ШЛАМОБЕТОН Российский патент 2002 года по МПК E01C3/04 E01C7/36 E02D3/12 

Описание патента на изобретение RU2184808C2

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных дорог и аэродромов.

Известны грунтобетоны, в которых в качестве вяжущего применяют нефть, цемент или известь. Соотношение ингредиентов в композиционном вяжущем (% от массы сухого грунта): нефть - 5...6, цемент - 4...5 или нефть - 4, известь - 4.

Такие грунтобетоны соответствуют I и II классам прочности и отличаются сравнительно высокой морозостойкостью и малым водонасыщением (Безрук В.М., Линцер А. В. и др. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1975, 72 с.).

Наиболее близким аналогом к предложенному изобретению является шламобетон, содержащий в качестве основы, формирующий скелет бетона - нефтешлам, образующийся в процессе очисти сточных вод нефтеперерабатывающих заводов, а в качестве стабилизатора - минеральное вяжущее (цемент или известь).

Шламобетон отличается высокой деформационной стабильностью, относительно низкой себестоимостью, за счет применения взамен грунта многотоннажных отходов промышленности. Для них характерна упрощенная технология. Однако они имеют сравнительно узкий диапазон применения, поскольку по прочности относятся ко II и III классам (патент на изобретение 2150546, С1/ Шламобетон. Шеина Т.В., Коренькова С.Ф., Клименков О.В., Бюл. 16, 2000).

Технологическим результатом изобретения, на достижение которого направлено создание нового технического решения, является получение высококачественного шламобетона низкой себестоимости, энерго- и трудозатратами на его приготовление и расширение сырьевой базы грунтов за счет применения отходов промышленности.

Поставленный технический результат достигается тем, что шламобетон, включающий нефтешлам и минеральное вяжущее - цемент или известь, отличающийся тем, что в качестве нефтешлама он содержит шлам нефтедобычи, состоящий из 50-75 мас.% высокодисперсных частиц металла, кварца, гидроксидов железа, алюминия и кальция, карбонатов кальция и магния, сырой нефти - 20-40 мас.% и воды - остальное, при следующем соотношении компонентов в шламобетоне, мас. %:
шлам нефтедобычи - 86-88
цемент или известь - 14-12
Шламы нефтедобычи сопутствуют процессу добычи и транспортирования нефти. Основным отличием органической составляющей шлама нефтедобычи от шлама нефтепереработки является большее содержание смол и асфальтов, а минеральной части - ионообменных комплексов Са+2 и Mg+2, против Аl+3 и Fe+3 у шламов нефтепереработки.

Стабилизацию шлама нефтедобычи осуществляли ПЦ 400 - ДО и негашенной известью 2 сорта (СаО и MgO>80%). Изготовление и испытание шламобетонов проводились согласно "Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов". - М., 1975, 126 с.

Расход цемента (извести) для состава 1 составил - 11% в счет 100% шлама нефтедобычи, для состава 2-12%, для состава 3-13%, для состава 4-14%, а для состава 5-15%.

Как видно из результатов табл. 1 и 2, шламобетоны состава 1 не отвечают поставленному техническому результату, а состав 5 - по качеству соответствует требованиям к стабилизированным грунтам 1 и 2 класса по прочности, но экономически нецелесообразны, так как заведомо ведут к перерасходу вяжущего.

Составы 2, 3 и 4 следует считать оптимальными. Большая прочность при сжатии шламобетонов на основе шламов нефтедобычи объясняется наличием в составе органической части соединений с ненасыщенной химической связью, которые повышают их реакционную способность. Поскольку средняя молекулярная масса углеводородов приближается по абсолютной величине к битуму, а соотношение С/Н изменяется согласно приведенному ряду: Битумы (6,29-10,7)> шламы нефтедобычи (8,56-8,79)> шламы нефтепереработки (6,76-7,54).

Приоритет по прочности при растяжении у шламобетона на шламах нефтедобычи можно объяснить большим содержанием смол, обеспечивающих адгезионно-когезионные связи и эластичность.

Оптимальные составы могут быть рекомендованы, согласно СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" М., 1986 для устройства оснований аэродромов класса А-Г (1 кл. по прочности) и Д-Е (2 кл. по прочности) или покрытий со слоем износа; их можно использовать как для нижних, так и верхних слоев оснований широкого спектра категорий автодорог или в качестве покрытия автодорог местного значения. Они могут быть также рекомендованы в качестве оснований, выполняющих функцию трещино-прерывающих слоев. При этом:
- Улучшаются технологические свойства: удобообрабатываемость, за счет наличия пластифицирующих добавок - нефти, а значит и гомогенность и удобоукладываемость.

- Повышаются эксплуатационные показатели: прочность при сжатии и растяжении, морозостойкость и деформационная способность за счет образования разветвленного каркаса из продуктов гидролиза и гидратации цементного клинкера и гидрофобизации частиц.

- Социальный эффект достигается за счет улучшения экологической обстановки в районах добычи нефти и снижения интенсивности загрязнения биосферы, реабилитации территорий, загрязненных шламами нефтедобычи, а также ресурсных альтернатив стройиндустрии.

Приведенный заявителем анализ по научно-техническим и патентным источникам информации позволил выявить отличные признаки в заявительном техническом решении, следовательно, заявленный шламобетон удовлетворяет критерию изобретения "Новизна". В обнаруженной информации отсутствуют сведения об указанном результате и из нее не выявляется влияние отдельных признаков на достижение технического результата. Следовательно данное техническое решение удовлетворяет критерию "Изобретательный уровень".

Критерий изобретения "Промышленная применимость" подтверждается тем, что предлагаемый шламобетон отличается упрощенной технологией: незначительными энерго- и трудозатратами; низкой себестоимостью и позволяет найти широкое применение многотоннажным отходам, под которые отводятся значительные земельные угодья.

Описываемый шламобетон может быть использован при устройстве автомобильных дорог и аэродромов без значительного увеличения капиталовложений.

Похожие патенты RU2184808C2

название год авторы номер документа
ШЛАМОБЕТОН 1998
  • Шеина Т.В.
  • Коренькова С.Ф.
  • Клименков О.М.
RU2150546C1
ХОЛОДНЫЙ ПЕСЧАНЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОН 2000
  • Шеина Т.В.
  • Солодилов А.В.
  • Неклюдов А.Г.
RU2174498C1
ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2005
  • Вяткин Александр Павлович
  • Афанасьев Иван Афанасьевич
  • Краснов Евгений Сергеевич
  • Вагнер Сергей Александрович
RU2296831C1
ОРГАНОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2004
  • Брехман А.И.
  • Хабибуллина И.Н.
  • Трифонов А.А.
RU2263735C1
БИТУМНО-МИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ 1998
  • Шеина Т.В.
  • Коренькова С.Ф.
  • Лукоянчева Т.П.
RU2150440C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИТУМОГРУНТОБЕТОНА 1998
  • Шеина Т.В.
  • Коренькова С.Ф.
RU2137729C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИТУМОТЕРМОЛИТОБЕТОННОЙ СМЕСИ 1998
  • Шеина Т.В.
RU2159748C2
ГОРЯЧИЙ ПЕСЧАНИСТЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОН НА АКТИВИРОВАННОМ КВАРЦЕВОМ ЗАПОЛНИТЕЛЕ 1996
  • Коренькова С.Ф.
  • Макридов Г.В.
RU2102355C1
СОСТАВ ГРУНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ, ГРУНТОБЕТОННОЕ ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ, СПОСОБ ЕГО УСТРОЙСТВА 2010
  • Строкова Валерия Валерьевна
  • Карацупа Сергей Викторович
  • Дмитриева Татьяна Владимировна
  • Лютенко Андрей Олегович
  • Николаенко Михаил Алексеевич
RU2445285C2
БЕТОННАЯ СМЕСЬ 2000
  • Шеина Т.В.
  • Коренькова С.Ф.
  • Евстропов А.А.
RU2177920C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 184 808 C2

Реферат патента 2002 года ШЛАМОБЕТОН

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве основания автомобильных дорог и аэродромов. Шламобетон, включающий нефтешлам и минеральное вяжущее - цемент или известь, в качестве нефтешлама содержит шлам нефтедобычи, состоящий из 50-75 мас.% высокодисперсных частиц металла, кварца, гидроксидов железа, алюминия и кальция, карбонатов кальция и магния, сырой нефти - 20-40 мас.% и воды - остальное, при следующем соотношении компонентов в шламобетоне, мас.%: шлам нефтедобычи - 86-88, цемент или известь - 14-12. Технический результат: получение высококачественного шламобетона низкой себестоимости, с низкими энерго- и трудозатратами на его приготовление и расширение сырьевой базы грунтов за счет применения отходов промышленности. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 184 808 C2

Шламобетон, включающий нефтешлам и минеральное вяжущее - цемент или известь, отличающийся тем, что в качестве нефтешлама он содержит шлам нефтедобычи, состоящий из 50-75 мас. % высокодисперсных частиц металла, кварца, гидроксидов железа, алюминия и кальция, карбонатов кальция и магния, сырой нефти - 20-40 мас. % и воды - остальное, при следующем соотношении компонентов в шламобетоне, маc. %:
Шлам нефтедобычи - 86-88
Цемент или известь - 14-12

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2184808C2

ШЛАМОБЕТОН 1998
  • Шеина Т.В.
  • Коренькова С.Ф.
  • Клименков О.М.
RU2150546C1
Грунтобетонная смесь 1977
  • Колбас Николай Сергеевич
  • Баранов Алексей Иванович
  • Русинова Татьяна Серафимовна
  • Ковалева Мария Алексеевна
SU607870A1
Грунтобетонная смесь 1976
  • Петрашевский Ричард Иванович
  • Лемец Наталия Леонидовна
  • Марковка Диана Михайловна
  • Гаврильчик Лидия Васильевна
SU610905A1
Способ укрепления грунта 1982
  • Баринов Евгений Николаевич
  • Вебер Виктор Вольдемарович
  • Беляев Николай Николаевич
SU1073375A1
Композиция для устройства конструктивных слоев дорожной одежды 1985
  • Агафонцева Валентина Петровна
  • Васильев Юрий Михайлович
  • Мельникова Мария Григорьевна
  • Лесников Алексей Владимирович
  • Беэк Калев Альфредович
SU1351963A1
ВЯЖУЩЕЕ для ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТА 0
  • Витель Л. Н. Ястребова, Т. М. Луканина, В. В. Каминский, В. А. Поздеев, Э. Лиепин В. С. Алимов
SU384974A1
Композиция для устройства дорожного основания 1987
  • Любацкий Владислав Прокофьевич
  • Сасько Николай Федорович
  • Никитенко Владимир Иванович
  • Любацкая Ольга Яковлевна
SU1470829A1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 1992
  • Прокопец Валерий Сергеевич
  • Галдина Вера Дмитриевна
RU2039858C1
US 3817643 А, 18.06.1974
Способ прогнозирования содержания гамма-глобулинов у стажированных работников, экспонированных ртутью 2018
  • Кудаева Ирина Валерьевна
  • Маснавиева Людмила Борисовна
RU2700161C1
Соколов Г.В
и др
Использование отходов нефтеперерабатывающих производств Горьковской области в дорожном строительстве
Сб: "Расширение ресурсов вяжущих для дорожн
строит-ва"
Труды Гипродорнии, вып
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда 1922
  • Вознесенский Н.Н.
SU32A1

RU 2 184 808 C2

Авторы

Ягудин Н.Г.

Коренькова С.Ф.

Шеина Т.В.

Даты

2002-07-10Публикация

2000-10-09Подача