте.

Указанная задача достигается тем, что поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства, содержащее основание и каретку с роликами, снабжено механизмом поворота и фиксации каретки, при этом ось поворота каретки не совпадает с вертикальной осью вращения сиденья и расположена со смещением вдоль ее горизонтальной оси.

Механизм поворота и фиксации каретки содержит жестко закрепленный на основании фиксирующий диск с пазами, вертикальную ось с подшипниками, установленную в фиксирующем диске, опорный элемент, жестко связанный с кареткой и имеющий возможность вращения на оси, подпружиненный фиксатор, входящий в пазы фиксирующего диска и взаимодействующий посредством тяги с педалью, установленной на каретке.

Ролики каретки прикреплены к ее боковым сторонам. Каретка снабжена дополнительными внутренними роликами, размещенными вдоль торцевых сторон каретки по дугам окружностей, имеющих один центр, совпадающий с осью вращения каретки, но разную величину радиусов.

На фиг.1 показано поворотное устройство для установки сиденья, вид сбоку, на фиг.2 - то же, вид сверху, на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2, на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2.

Поворотное устройство для установки сиденья содержит каретку 1 и основание, выполненное в виде плиты 2, которая жестко крепится к полу кабины транспортного средства. Каретка 1 имеет корпус 3, на котором смонтированы боковые ролики 4, шпильки 5 для установки сиденья, механизм поворота и фиксации 6 каретки 1, педаль 7.

Механизм поворота и фиксации 6 обеспечивает поворот каретки 1 на 180° с промежуточным фиксированным положением через 90° и содержит жестко связанный с кареткой 1 опорный элемент 8, имеющий возможность вращения, жестко закрепленный на основании 2 фиксирующий диск 9, в котором запрессована ось 10 с двумя радиально-упорными подшипниками 11, внешние обоймы которых закреплены в опорном элементе 8, а внутренние обоймы - на оси 10. Сверху подшипники 11 поджаты гайкой 12 для предотвращения их выпадания. Фиксирующий диск 9 имеет расположенные через 90° фиксирующие пазы 13, в которые входит подпружиненный фиксатор 14, соединенный тягой 15 с педалью 7.

Ось 10 механизма поворота и фиксации (ось поворота каретки - O1) не совпадает с вертикальной осью вращения сиденья О2 и расположена со смещением по горизонтальной оси с эксцентриситетом, равным расстоянию между осями O12, что создает условия для маневрирования положения сиденья, его поворота и отката в новое положение.

Боковые ролики 4 закреплены на боковых сторонах каретки и установлены на осях вращения. Ролики 4 вращаются по окружности с центром, совпадающим с осью O1. Линия, проведенная между точками касания роликов 4 с плитой 2, проходит через центр вращения сиденья - ось О2.

К внутренней поверхности корпуса 3 каретки крепятся кронштейны 16, к которым крепятся внутренние ролики 17, установленные на осях 18. Внутренние ролики 17 размещены вдоль торцевых сторон корпуса каретки и установлены по дугам окружностей, имеющих разные величины радиусов, но один центр, который совпадает с осью вращения O1 каретки 1. Ролики 17 катаются по плите 2 и служат для поддержки корпуса каретки 1 при воздействии на него различных нагрузок и облегчения ее поворота.

Реализация устройства осуществляется следующим образом.

Сиденье устанавливается на шпильки 5 корпуса 3 каретки и крепится гайками (на чертеже не показаны). Для изменения положения сиденья и поворота каретки оператор, сидя в кресле, нажимает на педаль 7, подпружиненный фиксатор 14 выходит из паза 13 фиксирующего диска 9. Опорный элемент 8 поворачивается на оси 10 в подшипниках 11. Расфиксированная каретка 1 с сиденьем получает возможность поворота под действием небольшого усилия оператора. Внутренние ролики 17 и боковые ролики 4 облегчают скольжение каретки по плите 2. Подпружиненный фиксатор 14 скользит по торцевой поверхности фиксирующего диска 9 и попадает в следующий фиксирующий паз диска, расположенный через 90°, фиксируя каретку в новом положении. Для поворота каретки на следующие 90°, или изменения ее положения в другое позиционное место оператор нажимает на педаль, каретка с сиденьем поворачивается и легко изменяет свое положение. В итоге осуществляется поворот каретки на 180° и откат сиденья по горизонтали на расстояние, равное удвоенному расстоянию между осями O12.

Предложенное устройство для установки сиденья с поворотной кареткой на 180° с фиксированным промежуточным положением через 90° обеспечивает возможность изменения позиционного расположения сиденья в условиях ограниченного пространства кабины маневрового локомотива, что необходимо, в частности, для быстрого покидания машинистом рабочего места, а также создания условий для работы машинисту в режиме "стоя". Кроме того, предложенное устройство позволяет установить кресло машиниста близко к стене кабины, что необходимо при работе машиниста маневрового локомотива, с последующим откатом или поворотом каретки с установленным креслом в другое положение. Изобретение создает условия комфортности рабочего места при эксплуатации, обеспечивает возможность для оптимального позиционирования сиденья на рабочем месте, расширяет его функциональные возможности.

Похожие патенты RU2295463C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Горн Сергей Викторович
  • Сорокин Александр Владимирович
  • Лисовская Елена Аркадьевна
  • Козлов Алексей Алексеевич
RU2293668C1
Кресло микрохирурга 2017
  • Иогансон Роберт Юлиусович
  • Гурчин Александр Феликсович
  • Иогансон Дмитрий Робертович
RU2672019C1
ПРИЦЕП КВАДРОЦИКЛА СПЕЦИАЛЬНЫЙ 2015
  • Мордвинцев Андрей Владимирович
RU2601965C2
САНИ СИЛОВОГО РОТОРА 1995
  • Абелян Е.Г.
  • Родионов В.В.
  • Сальников В.Н.
  • Чеботников А.Д.
RU2147538C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1
КРЕСЛО ОПЕРАТОРА СЕЙСМОСТОЙКОЕ (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Тканко Юрий Федорович
RU2668203C1
Сиденье водителя транспортного средства 1974
  • Бандаков Борис Федорович
  • Борисов Сергей Михайлович
  • Гусаров Лев Анатольевич
SU515677A1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2007
  • Башков Михаил Владимирович
  • Корнеев Анатолий Николаевич
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Поздняков Александр Викторович
  • Ханакин Владимир Васильевич
RU2404400C2
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Тканко Юрий Федорович
RU2620443C2
ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО 2001
  • Нафиков И.Ю.
RU2224689C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 295 463 C2

Реферат патента 2007 года ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности, кресла машиниста. Поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства содержит основание, каретку, шпильки для установки сиденья, механизм поворота и фиксации каретки, при этом ось O1 поворота каретки не совпадает с вертикальной осью О2 вращения сиденья и расположена со смещением вдоль ее горизонтальной оси. Механизм поворота и фиксации обеспечивает поворот каретки на 180° с промежуточным фиксированным положением через 90° и содержит жестко закрепленный на основании фиксирующий диск с пазами, вертикальную ось с подшипниками, установленную в фиксирующем диске, опорный элемент, жестко связанный с кареткой и имеющий возможность вращения на оси, подпружиненный фиксатор, входящий в пазы фиксирующего диска и взаимодействующий посредством тяги с педалью, установленной на каретке. Ролики каретки прикреплены к ее боковым сторонам. Каретка снабжена дополнительными внутренними роликами, размещенными вдоль торцевых сторон каретки по дугам окружностей, имеющих один центр, совпадающий с осью O1 вращения каретки, но разную величину радиусов. Технический результат - расширение функциональных возможностей путем оптимального позиционирования сиденья на рабочем месте. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 295 463 C2

1. Поворотное устройство для установки сиденья транспортного средства, содержащее основание и каретку с роликами, отличающееся тем, что оно снабжено механизмом поворота и фиксации каретки, при этом ось поворота каретки не совпадает с вертикальной осью вращения сиденья и расположена со смещением вдоль ее горизонтальной оси.2. Поворотное устройство по п.1, отличающееся тем, что механизм поворота и фиксации каретки содержит жестко закрепленный на основании фиксирующий диск с пазами, вертикальную ось с подшипниками, установленную в фиксирующем диске, опорный элемент, жестко связанный с кареткой и имеющий возможность вращения на оси, подпружиненный фиксатор, входящий в пазы фиксирующего диска и взаимодействующий посредством тяги с педалью, установленной на каретке.3. Поворотное устройство по п.1, отличающееся тем, что ролики каретки прикреплены к ее боковым сторонам.4. Поворотное устройство по п.1, отличающееся тем, что каретка снабжена дополнительными внутренними роликами, размещенными вдоль торцевых сторон каретки по дугам окружностей, имеющих один центр, совпадающий с осью вращения каретки, но разную величину радиусов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2295463C2

Рабочее место водителя транспортного средства 1989
  • Козлов Игорь Николаевич
  • Скрипка Святослав Леонидович
  • Новиков Евгений Константинович
SU1689145A1
Рабочее место оператора транспортного средства 1990
  • Казьмин Юрий Леонидович
  • Бусыгин Юрий Георгиевич
  • Аронин Лев Григорьевич
  • Плешанов Владимир Александрович
  • Кузнецов Николай Иванович
SU1759714A1
Способ регистрации поля градиента показателя преломления и устройство для его осуществления 1978
  • Евтихиева О.А.
  • Ринкевичюс Б.С.
SU704339A1
DE 3500529 A, 10.07.1986.

RU 2 295 463 C2

Авторы

Горн Сергей Викторович

Сорокин Александр Владимирович

Лисовская Елена Аркадьевна

Калинин Станислав Владимирович

Даты

2007-03-20Публикация

2005-05-26Подача