Изобретение относится к размеростабильным несущим конструкциям рамного типа из слоистых полимерных композиционных материалов и может применяться в высокоточных наземных и космических системах, например, в качестве опорных конструкций ускорителей элементарных частиц или приборных платформ космических аппаратов.
Основным показателем качества и функциональной эффективности опорных рам для высокоточных изделий является постоянство геометрии, которое достигается получением однородной по жесткости и структуре композитной конструкции с минимальной вариацией термомеханических свойств конструктивных элементов.
Известна опорная рамная конструкция из углепластика, образованная ребрами прямоугольного сечения, содержащими 90% слоев с волокнами, ориентированными вдоль продольных осей ребер, и узлами пересечения ребер, выполняемыми посредством их клеевого соединения встык или по типу "замка" (http://atlasinfo.cem.ch/Atlas/GROUPS/INNER_DETECTOR/TDR/tdr/dev/TRT-Design/Mechanics/trt-barrel.ps; ATLAS Inner Detector: Technical Design Report. - CERN, 1997. - V.2. - P.666).
Такая конструкция характеризуется пониженной жесткостью и высокой деформативностью из-за наличия конструктивных разъемов, частичного или полного перерезания продольных (ориентированных вдоль продольных осей ребер) волокон в узлах рамы, разнородности структуры и высокой вариации свойств ребер как раздельно формуемых деталей, а также низкой прочностью соединений, пониженной точностью рабочей поверхности изделия, технологической сложностью и высокой трудоемкостью изготовления.
Ближайшим аналогом, выбранным в качестве прототипа, является интегральная рамная конструкция из слоистого полимерного композиционного материала, содержащая стержневые элементы прямоугольного сечения (ребра) и узлы их соединения, которые образуются одновременно с ребрами в процессе намотки или выкладки слоев однонаправленного препрега (Композиционные материалы. Т.7. Анализ и проектирование конструкций. Часть I / Под ред. К.Чамиса. - М.: Машиностроение, 1978. - С.131).
Несмотря на то, что такое техническое решение позволяет реализовать более эффективное соединений ребер, а также повысить общую жесткость и технологичность рамной конструкции, она не отвечает требованиям по размерной стабильности и точности вследствие неизбежных утолщений в узлах пересечения ребер, приводящих к неоднородности структуры материала, значительной вариации жесткости и термомеханических свойств по длине ребер, низкой точности размеров сечения и рабочей поверхности изделия. Еще одним существенным недостатком является невозможность управления схемой армирования материала и характеристиками изделия, то есть получения рациональной по термоупругим свойствам конструкции.
Задачей изобретения является создание интегральной рамной конструкции из слоистого полимерного композиционного материала с высокой геометрической стабильностью в условиях циклического изменения температуры эксплуатации на основе применения новых структур армирования слоев материала, согласованных с пространственной ориентацией образующих раму стержневых элементов (ребер).
Техническим результатом изобретения является повышение стабильности и точности позиционирования узлов рамы, обеспечение рациональных термоупругих характеристик ребер, однородности структуры материала, постоянной жесткости сечения, снижения вариации термомеханических свойств по длине ребер, высокой точности размеров сечения и рабочей поверхности изделия.
Для этого в интегральной рамной конструкции из слоистого полимерного композиционного материала, состоящей из ребер прямоугольного сечения и узлов их соединения, образующих вместе с ребрами монолитный силовой каркас, выполненный из лежащих в плоскости рамы слоев волокнистого материала, пропитанного полимерным связующим, согласно предлагаемому изобретению, каждое ребро и каждый узел содержат не менее одного слоя волокнистого материала, волокна которого ориентированы вдоль продольной оси ребра, и слои волокнистого материала, волокна которого ориентированы в направлениях, соответствующих направлениям продольных осей других ребер.
Кроме того, с целью повышения жесткости интегральная рамная конструкция может дополнительно содержать второй монолитный силовой каркас, аналогичный по структуре армирования первому монолитному силовому каркасу и выполненный из материала, идентичного материалу первого монолитного силового каркаса, и заполнитель, например сотовый или синтактный, расположенный между первым и вторым монолитными силовыми каркасами и соединенный с ними посредством склейки или приформовки.
Для монолитных силовых каркасов может быть использован материал на основе углеродных, арамидных, стеклянных волокон или их комбинации и термореактивных связующих, например эпоксидных, цианатных или полиэфирных. В качестве заполнителя могут применяться сотовые заполнители на основе углеродных, стеклянных и арамидных тканей, металлические сотозаполнители, например, из алюминиевой фольги, а также синтактные заполнители на основе полых угле- и стекломикросфер. Для склейки заполнителя с монолитными силовыми каркасами могут использоваться клеевые композиции горячего и холодного отверждения.
На фиг.1 представлена интегральная рамная конструкция из слоистого полимерного композиционного материала, на фиг.2 - интегральная рамная конструкция с дополнительными конструктивными элементами.
Интегральная рамная конструкция (фиг.1) из слоистого полимерного композиционного материала содержит пересекающиеся ребра 1, 2, 3 прямоугольного сечения и узлы соединения 4, образующие вместе с ребрами монолитный силовой каркас 5, выполненный из лежащих в плоскости рамы слоев волокнистого материала, пропитанного полимерным связующим. Каждое ребро 1, 2, 3 и каждый узел соединения 4 рамы содержат не менее одного слоя 1' волокнистого материала, волокна которого ориентированы вдоль продольной оси ребер 1, и слои 2' и 3' волокнистого материала, волокна которого ориентированы вдоль продольных осей ребер 2 и 3 соответственно.
Соотношения слоев 1', 2' и 3' в ребрах (и узлах соответственно) определяются условием получения требуемых термомеханических характеристик материала (термического коэффициента линейного расширения, модуля упругости, прочности и т.д.).
Интегральная рамная конструкция из слоистого полимерного композиционного материала (фиг.2) содержит дополнительный монолитный силовой каркас 6, аналогичный по структуре армирования монолитному силовому каркасу 5 и выполненный из материала, идентичного материалу монолитного силового каркаса 5, и заполнитель 7, расположенный между монолитными силовыми каркасами 5, 6 и соединенный с ними.
Геометрия интегральной рамной конструкции, в том числе ее форма, размеры сечений, количество и взаимное положение ребер, определяется конструктивными и компоновочными требованиями к изделию.
Изготовление интегральной рамной конструкции выполняется посредством получения плоской плиты методом послойной выкладки и формования и ее дальнейшей точной механической обработкой.
Процесс получения интегральной рамной конструкции с дополнительными конструктивными элементами включает изготовление плоских плит методом выкладки слоев полимерного композиционного материала и формования, склейку или приформовку плит с заполнителем и последующую точную механическую обработку.
Максимальные термические перемещения узлов прецизионных интегральных кольцевых рам, изготовленных из углепластика КМУ-4Л на основе ленты углеродной ЛУ-П/0.1А ГОСТ 28006-88 и эпоксидного связующего ЭНФБ ТУ 1-596-36-98 с использованием предложенного технического решения, имеющих наружный диаметр 2,15 м, толщину 21 мм и треугольную структуру силового каркаса из радиальных и кольцевых ребер прямоугольного сечения шириной 10 и 5 мм, составили величину менее 25 мкм в заданном диапазоне температуры эксплуатации от +15 до +35°С. Термический коэффициент линейного расширения материала при этом составил 2,3×10-6 1/°С (2,8×10-6 1/°С) для радиальных и 0,7×10-6 1/°С (1,0×10-6 1/°С) для кольцевых ребер. Пористость материала интегральных кольцевых рам - менее 1,0%. Вариация модуля упругости ребер составила менее 5%, термического коэффициента линейного расширения ±0,2×10-6 1/°С. Достигнутая точность рабочей поверхности интегральных кольцевых рам - 300 мкм.
Таким образом, заявляемое техническое решение позволяет получить высокоточные крупногабаритные рамные конструкции интегрального типа с высокой геометрической стабильностью, применяемые в наземной и космической технике, и в предложенной совокупности нового и известных существенных признаков соответствует критерию "промышленная применимость".
Объем предлагаемого изобретения следует понимать шире, чем конкретное выполнение, приведенное в описании, формуле и на чертежах. Предложенное техническое решение может быть использовано в других областях техники с высоким уровнем требований по размерной стабильности и точности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНТЕГРАЛЬНАЯ РАМНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ИЗ СЛОИСТОГО ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА, СПОСОБ ЕЁ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОСНАСТКА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2016 |
|
RU2664043C2 |
КОНСТРУКЦИЯ РАЗМЕРОСТАБИЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ИЗ СЛОИСТОГО ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2018 |
|
RU2674205C1 |
ДВЕРЬ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ КАБИНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ВЫПОЛНЕННАЯ ИЗ ВОЛОКНИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2006 |
|
RU2415051C2 |
КОНСТРУКЦИЯ КАРКАСОВ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ ИЗ УГЛЕПЛАСТИКА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАРКАСА | 2017 |
|
RU2654882C1 |
КОРПУС ДЛЯ ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2010 |
|
RU2441798C1 |
ПАНЕЛЬ ИЗ СЛОИСТЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2012 |
|
RU2518519C2 |
КАРКАС КОНСТРУКЦИИ АНТЕННОГО РЕФЛЕКТОРА ИЗ ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2556424C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОРМОВОЧНОЙ ОСНАСТКИ ИЗ ПОЛИМЕРНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2000 |
|
RU2188126C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ СИЛОВЫХ ПАНЕЛЕЙ | 2014 |
|
RU2579779C2 |
КОМПОЗИТНАЯ РАЗМЕРОСТАБИЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА | 2006 |
|
RU2312771C1 |
Изобретение относится к размеростабильным несущим конструкциям рамного типа из слоистых полимерных композиционных материалов и может применяться в высокоточных наземных и космических системах. Интегральная рамная конструкция из слоистого полимерного композиционного материала состоит из ребер прямоугольного сечения и узлов их соединения, образующих вместе с ребрами монолитный силовой каркас, выполненный из лежащих в плоскости рамы слоев волокнистого материала, пропитанного полимерным связующим. Каждое ребро и каждый узел содержат не менее одного слоя волокнистого материала, волокна которого ориентированы вдоль продольной оси ребра, и слои волокнистого материала, волокна которого ориентированы в направлениях, соответствующих направлениям продольных осей других ребер. В результате повышается стабильность и точность позиционирования узлов рамы, снижаются вариации термомеханических свойств по длине ребер, обеспечивается высокая точность размеров изделия. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Композиционные материалы | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Анализ и проектирование конструкций | |||
Часть I / Под ред | |||
К.Чамиса | |||
- М.: Машиностроение, 1978 | |||
Способ получения продукта конденсации бетанафтола с формальдегидом | 1923 |
|
SU131A1 |
РАЗМЕРОСТАБИЛЬНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИЗДЕЛИЕ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ФОРМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2001 |
|
RU2230406C2 |
US 4389447 А, 21.06.1983 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
2007-04-10—Публикация
2005-08-25—Подача